Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Цепной ассоциативный экспериментСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Практическое задание Цель эксперимента. Измерить общий объем продуцируемых ассоциаций за единицу времени. Материал и оборудование. 1. Чистый лист бумаги. 2. Секундомер.
Методика Ход эксперимента. Экспериментатор просит испытуемого в течение одной минуты произносить любые слова пришедшие ему в голову. С каждым испытуемым проводится 3-5 опытов продолжительностью 1 мин. каждый. Между опытами необходимо делать перерывы 15-20 мин. При точном соблюдении инструкции перечисляемые испытуемыми слова независимо от его воли объединяются по смыслу в так называемые семантические гнезда. (Например, в наборе слов: песня, металл, золото, весна, цветы можно обнаружить три семантических гнезда.) При этом размер семантических гнезд может быть разным: одно гнездо может включать в себя от одного до нескольких слов. Инструкция испытуемому: «В течение 1 мин. произносите любые слова, пришедшие Вам в голову. Не перечисляйте предметы, находящиеся в поле Вашего зрения, и не произносите какие-либо ранее выученные списки слов. Начали!» Протоколист тщательно фиксирует все слова, произносимые испытуемым. В протоколе фиксируются результаты исследования цепного ассоциативного эксперимента.
Протокол
Обработка данных. 1. Определить длину ассоциативного ряда, для чего подсчитать количество слов, произнесенных за 1 мин.; 2. Определить структуру ассоциативного ряда, для чего подсчитать сначала число семантических гнезд, а затем размер этих гнезд; 3. Определить средний размер ассоциативного ряда (т. е. среднее число слов в 1 мин.), среднее количество семантических гнезд, а также их средний размер (т. е. количество слов семантического гнезда). Вывод. Проанализировав экспериментальные данные, описать особенности ассоциативного процесса испытуемого, скорость возникновения свободных ассоциаций. При этом следует обратить внимание на следующее. Многочисленные эксперименты показали, что для здорового человека – носителя языка характерно воспроизведение 19-21 слов/мин. При заниженных показателях (около 10 слов/мин.) можно предполагать заторможенность речемыслительных процессов, вызванных, например, усталостью, ригидностью мышления, плохим знанием родного языка. Повышенные показатели свободных ассоциаций (35-40 слов/мин.) свидетельствуют о чрезмерной подвижности речемыслительных процессов, причиной которой может быть эмоциональное возбуждение, лихорадочное состояние и т. п. Оценивая структуру ассоциативного ряда, следует обратить внимание на то, что нормой считается образование 3-4 гнезд в 1 мин. по 5-6 слов в гнезде. Увеличение количества гнезд и уменьшение количества слов в гнезде, как и обратный процесс, отражают динамические особенности речемыслительной деятельности, связанные с возбуждением или торможением нервных процессов._____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 10. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПСИХИЧЕСКОГО ПРЕСЫЩЕНИЯ
Практическое задание Цель эксперимента. Проследить, каким образом изменяется деятельность испытуемого при длительном выполнении монотонного задания, возникают ли признаки психического пресыщения (по А. Карстен). Материал и оборудование. 1. Чистые листы бумаги. 2. Карандаш (ручка). 3. Секундомер. Ход эксперимента. Экспериментатор предлагает испытуемому выполнить такое задание, как, например, проводить черточки, рисовать кружки слева направо и построчно (инструкция № 1). При этом перед испытуемым лежит большая стопка чистых листов бумаги. Фиксируется объем работы, выполняемой испытуемым за каждую отдельную минуту. Исследования, проведенные А. Карстен и И.М. Соловьевым-Элпидинским, показали, что вначале испытуемые довольно аккуратно выполняют предложенное им задание. Однако, спустя короткое время (5-10 мин.), они начинают привносить в задание вариации, т. е. незаметно для себя испытуемые меняют содержание задания. Эти вариации носят характер изменения внешней структуры задания: черточки или кружочки становятся меньше или больше, испытуемые меняют темп работы или чертят в определенном ритме (например, ОО ООО ОО ООО). Сокращается и поминутный объем работы. Иногда испытуемые прибегают к сопроводительным действиям: начинают напевать, насвистывать, постукивать ногами. Эти вариации свидетельствуют о том, что побуждение к выполнению заданного действия начинает иссякать, наступает, как выражается А. Карстен, явление «психического пресыщения». Спустя некоторое время (обычно 10-15 мин.), когда учащаются вариации и их проявление носит выраженный («грубый») характер, экспериментатор сообщает испытуемому о том, что это монотонное задание было дано для того, чтобы исследовать его выдержку и предлагает продолжить работу, если испытуемый этого хочет (инструкция № 2). Реакция испытуемых на новую инструкцию различна. Некоторые испытуемые сердятся: «Что же Вы мне раньше не сказали?» и бросают работу. У других эта инструкция приводит к новому осмыслению ситуации: «Ну, тогда другое дело», – говорят они. Такое новое осмысление задания часто приводит к тому, что вариации становятся реже, менее выраженными, а иногда и совсем исчезают. Время окончания опыта не устанавливается. Как правило, испытуемые сами прекращают работу: «Не могу больше». Но некоторые иногда сами не склонны прекратить опыт. Дело в том, что нередко они меняют для себя смысл задания. Об этом свидетельствуют как спонтанные высказывания, так и самоотчет испытуемых: «Я хотел посмотреть, кому скорее надоест, Вам (т. е. экспериментатору) или мне» или «Я хотел проверить себя, как долго могу заниматься этим скучным делом». Это указывает на образование нового мотива для выполнения действия. Мотив к действию начинает соотноситься с дополнительными мотивами. Побуждение к действию вытекает из более отдаленных мотивов. Продолжительность опыта варьируется от 10 мин. до часа и больше. По окончании эксперимента испытуемый дает словесный отчет о проделанной работе, своем отношении к ней (после инструкций № 1 и № 2), объясняет свое поведение в эксперименте и настроение, обратив особое внимание на анализ причин своих действий или отказа от их продолжения. Инструкция испытуемому (№ 1): «Чертите, пожалуйста, черточки вот так». (Экспериментатор чертит несколько одинаковых черточек (½½½½) или кружочков (О О О О)). Если испытуемый спрашивает, сколько же ему надо чертить, экспериментатор отвечает совершенно бесстрастным голосом: «Сколько Вам захочется, вот перед Вами лежит бумага». Инструкция испытуемому (№ 2): «Это монотонное задание Вам было предложено для того, чтобы исследовать Вашу выдержку. Продолжайте, если хотите, Вашу работу». Протоколист тщательно записывает все спонтанные высказывания испытуемого, характер его реакций, мимику, выразительные движения и пр. При этом он фиксирует время появления новых вариаций выполнения задания в протоколе. То же самое – после инструкции № 2. В протоколе фиксируются поминутный объем работы испытуемого, а также данные самоотчета испытуемого.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.170 (0.007 с.) |