Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицинская тема в нумизматике

Поиск

На нашем форуме много людей, чья жизнь была или до сих пор связана с медициной. Вот и подумалось, что неплохо бы было создать такую тему. Ведь она весьма обширна и довольно интересна даже для людей без медицинского образования.

 

В интернете она освещена не особенно широко. К сожалению, большинство существующих публикаций на иностранных языках, на русском - раз, два и обчелся. Наиболее известная из них - это статья Э. Грибанова «Медицина - на денежных знаках», опубликованная в журнале «Советский коллекционер» (№3, 1965, стр. 99-108).

 

Самого журнала у меня нет, поэтому приведенный ниже фрагмент статьи дается без иллюстраций (если у кого он есть, пожалуйста, выложите сканы этих страниц).

 

Автор статьи, историк медицины Э.Д. Грибанов, в течение 30 лет собирал коллекцию «Медицина в малых формах изобразительного искусства». Его коллекция содержит 12000 монет, банкнот, экслибрисов, медалей, значков, плакет, почтовых, благотворительных, рекламных марок, почтовых, художественных открыток, конвертов и другие коллекционные материалы.

 

В этой статье использованы, в основном, материалы раздела бонистики и только часть материалов раздела нумизматики. Статья может служить примером разработки определённой темы, объединяющей различные предметы коллекционирования.

 

«Медицина — древнейшая из наук. Путь, пройденный медициной через эпохи развития человечества, — это путь героической борьбы за жизнь и здоровье человека, против невежества, суеверий и предрассудков. Эта борьба имеет много примеров самопожертвования в поисках истины и упорства перед лицом неудач и разочарований. Вот почему медицина нашла отражение на многих предметах, окружающих людей, в частности, даже на таких, на первый взгляд, очень далёких от медицины предметах, как деньги.

 

На большинстве древних монет изображались боги и Правители. Однако уже на монетах Древнего Востока, Египта, Фракии, Греции, Рима появились надписи медицинского содержания, а также портреты выдающихся врачей и изображения различных атрибутов врачебного искусства. Символически отражались различные заболевания или причины, вызывающие их. Например, мыши и мухи означали «моровые», т. е. эпидемические заболевания — чуму, оспу, тиф и др., саранча — голод; ванны, бассейны и минеральные источники — оздоровительные мероприятия; сточные воды — санитарию; мак — борьбу с болью; гранат — средство против гинекологических заболеваний; банка — средство против болезней вообще; лавр — целебное действие музыки.

 

Кроме того, на монетах чеканились надписи и символы, посвященные бракосочетанию, беременности, родам, детям.

 

Часто встречаются изображения бога виноделия и плодородия Диониса (Вакха у римлян) и бога искусства и света Аполлона — всеисцеляющего, который, по греческим преданиям, своими золотыми стрелами мог как поражать болезнями, так и исцелять; он также отпускал грехи и облегчал страдания.

 

За тысячу лет до нашей эры, по данным некоторых авторов, греки восприняли от фракийцев культ змеи, которая издавна была символом мудрости, науки и познания. Как символ врачевания и медицинских знаний змея раньше всего появилась у древних фракийцев в Фессалии; в процессе смешения культур он перешёл к другим народам, в частности, к грекам и римлянам. На многих греческих и римских монетах встречается изображение змеи, обвивающей треножник Аполлона или посох Асклепия (рис. 1, стр. 103).

 

Асклепий (Эскулап у римлян), «великий и беспорочный врач», как называл его Гомер, был реальной исторической личностью, впоследствии обожествлённой. По греческой мифологии Асклепий был сыном Аполлона и Крониды (дочери царя лапифов Флегия), родившимся путём «Кесарева сечения» (отсюда и само название операции «кесарево», т. е. «царское», сечение). Воспитателем Асклепия был мудрый и учёный кентавр Хирон. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошёл своего учителя. Он не только лечил болезни, но и воскрешал мёртвых. В греческом мифе рассказывается, как Асклепий был приглашён во дворец царя Крита Миноса, чтобы воскресить его мёртвого сына. На своём посохе Асклепий увидел змею и убил её. Но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой же травой и ему также удалось воскресить умершего. В дальнейшем он этой травой исцелял все людские болезни.

 

Изображения Асклепия встречаются на греческих монетах Фракии, Херсонеса, Коса, Фригии, Фессалии, Афин, Арголиды, Эпидавра (рис. 2), Смирны; на монетах Рима, а также на монете «aureus» императора провинций Испании, Галлии и Британии Постума, правившего в 258—268 гг., где Асклепий изображён с посохом, обвитым змеёй, которую кормит Гигиея. В ранний период культа Асклепия он изображался в виде змеи. Так, на бронзовом медальоне Антонина Пия (138—161 гг.) Асклепий изображён в виде священной змеи, привезённой в Рим из Эпидавра в 191 г. до н. э. (рис. 3).

 

От имени Асклепия происходит название греческих лечебных заведений «асклепейонов», изображения которых также начеканены на греческих монетах того периода (рис. 4). На монете сестерции Марка Аврелия, правившего в 161—180 гг., изображён сын Асклепия Телесфор («приводящий к благополучному концу»). На некоторых фракийских монетах Телесфор изображён в виде карлика рядом с Асклепием.

 

Дочь Асклепия Гигиея — богиня здоровья — от неё название «гигиена» (у римлян — богиня Салута) всегда изображалась на монетах Древнего Мира (Херсонес, Фригия, Афины и др.) с чашей и змеёй.

 

Интерес представляют монеты Древней Греции и Рима с изображением врачей. На монетах острова Кос был изображён «отец врачебного искусства» Гиппократ (460—377 гг. до н. э.). На монетах о. Самоса (рис. 5) изображён философ, математик и врач Пифагор (около 580—500 гг. до н. э.), основатель храмовой медицинской школы в Южной Италии; на монетах о. Сицилия (рис. 6) — врач философ Эмпедокл, живший примерно в 490—430 гг. до н. э., глава сицилийской медицинской школы, боровшийся с малярией. На монетах Древнего Рима изображался крупнейший врач древности Клавдий Гален (около 130—200 гг. н. э.).

 

На протяжении более 1000 лет на монетах Востока (Китая, Японии) символом долголетия служило изображение пожилого человека с согбенной спиной и значительным волосяным покровом на теле. Существует много вариантов таких монет. На рис. 7 изображена китайская монета, чеканенная в 1837 г., которая часто называется «старик».

 

Со времён Древней Греции и Рима в Европе свыше 1000 лет не выпускались монеты с изображениями врачей и медицинских сюжетов. В период Средневековья (V—XV вв.) с его невежеством, предрассудками и безраздельным владычеством церкви было выпущено большое количество амулетов, назначение которых было служить «защитой» от частых эпидемий, опустошавших целые страны. Вплоть до XVI в. некоторые монеты также использовались в качестве амулетов. С этой целью наиболее широко применялись «пестталеры» («чумные» талеры) — серебряные монеты, выпускавшиеся в чешском городе Иохимстале. На лицевой стороне одной из таких монет, отчеканенной в 1520 г., изображён распятый Христос в окружении своих последователей, на обороте изображён Эскулап среди больных.

 

В XVIII—XIX вв. многие врачи прибегали к рекламе, выпуская банкноты, монеты, медали и жетоны. На них указывалось имя врача и его адрес, иногда помещался портрет врача и указывалась стоимость лечения. Известно около 100 «визитных карточек» такого рода. Например, во второй половине XIX в. американский дантист Слейтон выпустил банкноту в 100 долларов, на лицевой стороне которой помещены портреты самого врача, его жены, сына и изображён приём в кабинете, а на обороте дан прейскурант зубоврачевания и зубопротезных работ (рис. 8). В 1823 г. знаменитый парижский врач Дезирабод выпустил рекламный 500-франковый билет (рис. 9), но его распространение было запрещено правительством.

 

В начале XX века различные государственные учреждения выпустили специальные монеты для обращения только в колониях прокажённых. Цель их выпуска — предупредить заражение здоровых людей. Когда же выяснилось, что проказа через деньги не передаётся, в целях гуманности выпуск этих монет был прекращён. Наибольшее количество монет достоинством от 1/2 центаво до 20 центаво и в 1 песо (рис. 10) было выпущено в 1913 г. в Кулионской колонии прокажённых на Филиппинских островах, где они служили официальным платёжным средством. Сначала их чеканили из алюминия, но из-за быстрого износа монет и коррозии металла в тропиках более поздние выпуски делали из сплава меди и никеля.

 

Свои деньги имела и Нагашимская колония прокажённых в Японии. Выпускались они различного достоинства (от цента до доллара) Нагашимским отделом здравоохранения вплоть до второй мировой войны. Лепрозорий острова Провидения на озере Маракайбо, содержавшийся правительством Венесуэлы, в 1913 г. выпустил свои деньги из латуни достоинством от 1/8 боливара до 20 боливаров, которые имели надпись «Национальный лазарет Маракайбо, 1913». Эти монеты имели хождение очень непродолжительное время.

 

Правительство США в 1919 г. выпустило деньги для госпиталя в зоне Панамского канала достоинством от цента до доллара. Монеты от 1 цента до 5 центов (из латуни) имели квадратное отверстие, монеты от 10 центов до 1 доллара (из алюминия) — круглое. Все эти монеты были в 1952 г. изъяты из обращения и переплавлены.

 

В Маккинокой колонии прокажённых Таиланда на обычных монетах делались глубокие надрезы через всю монету. Этими монетами пользовались только прокажённые.

В Европе выпускались иногда специальные деньги для отдельных медицинских учреждений. Так, в Бельгии и Франции имели хождение неофициальные монеты и бумажные деньги в психиатрических больницах (рис. 11). Их обычно выпускали религиозные организации. Имело специальные деньги и датское госпитальное судно, возившее раненых. В Германии в 1917 г. выпускались деньги только для туберкулёзных больниц, например, в городе Шпроттау (рис. 12). Эти боны имели порядковые номера и подпись главного врача, без чего они были недействительны. Известны ирландские госпитальные чеки в 10 шиллингов — 1932 г. (рис. 13). Большинство подобных выпусков вышло из обращения до начала второй мировой войны.

 

В период Веймарской республики (1918—1933 гг.) в Германии было выпущено несколько тысяч мелких бумажных купюр (нотгельдов). Некоторые из них имели рисунки и тексты медицинского содержания, другие рекламировали целебные источники. Так, на купюре в 50 пфеннигов Липпспринга (рис. 14) изображены фигуры людей, пьющих минеральную воду из источника. Оригинальны шёлковые деньги достоинством 25 марок, выпущенные магистратом города Бильфельда, с изображением целебного источника, в который входят калеки на костылях, а выходят исцелёнными (рис. 15).

 

В 1863 г. усилиями швейцарского гражданина Анри Дюнана было создано Международное Общество помощи раненым и больным. Эмблемой Общества стало изображение красного креста на белом поле (обратное геральдическому изображению швейцарского государственного флага). Мусульманские страны за эмблему Общества приняли красный полумесяц (Турция, Египет, Афганистан, Пакистан и др.) и красного льва и Солнце (Персия), а государство Израиль — красную шестиконечную звезду.

 

На многих 50-пфенниговых купюрах помещены лозунги с призывами помогать в работе Общества Красного Креста и рисунки: слепой с собакой-поводырём (рис. 16), оказание помощи пострадавшим во время пожара и обстрела; кормящая грудью мать, шахтёр в забое и др.

 

Израильское «Общество Красного Щита Давида» выпустило для автобусных компаний боны в 5 пруто (рис. 17), которые практически имели хождение в качестве разменных денег по всей стране. Этим же обществом были выпущены боны для армии с надписью: «Если не используешь эту бону, то она пойдёт в пользу Общества Красного Щита».

 

В канун 100-летия Общества Красного Креста Швейцария выпустила юбилейную 5-франковую монету со стилизованным изображением двух раненых и сестры милосердия (рис. 18).

 

На монетах 1912 г. достоинством в 10, 20 центов и 1 доллар, выпущенных Китайской республикой, а также на большом количестве банкнот (рис. 19), выпускавшихся большинством банков Китая, помещён портрет первого президента Китайской республики Сунь Ят-сена (1867— 1925 гг.). Он был первым врачом Китая, получившим европейское медицинское образование, и славился высокой техникой выполнения операций. Вступив на путь политической борьбы, Сунь Ят-сен отошёл от практической медицины.

 

В 1923 г. в городе Грефрате (Германия) была выпущена банкнота в 100000 марок с портретом врача-окулиста Де-Лёв (1792—1861 гг.). А на одной из 50-пфенниговых купюр изображён врач в средневековом одеянии на высоком городском помосте с бутылью лекарства, окружённый толпой больных сограждан, и стихи: «Einst lebt' hier DoKtor "Eisenbart, Kuriert die Leut' nach seiner Art». «Здесь доктор Айзенбарт когда-то жил, на собственный манер он всех людей лечил» (рис. 20)...»

 

Думаю, что у наших форумчан найдется немало монет, посвященных этой тематике. Желательно только, чтобы монеты выкладывались с описанием, чтобы было и познавательно, и интересно. поминавшийся в статье "чумной талер" (нем. Pesttaler) - это талерообразная медаль, выпущенная в первой половине XVI в. На его лицевой стороне изображено поклонение медному змию (сюжет из Ветхого завета), на обратной стороне - сцена распятия.

 

Надо сказать, что эпидемии в XV-XVII вв. были такими же частыми и внезапными, как и в эпоху средневековья, и повсюду вызывали панику и страх. Большинство заразных болезней с тяжелыми кожными поражениями называли чумой.

 

Для предохранения от заражения люди носили на шее амулеты — «чумные талеры». Иногда они содержали на оборотной стороне текст. Например, в 1633 г. в Бреслау (современный Вроцлав) была отчеканена монета, на обороте которой было написано: «В 1633 г. умерло 13231 человек. Благодаря Божьей помощи и усилиям врачей выздоровело 1406 человек. Окрестили 1066 человек».

 

Исторические параллели: В XV—XVII вв. еще жива была вера в целительное прикосновение королевской руки. Одни исторические хроники связывают начало этой традиции со временами Хлодвига, основателя франкской династии (V— VI вв.), другие — с именем Эдуарда Исповедника (XI в.).

 

В Англии эта церемония происходила следующим образом: пациент со своим врачом приближался к сидящему на троне королю, который прикасался к больному рукой и давал ему золотую монету. Во время эпидемий приток пациентов настолько увеличивался, что от этого страдала королевская казна: от золота перешли к серебру, а позже обычай дарить монету был упразднен.

 

Во Франции король крестил больного или касался рукой больного места, говоря при этом: «Король коснулся тебя, и Господь тебя исцелит». При этом больному подавали милостыню. Сохранились исторические свидетельства о том, что к Генриху IV (1553—1610) привели 1000 больных, и половина из них получила исцеление. Каждая церемония заканчивалась омовением рук короля, которому подавали три салфетки: первая была пропитана уксусом, вторая — водой, третья — эссенцией флердоранжа (цветка апельсина). Король поочередно вытирал руки всеми тремя салфетками для того, чтобы избежать опасности заражения. Впрочем, это не всегда помогало: Людовик XIII (1610—1642) болел четыре раза после проведения церемоний исцеления. В первый раз это произошло, когда король был десятилетним мальчиком. Салфетка или губка, пропитанная уксусом, была обычным для того времени дезинфицирующим средством.

 

Торговцы, проходя через зачумленную деревню, оставляли ее жителям продукты в обмен на монеты, опущенные в заполненное специально выдолбленное углубление в камне. Такие камни ставили вдоль дороги во время эпидемий.

 

Причины эпидемий не были известны, их связывали с землетрясениями, заразными испарениями, порожденными подземным гниением, с ядовитыми извержениями вулканов, но главным образом — с особым положением звезд и планет, с появлением комет и затмений. Предсказание эпидемий было одной из основных целей астрологических прогнозов. Их составлением занимались выдающиеся математики и астрономы, в числе которых — Иоганн Мюллер (Региомонтан) (1436-1476) и И.Кеплер (1571-1630).

 

Часто изображения гороскопов украшали портреты известных врачей. О том, какую роль в возникновении эпидемий, приписывали планетным влиянием, говорит, например, само слово «инфлюэнца» — старинное название гриппа, эпидемии которого внушали страх. Этот термин, пришедший в медицину из астрологических трактатов, происходит от латинского «influere» ~ вливаться, проникать. Он означал проникновение небесных, космических сил в земную жизнь.

 

Часто изображение комет в астрономических атласах эпохи Возрождения ассоциировалось с предупреждением об эпидемии — «трубным гласом».

 

В христианской культуре самостоятельная власть звезд и планет над судьбами мира была отвергнута, однако их расположение стало считаться «божественными знаками», изучение которых дает возможность делать предсказания и даже толковать текст Библии.

 

Первая теория распространения заразных болезней была выдвинута Джироламо Фракасторо (1478-1553) — итальянским ученым, физиком, астрономом и поэтом, одним из выдающихся деятелей эпохи Возрождения.

 

Медицинское образование он получил в Падуе, и университета, написал свой знаменитый труд «О контангии, контагиозных болезнях и лечении» (1546) в трех книгах. Обобщив взгляды Гиппократа и Аристотеля, Лукреция Кара и Плиния Старшего, Галена, Авиценны и других предшественников на происхождение и лечение заразных болезней, Фракасторо дает подробное описание симптомов заразных болезней (оспы, кори, чумы, малярии, бешенства, проказы и других) и известных в то время методов их лечения.

 

В этом труде изложены основы учения о «контагии» — живом, размножающемся заразном начале, который выделяется больным организмом. Автор писал о трех способах передачи инфекционной болезни: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху на расстоянии. Введенный им термин «инфекция» (от лат. «inficere» — внедряться, отравлять) означал «внедрение», «проникновение», «порчу». Отсюда произошло название «инфекционные болезни».

 

Термин «дезинфекция» также введен Дж. Фракасторо. Прекрасно образованный врач и педагог, друг Н. Коперника, он был одним из предшественников научной эпидемиологии.

 

Практические способы борьбы с заразными заболеваниями в эпоху Возрождения мало чем отличались от средневековых. Смертность от заразных болезней в XV-XVI столетиях была очень высокой: только оспой в Европе ежегодно заболевало около 10 млн. человек, из которых умирало от 25 до 40%.

 

Исторические параллели: В течение столетий способы борьбы с заразными заболеваниями были основаны на рекомендациях, приведенных в «Эпидемиях» Гиппократа. Так, например, когда в Афинах началась эпидемия заразной болезни, он сказал, что болезнь принесли северные ветры и предложил зажечь костры с северной стороны города, чтобы помешать воздуху поступать в Афины.

 

Такие мероприятия много раз применялись в эпоху средневековья и Возрождения. Знания античных врачей были развиты в трудах арабов и дополнены собственными мыслями и наблюдениями. Авиценна обстоятельно рассматривал значение воды в распространении заболеваний, рекомендовал простые способы ее фильтрования. Он учил обращать внимание не только на чистоту воды, но и на почву, с которой она соприкасалась (песчаная лучше очищает воду, чем каменистая); на скорость течения в реке или ручье (быстрое лучше медленного); на запах земли, по которой течет вода; на необходимость иметь в больших городах устройства для получения льда, чтобы иметь запасы чистой воды в случае необходимости.

 

В результате эпидемий целые районы становились безлюдными: замечая первые признаки эпидемии, жители часто пытались спастись бегством. Медицина не располагала в то время эффективными средствами борьбы с заразными болезнями.

 

Например, при лечении чумы часто прикладывали к телу больного сушеных жаб, которые должны были вытянуть яд. Лишь очень редко, следуя советам арабских врачей, европейские медики решались вскрывать чумные нарывы. Первые лекарства, способные вылечить больных во время эпидемий, появились в лабораториях алхимиков...

 

Ниже приведено изображение "чумного талера" 1528 года. В рамках этой темы особенно интересной представляется медицинская символика. В реферате Е.П. Назаровой "Медицинская символика - история и современность" говорится, что на протяжении своего развития медицина имела много символических изображений, прежде всего потому, что она ближе всего ассоциировалась с радостью, благом или горем людей. Одни из этих символов ушли в далекое прошлое и забыты навсегда, другие существуют и поныне.

 

Далее приводится текст, согласно реферату: "В мировой литературе опубликованы данные, указывающие на зависимость возникновения символов в медицине от определенных исторических условий развития человеческого общества, их прямую связь с истоками эмпирической медицины. Уяснение этих связей, безусловно, способствует раскрытию первоначального смыслового содержания символов медицины, появившихся, вероятно, как образное выражение представлений древнего человека о природных и бытовых явлениях, оказывающих на него как положительное, так и отрицательное воздействие. Не понимая сущности этих неумолимых и могущественных явлений, человек отождествлял их с различными одушевленными и неодушевленными предметами.

 

С развитием общества и накоплением знаний об окружающем мире начальные представления переосмысливались, а символы, олицетворяющие различные явления, приобретали новые формы и значения. Вследствие этого символика на разных этапах исторического развития общества заключало в себе разное идейное содержание.

 

В настоящее время существует многоплановая трактовка смыслового содержания дошедших до нас символов и эмблем медицины.

В процессе работы удалось выявить и собрать более 50 условных отображений древнейшей из профессий - врачевания.

 

Греческие и римские монеты, например, являются одним из основных материальных источников изучения культуры античного мира. Именно о них Гёте сказал: "На этих монетах нас радует бесконечная весна цветов и весна искусства". На монетах различных эпох можно найти много символов и эмблем врачевания, а в некоторых случаях монеты являются их единственными свидетельствами, дошедшими до нас.

 

Авторы изданий, изучающие символы и эмблемы медицины, предлагают классификацию эмблем врачевания. Согласно этой классификации, медицинские эмблемы делятся на общие и частные.

 

К общим медицинским эмблемам относятся:

1. просто змея;

2. змея, обвивающая посох (посох Асклепия-Эскулапа);

3. змея, обвивающая чашу;

4. змея, обвивающая треножник Аполлона;

5. змея, обвивающая омфалос (Дельфийский пуп);

6. две змеи, обвивающие посох (жезл Гермеса-Меркурия);

7. змея (или две змеи), обвивающая свечу (или светильник);

8. змея, обвивающая зеркало;

9. анк Импотеха;

10. яйцо;

11. горящий факел или горящая свеча;

12. светильник;

13. петух;

14. сердце на ладони и др.

 

К частным медицинским эмблемам относятся:

1. изображение ландыша;

2. флорентийского младенца;

3. уринария;

3. клистира;

4. рука, ощупывающая пульс-эмблема терапевтического профиля;

5. пентаграммы, некоторых хирургических инструментов (скальпеля, ножниц и др.);

6. капля крови - эмблема хирургического профиля;

7. ступки, ступки с пестиком - эмблемы фармации, эмблемы медицинских обществ;

8. военно-медицинские эмблемы и др.

 

Таким образом, общие медицинские эмблемы символизируют врачевание вообще, а частные являются символами отдельных разделов и направлений врачебной деятельности".

 

И.И. Мечников – один из основоположников эволюционной эмбриологии, иммунологии и микробиологии, который открыл явление фагоцитоза, разработал фагоцитарную теорию иммунитета (1883). Идеи ученого до сих пор способствуют развитию различных отраслей биологии и медицины.

 

История медицинской этики

Формирование и развитие медицинской этики (биоэтики) связано с процессом трансформации традиционной этики вообще, биологической этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине — это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество проблем, требующих решения, как с точки зре-ния права, так и морали.

Кроме того, формирование биоэтики обусловлено грандиозными изменениями в технологическом оснащении современной медицины, огромными сдвигами в медико-клинической практике, которые стали возможными благодаря успехам генной инженерии, трансплантологии, появления оборудования для поддержания жизни пациента и накопления соответствующих практических и теоретических знаний. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед средним медперсоналом. Существуют ли пределы оказания медицинской помощи, и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует отсчитывать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Вот лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а также перед широкой общественностью при современном уровне развития меди-цинской науки.

БИОЭТИКА как исследовательское направление междисциплинарного характера сформировалось в кон. 60-х — нач.70-х гг. Термин «БИОЭТИКА» предложен В. Р. Поттером в 1969 г. Трактовка ее разнородна. Прежде всего, биоэтику пытаются отождествлять с биомедицинской этикой, ограничив ее содержание этическими проблемами отношений «врач — пациент». Более широкое понимание биоэтики включает в себя ряд аксиологических, социальных проблем и проблем, связанных с системами здравоохранения и с отношением человека к животным и рас-тениям. Кроме того, термин «биоэтика» указывает на то, что она ориентируется на исследования живых существ независимо от того, находят ли они свое применение в терапии или нет. Иными словами, биоэтика ориентируется на достижения современной биологии при обосновании или решении моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований.

В 1903 г. В. Вересаев писал: «…Как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собою. Необходима этика в широком, философском смысле, и эта этика прежде всего должна охватить во всей полноте вопрос о взаимном отношении между врачебной наукой и живой личностью. Между тем даже частичные вопросы такой этики почти не поднимаются у нас и почти не дебатируются…». Вересаев видит главную задачу этики «…во всестороннем теоретическом выяснении вопроса об отношении между личностью и врачебной наукою в тех границах, за которыми интересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересам науки…». Он подчеркивает: «…вопрос и о правах человека перед посягающею на эти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным вопросом врачебной этики…».

К сожалению, то, что в начале века было нравственным уродством отдельных врачей, после 1917 г. стало безнравственной государственной политикой. В 1925 г. нарком здравоохранения Н. А. Семашко объявил врачебную тайну пережитком старой кастовой врачебной практики и старых глупых предрассудков и подчеркнул, что советское здравоохранение держит «…твердый курс на уничтожение врачебной тай-ны, пережитка буржуазной медицины…».

 

Тоталитаризм подавлял права человека и стремился разрушить профессиональную этику врачей. Он не допускал даже обсуждения проблем профессиональных этических норм и тем более, философских проблем медицинской этики. Но он не смог подавить свободных философско-этических размышлений в работах В. Ф. Войно-Ясенецкого, В. И. Вернадского, Д. П. Филатова, А. А. Любищева.

В 1940 г. выдающийся советский биолог Д. П. Филатов начинает писать работу «Норма поведения, или мораль с естественноисторической точки зрения». Увязывая этику с теорией эволюции и этологией, Филатов проводил мысль, что человек на первых фазах эволюции унаследовал от животного мира норму оборонительного поведения, эгоистическо-инстинктивное начало в поведении. Для морали будущего, по мнению Филатова, как раз и будет характерно повышение антиэгоистических норм морали и поведения людей. Обращает на себя внимание то, что Д. П. Филатов, сохраняя ориентацию на науку, пытается построить этику, выходящую за границы и натуралистической, и христианской этики. Свою этику он называет этикой любви к жизни.

В это же самое время В. И. Вернадский разрабатывает учение о переходе биосферы в ноосферу, т.е. сферу, среду, созданную человеческим разумом, воплощенным в науке и технике. Этическая компонента в учении Вернадского о ноосфере выражается, прежде всего, в его оптимизме и утверждении того, что законы развития ноосферы не противоречат, а продолжают законы эволюции биосферы. Вернадский неоднократно подчеркивает единство биосферы и ноосферы. Он развивает оптимистическую концепцию перехода биосферы в сферу разума, где решающую роль играет не только наука, но и этический разум объединенного человечества. Ноосфера объединяет в себе научный разум человечества с его нравственным разумом и техникой. В его учении разум поднимается не сциентистски и не технократически. Это, прежде всего, нравственный разум, воплощающийся как в науке, так и в технике. Истина, добро и красота соединяются в ноосфере.

В 1952 г. А. А. Любищев написал статью «Основной постулат этики». Этика, развиваемая А. А. Любищевым, мыслится как универсальная, научная и синтетическая. Основной постулат этики заключается, по его мнению, в утверждении необходимости борьбы за торжество духа над материей.

 

Подводя итог рассмотрению этических концепций, развитых в русской мысли, можно наблюдать стремление преодолеть разрыв нравственности и жизни, укоренить этику в жизни и вывести из нравст-венных начал и право, и познание, и даже религию. Важнейшей чертой этических размышлений в России является стремление понять единство факторов эволюционного процесса и этических ценностей, осмыслить жизнь во всей целостности ее проявлений. Жизнь была понята как антиэнтропийный процесс. Жизнь — это борьба со смертью и неорганизованностью природы, борьба за утверждение ноосферы, за торжество духа над материей, все это разные формулировки общего исходного принципа этики. И этот общий принцип этики просветлен одним умонастроеием, пронизывающим все нравственные поиски русских мыслителей, любовью к жизни.

Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).

В основе данной модели лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по-гречески означает «должное»). Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.

 

Клятва Гиппократа

А)Текст клятвы на языке оригинала



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.39.176 (0.017 с.)