Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания для отзыва лицензии.

Поиск

Основания для отзыва банковской лицензии – закрытый перечень нарушений, за которые Банк России отзывает лицензию кредитной организации.

Согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», существует два списка оснований для применения такой санкции Центральным банком: когда он однозначно обязан и когда он может это сделать.

Банк России обязан отозвать банковскую лицензию в следующих случаях:

Ø если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%;

Ø если размер собственных средств меньше минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации (норма не применяется к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии);

Ø если кредитная организация не исполняет в срок требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств;

Ø если кредитная организация неспособна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по исполнению платежей в течение 14 дней с даты наступления их срока. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда;

Ø если банк допустил сокращение размера капитала до уровня ниже минимального размера собственных средств, установленного Центральным банком и рассчитанного по его методике. При этом банк может обратиться в ЦБ с прошением о переводе его в категорию небанковских кредитных организаций.

Банк России может отозвать банковскую лицензию (но не обязан это делать) в результате следующих нарушений:

Ø выявлена недостоверность сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;

Ø задержано начало осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;

Ø выявлены факты существенной недостоверности отчетных данных;

Ø задержано более чем на 15 дней представление ежемесячной отчетности;

Ø осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных имеющейся лицензией;

Ø неисполнение федеральных законов и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные федеральным законом, а также неоднократное нарушение в течение одного года требований ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Ø неоднократное в течение одного года неисполнение решений судов, арбитражных судов - требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации;

Ø наличие ходатайства временной администрации банка;

Ø неоднократное непредоставление в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц;

Ø неисполнение кредитной организацией, являющейся управляющим ипотечным покрытием, требований Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» и нормативных правовых актов, а также неустранение нарушений в установленные сроки, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;.

ЦБ назначает в банк временную администрацию не позднее следующего дня после принятия решения об отзыве лицензии. По закону такая кредитная организация должна быть ликвидирована. При достаточности средств проводится добровольная ликвидация, при недостаточности – процедура банкротства.

На практике ЦБ чаще всего отзывает лицензии у банков со следующими формулировками:

v в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Центробанка, установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных, а также неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.

Именно так были лишены лицензий Межпромбанк в ноябре 2010 года и АМТ Банк в июле 2011-го. Кроме того, имеются прецеденты отзыва лицензий у банков за неоднократное нарушение в течение одного года Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Самое громкое разбирательство такого рода – история закрытия Содбизнесбанка, приведшая к межбанковскому кризису в мае 2004 года. Всего за 2009 год лицензий лишились 44, а за 2010-й – около 20 банков. В 2015 году ЦБ отзывал у банков лицензии внушительными темпами, так например только за ноябрь 11 банков лишились лицензий на основании соответствующего решения ЦБ РФ. Всего же за весь прошлый год под санкции попали 93 банковских организации. По мнению аналитиков банковского сектора 2016 год может стать для банков таким же непростым, как и прошлый год, по некоторым оценкам лицензии потеряют до от 70 до 90 банковских организаций.

В настоящий момент за 2016 год ЦБ отозвал лицензии у 80 банков.

Список банков, лишенных лицензии за последние 3 месяца:

Дата Банк номер лицензии причина
1. 03.11.2016 ООО КБ «Камский горизонт»   отозвана
2. 27.10.2016 ООО «Вестинтербанк»   отозвана
3. 27.10.2016 ООО КБ «Кубанский универсальный банк»   отозвана
4. 27.10.2016 ООО ИКБ «Энтузиастбанк»   отозвана
5. 25.10.2016 ООО КБ «Финансовый капитал»   отозвана
6. 10.10.2016 ООО КБ "Развитие"   отозвана
7. 05.10.2016 ООО КБ «АйМаниБанк»   отозвана
8. 26.09.2016 АО Банк "ВПБ"   отозвана
9. 26.09.2016 ООО Центркомбанк   отозвана
10. 19.09.2016 ПАО АКБ "ФИНПРОМБАНК"   отозвана
11. 19.09.2016 АО КБ "РосинтерБанк"   отозвана
12. 19.09.2016 АО БАНК "РКБ"   отозвана
13. 13.09.2016 ООО КБ "РОСПРОМБАНК"   отозвана
14. 07.09.2016 ООО НКО «Транзит» 2688-К отозвана
15. 07.09.2016 ПАО «Выборг-банк»   отозвана
16. 02.09.2016 АО КБ «ТЕТРАПОЛИС»   отозвана

Заключение

По результатам проведенной мною работы можно сделать следующие выводы:

С одной стороны, Центральный Банк осуществляет валютное регулирование денежно-кредитной системы. В этом качестве он является представителем всей банковской системы. С другой стороны - он является представителем государства во многих банковских отношениях. Его статус позволяет влиять на организацию и деятельность кредитных учреждений, и, в конечном счете, на состояние всей экономики страны, он всегда имеет возможность провести эмиссию денег и, таким образом, увеличение денежной массы в обращении, или, скажем, повысить резервные требования для банков таким образом повлиять на процентные ставки и объем кредитов, выдаваемых банками.

Центральный Банк использует различные финансовые инструменты с целью повлиять на рост денежного предложения и на шкале цен, которая объективно существует на рынке товаров и услуг. Этот эффект, так или иначе, распространяется на все объекты собственности, от заработной платы, заканчивая недвижимостью. Следовательно, правильное выполнение функций Банка России имеет огромное значение для РФ.

Центральный Банк России является одним из важнейших органов в РФ. Его значение сопоставимо со значением Государственной Думы и министерств, так как ЦБ РФ наделён некоторыми законодательными и исполнительными функциями, важнейшей из которых в настоящее время является кредитно-денежный контроль.

Центральный банк России является главным банком страны. Он выполняет функцию советника правительства по финансовым вопросам и вопросам денежно-кредитного обращения. Все основные полномочия, статус и особенности деятельности Центрального банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном банке России, федеральными законами, действующими в стране и имеющими отношение к финансовой деятельности.

Таким образом, Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы страны, и, как сказал известный американский журналист 20-го столетия Уилл Роджерс:

«От начала времен было три великих изобретения: огонь, колесо и центральная банковская система».

 

Список использованной литературы

I. Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации;

2. Гражданский кодекс;

3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»;

4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» 6 декабря 1990г. - №27.;

II. Монографическая и учебная литература

1. Тосунян Г.А., Викулин А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О Центральном банке РФ (Банке России)».

2. Портной М.А. Николаева Т.П. Рзаев А.М., Соколова И.Ю. Финансы и кредит, 2003

3. Суханов Е. Приобретение и прекращение права собственности // Хозяйство и право.

4. Братко А.Г. Банковское право России.

5. Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России.

6. Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. Е. А. Суханова.

7. Интервью с С. А. Голубевым, директором юридического департамента Центрального банка РФ, заслуженным юристом РФ // Законодательство. 2003. № 1.

8. Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. № 1.

9. Гейвандов Я. А. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации // Государство и право.

10. Олейник О. М. Основы банковского права: курс лекций.

11. Алексеева Д. Г., Пыхтин С. В., Хоменко Е. Г. Банковское право. Официальный сайт Банка России – http://www.cbr.ru/

12. Википедия.

13. Информационно-статистический портал http://www.banki.ru//

 

 


[1] Портной М.А. Николаева Т.П. Рзаев А.М., Соколова И.Ю. «Финансы и кредит», 2003 г.

[2] Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России.

 

[3] Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О Центральном банке РФ (Банке России)».

[4] Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О Центральном банке РФ (Банке России)».

[5] Тосунян Г.А., Викулин А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О Центральном банке РФ (Банке России)».

[6] Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России.

[7] Интервью с С. А. Голубевым, директором юридического департамента Центрального банка РФ, заслуженным юристом РФ

[8] Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.

[9] Гейвандов Я. А. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 11.

[10] Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. Е. А. Суханова. М., 1997. С. 20

[11] Олейник О. М. Основы банковского права: курс лекций. М., 1997. С. 130-131.

[12] Алексеева Д. Г., Пыхтин С. В., Хоменко Е. Г. Банковское право. С. 54.

 

[13] Интервью с С. А. Голубевым, директором юридического департамента Центрального банка РФ, заслуженным юристом РФ // Законодательство. 2003. № 1.

 

[14] Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. Е. А. Суханова.

[15] Тосунян Г.А.,Викулин А.Ю. Деньги и власть//Теория разделения властей и проблемы банковской системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.236 (0.01 с.)