Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Анализ формирования оптимальной стратегии решения задачи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Практическое задание Цель эксперимента. Изучить процесс формирования оптимальных мыслительных стратегий. Материал и оборудование. Шесть дисков разного диаметра. Игровое поле. Методика Ход эксперимента. В задаче «Ханойская башня» от испытуемого требуется поэлементно перенести «башню» с клетки А на клеткуС, придерживаясь определенных правил. При соблюдении указанных в инструкции правил последний ход испытуемого должен быть I C. Задача имеет единственное оптимальное решение: она решается за 63 хода, что может быть выражено как 2ⁿ – 1, где п – число дисков в башне. Всем дискам присваивают порядковые номера от I до VI в соответствии с размером – от меньшего к большему; VI диск является основанием башни. Игровое поле представляет собой три расположенных в ряд квадрата, обозначенных слева направо как А, В и С. Положение каждого диска после каждого перемещения по игровому полю записывают с помощью принятых номеров дисков и буквенных обозначений квадратов поля. До начала опыта экспериментатор устанавливает на поле А башню дисков и дает испытуемому инструкцию. Инструкция испытуемому: «Ваша задача состоит в том, чтобы, используя минимальное число ходов, поэлементно перенести башню, состоящую из шести дисков, с поля А на поле С. Перемещать диски разрешается в любом направлении в пределах игрового поля! При решении этой задачи необходимо строго следовать следующим ограничивающим правилам: 1) одновременно нельзя перемещать два или более дисков, 2) перемещению подлежит только диск, лежащий сверху башни, 3) нельзя диск большего размера класть сверху диска меньшего размера, 4) при двукратном перемещении одного и того же диска Вам придется начать все сначала». Протоколист записывает последовательность ходов решения, т. е. любое перемещение каждого из дисков башни в протокол.
Протокол
Обработка результатов. Анализируя протокол, в котором отражен весь ход решения задачи, необходимо выявить ошибки, допущенные испытуемым, путем проверки последовательности его ходов. При этом следует обратить особое внимание на 32-й ход: если испытуемый усвоил эвристические правила решения задачи, то на этом ходу в протоколе должна быть запись «VI C». Таким образом, перед 32-м ходом испытуемый должен понять, что для достижения цели башня из пяти дисков должна находиться на поле В. Это, в свою очередь, возможно, если башня из четырех дисков перед этим была на поле С и т. д. Внимание следует обращать и на ошибки типа «зацикливания», т. е. многократное повторение одних и тех же ходов, не ведущих к решению задачи. Вывод. Проанализировав протокол, определить зависимость между первым ходом (перемещением первого диска) и оптимальной стратегией решения задачи. Необходимо указать, на какой по счету попытке испытуемый усвоил эвристические правила решения данной задачи и какие ошибки и вследствие каких причин он допускал.___________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема 8. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АССОЦИАТИВНОГО ПРОЦЕССА Практическое задание № 1 Цель эксперимента. Определение скорости возникновения ассоциаций, их основного, преобладающего типа, по Аристотелю (по смежности, сходству и контрасту), степени их шаблонности или индивидуальности, эмоциональных «комплексов». Материал и оборудование. 1. Для 1-й серии набор из 10-ти слов, среди которых 7 «безразличных» и 3 (третье, седьмое и девятое) эмоционально значимых (желательно индивидуально подобранных): стол, брат, пожар, часы, экзамен, собака, шторм, окно, драка, небо. 2. Для 2-й серии три набора слов-стимулов. 1. Предметы, кото - 2. Предметы, отсут - 3. Эмоционально рые хорошо видны ствующие, но хо- насыщенные испытуемому рошо известные, слова «спокойные» стул лес авария дверь ручей бой доска василек брак книга дорога двойка карандаш куст ранение 3. Секундомер. Методика Ход эксперимента. Состоит их двух серий. Серия 1. В эксперименте используется метод свободных ассоциаций. Экспериментатор зачитывает испытуемому последовательно слова из набора и просит отвечать на каждое первым пришедшим в голову словом. Экспериментатор ведет наблюдение за эмоциональной реакцией испытуемого на отдельные слова. По окончании эксперимента испытуемый дает словесный отчет о проделанной работе. Инструкция испытуемому: «Я сейчас буду говорить отдельные слова. На каждое слово Вы должны как можно скорее ответить другим, первым пришедшим в голову словом. Придумывать и подыскивать слова не надо». Протоколист записывает в протоколе слова-ответы, а также латентное время реакции (в сек.) на каждый стимул, т. е. время от конца произнесения слова-стимула экспериментатором и до начала ответа испытуемого. В протоколе фиксируются данные самоотчета испытуемого, а также наблюдения экспериментатора за поведением испытуемого в ходе эксперимента.
Протокол
Словесный отчет испытуемого:________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ Наблюдения экспериментатора:________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ Серия 2. В эксперименте используется метод цепных ассоциаций. Экспериментатор зачитывает последовательно испытуемому слова из каждого набора. Экспериментатор ведет наблюдения за эмоциональными реакциями испытуемого на отдельные слова. Испытуемый в ответ на каждый стимул должен произносить все слова, приходящие в голову, как бы перечисляя образы, появляющиеся мысленно. По окончании эксперимента испытуемый дает отчет о проделанной работе. Инструкция испытуемому: «Я сейчас буду говорить отдельные слова. Когда я скажу слово и пущу секундомер, Вам надо возможно скорее, но четко говорить все приходящие в голову слова. Нельзя говорить фразы, только отдельные слова в именительном падеже, как бы перечисляя образы, появляющиеся мысленно у Вас». Протоколист записывает в протоколе (для каждого набора слов составляется отдельный протокол) слова-ответы, а также латентное время, время реакции (время от произнесения испытуемым первого слова до того, как он замолчит или станет заметно, что он начинает «придумывать слова»), длительность пауз. В протоколе фиксируются данные самоотчета испытуемого, а также наблюдения экспериментатора за поведением испытуемого в ходе эксперимента.
Образец протокола
Словесный отчет испытуемого:________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ Наблюдения экспериментатора:________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ Обработка и анализ результатов. 1. Подсчитать количество ассоциаций по смежности, сходству и контрасту в обеих сериях. Сравнить частоту появления разных типов ассоциаций при предъявлении различных типов слов-стимулов (во 2-й серии). 2. Вычислить средний показатель скорости ассоциативного процесса отдельно по сериям (во 2-й серии – для каждого типа слов-стимулов). Сравнить скорость ассоциативного процесса при различных типах предъявляемых слов-стимулов (во 2-й серии). 3. Проанализировать эмоциональные реакции испытуемого на эмоционально значимые стимулы, учитывая задержки в латентном времени реакции и паузы во времени реакции. Выводы. Описать особенности ассоциативного процесса испытуемого, скорость его возникновения и протекания при предъявлении разных типов слов-стимулов, равномерно ли появляются ассоциации или «пачками» с паузами (в цепи ассоциаций), преобладающий у него тип ассоциаций, различия в ассоциациях, возникающих в ответ на безразличные и эмоционально значимые стимулы. Раскрыть индивидуальные особенности ассоциативного процесса у испытуемого, обратив внимание на степень шаблонности/оригинальности его ассоциаций.________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Практическое задание № 2 Цель эксперимента. Изучение скорости возникновения и характера свободных и контролируемых ассоциаций, степени их шаблонности или индивидуальности. Материал и оборудование. 1. Набор слов для 1-й серии: шкаф, город, свет, ветка, перо, воробей, кролик, свеча, рама, дорога, платье, чернила, туфли, кошка, помидор, нитка, тетрадь, солнце, подушка, день, доска, улица, пила, карандаш, стакан. 2. Набор слов для 2-й серии: огонь, сад, смех, лес, дорога, чайник, север, любовь, вечер, радость, сон, хлеб, дело, болезнь, труд, брат, обида, гроза, муж, весна, стол, прошлое, честь, космос, здоровье. 3. Секундомер. Методика Ход эксперимента. Состоит из двух серий. Серия 1. В эксперименте используется метод свободных ассоциаций (см. ход эксперимента в задании 1). Серия 2. В эксперименте используется метод контролируемых ассоциаций. Экспериментатор зачитывает испытуемому последовательно слова из набора и предлагает отвечать на каждое слово, но не произвольно, а словом-антонимом. Экспериментатор ведет наблюдение за эмоциональной реакцией испытуемого на отдельные слова. По окончании эксперимента испытуемый дает отчет о проделанной работе. Инструкция испытуемому: «Я сейчас буду говорить отдельные слова. На каждое слово Вы должны отвечать словом-антонимом». Протоколист записывает в протоколе слова-ответы, а также латентное время реакции (в сек.) на каждый стимул. В протоколе фиксируются данные самоотчета испытуемого, а также наблюдения экспериментатора за поведением испытуемого в ходе эксперимента.
Протокол
Словесный отчет испытуемого:________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ Наблюдения экспериментатора:________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ Обработка и анализ результатов. 1. Вычислить среднее время образования ассоциаций (в обеих сериях), сравнить эти показатели между собой. 2. Определить характер ассоциаций испытуемого, преобладание среди них того или иного типа (для 1-й серии). Для этого использовать следующую классификацию типов ассоциаций: а) вид – род (стол – мебель); б) часть – целое (корма – лодка); в) ассоциация из той же категории (стол – стул); г) предикативные (змея – ядовитая, зима – суровая); д) по контрасту (черное – белое); е) по элементарному определению слова-стимула (пение – хорошее); ж) по определению функции предмета (топор – рубить); з) по отрицанию (щедрый – нещедрый); и) по адекватности (пещера – убежище); к) речедвигательные, т. е. ответы-штампы (обман – зрения); л) по созвучию (топор – мотор); м) по установлению причинной зависимости (боль – слезы, резать – больно). При обработке материалов 2-й серии характер ассоциаций не анализируется, поскольку он дан заранее. 3. Сопоставить скорость ассоциативного процесса с типом и сложностью ассоциаций. 4. Проанализировать эмоциональные реакции испытуемого на отдельные слова-стимулы, учитывая задержки в латентном времени реакции. Выводы. Описать характер ассоциативного процесса испытуемого, скорость возникновения свободных и контролируемых ассоциаций, преобладающий тип ассоциаций. Раскрыть индивидуальные особенности ассоциаций испытуемого, обратив внимание на степень их шаблонности/оригинальности._______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Практическое задание № 3 Цель эксперимента. Изучение скорости возникновения и характера сложных ассоциаций. Материал и оборудование. 1. Бланк с набором 20-ти пар слов. Каждая пара находится в определенных отношениях. Представлены также 6 пар слов в шифре, обозначенные буквами. 1. Овца – стадо А 2. Малина – ягода Б 3. Море – океан В Шифр 4. Свет – комната Г 5. Отравление – смерть Д 6. Враг – неприятель Е
1. Испуг – бегство 11. Месть – поджог 2. Физика – наука 12. Десять – число 3. Правильно – верно 13. Плакать – реветь 4. Грядка – огород 14. Глава – роман 5. Пара – две 15. Покой – движение 6. Слово – фраза 16. Смелость – геройство 7. Бодрый – вялый 17. Прохлада – мороз 8. Свобода – воля 18. Обман – недоверие 9. Страна – город 19. Пение – искусство 10. Похвала – брань 20. Тумбочка – шкаф 2. Секундомер. Методика Ход эксперимента. В работе используется метод парных ассоциаций. Экспериментатор предъявляет испытуемому бланк и предлагает определить, какой паре слов из шифра соответствует по сходству пара слов в наборе. Испытуемый, просматривая пары слов в наборе, должен соотнести с каждой из них ту пару слов из шифра, отношения в которой сходны с отношением в паре из набора и назвать соответствующую букву шифра. Экспериментатор наблюдает за поведением испытуемого. По окончании эксперимента испытуемый дает отчет о проделанной работе. Инструкция испытуемому: «Перед Вами бланк, содержащий 20 пар слов. Слова в каждой паре находятся в определенных отношениях. Вам нужно подобрать к каждой паре одну из пар слов, включенных в шифр, так, чтобы отношение между словами в последней соответствовало отношению между словами пары из набора. Когда такая пара будет определена, нужно назвать соответствующую букву». Протоколист записывает в протоколе ответы испытуемого (буквы из шифра), а также латентное время реакции (в сек.). В протоколе фиксируются данные самоотчета испытуемого, а также наблюдения экспериментатора за поведением испытуемого в ходе эксперимента. Протокол
Словесный отчет испытуемого:________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ Наблюдения экспериментатора:________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ Обработка и анализ результатов. 1. Подсчитать количество правильных ответов. 2. Выявить, на какие типы связей испытуемый допустил больше ошибок. 3. Вычислить среднее латентное время реакции. Проанализировать, на какие типы связей испытуемый дал задержки реакции. Выводы. Описать скорость и характер ассоциативного процесса испытуемого при сложных ассоциациях._______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Практическое задание № 4 Цель эксперимента. Изучение скорости возникновения и характера ассоциаций. Материал и оборудование. 1. Список из 20 незаконченных предложений. 1. Моя специальность... 11. Моя голова... 2. Моя семья... 12. Дети... 3. Боюсь... 13. Меня беспокоит... 4. Деньги... 14. Смерть... 5. Моя мечта... 15. Мой вид... 6. Работа... 16. Друзья... 7. Мои сны... 17. Если б я мог... 8. Бороться... 18. Мои планы... 9. Больше всего люблю... 19. Скрываю... 10. Дома... 20. Когда я мыслю... 5. Секундомер. 6. Методика Ход эксперимента. В эксперименте используется метод направленных ассоциаций. Экспериментатор зачитывает испытуемому последовательно незаконченные предложения и просит продолжить их первым пришедшим в голову ответом. Экспериментатор наблюдает за поведением и эмоциональными реакциями испытуемого в ходе эксперимента. После окончания эксперимента испытуемый дает словесный отчет о проделанной работе. Инструкция испытуемому: «Я сейчас буду говорить предложения. Но они незакончены. Ваша задача – завершить их первым пришедшим в голову ответом». Протоколист записывает в протоколе ответы испытуемого, а также латентное время реакции (в сек.). В протоколе фиксируются данные самоотчета испытуемого, а также наблюдения экспериментатора за поведением испытуемого в ходе эксперимента.
Протокол
Словесный отчет испытуемого:________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ Наблюдения экспериментатора:________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
Обработка и анализ результатов. 1. Подсчитать среднее латентное время реакции. 2. Определить соотношение однословных и многословных ответов испытуемого. 3. Проанализировать эмоциональные реакции на эмоционально значимые стимулы, учитывая задержки во времени реакции испытуемого. Выводы. Раскрыть индивидуальные особенности ассоциативного процесса испытуемого, его скорость, характер (однословность/многословность, шаблонность/оригинальность и т. д.).____________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.130 (0.013 с.) |