Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор и утверждение темы исследования↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тематика работ (проектов), задания на их выполнение утверждаются кафедрой социальной работы, педагогики и психологии. Студент может выбрать тему работы (проекта) из числа тем, предложенных кафедрой, или выдвинуть ее самостоятельно с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. В любом случае при выборе темы исследования следует учитывать следующие условия: 1) специализацию кафедры социальной работы, педагогики и психологии, имеющую отраслевую и региональную специфику научных направлений; 2) склонность студента к специфическим формам исследовательских отраслей социальной работы – технологии социальной работы, теории социальной работы, истории социальной работы и др.; 3) актуальность и степень изученности проблемы, обеспеченность источниками и литературой; 4) достаточность теоретической и методологической подготовленности студента при изучении избранной темы. Таким образом, в выборе темы студент руководствуется актуальностью проблемы, степенью изученности темы и своими наклонностями к изучению тех или иных аспектов социальной работы. Тематика курсовых и дипломных работ (проектов) должна характеризоваться социальной значимостью, определяться заказами предприятий и организаций, отражать реальные потребности практики в решении актуальных проблем социальной работы, иметь творческий (проектный) характер. ВКР должна продемонстрировать уровень овладения автором методами научного исследования и научным языком, его умение кратко, логично и аргументированно излагать материал. Она не должна носить компилятивный характер или механически повторять учебные работы выпускника (курсовые, реферативные работы и пр.). Выводы, предложения и рекомендации по исследуемым проблемам, выдвигаемые автором в адрес органов, организаций, учреждений и служб социальной защиты населения, должны быть конкретны и иметь практическую и теоретическую ценность и обладать элементами новизны.
2.2. Разработка задания на выполнение ВКР
Задание на выполнение дипломного исследования является нормативным документом, устанавливающим границы и глубину исследования (разработки) темы, а также сроки представления работы на кафедру в завершенном виде (см. прил. 9). В «Задании» указывают: - тему работы (проекта); - состав исходных данных; - перечень основных вопросов, подлежащих исследованию или разработке; - перечень наглядных материалов; - сведения о консультантах по специальным разделам исследования; - срок сдачи выполненной работы (проекта) на кафедру. Задание на выполнение работы (проекта) составляется в 3 экземплярах на типовых бланках, подписывается студентом, научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой. Один экземпляр задания выдается студенту, второй остается у научного руководителя, третий предоставляется на кафедру. План-график выполнения ВКР
План-график выполнения ВКР содержит сведения об этапах работы, результатах, сроках выполнения задания, отметки научного руководителя о выполнении объемов работы (дата, подпись). Образец формата плана-графика приведен в прил. 10. Допускается выполнение плана-графика в виде сетевой модели. В составе важнейших этапов дипломной работы должны быть предусмотрены: - составление программы исследования; - подготовка аналитического обзора темы; - сбор исходных эмпирических данных; - обработка и анализ полученной информации; - подготовка и оформление текстовой части дипломной работы (проекта); - подготовка и оформление наглядного материала. При выполнении дипломных проектов должны быть предусмотрены: - выработка и обоснование проектных решений практической реализации поставленных задач; - расчет эффективности предложенных проектных решений. Выделение в составе названных этапов конкретных видов работ (например, определение цели и задачи работы, выдвижение рабочих гипотез, разработка методов сбора эмпирических данных и т.д.) осуществляется в соответствии с программой конкретного научного исследования.
2.4. Сбор материала и этапы осуществления курсовой и дипломной работы (проекта) Любое научное исследование от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые общие этапы его реализации – от появления идеи, замысла до формулировки выводов и оценки полученных результатов. Идеи рождаются из практики, наблюдений окружающего мира и потребностей жизни; в их основе лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но зачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения. Тогда на помощь приходит способность исследователя предлагать новый, совершенно необычный аспект рассмотрения задачи, которую долгое время не могли решить при обычном подходе к делу. Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. В общем виде весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы: - обоснование актуальности выбранной темы; - постановка цели и конкретных задач исследования; - определение объекта и предмета исследования; - выбор методов (методики) проведения исследования; - описание процесса исследования; - обсуждение результатов исследования; - формулирование выводов и оценка полученных результатов. Сбор информации является едва ли не самым трудоемким этапом в осуществлении любого исследования. Суть его заключается в поиске и анализе различных источников информации. Под источником информации понимается документ, содержащий какие-либо сведения. К документам относят различного рода издания, являющиеся основным источником научной информации[4]. Источниками научной информации служат и неопубликованные документы: диссертации, депонированные рукописи, отчеты о научно-исследовательских работах, научные переводы, обзорно-аналитические материалы. В отличие от изданий эти документы не рассчитаны на широкое и многократное использование, находятся в виде рукописей, либо тиражируются в небольшом количестве экземпляров средствами машинописи или ЭВМ. Все документальные источники научной информации делятся на первичные и вторичные. Первичные документы содержат исходную информацию, непосредственные результаты научных исследований (монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т.д.), а вторичные документы являются результатом аналитической и логической переработки первичных документов (справочные, информационные, библиографические и т.п.). Издания классифицируют по различным основаниям: по целевому назначению (официальное, научное, учебное, справочное и др.); степени аналитико-синтетической переработки информации (информационное, библиографическое, реферативное, обзорное); материальной конструкции (книжное, журнальное, листовое, газетное и т.д.); знаковой природе информации (текстовое, нотное, картографическое, изоиздание); объему (книга, брошюра, листовка); периодичности (непериодическое, сериальное, периодическое, продолжающееся); составу основного текста (моноиздание, сборник); структуре (серия, однотомное, многотомное, собрание сочинений, избранные сочинения). Исследователя в первую очередь интересуют издания, из которых может быть почерпнута необходимая для научно-исследовательской работы информация. Это научные, учебные, справочные и информационные издания. Серьезную проблему в научном исследовании составляет поиск и работа с источниковой (информационной) базой. Этапы этой работы включают: поиск источников; отбор источников; критический анализ источников. Критический анализ источников проводится для выявления подлинности источника; выявления достоверности информации, содержащейся в источнике; обоснования использования источника и информации источника в исследовании. Знакомство с имеющейся по теме исследования литературой начинается с разработки замысла предполагаемого научного исследования, который, как уже указывалось ранее, находит свое выражение в теме и рабочем плане. Это дает возможность осуществить целеустремленный поиск источников информации по выбранной теме и достичь требуемого уровня осмысления находимого материала. Далее необходимо составить картотеку научных источников по теме. Хорошо составленная картотека даже при беглом обзоре заголовков позволяет охватить проблему в целом. Необходимо просмотреть все виды источников, связанных содержанием темы. В их число могут входить материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии, информация, полученная по сети Интернет, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, диссертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, материалы зарубежных фирм. Степень разработанности темы нагляднее всего становится после знакомства с информационными изданиями типа каталогов. В отличие от обычных библиографических изданий информационные издания включают в себя не только сведения о публикациях в печати, но и краткий обзор их содержания. Такие издания характеризуются информационной оперативностью, новизной, широтой охвата источников и наличием справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыскивать документы. В настоящее время в России выпуском информационных изданий занимаются институты, центры и службы научно-технической информации (НТИ). Они объединяются в Государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ), осуществляющую централизованный сбор и обработку основных видов документов (обработкой отечественной и зарубежной литературы по общественным наукам занимается ИНИОН, отчеты о НИР и ОКР, защищенные диссертации обрабатывает ВНТИЦ). Информационные издания этих институтов и организаций подразделяются на три вида: библиографические, реферативные и обзорные. Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые информируют специалистов о том, что издано. Здесь библиографическое описание выполняет две функции – сигнальную (оповещает о появлении документа) и адресную (сообщает необходимые сведения для его отыскания). Из библиографических описаний составляются библиографические указатели и библиографические списки. Библиографические указатели чаще всего носят сигнальный характер и состоят из перечня библиографических описаний (часто без аннотаций и рефератов). Эти издания наиболее полно отражают отечественную и зарубежную литературу. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе. Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки. В Российской Федерации реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам издает ИНИОН РАН под общим заголовком «Реферативный журнал» (РЖ). РЖ ИНИОН – основное и самое распространенное в нашей стране реферативное издание, которое наиболее полно отражает всю мировую литературу по социологии, философии, истории, экономике, праву и т.д., публикуя рефераты, аннотации и библиографические описания статей, монографий, научных сборников. РЖ ИНИОН — единое многосерийное издание, состоящее из сводных томов (в которые входят выпуски, издающиеся самостоятельными тетрадями) и из отдельных выпусков, не входящих в сводные тома. Периодичность их выхода в свет – 4 раза в год. Интервал с момента появления публикации до ее отражения в РЖ – в среднем около 4 месяцев. Помимо реферативных журналов ИНИОН издает также справочные библиографические указатели, позволяющие ориентироваться в новой литературе по социальным и гуманитарным наукам. Такие указатели выходят отдельными томами по темам: правоведение, полито-логия; история, археология, этнология; философия и социология; экономика; депонированные научные работы и др. Еще одна группа изданий названа «Аналитическая информация. Проблемно-тематические сборники», выпускается по темам: Актуальные проблемы Европы; Федерализм, региональное управление и местное самоуправление; Экономические и социальные проблемы России; Культурология; Дайджест; Политическая наука; Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом; Политические портреты. В рубрике «Специализированная информация» выходит издание «Социологические исследования в России (материалы социологических центров и служб)». ИНИОН выпускает оптические компакт-диски (СО-КОМ) с библиографическими базами данных по социальным и гуманитарным наукам. Производятся два вида дисков: текущие, которые содержат библиографические описания источников (книг и статей) по всем отраслям социальных и гуманитарных наук, поступившим в фонды библиотеки ИНИОН за 1–3 года, и ретроспективные тематические, содержащие массивы за 10–15 лет. На СО-КОМ помещается от 100000 до 300000 библиографических записей. Диски также комплектуются справочно-нормативными файлами ИНИОН и проблемно-ориентированными базами данных. Библиографическая запись включает сведения об авторах, о названии, об источнике (журнале или сборнике статей, в котором опубликована работа), о дате и месте издания публикации на языке оригинала; краткую аннотацию на русском языке; поисковые термины (ключевые слова и дескрипторы) на русском и частично на английском языке; коды рубрикатора ИНИОН и другие данные. Ретроспективные базы данных пополняются сведениями о новых поступлениях литературы в фонд библиотеки ИНИОН один раз в год. При поиске литературных источников нельзя обойти вниманием библиографические указатели литературы Государственной публичной научно-технической библиотеки (ГПНТБ), библиографические указатели Всероссийской книжной палаты «Книжная летопись». «Летопись периодических и продолжающихся изданий». «Летопись главных газетных статей» и др.; издания Российской государственной библиотеки; Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, издающей различные библиографические указатели и картотеки. При работе с перечисленными изданиями рекомендуется соблюдать следующий принцип: сначала рассматриваются издания текущего года, затем предыдущих лет: 2006, 2005, 2004, 2003 … и т. д. Наряду с информационными изданиями органов НТИ для информационного поиска рекомендуется обращаться к автоматизированным информационно-поисковым системам, базам и банкам данных. Данные поиска можно использовать непосредственно, однако чаще всего они служат ключом к обнаружению первичных источников информации. Тематические указатели и обзоры подготавливаются центральными научно-техническими библиотеками, библиотеками академий, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, а также органами научно-технической информации. Указатели отражают литературу по какой-либо отрасли в целом или по ее разделу. Особый вид ретроспективной библиографии – внутрикнижные и пристатейные списки литературы, работа с которыми может много дать исследователю. В монографиях библиографические списки обычно помещаются в конце книги. В тематических сборниках списки приводятся после каждого крупного раздела. В последние годы все большую помощь в научной работе оказывает компьютерная сеть Интернет, которая позволяет с минимальными затратами труда и в кратчайший срок получить по интересующей теме информацию, на поиск которой с использованием традиционных каналов ушло бы несколько месяцев. Неоценимую помощь при исследовании проблем социальной работы могут оказать сайты и официальные серверы органов государственной власти РФ и РТ, содержащие нормативно-правовую и статистическую базу, а также электронные библиотеки, включающие различную учебную и научную литературу.
Более полный список полезных сайтов помещен в прил. 11. Изучение материала нужно начинать с наиболее фундаментальных работ, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области, а тема освещается в контексте общей парадигмы науки, и двигаться дальше в направлении от общего к частному – от базисных положений к более конкретным. Целесообразно обращаться к источникам, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области (например: М. В. Фирсов, П. Д. Павленок, Е. И. Холостова, С. И. Григорьев, Н. Ш. Валеева, Г. Б. Хасанова и др.). Ориентация на научный авторитет – это хороший способ отделения достоверной информации от менее достоверной. Однако работа с авторитетными источниками может вызвать неосознанное желание прямого заимствования материала. Но не следует забывать, что задача состоит не в том, чтобы заимствовать материалы из авторитетных источников, а в том, чтобы, почерпнув из них все лучшее, осмыслить и переработать весь накопленный материал, предложив собственное осмысление изучаемой темы. Помимо фундаментальных работ, следует уделить внимание научным статьям, публикуемым в периодических изданиях и размещенным в Интернет, делая при этом поправку на то, что они, как правило, более актуальны, но и более подвержены искажениям, вызванным политической и экономической конъюнктурой. Необходимо просмотреть в библиотеках систематические, алфавитные и предметные каталоги, каталоги авторефератов диссертаций, журнальных и газетных статей. В алфавитном каталоге названия книг (карточки) расположены в алфавитном порядке, который определяется по первому слову библиографического описания издания (по фамилии автора или названию издания, автор которого не указан). В систематическом каталоге карточки расположены по отдельным отраслям знаний в порядке, определяемом библиографической классификацией. Разновидностью такого каталога является каталог новых поступлений, в котором содержатся названия книг, поступивших в библиотеку в течение последних месяцев. В предметном каталоге названия книг размещены по определенным предметам (темам) исследования, отраженным в рубриках. Сами рубрики и названия книг в этом каталоге следуют друг за другом в алфавитном порядке. Изучение специальной литературы (монографий, учебников, учебных пособий, сборников научных трудов и др.) рекомендуется проводить в определенной последовательности. Сначала следует знакомиться с книгой в общих чертах. Необходимость этого этапа определяется тем, что вовсе не обязательно тратить время на прочтение каждой книги, – возможно, вам понадобится лишь отдельная ее часть или даже просто конкретная информация. Может оказаться достаточным прочитать справочный аппарат издания, который включает: выходные сведения (заглавие, автор, издающая организация, год издания, аннотация, выпускные данные и т.д.); оглавление или содержание; библиографические ссылки и списки; предисловие, вступительную статью, послесловие или заключение. Такое ознакомление с книгой поможет установить, целесообразно ли дальнейшее ее изучение. Существует два способа чтения книги: беглый просмотр ее содержания и тщательная проработка текста. Путем беглого просмотра можно ознакомиться с книгой в общих чертах. В результате такого «поискового» чтения может оказаться, что в ней содержится нужная информация и поэтому требуется основательное ее изучение. Тщательная проработка текста заключается не только в полном его прочтении, но и в усвоении, осмыслении, детальном анализе прочитанного. При чтении литературы важно уточнить все те понятия и термины, которые могут быть неправильно или неоднозначно истолкованы. Для этого необходимо обратиться к словарям, справочникам и нормативным правовым актам, в которых может быть дано их толкование. Вместе с тем в тексте следует выделить основные положения и выводы автора и доказательства, их обосновывающие. Очень полезным приемом работы с литературными источниками является составление картотеки научных источников по теме. Грамотно составленная картотека даже при беглом обзоре заголовков позволяет охватить проблему в целом. Естественно, что исследователю необходимо делать выписки, причем оптимальным для себя способом, так, чтобы в дальнейшем было легко работать с их помощью. Добросовестный исследователь создает своеобразный банк данных по своей научной работе, при этом одни, читая статьи, монографии и т.д., делают выписки типа конспектов, другие практически переписывают те или иные работы, а третьи – выписывают лишь цитаты. Сколько исследователей – столько и методов. Но нужно выбрать такой метод обработки информации, который лучше всего соответствует индивидуальным особенностям, темпу мышления, объему памяти, широте ассоциативных связей исследователя. Если изучается нужная, интересная публикация и требуется тщательная проработка текста, то при отсутствии возможности его скопировать составляется конспект. Он представляет собой сжатое изложение существенных положений и выводов автора без излишних подробностей. Кратко и точно записываются определения, новые сведения, точки зрения автора публикации по спорным вопросам, приведенные им аргументы, цифровые данные, а также все то, что может быть использовано для научной работы. При этом рекомендуется в конспекте указывать номера страниц издания, на которых содержится необходимая информация, чтобы впоследствии при написании курсовой и дипломной работы, доклада или статьи можно было сделать ссылку на использованный источник. Чтобы на конспектирование затратить меньше времени, прибегают к различного рода сокращениям: стандартным (гос., ж.д., обл. и т.д.), аббревиатурам (например, ТК, ЧС, ЦСОН и пр.), знакам-символам (например, к математическим: =, >, <, + и др.), указывают начальную букву слова (энциклопедический метод) либо вводят свои знаки. Выписки из книг должны быть точными. Если требуется без искажений передать мысль автора, то прибегают к цитатам. В случае использования студентом в своей научной работе этих выписок необходимо точно записать источник заимствования, т.е. дать его библиографическое описание по ГОСТу и указать номера страниц, где они приведены. Если нет необходимости в тщательной проработке публикации, то можно составить ее план или реферат. Планом книги является ее оглавление. При реферировании кратко излагаются основные положения и выводы, содержащиеся в публикации. Некоторые читатели при работе с книгой делают всякого рода пометки на полях в тексте, обращая внимание на важные или спорные положения, выводы и аргументы. Такой метод работы позволителен только со своей книгой. При работе же с библиотечным изданием прибегают к закладкам с надписями, которые помогают быстро найти нужную информацию. Одним из способов сбора информации являются вырезки из газет и журналов. На каждой вырезке необходимо указать источник (название газеты или журнала, год, номер, дату выпуска), чтобы впоследствии можно было сделать ссылку на использованную публикацию. Для систематизации вырезок можно составить картотеку, список или просто разложить их по тематическим папкам. Достаточно затруднительно решить вопрос о том, что именно нужно выписывать. Есть опасность и упустить что-то важное, и выписать то, что потом вовсе не потребуется. Поэтому многие исследователи просто конспектируют работы, надеясь не пропустить ничего важного, но в такой конспект попадает много излишнего, из которого будет нелегко впоследствии вычленить нужное. Для этого потребуются дополнительная работа и дополнительное время, которого всегда не хватает. Кроме того, такой элемент информационного банка данных, как конспект, представляет собой ухудшенную копию литературного источника, и однажды уже потратив время на его обработку и написание конспекта, исследователь в ходе написания текста работы будет вынужден опять тратить время на обработку этого же информационного источника, но уже имея дело с его ухудшенной копией, что, естественно, не способствует улучшению качества работы. Бессистемные выписки также не представляют собой хорошего способа создания информационного обеспечения исследования. Наиболее удобным является способ обработки информации на основе составления информационных карточек. Каждый может делать все это по-своему, лишь бы карточки – источники информации – максимально эффективно содействовали конструированию исследования. Карточка может выглядеть так (табл. 1, 2): Таблица 1 Примерная структура карточки (лицевая сторона)
Оборотная сторона
Таблица 2 Конкретный пример общего построения информационной карточки (лицевая сторона)
Оборотная сторона
Если исследователь в своей работе использует недостаточно осмысленный и мало переработанный материал, это может привести к тому, что у текста работы не будет собственной органичной логики, он превратится в нечто механически сочлененное. Следует понимать, что необходимое условие присутствия элемента новизны в работе – собственное достаточно глубокое осмысление темы в целом. Может случиться так, что часть выписанной информации все же окажется бесполезной. При этом ни в коем случае не стоит пытаться загнать в работу весь собранный материал. Здесь количество может и не перейти в качество. Обилие необязательных для изложения цитат и звучных имен, без которых вполне можно было бы обойтись, вовсе не является достоинством, а только загромождает текст и делает расплывчатой мысль, которую исследователь хочет донести. Тем не менее, исследователю, занимающемуся работой в области конкретных наук, может оказаться весьма полезным обращение к работам общеметодологического и философского характера, к трудам философов-классиков. Из них можно всегда выбрать доступные пониманию положения, которые будут способствовать раскрытию темы. Вслед за фундаментальными работами целесообразно заняться конспектированием научных статей по теме в периодических изданиях. Для того чтобы разобраться в содержании статьи, необходимо исходить из ее специфики. Научные статьи гуманитарного характера в гораздо большей степени насыщены словесными рассуждениями и аргументацией. Достоверность гуманитарного знания – принципиально иная, чем достоверность точного. В статьях такого рода важное место занимают мировоззрение автора, его этические, политические, идеологические взгляды. Ввиду такой специфической достоверности гуманитарных статей, содержащаяся в них информация может иметь неточности, полемические преувеличения, а иногда искажения, вызванные политической конъюнктурой. Поэтому при работе с подобными статьями следует особенно тщательно отделять главное от второстепенного, достоверное от наносного. Информация, полученная из источников, может использоваться в тексте работы прямо или косвенно. Косвенно – либо внутри авторского текста в органически переработанном виде, либо в виде косвенных цитат, т.е. расширенного пересказа в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек. Если в тексте используются прямые цитаты, их следует обязательно брать в кавычки и давать ссылку. Цитаты позволяют с максимальной точностью передать авторскую мысль с целью ее дальнейшего использования для обоснования своих доводов или для полемики с автором. Цитаты привлекают и для иллюстрации собственных суждений. Однако исследователь должен тщательно следить за правильностью цитирования. Неполная, неправильная, умышленно искаженная и подогнанная под цели исследователя цитата вовсе не украшает его работу и коверкает смысл цитируемого произведения.
СТРУКТУРА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)
3.1. План работы (проекта) Написание текста научного исследования начинается после составления предварительного плана, при этом его варианты могут изменяться в ходе работы. План призван организовать логику исследования темы. Он отражает главные аспекты, возникающие в процессе изучения всего комплекса материалов (источников и литературы, результатов прикладных исследований). План работы всегда индивидуален в зависимости от темы и типа исследования, но имеются общие элементы, присущие всем типам научных работ, отражающие их структуру. Структурными элементами научного исследования являются: - титульный лист[5] (Образцы титульного листа курсовой и дипломной работы (проекта) приведены в прил. 12 и 13); - задание; - аннотация[6] (Образец аннотации на ВКР помещен в прил. 14. В прил. 15 представлена структура аннотации и основные клише, при составлении аннотации ВКР); - оглавление[7] (Образец оглавления приведен в прил. 15); - введение; - основная часть; - заключение; - список использованных источников и литературы; - приложения; - автореферат[8]. Задание оформляется в соответствии с пунктом 1.2.2. Оглавление должно содержать перечень структурных элементов работы (проекта) с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, в том числе: - введение; - главы, параграфы (разделы, подразделы); - заключение; - список использованных источников и литературы; - приложения. На первом этапе план может быть предварительным, но и в нем должны быть указаны названия глав первоначальной редакции. В дальнейшем план уточняется и детализируется, в нем обозначаются параграфы глав и т.п. Их количество определяется характером исследования, наличием самостоятельных сюжетов, нескольких аспектов рассмотрения предмета исследования. При составлении плана должна быть учтена архитектоника (общее построение, структура) работы в целом и соблюдена пропорциональность глав и параграфов. Нельзя допускать, чтобы одни главы были по объему слишком маленькими, а другие – очень большими. Поэтому в плане должен быть сразу определен примерный объем каждой структурной части исследования. План должен быть сначала согласован с научным руководителем, а затем и утвержден. Утвержденный план становится основой для оглавления завершенного исследования. Таким образом, архитектоника требует строгих пропорций в разделах. Введение и Заключение не могут быть по объему приравнены к главам; главы должны быть примерно равны по объему; параграфами выделяются только существенные аспекты в содержании глав. Композиционные требования организуют логику исследования и помогают решать задачи исследования в целом, выступают показателями гармоничного строения внутренних элементов структуры работы (проекта). Законы композиции обусловлены диалектическим единством формы и содержания, поэтому нарушение их в содержании нарушает и форму. В то же вр<
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.94.220 (0.013 с.) |