Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовой режим имущества Центрального Банка РФСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы правового положения и имущественного статуса Центрального Банка РФ тесно связаны с выполняемыми им функциями. В Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя закреплен принцип единства экономической системы (ч.1 ст.8), на основании которого установлена единая денежная система. Денежная эмиссия на территории РФ отнесена Конституцией к ведению Российской Федерации (п. «ж» ст. 71) и осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации (ч.1 ст. 75). Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (ч.2 ст. 75). В силу специфики своих целей и функций Центральный Банк РФ активно участвует в гражданском обороте. Поэтому ЦБ имеет статус юр. лица (ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»). Стоит отметить, что первый вариант Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном Банке РСФСР» (Банке России)», принятый Государственной Думой 27 января 1995 года, был отклонен Президентом Российской Федерации в связи с неопределенностью правового положения Центрального Банка РФ как «юридического лица с особым статусом». Президент акцентировал внимание законодателей на том, что действующее законодательство не предусматривает введение «особого статуса» для юридических лиц. Устранение этого недостатка путем формального исключения из текста закона термина «особый статус» не сняло реальных противоречий в нормах Конституции РФ, Закона о Центральном Банке РФ, Гражданского Кодекса РФ. Статус Центрального Банка, как и других юридических лиц, должен соответствовать нормам ГК РФ, регулирующим эти вопросы, так как в сфере гражданско-правового регулирования ГК РФ имеет доминирующее положение по отношению к другим законам (п. 2 ст. 3). В соответствии с ГК РФ юр.лица создаются в установленном законом порядке и в различных предусмотренных законодательством организационно-правовых формах. Указание на организационно-правовую форму юр. лица в обязательном порядке должно быть отражено в его учредительных документах (ст. 52, 54 ГК РФ). Важное значение для определения вида и организационно-правовой формы любого юр. лица имеют цели и характер его деятельности. Согласно Закону «О Центральном Банке РФ(Банке России)» получение прибыли не является целью деятельности Центрального Банка РФ (ст. 3). Организации, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ, ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»), признаются некоммерческими организациями. Следовательно, ЦБ РФ является некоммерческой организацией, которая не регистрируется в налоговых органах по смыслу ст. 2 Закона о Центральном Банке РФ (Банке России). Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» (п.2 ст. 2) -некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Исходя из смысла ст. 3 Закона о ЦБ, его деятельность можно считать соответствующей целям деятельности некоммерческих организаций. Пункт 3 ст. 50 гражданского Кодекса и п. 3 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривают допустимые формы создания некоммерческих организаций, перечень которых не является исчерпывающим: Ø «некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.» Состав участников, имеющих право создавать некоммерческие организации, определен в ст. 116-123 ГК РФ, ст. 6-12 ФЗ «О некоммерческих организациях».Российская Федерация как собственник федерального имущества может создать некоммерческую организацию только в форме учреждения (ст. 120 ГК РФ). В аспекте рассматриваемой проблемы важное значение приобретает вопрос о статусе принадлежащего ЦБ РФ имущества. В соответствии с действующим законодательством Центральный Банк РФ создан собственником - Российской Федерацией. Решение о создании ЦБ РФ как некоммерческой организации сформулировано в Законе О Центральном Банке РФ (Банке России). Создавая ЦБ РФ, собственник-Российская Федерация наделил его уставным капиталом в размере 3 млрд. рублей (ст. 9 Закона о ЦБ РФ). На этом финансирование банка со стороны собственника было прекращено, то есть собственник-РФ, лишь частично финансирует созданное им юридическое лицо только при его создании. По смыслу ч.1 ст.9 ФЗ «О некоммерческих организациях» такой порядок финансирования вполне допустим для учреждения. Статья 2 Закона о ЦБ РФ предусматривает, что «уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. В соответствии с целями с целями и в порядке, которые установлены настоящим ФЗ, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банком России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России не допускается». На основе вышеприведенных положений можно сделать довольно противоречивые выводы: 1. Имущество ЦБ РФ является федеральной собственностью, а не собственностью ЦБ РФ; 2. Центральный банк РФ осуществляет правомочия владения, пользования и распоряжения указанным обществом; 3. Трижды встречающиеся в тексте ст. 2 Закона ЦБ формула «имущество Банка России» позволяет говорить о принадлежности соответствующего имущества ЦБ РФ. В соответствии с действующим ГК РФ имущество может быть либо в собственности юридического лица, либо принадлежать ему на праве хозяйственного ведения, либо закрепляется за ним на праве оперативного управления. Т.к. в законе о ЦБ РФ прямо установлено, что собственником имущества Центрального банка РФ является Российская Федерация, ЦБ РФ может пользоваться этим имуществом либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления. Вместе с тем субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть только государственное или муниципальное унитарное предприятие как разновидность коммерческих организаций (ст. 113-114 ГК РФ). Поэтому федеральное имущество может принадлежать ЦБ только на праве оперативного управления как некоммерческой организации, созданной в форме учреждения (ст. 296 ГК РФ, п. 1 ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Согласно ГК РФ, под оперативным управлением понимается осуществление учреждением на праве оперативного управления, владения, пользования этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению. Таким образом, предусмотренный ст. 2 ФЗ «О ЦБ РФ» особый порядок изъятия имущества, закрепленного за ЦБ, обусловлен возложенными на него функциями и не противоречит действующему гражданскому законодательству. Приведенный анализ норм законодательства приводит к выводу о том, что имущество Центрального Банка РФ закреплено за ним на праве оперативного управления. Однако, существуют и иные точки зрения. Так, Л.Г. Ефимова придерживается позиции, что Центральный Банк РФ является государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, хотя и отмечает, что в некоторых случаях полномочия ЦБ в отношении закрепленного за ним имущества гораздо шире, чем на позиции хоз. ведения. (Например, в определенных законом пределах ЦБ РФ вправе создавать другие организации и наделять их имуществом)[14]. По мнению А.Г.Тосуняна, имущество ЦБ РФ не отвечает ни признакам имущества, принадлежащего субъекту на праве хозяйственного ведения, ни имущества, принадлежащего субъекту на праве оперативного управления, ни тем более принадлежащего ему на праве собственности. Основаниями приобретения права собственности являются юридические факты, то есть обстоятельства, в соответствии с законом влекущие возникновение права владения на определенное имущество у конкретных лиц (титульное владение). В случае с Центральным Банком РФ таким юридическим фактом является принятие и вступление в силу ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банк России)».[15]
Глава 3. Органы управления Центральным Банком России Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров. ТГУ ЦБ РФ являются филиалами ЦБ РФ. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров. По решению Совета директоров территориальные учреждения Банка России могут создаваться также по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации. Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с федеральными законами, а также нормативными актами Банка России. Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка России и Министерства обороны Российской Федерации. Полевые учреждения предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.151.90 (0.008 с.) |