Теории классовой структуры общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории классовой структуры общества.



класс Социальный По В. И. Ленину - большая группа людей, отличающаяся от других по месту в истор. определенной системе обществ, производства, по отношению к средствам производства, по роли в обществ, организации труда и по способам получения и размерам той доли обществ, богатства, к-рой она располагает. 2. По М. Вебеpу - агрегаты людей, обладающих одними и теми же жизненными шансами. 3. По У. Л. Уорнеру - группа людей, причисляющих себя к определенной позиции в системе соц. иерархии (различают следующие К. с.: высший - высший, низший - высший, высший - средний, высший - низший, низший - низший). 4. Большая группа людей, имеющих одинаковый соц.-экон. статус в системе соц. стратификации.

Группа Социальная - совокупность людей, имеющих общий соц. признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре обществ. разделения труда и деятельности. Социологи конца XIX - нач. XX вв. (Э. Дюркгейм, Г. Тард, Г. Зиммель, Л. Гумплович, Ч. Кули, Ф. Теннис и др.) предпринимают первые попытки создания социологич. теории групп в виде двух концепций, в к-рых проблема группы решалась или путем соотнесения групповых процессов с индивидуальным поведением, или признанием существования некой "мистической групповой связи", имеющей независимую "реальность саму по себе". Австрийский социолог Л.Гумплович считал, что "в социологии единицами, элементами являются соц. группы... Э. Дюркгейм придавал группе самостоятельное значение как особому элементу соц. реальности, выполняющему в об-ве свою специфич. функцию. Так, в работе "Самоубийство" он показал причинную зависимость между увеличением самоубийств и дезинтеграцией групп в современном ему капиталистич. об-ве. " Общегуманистич. подход к об-ву в современной социологии признает значимость всех соц. групп, поскольку различие в их положении приводит к разным интересам, согласование к-рых является основной целью соц. политики об-ва.

Группа Социальная

- относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общностью интересов, а также культур, ценностей и норм поведения, находящихся в более или менее систематическом взаимодействии.

Слой Социальный

индивидов, объединяющихся по каким-то общим признакам и имеющих одинаковый соц. статус, ранг и т. д.

 

 

Теории соцстратификации.

Соцдифференциация – наличие разл гр в об-ве. Социальная стратификация – это процесс выделения разл групп об-ва на основе неравного их положения в структуре. Отражение соцнерав-ва на соц лестнице по Веберу

Открытая и закрытая система стратификации: открытая – члены структуры могут менять свой статус относит легко, закрытая – с большим трудом смена статуса. (касты в Индии). Вебер предложил 3 измерения стратификации: класс(экономич положение), статус(престиж), партию(власть).

Соцстатус – положение индивида в соцстратификационной структуре. (врожденный\преобретенный).

Функционалистская теория стратификации – осн на консервативн традиции. СОцстратиф сущ-ет т.к. она полезна для об-ва. 1945г Кингсли Дейвис и Уилберт Муром. Общество исп-ет блага – как побудит мотивы для своих членов, и распр-ет их. Конфликтологическая теория. Расслоение сущ-ет т.к. выгодно индивидам и гр обл властью над др. Общество – арена, где люди борятся за ч-л. Осн на К Маркс.

Социальное неравенство в современном обществе. Теории социальной стратификации и социальной мобильности. Типы, каналы и факторы социальной мобильности.

Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация – распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).

Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог – расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.).

Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое (марксистское).

Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).

Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.

Если под этим углом зрения проанализировать стабильные общества современного типа, этот вывод окажется подтвержденным в высокой степени. Действительно, профессия стала определяющим критерием социального расслоения и профессиональный статус отдельного человека или социальной группы тесно связан с такими основаниями стратификации, как доходы (собственность), власть (положение в системе управления) и престиж (признание социальной значимости этой работы).

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Неравенство определяется разным отношением к собственности. Социальная структура: 2 основных класса – пролетарии и буржуазия + остаточный класс – крестьянство. Один класс эксплуатирует другой – в результате между двумя классами возникает социальный антогонизм, который можно преодолеть через социалистическую революцию, которая уничтожит частную собственность.

Теория М. Вебера. Он поддерживал идею К. Маркса по поводу деления общества на 2 класса. В основе этого деления лежит экономический фактор, его дополняет еще ряд факторов: престиж профессии, квалификация, уровень дохода, наличие диплома, статус человека, партийность.

Эмпирическая теория социальной стратификации. В рамках ее выделяются три подхода:

4. самооценочный или метод классовой идентификации: социолог представляет респонденту определить свое место на определенной шкале.

5. метод оценки ситуации: социолог предлагает респонденту выступить в качестве эксперта и оценить классовую принадлежность другого человека.

6. «объективный» метод: социолог оперирует некоторыми объективными критериями социальной дифференциации. Чаще всего престиж профессии, уровень власти, уровень дохода.

Существенным недостатком данной теории является отсутствие разработанной теоретической базы, присутствие элементов субъективизма.

Западногерманский социолог Р.Дарендорф предложил в основу соц стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношение власти и борьбу между соц группами за власть. На основе этого понятия Д. Делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь управляющих делит на 2 подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников, т.е. бюрократов-менеджеров. Управляемые делятся тоже по крайней мере на 2 подгруппы: высшая – рабочая аристократия и низшая – низко квалифицированные рабочие. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с управленцами.

 

В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные (априорные, институциональные) позиции, называют социальной мобильностью. Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества.

Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.Сорокиным. Он же различил вертикальную (возвышающуюся – социальный подъем, движение вверх /повышение в знании, в должности, превращение идеи в господствующую, утверждение моды/, и падающую – социальный спуск движение вниз /лишение статусов, деградация, банкротство/) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу и т.д.

 

Совок-ть соц перемещений людей в О, т.е. изменений своего статуса, наз-ся соц мобил-тью.

Одним из родонач-ков теорий соц стр-ции и соц моб-ти был П.Сорокин. зарубежные социологи обычно связывают эти две теории.

Движение вверх и вниз наз-ся вертик моб-тью, она бывает 2типов: нисходящей (социальный спуск, движение вниз) и восходящей (соц подъем).

Гориз моб-тью наз-ся переход инд-да из одной соц группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (н-р, изменение гражданства, перемещение из православной в католич религ гр). Разновидностью гориз моб-ти служит географ моб-ть: перемещ из одного места в др при сохранении прежнего статуса (международ и межрегион туризм). Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географ моб-ть превращается в миграцию (переезд из деревни в город на постоянное место жит-ва).

Классификация соц моб-ти может быть проведена и по иным критериям. Так, н-р, различают индивидуальную моб-ть, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у инд-да независимо от других, и групповую моб-ть, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после соц революции старый господ-щий кл уступает свои позиции новому госп-щему кл.

Как показал на огромном истор-ком материале Сорокин причинами групповой моб-ти выступали: соц рев-ции, иностранные интервенции, войны, воен перевороты, смена полит режимов. Групповая моб-ть имеет место там, где происходит изменение системы стратиф-ции, т.е. самой основы того или иного О.

К факторам индивид моб-ти относятся: соц статус семьи, ур образ, национ-ть, место жит-ва.

Особую разновид-ть представляет межпоколенная, или межгенерационная моб-ть. Она относится к изменению статуса детей по сравнению со статусом род-лей (дети либо достигают более высокой соц позиции, чем род-ли, либо опускаются на более низкую ступень). Масштаб межпоколен моб-ти свидетельствует о том, до какой степени в том или другом О неравенство переходит от одного поколения к др.

Тенденции соц моб-ти:

В целом молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Молодым свойственна профессиональная, взрослым – экономическая, пожилым – политическая моб-ть.

Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших кл, как правило, больше детей, а у высших меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по соц лестнице, тем меньше детей у него рождается. Профессионалы (врачи, юристы…) и квалиф служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, сельхоз рабочие, имеют на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить соц моб-ть в совр О.

Социальная мобильность является самостоятельным показателем «прогресса» общества. Первый показатель – это усложнение социальной системы, ее структуры и организации. Второй – повышение внутренней мобильности общества, причем не столько реальных социальных перемещений, сколько стабильных возможностей их осуществить.

Национально-этнические общности и отношения.

Больш совокупн людей, кот-я хар-ся историч происх, ист судьбой, террит, культ, общ эк деят-ю. в России – 158 общ, всего более 5000

В ист плане: род,племя,народность,нация. + супер-этнос

Общность Этническая

-англ. community, ethnic; нем. Gemeinschaft, ethnische. Исторически сложившаяся группа людей, связанная общностью территории, где она формировалась, общностью языка, культуры, быта и особенностями психического склада. О. э. включает нации, народности, группы родственных племен, отдельные племена.

Категория «этнос» (греческое слово — «ethnos») означает племя, на­род и определяется как исторически сложившаяся на определенной терри­тории устойчивая совокупность людей, об­ладающая общими чертами и особенностями культуры (включая язык, обычаи, традиции, самопознание и т.д.)

Формирование этноса обычно происходит на основе един­ства терри­тории и эконо­мической жизни, но в процессе дальней­шего развития мно­гие этносы утрачивают общ­ность территории. Признаки, выражающие систем­ные свойства уже существующего эт­носа и отделяющие его от дру­гого эт­носа, —это язык, народ­ное искусство, обычаи, тра­диции, нормы поведения, привычки, т.е. компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют так называемую этническую культуру, обладающую специфическим для неё стилем.

Одной из разновидностей этнической группы является раса. Человече­ская раса — это исторически сложившиеся ареальные группы людей, свя­занные единством происхож­дения, которое проявляется в особом сочета­нии таких наследственных биологи­ческих признаков, как цвет кожи, черты лица и особенности телосложения.

Социальные исследователи считают, что нет такого фено­мена, как раса, основанная на объективных биологических раз­личиях. Они полагают, что раса формируется на со­циальной основе или на основе воображаемых биологи­ческих признаков, что отличает её от других групп.

Таким образом, раса представляет собой социальное поня­тие, форми­рующееся в ре­зультате того, что группе приписывают характерные биоло­гические признаки.

Наряду с расой выделяют и такие этнические общности, как род (клан), племя, на­родность, нация. К ним примыкают нацио­нальные (этнические) и этнографические группы.

Характерной особенностью рода и племени как наиболее ранней формы общинной организации является то, что они были основаны на кровнородственных связях.

Все народы мира прошли через эту первоначальную стадию развития.

В условиях рабовладельческого общества возникают народ­ности.

С разложением феодального строя и зарождением капита­лизма возни­кает новая форма общности людей — нация.

Этническое (национальное) самосознание — отражение соз­нания на­ции и другой этно­социальной общности в индивидуальном сознании их чле­нов, выражающее результат ус­воения послед­ними представлений об исто­риче­ском опыте, состоянии и пер­спективах развития своего народа (этноса), его ценностях и нор­мах, а также о его месте и роли среди других народов и взаимо­отношения между ними.

Корни на­ционализма и на­циональные чувства нахо­дятся на уровне “коллективного бессоз­натель­ного”. У той или иной этни­ческой группы за всю тысяче­летнюю историю накапливаются мифы, сим­волы, воспоминания, стереотипы, связанные с восприятием другой нации, на­родности. Они часто связанны с оскорблением или уни­жен­ием националь­ного достоинства. Сами по себе они могут вести, а мо­гут и не вести к этническим кон­фликтам. Всё дело в истори­ческой ситуации

После Октябрьской революции центр (Россия) как бы “встряхнул отс­талую ок­раину”, произошла мобилизация пери­ферии. Это результат официальной политики со­ветского ре­жима, считает Айзенштадт. Индуст­риализация перемалывала в прошлом слаборазвитые народы. В результате периферия оказалась до­вольно тесно связанной с центром, а наиболее активные её пред­ставители были допущены в элитные слои быстро растущей со­ветской бюрократии. Возникло противоречие между сравни­тельно высоким уров­нем развития элиты периферии и попыт­ками политическими средствами вогнать её в пассив­ное послу­шание. Так была заложена мина под здание СССР. Подобная перспектива, по мне­нию автора, грозит и самой России

Культура как ценностно-нормативная система. Тенденции современного культурного развития.

Культура— система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

Компоненты: ценности(дух-е,культ-е,матер-е), соцкультурные нормы, верования, язык, техника.

По способу выр-я:матер-я и нематер-я, по направленности:массовая,народная,элитарная. По принадлежн: национ-я и интернац-я.

Функции культуры.

Накопление ист опыта, интеграционная, познавательная, оценочная(аксиологическ), регулятивная, коммуникативная

Э социализации и адаптации, созидательно-преобразовательная, прогностическая.

 

Члены каждого общ-ва так глубоко погружены в собственные верования и обычаи, что не замечают, как сами начинают подчиняться им, считая их единственно правильными и разумными. Люди сами создают такие культурные образцы кот. впоследствии подчиняются и кот. принимают за caмо собой разумеющиеся. Когда культура указывает на то, как и что мы должны или не должны делать, говорят, что она нормативная, то такая, которая указывает на стандарты правильного поведения. Каким же образом осуществляется это нормативное воздействие. Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представление о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Т.о., человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; придя в магазин, встаем в очередь; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное.

Итак, культурная норма явл-ся системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормат. Кул-ра - это тщательно разработанная система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Очевидно, что такие нормы, основанные на молчаливом согласии людей, не могут быть достаточно устойчивыми. Изменения, происходящие в обществе, преобразуют условия совместной деятельности людей. Поэтому некоторые нормы перестают соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности. Если в общ-ве или в какой-либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если некоторые из них (например, нормы этикета, повседневного поведения) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые управляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности (например, государственные законы, религиозные традиции, нормы языкового общения), изменить крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно. Подобное различие требует классификации норм и анализа процесса нормообразования. Рассмотрим основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости.

Обычаи. Опирающийся на прошлый опыт стереотип поведения, привычный для членов данного общества или социальной группы, унаследованный ими и постоянно воспроизводящийся ими. Обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Пожимание правой руки при приветствии, еда с вилки, езда по правой стороне улицы, кофе или чай на завтрак - все это обычаи.

Число обычаев в обществе весьма велико. Даже наиболее примитивные общества имеют несколько тысяч обычаев, а в современном индустриальном обществе их число значительно увеличивается.

Таким образом, можно различать два типа обычаев:

· те образцы поведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости;

· те образцы поведения, которым мы должны, следовать, так как они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, мы будем называть нравственными нормами, или нравами.

Нравственные нормы. Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или в обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Под нравственными нормами, следовательно, мы понимаем идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Социальный опыт человеческого общества показывает, что нравственные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда кто-то признает что-то хорошей идеей или порядком. Они возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного напряжения. Нравственные нормы возникают из группового решения о том, что отдельное действие вредно и должно быть запрещено (или, наоборот, отдельное действие представляется настолько необходимым, что его выполнение должно быть обязательным). По представлениям членов группы, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения группового благополучия.

Институциональные нормы. Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения постоянно возникающих, наиболее значимых потребностей. Речь идет, например, о формировании и функционировании семей в обществе, управлении государством, обучении школьников и студентов, распределении произведенного обществом продукта и др. Совокупность обычаев и норм, касающихся таких важных моментов в деятельности общества, воплощается в его социальных институтах.

Институциональные нормы от простых обычаев и нравственных норм отличаются, прежде всего тем, что они сознательно тщательно разрабатываются и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им. Кроме того, возникает круг людей, в котором каждый человек играет определенную роль в поддержании и защите этих норм. Образцы поведения, ценности, ритуалы и традиции становятся высокостандартизированными, взаимосвязанными. Например, банки, торговые организации, заготовительные базы - это экономические институты, поддерживающие собственную нормативную базу. Нормативные кодексы этих институтов развиваются постепенно из обычаев и нравственных норм, сопутствующих простому обмену.

Законы. В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, существует сильная тенденция их объединения и реорганизации в законы. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или потому, что считают, что поступают правильно.

культуры. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира, – система убеждений и ценностей.

Среди отечественных ученых, широко исследующих проблемы культуры, также нет единства в понимании содержательной стороны культуры. Одни из них понимают культуру общества как интегративное явление, качественно характеризующее все сферы общества, все виды общественной жизнедеятельности людей и продукты последней через меру воплощения в них в конкретных исторических формах сущностных сил человека. Другие рассматривают культуру шире, как весь мир в целом, существующий в непосредственном единстве с человеком.

Рассматривается культура и как качественное состояние общества на каждом этапе его развития, более конкретно и полнее выражающееся в достигнутом уровне развития производительных сил, производственных отношений, материального и духовного производства, науки, искусства, образования, воспитания и т.д.

Культура и общество. Культура и природа.

Передача культурных ценностей и норм от поколения к поколению есть культурное воспроизводство. Духовное производство – особая форма духовной деятельности, выделившаяся в отдельную сферу, «отрасль» производства.

Воздействие культуры общества на личность осуществляется не прямо и непосредственно, а через посредство культурной среды, в которую включена личность.

Под культурной средой понимается совокупность вещественных и личностных факторов, непосредственно окружающих человека и активно влияющих на его деятельность по потреблению и созиданию культурных ценностей

Культура – это проявление деятельностно-практического единства человека, общества и природы. Соответственно уровень ее развития определяется степенью единства общества и природы.

К основным функциям культуры можно отнести следующие:

1. Познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически –преобразовательная.

2. Практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей.

3. Регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре.

4. Коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды получили развитие и конкретизацию в «понимающей социологии».

5. Культура выполняет функцию социализации человека. Она является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность к внутреннему, нравственному ограничению. Вместе с тем в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности.

6. Гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетическим и моральным.

Начиная с XVIII в. в отношении к культуре можно выделить две линии: первая - позитивный взгляд на культуру, вторая - антикультурная.

Просвещенческие концепции культуры. Эти концепции возникли и активно развивались европейскими мыслителями (А.Вольтер, Дж.Вико, Ш.Л.Монтескье, И.В.Гёте, И.Г.Гердер, Ф.Шиллер) в русле Просвещения. В культуре они видели внутреннее духовное богатство человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру, красоте.

Эволюционистский подход к культуре. Во второй половине XIX в. в объяснении природы культуры и других социальных явлений широкое распространение получил эволюционизм. Он нашёл своё обоснование в работах социологов О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, этнографов Э.Тайлора и Л.Моргана и других крупных учёных того периода.

Основные идеи классического эволюционизма сводятся к следующему:

1. Как естественные, так и общественные явления подвержены постоянным, регулярным или частным изменениям.

2. В ходе этих изменений общество отходит от первоначального примитивного или упрощённого состояния и приобретает более сложный и дифференцированный характер. По содержанию эволюция означает рост рационального начала в обществе. В соответствии с этим устраняется хаос, конфликтность, предрассудки и слепая вера.

3. Стадии эволюции можно выстроить в шкалу от “дикости” и “варварства” до высшей ступени цивилизации. Эту высшую ступень неизменно воплощает в себя новейший Запад.

4. В ходе эволюции постоянно совершенствуются все стороны жизни общества, в том числе искусство, мораль, верования и культы. Всякие перемены в морали, литературе, искусстве по логике эволюционизма ведут к лучшему, означают развитие как усложнение, обогащение по содержанию, форме и т.д.

5. Те или иные элементы раннего состояния могут до поры до времени сохраняться в качестве пережитков.

6. Источниками эволюции являются различные безличные силы, которые сами по себе не меняются и действуют постоянно.

7. Основное направление эволюции общества и его культуры на ранних этапах - это адаптация к внешним условиям, а позднее - овладение этими условиями и их подчинение, переход на более высокий уровень существования.

Диффузионизм. В начале XX в. в противовес эволюционизму ряд социологов и этнологов развили концепцию диффузионизма.

Такой подход позволил изучать процесс распространения культуры из одного центра в другой, взаимодействия культур, раскрыть механизм освоения достижений других народов.

Марксизм о культуре. Под культурой в широком смысле слова марксизм понимал всю совокупность материальных и духовных ценностей, без которых человек не может жить и развиваться как социальный субъект. Культура - всё то, что создано и создаётся в результате его умственного труда и что составляет как бы “вторую природу”, отличающуюся от естественно протекающих природных процессов и явлений, характеризующихся тем, что люди изменяют, воспитывают сами себя.

Структурно-функциональный подход рассматривал культуру как подсистему целостной социально-культурной структуры.

В ней каждый элемент выполняет как бы служебную роль в общей системе регуляции.

Основные постулаты функционализма:

1. Существует общее функциональное единство общества. Оно выражается во взаимосвязи социальных и культурных структур.

2. Культура представляет собой интегрированную целостность, в которой каждый элемент отвечает определённой потребности всей целостности, выполняя конкретную часть работы.

3. Дифференциация функций поддерживается дифференциацией структур, складывающихся в упорядоченную систему.

4. Именно постоянное поддержание всех элементов культуры (производственные навыки, ритуалы, нормы и т.д.) обеспечивает единство общества.

Леворадикальные и авангардистские концепции. Эти концепции широко распространены в сегодняшней общественной мысли. Основное их содержание - острая критика современного западного общества, его сложившейся социальной структуры и культуры, отрицание институциональной науки.

В центр они ставят проблему отчуждения человека от общества, природы и самого себя.

Наличие множества концепций культуры есть подтверждение тому, что культура, являясь целостным социальным явлением, образуется из бесконечного многообразия составляющих её элементов и отношений. В этой связи, видимо, правильно считать, что невозможно создать некую универсальную концепцию культуры.

 

 

Социально-стратификационные процессы в современной России. Проблемы

становления среднего класса в России.

Россия в своей истории пережила не одну волну переструктурирования социального пространства, когда рушилось прежнее социальное устройство, менялся ценностный мир, гибли целые слои, рождались новые общности. На пороге XXI в. Россия вновь пере­живает сложный и противоречивый процесс обновления.

В качестве исходной модели многомерной стратификации современной России возьмем четыре основных параметра: власть, престиж профессий, уровень доходов и уровень образования.

Власть — наиболее важное измерение социальной стратификации. Система властных органов постсоветской России существенно перестроена — одни из них ликвидированы, другие только организованы, некоторые изменили свои функции, обновился их персональный состав. Ранее замкнутый верхний слой общества приоткрылся для выходцев из других групп.

Место монолита номенклатурной пирамиды заняли многочисленные элитные группировки, находящиеся между собой в отноше­ниях конкуренции. Рядом с властными иерархиями появляется «предпринимательская структура», включающая в себя следующие основные группы: 1) крупные и средние предприниматели; 2) мелкие предприниматели (собственники и руководители фирм с минимальным использованием наемного труда); 3) самостоятельные работники; 4) наемные работники.

Налицо тенденция формирования новых социальных групп, претендующих на высокие места в иерархии социального престижа.

Престиж профессий — второе важное измерение социальной стратификации. Можно говорить о ряде принципиально новых тенденций в профессиональной структуре, связанных с появлением новых престижных социальных ролей. Меняются оценки социального престижа разных видов деятельности, когда физически или этически «грязная» работа все же считается привлекательной с точки зрения денежного вознаграждения. А целые профессиональные страты опущены на «дно» социальных рейтинговых шкал – их специальная подготовка оказалась невостребованной и доходы от нее ничтожно малыми. В результате сокращения государственной поддержки науки, образования, культуры и искусства произошло падение престижа и социального статуса работников умственного труда.

В современных условиях в России наметилась тенденция формирования ряда социальных слоев, относящихся к среднему классу, — это предприниматели, менеджеры, отдельные категории интеллигенции, высококвалифицированные рабочие. Основные признаки среднего класса: 1) высокий уровень экономической независимости; 2)гибко реагирует на рыночные изменения – 5-6 раз могут сменить профессию; 3) выступает за экономическую и политическую стабильность в обществе; 4) высокая степень активности в политической сфере; 5) поддерживает различные идеологические течения.

Уровень доходов различных групп является третьим существенным параметром социальной стратификации. В 1997 г. доход, получаемый 10% наиболее обеспеченных россиян, почти в 27 раз превышал доход 10% наименее обеспеченных.

Наиболее острой в настоящее время в социальной сфере является проблема массовой бедности — происходит консервация нищенского существования почти 1/3 населения страны. Особую тревогу вызывает изменение состава бедных: сегодня к ним относятся не только традиционно малообеспеченные (инвалиды, пенсионеры, многодетные), ряды бедных пополнили безработные и работающие, величина зарплаты которых (а это четверть всех занятых на предприятиях) ниже прожиточного уровня.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.08 с.)