Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой режим имущества Центрального Банка РФ

Поиск

Вопросы правового положения и имущественного статуса Центрального Банка РФ тесно связаны с выполняемыми им функциями. В Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя закреплен принцип единства экономической системы (ч.1 ст.8), на основании которого установлена единая денежная система.

Денежная эмиссия на территории РФ отнесена Конституцией к ведению Российской Федерации (п. «ж» ст. 71) и осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации (ч.1 ст. 75). Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (ч.2 ст. 75).

В силу специфики своих целей и функций Центральный Банк РФ активно участвует в гражданском обороте. Поэтому ЦБ имеет статус юр. лица (ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»). Стоит отметить, что первый вариант Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном Банке РСФСР» (Банке России)», принятый Государственной Думой 27 января 1995 года, был отклонен Президентом Российской Федерации в связи с неопределенностью правового положения Центрального Банка РФ как «юридического лица с особым статусом». Президент акцентировал внимание законодателей на том, что действующее законодательство не предусматривает введение «особого статуса» для юридических лиц. Устранение этого недостатка путем формального исключения из текста закона термина «особый статус» не сняло реальных противоречий в нормах Конституции РФ, Закона о Центральном Банке РФ, Гражданского Кодекса РФ.

Статус Центрального Банка, как и других юридических лиц, должен соответствовать нормам ГК РФ, регулирующим эти вопросы, так как в сфере гражданско-правового регулирования ГК РФ имеет доминирующее положение по отношению к другим законам (п. 2 ст. 3). В соответствии с ГК РФ юр.лица создаются в установленном законом порядке и в различных предусмотренных законодательством организационно-правовых формах. Указание на организационно-правовую форму юр. лица в обязательном порядке должно быть отражено в его учредительных документах (ст. 52, 54 ГК РФ).

Важное значение для определения вида и организационно-правовой формы любого юр. лица имеют цели и характер его деятельности.

Согласно Закону «О Центральном Банке РФ(Банке России)» получение прибыли не является целью деятельности Центрального Банка РФ (ст. 3). Организации, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ, ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»), признаются некоммерческими организациями. Следовательно, ЦБ РФ является некоммерческой организацией, которая не регистрируется в налоговых органах по смыслу ст. 2 Закона о Центральном Банке РФ (Банке России).

Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» (п.2 ст. 2) -некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Исходя из смысла ст. 3 Закона о ЦБ, его деятельность можно считать соответствующей целям деятельности некоммерческих организаций.

Пункт 3 ст. 50 гражданского Кодекса и п. 3 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривают допустимые формы создания некоммерческих организаций, перечень которых не является исчерпывающим:

Ø «некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.»

Состав участников, имеющих право создавать некоммерческие организации, определен в ст. 116-123 ГК РФ, ст. 6-12 ФЗ «О некоммерческих организациях».Российская Федерация как собственник федерального имущества может создать некоммерческую организацию только в форме учреждения (ст. 120 ГК РФ).

В аспекте рассматриваемой проблемы важное значение приобретает вопрос о статусе принадлежащего ЦБ РФ имущества. В соответствии с действующим законодательством Центральный Банк РФ создан собственником -­ Российской Федерацией. Решение о создании ЦБ РФ как некоммерческой организации сформулировано в Законе О Центральном Банке РФ (Банке России). Создавая ЦБ РФ, собственник-Российская Федерация наделил его уставным капиталом в размере 3 млрд. рублей (ст. 9 Закона о ЦБ РФ). На этом финансирование банка со стороны собственника было прекращено, то есть собственник-РФ, лишь частично финансирует созданное им юридическое лицо только при его создании. По смыслу ч.1 ст.9 ФЗ «О некоммерческих организациях» такой порядок финансирования вполне допустим для учреждения.

Статья 2 Закона о ЦБ РФ предусматривает, что «уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. В соответствии с целями с целями и в порядке, которые установлены настоящим ФЗ, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банком России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России не допускается».

На основе вышеприведенных положений можно сделать довольно противоречивые выводы:

1. Имущество ЦБ РФ является федеральной собственностью, а не собственностью ЦБ РФ;

2. Центральный банк РФ осуществляет правомочия владения, пользования и распоряжения указанным обществом;

3. Трижды встречающиеся в тексте ст. 2 Закона ЦБ формула «имущество Банка России» позволяет говорить о принадлежности соответствующего имущества ЦБ РФ.

В соответствии с действующим ГК РФ имущество может быть либо в собственности юридического лица, либо принадлежать ему на праве хозяйственного ведения, либо закрепляется за ним на праве оперативного управления. Т.к. в законе о ЦБ РФ прямо установлено, что собственником имущества Центрального банка РФ является Российская Федерация, ЦБ РФ может пользоваться этим имуществом либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления. Вместе с тем субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть только государственное или муниципальное унитарное предприятие как разновидность коммерческих организаций (ст. 113-114 ГК РФ). Поэтому федеральное имущество может принадлежать ЦБ только на праве оперативного управления как некоммерческой организации, созданной в форме учреждения (ст. 296 ГК РФ, п. 1 ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Согласно ГК РФ, под оперативным управлением понимается осуществление учреждением на праве оперативного управления, владения, пользования этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Закон о ЦБ РФ устанавливает некоторые особенности изъятия имущества ЦБ РФ. Определено, что изъятие и обременение обязательствами имущества ЦБ РФ без его согласия не допускается (ст. 2). Данная норма является правовым средством, обеспечивающим соблюдение установленного запрета на предоставление Центральным Банком кредитов Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, не предусмотренного законом о федеральном бюджете, а также кредитов на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос. Внебюджетных фондов. (ст.22 ФЗ «О ЦБ РФ»). То есть можно считать данное установление правовой гарантией соблюдения конституционной нормы об осуществлении денежной эмиссии,как основной функции, исключительно Центральным Банком РФ независимо от других органов гос.власти.

Таким образом, предусмотренный ст. 2 ФЗ «О ЦБ РФ» особый порядок изъятия имущества, закрепленного за ЦБ, обусловлен возложенными на него функциями и не противоречит действующему гражданскому законодательству.

Приведенный анализ норм законодательства приводит к выводу о том, что имущество Центрального Банка РФ закреплено за ним на праве оперативного управления. Однако, существуют и иные точки зрения.

Так, Л.Г. Ефимова придерживается позиции, что Центральный Банк РФ является государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, хотя и отмечает, что в некоторых случаях полномочия ЦБ в отношении закрепленного за ним имущества гораздо шире, чем на позиции хоз. ведения. (Например, в определенных законом пределах ЦБ РФ вправе создавать другие организации и наделять их имуществом)[14].

По мнению А.Г.Тосуняна, имущество ЦБ РФ не отвечает ни признакам имущества, принадлежащего субъекту на праве хозяйственного ведения, ни имущества, принадлежащего субъекту на праве оперативного управления, ни тем более принадлежащего ему на праве собственности. Основаниями приобретения права собственности являются юридические факты, то есть обстоятельства, в соответствии с законом влекущие возникновение права владения на определенное имущество у конкретных лиц (титульное владение). В случае с Центральным Банком РФ таким юридическим фактом является принятие и вступление в силу ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банк России)».[15]

 

Глава 3.

Органы управления Центральным Банком России

Банк России образует единую централизованную систе­му с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные за­ведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объеди­нение инкассации, необходимые для осуществления деятель­ности Банка России.

Национальные банки республик являются территори­альными учреждениями Банка России.

Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать ре­шения, носящие нормативный характер, а также выдавать га­рантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров. ТГУ ЦБ РФ являются фи­лиалами ЦБ РФ.

Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориаль­ных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.

По решению Совета директоров территориальные уч­реждения Банка России могут создаваться также по экономи­ческим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Полевые учреждения Банка России осуществляют бан­ковские операции в соответствии с федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.

Полевые учреждения Банка России являются воински­ми учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреж­дениях Банка России, утверждаемым совместным решени­ем Банка России и Министерства обороны Российской Федерации.

Полевые учреждения предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечиваю­щих безопасность Российской Федерации, и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых по­левыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и фун­кционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.151.90 (0.008 с.)