Часть 2. Исследовательские процедуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 2. Исследовательские процедуры



Раздел 3. Изучение мышления и воображения

Рабочая тетрадь для вузов

 

ВОРОНЕЖ

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-06 от 24.06.2008 г.

 

Рецензент кандидат психологических наук О.С. Лапкова

 

 

Рабочая тетрадь подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов 2 курса очной и 4 курса очно-заочной форм обучения специальности Психология факультета философии и психологии.

 

 

Для специальности: 030301 Психология

ОПД.Ф.04.2

 

Пояснительная записка

 

Рабочая тетрадь по общему психологическому практикуму содержит материалы практических занятий.

Предлагаемые в ней задания направлены на практическое знакомство с основами проведения психологического исследования, прежде всего экспериментального. Будущий психолог должен научиться методически правильно планировать и осуществлять эксперимент, корректно анализировать его результаты.

Перед каждым занятием практикума студент готовится к сдаче теоретического минимума по определенной теме (изучая рекомендованную преподавателем литературу), знакомится с замыслом эксперимента, его процедурой, оснащением. Студент должен знать способ заполнения протокола во время эксперимента. Обрабатывая полученные в ходе исследования данные, каждый студент составляет свою таблицу результатов, графики, диаграммы и т. д. По выполненному заданию студенты сдают индивидуальные отчеты, в которых указывают проблему и цель эксперимента, излагают результаты, дают их анализ и делают выводы, обосновывая их известными им психологическими закономерностями.

Авторы пособия надеются, что материалы Рабочей тетради по общему психологическому практикуму будут полезны для студентов и сделают их учебную работу по данной дисциплине продуктивной и успешной.

 

Раздел 3.1. МЫШЛЕНИЕ

Тема 1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

В ПРОЦЕССЕ МЫШЛЕНИЯ

Практическое задание № 1

Цель эксперимента. Проследить избирательное влияние прошлого опыта в задаче, допускающей несколько возможных решений.

Материал и оборудование. Пары понятий:

медь – золото кошка – мышь

воробей – соловей автобус – трамвай

солнце – земля тарелка – лодка

 

Методика

Ход эксперимента. Состоит из двух серий, различающихся по инструкции, даваемой испытуемому.

Экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому пары понятий с задачей назвать их общий признак. В обеих сериях используются одни и те же пары понятий, но инструкции даются разные.

Инструкция испытуемому (для 1-й серии): «Я буду предъявлять Вам два понятия. Назовите признак, который является общим для этих двух понятий».

Инструкция испытуемому (для 2-й серии): «Я буду предъявлять Вам два понятия. Назовите признак, который является общим для этих двух понятий. Ответ должен быть как можно более оригинальным».

Протоколист заносит ответы испытуемого в протокол.

 

Протокол

№ пары Сравниваемые понятия Общий признак
1 серия 2 серия
       
       
       
       
       
       

Словесный отчет испытуемого:________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Обработка результатов.

1. Составить отдельно для каждой серии сводную таблицу результатов для группы испытуемых.

 

Таблица 1

Образец сводной таблицы результатов для группы испытуемых

№ пары Сравни-ваемые понятия   Ответы испытуемых Общее число используемых признаков Процент исполь-зования более частого признака
№ 1 № 2 № 3 № 4 (и т. д.)
               
               
               
               
               
               

2. Подсчитать общее число актуализируемых признаков для каждой из пар понятий по группе испытуемых – отдельно для каждой серии опыта. Затем подсчитать частоту актуализации самого употребительного из признаков для каждой из пар понятий по всем испытуемым.

Выводы. Проанализировав результаты эксперимента, данные самоотчета испытуемого, обосновать вывод об избирательном использовании прошлого опыта. Сравнив данные двух серий, показать зависимость актуализации признаков от общей установки субъекта.______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практическое задание № 2

Цель эксперимента. Выяснить влияние установки на способ решения задач.

Материал и оборудование. 1) Лист бумаги. 2) Секундомер. 3) Набор задач А. Лачинса.

Задача № 1. Даны три сосуда – 37, 21 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

Задача № 2. Даны три сосуда – 37, 24 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

Задача № 3. Даны три сосуда – 39, 22 и 2 литра. Как отмерить ровно 13 литров воды?

Задача № 4. Даны три сосуда – 38, 25 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

Задача № 5. Даны три сосуда – 29, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 11 литров воды?

Задача № 6. Даны три сосуда – 28, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

Задача № 7. Даны три сосуда – 26, 10 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

Задача № 8. Даны три сосуда – 27, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

Задача № 9. Даны три сосуда – 30, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 15 литров воды?

Задача № 10. Даны три сосуда – 28, 7 и 5 литров. Как отмерить ровно 12 литров воды?

Методика

Ход эксперимента. Состоит из двух серий.

Экспериментальная серия. Экспериментатор 1-му испытуемому предъявляет (зрительно или на слух) для решения задачи №№ 1-10. Испытуемый на листе бумаги должен написать их решение. На решение каждой задачи отводится 2 мин. По истечении срока всякий раз экспериментатор предлагает испытуемому перейти к решению следующей задачи.

После окончания опыта испытуемый должен дать словесный отчет о характере задач и способах их решения.

Контрольная серия. Экспериментатор предъявляет (зрительно или на слух) 2-му испытуемому условие задачи № 6 и дает ему 2 мин. на ее решение. Испытуемый молча решает задачу и записывает способ решения на листе бумаге, например: 28 – 14 – 2 – 2 = 10 или 14 – 2 – 2 = 10. Точно так же проводится решение последующих задач (№№ 7-10).

После окончания опыта испытуемый должен дать словесный отчет о характере задач и способах их решения.

Инструкция испытуемому. «Вам будут предъявляться арифметические задачи. Записывайте последовательно их решение на листе бумаги».

 

Протокол

Протоколом будет являться лист с написанным испытуемым решением задач, а также записью его самоотчета.

 

Анализ решения задач. Задачи №№ 1-5 могут быть решены только одним способом – путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего (например, задача № 1: 37 – 21 – 3 – 3 = 10 или задача № 2: 37 – 24 – 2 – 2 = 9 и т. д.). Задачи №№ 6-9 могут быть решены и каким-нибудь другим более простым способом (например, задача № 6: 14 – 2 – 2 = 10). Задача № 7 вообще не требует вычислительных операций, так как для отмеривания 10 литров воды можно воспользоваться имеющимся 10-литровым сосудом. Задача № 8 допускает и такое решение: 12 – 3 = 9. Задача № 9 может быть решена и путем сложения: 12 + 3 = 15. Наконец, задача № 10 имеет только одно решение: 7 + 5 = 12.

Обработка результатов.

1. Вычисляют процент случаев применения испытуемым, участвовавшим в экспериментальной серии, при решении задач №№ 6-10 того же способа решения, который он применял для задач №№ 1-5.

2. Вычисляют процент случаев применения испытуемым, участвовавшим в контрольной серии, при решении задач №№ 6-10 способа, который пригоден для задач №№ 1-5.

3. Составить сводную таблицу результатов для обеих серий.

Таблица 2

Сводная таблица результатов группы испытуемых

  Использование нерационального способа решения задач
№ испытуемого Экспериментальная серия Контрольная серия
     
     
     
     
     

 

Вывод. Проанализировав количество задач (в %), решаемых испытуемыми неадекватным способом, и сравнив результаты обеих серий, сделать выводы о влиянии установки на процесс решения задач. Заметно больший процент случаев неадекватного решения у испытуемого, участвовавшего в экспериментальной серии, указывает на решение им задач №№ 6-10 под влиянием установки, созданной предыдущим решением задач №№ 1-5. Сформулировать заключение о преобладании у испытуемых ригидности (гибкости) мышления.___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическое задание № 3

Цель. Изучить ригидность как личностную черту и сравнить с интеллектуальной ригидностью – гибкостью испытуемого.

Материал. Бланк опросника В.А. Лосенкова для изучения ригидности.

Инструкция испытуемому: «Внимательно читайте (слушайте) утверждения и на листе бумаги рядом с номером каждого утверждения отвечайте только «да» или «нет» в зависимости от того, согласны Вы с утверждением или нет. Старайтесь долго не задумываться, т. к. здесь не может быть правильных или неправильных ответов».

Опросник

1. Полезно читать книги, в которых содержатся мысли, противоположные моим собственным.

2. Меня раздражает, когда отвлекают от важной работы (например, просят совета).

3. Праздники нужно отмечать с родственниками.

4. Я могу быть в дружеских отношениях с людьми, чьи поступки не одобряю.

5. В игре я предпочитаю выигрывать.

6. Когда я опаздываю куда-нибудь, я не в состоянии думать ни о чем другом, кроме как скорее доехать.

7. Мне труднее сосредоточиться, чем другим.

8. Я много времени уделяю тому, чтобы все вещи лежали на своих местах.

9. Я очень напряженно работаю.

10. Неприличные шутки нередко вызывают у меня смех.

11. Уверен, что за моей спиной обо мне говорят.

12. Меня легко переспорить.

13. Я предпочитаю ходить известными маршрутами.

14. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.

15. Временами мои мысли проносятся быстрее, чем я успеваю их высказать.

16. Бывает, что чья-то нелепая оплошность вызывает у меня смех.

17. Бывает, что мне в голову приходят плохие слова, часто даже ругательства, и я не могу никак от них избавиться.

18. Я уверен, что в мое отсутствие обо мне говорят.

19. Я спокойно выхожу из дома, не беспокоясь о том, заперта ли дверь, выключен ли свет, газ и т. п.

20. Самое трудное для меня в любом деле – это начало.

21. Я практически всегда сдерживаю свои обещания.

22. Нельзя строго осуждать человека, нарушающего формальные правила.

23. Мне часто приходилось выполнять распоряжения людей, гораздо меньше знающих, чем я.

24. Я не всегда говорю правду.

25. Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

26. Кое-кто настроен против меня.

27. Я люблю доводить начатое до конца.

28. Я всегда стараюсь не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

29. Когда я иду или еду по улице, я часто подмечаю изменения в окружающей обстановке – подстриженные кусты, новые рекламные щиты и т. п.

30. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.

31. Иногда знакомые подшучивают над моей аккуратностью и педантичностью.

32. Если я не прав, я не сержусь.

33. Обычно меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюбнее, чем я ожидал.

34. Мне трудно отвлечься от начатой работы даже ненадолго.

35. Когда я вижу, что меня не понимают, я легко отказываюсь от намерения доказать что-либо.

36. В трудные моменты я умею позаботиться о других.

37. У меня тяга к перемене мест, и я счастлив, когда брожу где-нибудь или путешествую.

38. Мне нелегко переключаться на новое дело, но потом, разобравшись, я справляюсь с ним лучше других.

39. Мне нравится детально изучать то, чем я занимаюсь.

40. Мать или отец заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным.

41. Я умею быть спокойным и даже немного равнодушным при виде чужого несчастья.

42. Я легко переключаюсь с одного дела на другое.

43. Из всех мнений по спорному вопросу только одно действительно является верным.

44. Я люблю доводить свои умения и навыки до автоматизма.

45. Меня легко увлечь новыми затеями.

46. Я пытаюсь добиться своего наперекор обстоятельствам.

47. Во время монотонной работы я невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой ухудшает результат.

48. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

49. На улице, в транспорте я часто разглядываю окружающих людей.

50. Если бы люди не были настроены против меня, я бы достиг в жизни гораздо большего.

Обработка данных. Производится с помощью ключа.

Ригидность: «да» – 2, 3, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 18, 20, 23, 26, 27, 30, 31, 33, 34, 38, 39, 40, 43, 44, 46, 48, 50.

«нет» – 1, 4, 7, 12, 15, 19, 22, 25, 29, 35, 37, 42, 45, 47, 49.

Ложь: «да» – 21, 28, 32, 36.

«нет» – 5, 10, 16, 17, 24, 41.

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Все баллы суммируются.

Критерии оценки полученных результатов.

Если испытуемый по шкале лжи набрал 4 балла и более, это означает, что он не был достаточно искренним во время обследования и результаты будут недостоверны. Поэтому протокол бракуется и ответы далее не обрабатываются.

По шкале ригидности:

1) 0-14 баллов – низкий уровень проявления ригидности;

2) 15-25 баллов – средний уровень проявления ригидности;

3) 26-50 баллов – высокий уровень проявления ригидности.

Вывод. Сформулировать вывод о степени выраженности у испытуемого ригидности как его индивидуальной черте. Полученные данные сопоставить с результатами изучения интеллектуальной ригидности (см. задание 2)._________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практическое задание № 4

Цель эксперимента. Выявить влияние такого параметра когнитивного стиля, как импульсивность – рефлексивность на способ решения задачи.

Материал и оборудование. 1. 20 карт фигурного теста Дж. Кагана – MFFT (Matching Familiar Figures Test). 2. Указка. 3. Секундомер.

 

Методика

Ход эксперимента. Экспериментатор предъявляет испытуемому карту с одной фигурой (собачкой, цветком, ковбоем и т. д.). Испытуемый должен внимательно рассмотреть этот «эталон». Затем экспериментатор просит его найти точно такую же фигуру среди похожих фигур, лишь незначительно отличающихся от «эталона». Причем сделать это требуется как можно быстрее.

Инструкция испытуемому: «Я сейчас покажу Вам одну картинку и еще несколько картинок, похожих на нее. Найдите, пожалуйста, среди них точно такую же картинку, как та, что будет показана первой, и покажите мне ее. Постарайтесь сделать правильный выбор, причем как можно быстрее».

Протоколист фиксирует в протоколе время поиска, или латентное время (т. е. время от момента предъявления карты и до того, как испытуемый покажет указкой выбранную на ней фигуру), с точностью до 0,5 сек. и ответ по каждой карте.

Протокол

Задание A B C D E F Латентное время
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Словесный отчет испытуемого:________________________________

________________________________________________________________

Наблюдения экспериментатора:________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Обработка результатов.

1. Вычислить средний показатель латентного времени по всем 20-ти картам и общее количество допущенных испытуемым ошибок.

2. Составить сводную таблицу результатов эксперимента по группе испытуемых.

Таблица 2

Сводная таблица результатов эксперимента

№ испытуемого Среднее латентное время Общее количество ошибок
     
     
     
×××    
Среднегруппо- вые данные    

3. Отнести испытуемого к одной из 4-х групп:

* ответы даются медленно и безошибочно – «рефлексивная» группа;

* ответы даются быстро и преимущественно неправильно – «импульсивная» группа;

* ответы даются быстро и в основном правильно;

* ответы даются медленно и преимущественно неправильно.

Примечание. Часто последние две группы предлагается не рассматривать в контексте этого когнитивного стиля.

4. Вычислить суммарный Z-критерий, включающий оба показателя оценки стиля (время и ошибки) по формуле:

Z = Zo – Zt, где

Zo = и Zt = ;

о – ошибки, t – время;

X – среднее по i-тым пробам;

S – оценка дисперсии.

5. Проранжировать всех испытуемых по Z-критерию и на этой основе каждого из них отнести к более «импульсивным» или более «рефлексивным». Сопоставить с п. 3.

 

Вывод. Проанализировав количественные результаты, а также данные самоотчета испытуемого и наблюдений экспериментатора за его поведением в ходе опыта, сделать вывод о свойственной для испытуемого импульсивности/рефлексивности как характеристики когнитивного стиля. Раскрыть влияние этой характеристики на правильность решения умственных задач испытуемым.____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практическое задание № 5

Цель. Выявить степень выраженности импульсивности испытуемого.

Материал. Бланк опросника В.А. Лосенкова.

Инструкция испытуемому: «Вам предлагается ответить на ряд вопросов, выбирая один из предложенных вариантов ответа и записывая его в бланке ответов. Старайтесь долго не задумываться, т. к. здесь не может быть правильных или неправильных ответов».

Опросник

1. Если Вы беретесь за что-то, то всегда доводите до конца?

1) определенно да; 2) пожалуй, да; 3) пожалуй, нет; 4) определенно нет.

2. Вы всегда спокойно реагируете на резкие или неудачные замечания в свой адрес?

1) определенно да; 2) пожалуй, да; 3) пожалуй, нет; 4) определенно нет.

3. Вы всегда выполняете свои обещания?

1) определенно да; 2) пожалуй, да; 3) пожалуй, нет; 4) определенно нет.

4. Вы часто говорите и действуете под влиянием минутного настроения?

1) очень часто; 2) довольно часто; 3) довольно редко; 4) почти никогда.

5. В критических, напряженных ситуациях Вы хорошо владеете собой?

1) определенно да; 2) пожалуй, да; 3) пожалуй, нет; 4) определенно нет.

6. Часто ли у Вас без видимых или достаточно веских причин меняется настроение?

1) очень часто; 2) время от времени; 3) редко; 4) такого не бывает вовсе.

7. Вы многое привыкли делать наспех, когда поджимают сроки?

1) определенно да; 2) пожалуй, да; 3) пожалуй, нет; 4) определенно нет.

8. Вы могли бы назвать себя целеустремленным человеком?

1) определенно да; 2) пожалуй, да; 3) пожалуй, нет; 4) определенно нет.

9. В словах и поступках Вы придерживаетесь пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?

1) да, всегда; 2) часто; 3) редко; 4) нет, почти никогда.

10. Вы подчеркнуто равнодушны к тем, кто несправедливо ворчит и задевает Вас, например в автобусе или трамвае?

1) почти всегда; 2) довольно часто; 3) редко; 4) никогда.

11. Вы сомневаетесь в своих силах и способностях?

1) да, часто; 2) иногда; 3) редко; 4) почти никогда.

12. Вы легко увлекаетесь новым делом, но можете быстро охладеть?

1) определенно да; 2) пожалуй, да; 3) пожалуй, нет; 4) определенно нет.

13. Вы умеете сдерживаться, когда кто-либо из начальства незаслуженно Вас упрекает?

1) определенно да; 2) пожалуй, да; 3) пожалуй, нет; 4) определенно нет.

14. Вам кажется, что Вы еще не нашли себя?

1) согласен, именно так оно и есть; 2) скорее всего, это так; 3) с этим я вряд ли соглашусь; 4) я с этим определенно не согласен.

15. Может ли под влиянием каких-либо новых обстоятельств Ваше мнение о самом себе не раз меняться?

1) наверняка так; 2) довольно вероятно; 3) маловероятно; 4) почти невероятно.

16. Обычно Вас трудно вывести из себя?

1) определенно да; 2) пожалуй, да; 3) пожалуй, нет; 4) определенно нет.

17. У Вас возникают желания, которые по разным обстоятельствам неосуществимы?

1) часто; 2) время от времени; 3) редко; 4) не возникают.

18. Обсуждая с кем-либо важные жизненные проблемы, Вы замечаете, что Ваши собственные взгляды еще не вполне определились?

1) да, часто замечаю; 2) иногда замечаю; 3) замечаю довольно редко; 4) почти никогда не замечаю этого.

19. Случается, что какое-то дело Вам так надоедает, что, не закончив его, Вы беретесь за новое?

1) да, часто; 2) иногда; 3) довольно редко; 4) почти никогда.

20. Вы несколько неуравновешенный человек?

1) определенно да; 2) пожалуй, да; 3) пожалуй, нет; 4) определенно нет.

 

Бланк ответов

№ вопроса Ответы испытуемого
       
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Обработка данных. Номер ответа, выбранного испытуемым (1, 2, 3, 4) означает балл, которым он оценивается. При обработке пользуются кодом ответов:

1, 2, 3, -4, 5, -6, 7, 8, 9, 10, -11, -12, 13, -14, -15, -16, -17, -18, -19, -20.

Знак «минус» перед номером вопроса означает, что подсчет баллов по ответу на этот вопрос производится в обратном порядке (4-й ответ – 1 балл, 3-й ответ – 2 балла, 2-й ответ – 3 балла, 1-й ответ – 4 балла).

Баллы по всем вопросам суммируются.

Поскольку нормы для этой методики отсутствуют, то суммарный балл интерпретируется так: чем он выше, тем ярче выражена у испытуемого импульсивность как индивидуальная черта.

Вывод. Сопоставив индивидуальные результаты испытуемого с результатами других испытуемых, сделать вывод о характерной для него степени выраженности импульсивности. Полученные результаты сопоставить с результатами изучения импульсивности/рефлексивности как параметра когнитивного стиля (см. задание 4).____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.113 с.)