Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. История развития, сущность, основные цели и функции аудита

Поиск

Становление и развитие аудиторской деятельности

В Российской Федерации

 

Впервые понятие «аудит» вошло в деловой оборот с появлением предприятий организованных на частных началах физических и/или юридических лиц. Эти лица были заинтересованы в привлечении инвесторов для развития своих предприятий, а также были заинтересованы в контроле над результатами деятельности наемных управляющих. Таким образом, и собственники, и инвесторы были заинтересованы в получении достоверной объективной информации о производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Если собственник использовал эту объективную информацию для целей контроля над деятельностью наемной администрации предприятия, то инвестор для целей принятия решений по вложению своего капитала в развитие данного предприятия.

Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX веке в акционерных предприятиях Европы. Его возникновение связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия (администрация), и тех, кто инвестирует свой капитал в его деятельность (учредители, акционеры, инвесторы).

Лица, инвестировавшие свой капитал, не могли полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую представляла администрация предприятия. Так как эта информация довольно часто носила субъективный характер, в которой была заинтересована администрация, то не исключался обман со стороны администрации.

Недостоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности довольно часто приводила к банкротству предприятий, существенно повышала риск финансовых вложений, и как следствие к потере инвестиций.

Таким образом, и учредители, и акционеры, и инвесторы хотели быть уверенными, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению учредителей и акционеров, можно было доверять. Главным требованием, предъявляемым к аудитору, были его безупречная честность и независимость.

Исторической родиной аудита принято считать Англию. Именно там, в 1844 году выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных предприятий обязаны приглашать не реже одного раза в год специалиста-аудитора для проверки бухгалтерский счетов и отчета перед акционерами. Позже, подобный закон об обязательном аудите был принят во Франции в 1867году, а в США – после Великой депрессии в 1937 году.

Потребности в услугах специалистов-аудиторов возрастают в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. В этот период времени резко ожесточаются требования к качеству аудиторской проверки, ее обязательности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. С окончанием кризиса практически все экономически развитые страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности открытой публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Таким образом, аудит становится мощным оружием против финансово-экономического мошенничества, в первую очередь на предприятиях с акционерным капиталом.

В России звание аудитора было введено Петром I. Функции государственного аудитора совмещали в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Попытки создания института аудита в России предпринимались в 1831 (институт присяжных бухгалтеров), 1889, 1909 (институт бухгалтеров), 1912 и 1928 гг. (институт государственных бухгалтеров-экспертов), но все они закончились провалом из-за отсутствия законодательного механизма действия этих органов финансового контроля, а также юридических гарантий и экономических предпосылок аудиторской деятельности.

Система государственного финансового контроля, появившаяся два столетия назад, была призвана осуществлять вневедомственный финансовый контроль над законностью расходования государственных средств, полнотой и своевременностью исполнения обязательств, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильностью ведения учета и составления финансово (бухгалтерской) отчетности.

Активизация аудиторской деятельности в бывшем СССР с конца 80-х годов была обусловлена появлением новых форм предпринимательской деятельности; появлением акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, коммерческих банков и других предприятий. В этот период совершенствуется законодательная база аудита, которая не соответствовала требованиям развития общества. Формирование рыночной экономики России в последние десятилетия предъявило новые требования к системе финансового контроля по сравнению с требованиями «социалистической» экономики. Эти новые требования ознаменовали переход от ведомственных проверок к независимым вневедомственным проверкам финансового состояния экономических субъектов с целью повышения эффективного использования активов предприятий.

В Российской Федерации аудиторская деятельность в современном ее виде появилась сравнительно недавно, и в связи с экономическими преобразованиями получает все большее распространение. Первыми аудиторскими организациями в России стали представительства и дочерние предприятия акционерного общества “Инаудит”, основанного осенью 1987 года. В первое время аудит проводился в основном на совместных предприятиях, созданных с участием иностранного капитала, так как зарубежные партнеры требовали представления им бухгалтерской отчетности, подтвержденной независимой аудиторской организацией. С появлением акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, коммерческих банков и других предприятий сфера применения аудита значительно расширилась.

Потребность в услугах аудиторских организациях возникла в связи со следующими обстоятельствами:

· возможность предоставления инвесторам, учредителям, акционерам, кредиторам и государственным органам необъективной информации со стороны администрации хозяйствующего субъекта в случаях конфликта между администрацией и пользователями этой информации;

· неопределенность последствий принятых решений инвесторами, учредителями и акционерами на основе информации, предоставленной администрацией хозяйствующего субъекта;

· необходимость специальных знаний для анализа финансовой (бухгалтерской) информации, полученной от администрации хозяйствующего субъекта;

· частичное отсутствие у пользователей финансовой (бухгалтерской) информации доступа для оценки ее качества.

 

Эти и другие обстоятельства привели к необходимости обратиться к услугам независимых специалистов-экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию и опыт на оказание такого рода услуг. В реальности каждый из инвесторов понимает, что наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка его инвестиций, а каждый акционер осознает, что достоверная информация о финансово-хозяйственной деятельности его предприятия и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений, принимаемых собранием акционеров.

Собственники, прежде всего коллективные собственники: акционеры, пайщики, а также кредиторы - не всегда способны самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные хозяйственные операции, проведенные администрацией предприятия, правильно отражены в отчетности. На практике инвесторы и акционеры ограничены в доступе к учетным записям, не имеют соответствующего опыта прочтения финансовой (бухгалтерской) информации. Поэтому эти лица нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение достоверности финансовой (бухгалтерской) информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Следовательно, можно сделать вывод, что проведение аудиторской проверки с последующем анализом полученной финансовой (бухгалтерской) информации и мнением аудитора по результатам проверки, имеет важное значение. Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

В настоящее время наблюдается и будет постоянно укрепляться тенденция к увеличению потребности экономических субъектов в проведении аудита. Во многом это обусловлено системой государственного правового регулирования аудиторской деятельности. Особенно активна политика государства направленная на усиление контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов, в собственности которых есть доля собственности государства или в которых государство является инвестором.

Законодательно оформленный постепенный переход предприятий и организаций Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) еще более активно отражается в расширении потребностей услуг аудиторских организаций. В этих условиях трансформация финансовой (бухгалтерской) отчетности на МСФО несомненно имеет перспективное направление деятельности для региональных аудиторских организаций.

Результаты деятельности самих аудиторских организаций в основном оцениваются по показателю совокупной годовой выручки. По итогам 2004 года увеличение годовой выручки аудиторских организаций составило в среднем по России 27%. Среди наиболее успешно работающих на Российском рынке аудиторских услуг можно выделить аудиторские компании, приведенные в таблице № 1.


Таблица № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.77 (0.009 с.)