Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности правового статуса ЦБ РФ

Поиск

Председатель Центрального Банка РФ

 

Председатель Банка России назначается на должность Государственной думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов.

Кандидатуру для назначения на должность Председате­ля Банка России представляет Президент Российской Феде­рации не позднее чем за три месяца до истечения полномо­чий Председателя Банка России.

В случае досрочного освобождения от должности Пред­седателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения.

В случае отклонения предложенной на должность Пред­седателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз.

Одно и то же лицо не может занимать должность Пред­седателя Банка России более трех сроков подряд.

Государственная дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.

Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в следующих случаях:

1) истечения срока полномочий;

2) невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинс­кой комиссии;

3) личного заявления об отставке;

4) совершения уголовно наказуемого деяния, установлен­ного вступившим в законную силу приговором суда;

5) нарушения федеральных законов, которые регулиру­ют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной думой по представ­лению Председателя Банка России, согласованному с Прези­дентом Российской Федерации.

Председатель Банка России:

1) действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами госу­дарственной власти, кредитными организациями, организа­циями иностранных государств и международными органи­зациями, другими учреждениями и организациями;

2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;

3) подписывает нормативные акты Банка России, реше­ния Совета директоров, протоколы заседаний Совета дирек­торов, соглашения, заключаемые Банком России;

4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет меж­ду ними обязанности;

5) подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка России, его предприятий, учрежде­ний и организаций;

6) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;

7) обеспечивает реализацию функций Банка России.

В настоящий момент с 24 июня 2013 года пост председателя Центрального Банка России занимает Нибиуллина Эльвира Сахипзадовна.

Совет Директоров

 

Высшим органом Банка России является Совет директо­ров — коллегиальный орган, определяющий основные на­правления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров работают на постоянной ос­нове в Банке России.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной думой по представ­лению Председателя Банка России, согласованному с Прези­дентом Российской Федерации.

Члены Совета директоров освобождаются от должности:

- по истечении срока полномочий — Председателем Бан­ка России;

- до истечения срока полномочий — Государственной думой по представлению Председателя Банка России.

Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России, а в случае его отсутствия — лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров.

Решения Совета директоров принимаются большин­ством голосов от числа присутствующих членов Совета ди­ректоров при кворуме в семь человек и обязательном присут­ствии Председателя Банка России или лица, его замещающе­го. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директо­ров. При принятии Советом директоров решений по вопро­сам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их тре­бованию в протокол.

Для участия в заседаниях Совета директоров могут при­глашаться руководители территориальных учреждений Бан­ка России.

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

Заседания Совета директоров назначаются Председате­лем Банка России, лицом, его замещающим, или по требова­нию не менее трех членов Совета директоров.

Члены Совета директоров своевременно уведомляются о назначении заседания Совета директоров.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Фе­дерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой отчет Банка России и представ­ляет его Государственной думе;

3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка Рос­сии на очередной год не позднее 31 декабря предшествующе­го года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру Банка России;

5) устанавливает формы и размеры оплаты труда Пред­седателя Банка России, членов Совета директоров, заместите­лей Председателя Банка России и других служащих Банка России;

6) принимает решения:

- о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России,

- установлении обязательных нормативов для кредит­ных организаций,

- величине резервных требований,

- изменении процентных ставок Банка России,

- определении лимитов операций на открытом рынке,

- участии в международных организациях,

- участии в капиталах организаций, обеспечивающих де­ятельность Банка России, его учреждений, организаций и слу­жащих,

- купле и продаже недвижимости для обеспечения дея­тельности Банка России, его учреждений, организаций и слу­жащих,

- применении прямых количественных ограничений,

- выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег,

- порядке формирования резервов кредитными органи­зациями;

7) вносит в Государственную думу предложения об из­менении уставного капитала Банка России;

8) утверждает порядок работы Совета директоров;

9) назначает главного аудитора Банка России;

10) утверждает внутреннюю структуру Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях

Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;

11) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

12) выполняет иные функции в соответствии с законо­дательством.

Члены Совета директоров не могут быть депутатами Го­сударственной думы и членами (депутатами) Совета Федера­ции, депутатами законодательных (представительных) орга­нов субъектов Российской Федерации, органов местного са­моуправления, а также членами Правительства Российской Федерации.

Сложение депутатских полномочий или отставка члена Правительства Российской Федерации должны быть произ­ведены в течение месяца с момента назначения на должность члена Совета директоров, после чего вновь назначенный член Совета директоров приступает к исполнению своих должно­стных обязанностей.

Члены Совета директоров не могут состоять в полити­ческих партиях, занимать должности в общественно-поли­тических и религиозных организациях.

Совет директоров:

Набиуллина Эльвира Сахипзадовна - Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

1. Лунтовский Георгий Иванович - Первый заместитель Председателя Банка России;

2. Тулин Дмитрий Владиславович - Первый заместитель Председателя Банка России;

3. Швецов Сергей Анатольевич - Первый заместитель Председателя Банка России;

4. Юдаева Ксения Валентиновна - Первый заместитель Председателя Банка России;

5. Иванова Надежда Юрьевна - Заместитель Председателя Банка России — директор Сводного экономического департамента;

6. Поздышев Василий Анатольевич - Заместитель Председателя Банка России;

7. Скобелкин Дмитрий Германович - Заместитель Председателя Банка России;

8. Чистюхин Владимир Викторович - Заместитель Председателя Банка России;

9. Игнатьев Сергей Михайлович - Советник Председателя Банка России;

10. Симановский Алексей Юрьевич - Советник Председателя Банка России;

11. Савинская Надежда Алексеевна - Начальник Северо-Западного главного управления Банка России;

12. Сухов Михаил Игоревич.

Особенности правового статуса ЦБ РФ

 

Правовой статус Центрального банка РФ с самого момента его создания стал предметом для дискуссий среди юристов. Дело в том, что этот статус характеризуется определенной двойственностью: с одной стороны Центральный банк РФ является юридическим лицом (что закреплено в ст. 1 Закона о Центральном банке), осуществляет банковские операции, получает прибыль, то есть является частью банковской системы; с другой стороны Центральный банк РФ наделен государственно-властными полномочиями - он осуществляет нормативное регулирование, надзор за функционированием кредитных организаций и т. п., то есть осуществляет функции, характерные не для кредитной организации, а скорее для государственного органа.

Такая противоречивость правового статуса характерна не только для Центрального банка РФ. Схожий правовой статус имеют многие центральные банки зарубежных государств. Такое положение дел обусловлено особенностями современной рыночной экономики. Как отмечает А. Г. Братко, «необходимость в центральном банке порождает двумя детерминациями - рыночной и политической. Если центральный банк станет полностью рыночной структурой, то не сможет выполнять функцию, в которой так нуждается государство, - функцию перераспределения финансов. Если центральный банк будет государственным органом, то его рыночная деятельность окажется менее эффективной, а стало быть, уменьшатся финансовые возможности государства».[2]

В этом состоит сущность Центрального банка РФ и этим обусловлен его двойственный правовой статус. По поводу его статуса в литературе ведутся непрекращающиеся споры. В основном, они ведутся по двум направлениям: а) можно ли считать Центральный банк РФ органом государственной власти; б) какую организационно-правовую форму имеет Центральный банк РФ как юридическое лицо.

По поводу того, является Банк России органом государственной власти, существует две точки зрения. Так, Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин считают, что «Банк России является одним из органов государственной власти».[3]Такой вывод они делают из ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, где содержится формулировка, что «защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов власти». Однако даже они признают, что «Банк России... не относится к числу органов, которые осуществляют государственную власть в общепринятом (классическом) смысле этого слова».[4] Такую оговорку авторы делают, так как Центральный банк РФ не может быть включен ни в одну из ветвей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.

Анализируя Конституцию РФ, Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин приходят к выводу, что единая система государственной власти не исчерпывается федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Возможно существование и других органов. В итоге они останавливаются на определении, что «Центральный банк РФ - это орган государственной власти, выполняющий одну из исключительных федеральных функций».[5]

В пользу такой точки зрения говорит не только указание ч. 2 ст. 75 Конституции РФ. Центральный банк РФ наделен рядом полномочий, характерных только для органов государственной власти. Так, в соответствии со ст. 7 Закона «О Центральном банке РФ» Банк России имеет право по вопросам, отнесенным законодательством к его компетенции, издавать в форме указаний, положений, инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех физических и юридических лиц. Издание обязательных для исполнения нормативных актов - прерогатива органа государственной власти. Также Центральный банк РФ имеет право осуществлять надзор в банковской сфере. В соответствии со ст. 73 Закона о Центральном банке РФ Банк России имеет право проводить проверки кредитных организаций (их филиалов), направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять санкции по отношению к нарушителям. Такие полномочия также характерны для государственного органа.

Другой точки зрения придерживается А. Г. Братко. Он считает, что Банк России не является органом государственной власти, и приводит следующие аргументы: в соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Банк Росси не включен в этот перечень. Следовательно, его нельзя назвать государственным органом.[6]

Как мы уже выяснили, все авторы сходятся на том, что Центральный банк РФ нельзя отнести ни к одной из ветвей власти. Само по себе это не может быть основанием для того, чтобы исключить Центральный банк РФ из числа государственных органов - ведь и Президент РФ не входит ни в одну из трех ветвей власти. Но тогда возникает противоречие между ст. 11 и 75 Конституции РФ, так как ст. 11 не относит Центральный банк РФ к самостоятельным органам государственной власти, а ст. 75 считает его органом государственной власти.

Данное противоречие, по моему мнению, должно быть разрешено в соответствии со ст. 16 Конституции РФ, в которой указано, что никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Так как ст. 11 Конституции РФ относится к основам конституционного строя, она имеет большую юридическую силу, нежели ст. 75 Конституции РФ. Следовательно, нельзя признать Центральный банк РФ государственным органом.

Схожей точки зрения придерживается А. С. Голубев. Он отмечает, что «по статусу Центральный банк равен органам государственной власти (т.е. издает нормативные акты, обязательные для всех органов государственной власти, граждан, и т.д.), но только в рамках определенных полномочий».[7]Необходимо также упомянуть определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».[8] В нем Конституционный Суд РФ указывает, что полномочия Центрального банка РФ по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, так как их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Однако напрямую Центральный банк РФ в данном определении не был назван государственным органом.

Центральный банк РФ не является государственным органом. Его можно лишь назвать организацией с полномочиями государственного органа. Так как Центральный банк РФ является юридическим лицом, встает вопрос о том, какова его организационно-правовая форма. Прежде всего, необходимо отметить, что, несмотря на название, Центральный банк РФ (Банк России) не является банком в том смысле, в каком этот термин понимается в законодательстве. Согласно ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» банк - это разновидность кредитной организации, а организационно-правовой формой кредитной организации является хозяйственное общество. В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ, хозяйственные общества являются коммерческими организациями, то есть целью их деятельности является извлечение прибыли.

Однако Центральный банк РФ не является коммерческой организацией. В соответствии со ст. 3 Закона о Центральном банке получение прибыли не является целью его деятельности. Также Центральный банк РФ не является хозяйственным обществом, так как его капитал не разделен ни на доли, ни на акции, у него нет учредителей, акционеров и участников. Поэтому Центральный банк РФ юридически не является банком.

Насчет организационно-правовой формы Центрального банка РФ также существует несколько точек зрения. Не подлежит сомнению, что он является некоммерческой организацией. Я. А. Гейвандов считает, что «среди закрепленных законом организационно-правовых форм некоммерческих организаций, особенностям правового положения Банка России соответствует организационно-правовая форма - государственное учреждение».[9]Однако с этой точкой зрения нельзя согласиться. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение финансируется создавшим его собственником полностью или частично. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов (ст. 2 Закона о Центральном банке). Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Государство не отвечает по обязательствам Банка России (ст. 2 Закона о Центральном банке).

Л. Г. Ефимова считает, что Банк России - государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.[10]С данной точкой зрения нельзя согласиться хотя бы потому, что в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ государственные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, а Центральный банк РФ - некоммерческая организация.

По моему мнению, гораздо ближе к истине точка зрения О. М. Олейник. Она считает, что применение цивилистического понятия юридического лица в данном случае невозможно, так как правовое положение Банка России включает в себя и публично-правовые компоненты.[11] Данную точку зрения поддерживают Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин и Е. Г. Хоменко, которые считают, что «Банк России является юридическим лицом особой организационно-правовой формы, не известной отечественному праву».[12]

По моему мнению, Центральный Банк РФ действительно существует в виде особой организационно-правовой формы. Но никакого противоречия с законодательством нет. В соответствии с ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных законом. Такой формой и является Центральный банк РФ. Как отмечает С. А. Голубев, «Центральный банк существует в форме Центрального банка. Род и вид в данном случае совпали».[13]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.140 (0.009 с.)