Что невозможно создать некую универсальную концепцию культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что невозможно создать некую универсальную концепцию культуры.



 

Основные концепции личности в зарубежной и отечественной социологии.

 

Под личностью понимают социальные качества, приобретенные индивидом в процессе социализации.

В социологии выделяется несколько подходов к изучению личности:

Диалектико-материалистический

Антропологический

Нормативный

Социологический

Персоналистический

Теория «зеркального Я»

Биолого-генетический.

Диалектико-материалистический подход: к концу 20-х годов ХХ века практически сформировалась данная концепция. Она оставалась доминирующей в СССР до конца 80-х гг. Согласно этой концепции развитие личности – диалектический процесс, он обусловлен 4-мя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием. Биологическое и социальное рассматривалось в пользу последнего, т.е. то, что дано природой, не является фатальной детерминантой. Биологическое – потенциальная возможность, которая реализуется в способностях при содействии 3-х основных факторов. Акцент делался на социальном, пренебрежение к биологическому привело к гонению на педагогику. В 30-е гг. она была объявлена лженаукой.

Антропологический подход: в нем личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида. Классический антропологический подход нашел отражение в работах Фейербаха. Он рассматривает человека как продукт природы, игнорируя социальный контекст в развитии личности. В настоящее время в чистом виде практически не встречается. На позиции абсолютного антропологизма стоит классический бихевиоризм. Он отождествляет понятие индивид, личность, человек. Он игнорирует определяющую роль социальной среды в развитии личности.

Нормативный подход: в нем личность определяется набором положительных качеств, признаков. Следовательно, личность характеризуется такими положительными качествами как высокая сознательность, ответственность, соц. Активность, нравственность.

Социологический подход: личность рассматривается прежде всего как объект и продукт соц. отношений. Личность – конкретное выражение сущности человека, реализация в нем системы социальных черт и качеств данного общества.

Персоналистический подход: в определенной мере он выступает в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам. Личность рассматривается как абсолютно самостоятельная и индивидуально неповторимая целостность. Наиболее полное выражение этого подхода проявилось в экзистенциализме. Согласно данной концепции сущность личности рассматривается в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Окружающая человека среда, т.е. природа и соц. отношения, мешают ей уйти в неповторимый внутренний мир. В современном индустриальном обществе, в мире вещей человек теряет свою индивидуальность, растворяет свое «Я» в массе. Крупными представителями экзистенциализма являются Хайдегер, Сартр.

Теория «зеркального Я»: ее автором является американский социолог, основоположник теории «малых групп» Кули. Он считает признаком истинно социального существа способность выделить себя из группы и осознать свое Я. Обязательным условием этого является общение с другими людьми.

Биолого-генетический подход: предполагает, что поведение человека заложено в биопрограмме, примитивный детерминизм. При таком подходе игнорируется роль соц. среды, культуры в становлении человека как соц. существа. Вместе с тем исследования социобиологов и этнологов выделяют такие поведенческие стереотипы, которые ранее были достоянием человеческого существа, а именно, склонности к межличностному общению, особенности сексуального поведения мужчины и женщины, агрессивность и др. Учет биологических и генетических качеств не означает отрицания роли соц. среды.

За последнее время многие исследователи при изучении личности делают попытки совместить несколько подходов, тем самым пытаются избежать односторонности.

Человек с самого начала взаимодействует с соц. средой, с обществом. Процесс этого взаимодействия характеризуется понятием социализация.

 

 

Социализация личности как процесс ее формирования и развития. Типы, формы, этапы и факторы социализации.

Социализация – процесс освоения человеком окружающей соц. среды и превращение его в личность, т.е. соц. качество.

В ходе социализации реализуются заложенные в человеке природные задатки. Общество при этом создает условия для саморазвития личности. Процесс социализации проходит ряд этапов. В современной литературе в качестве основного критерия социализации бралась трудовая деятельность, в соответствии с этим выделяли 3 основных этапа социализации: дотрудовой; трудовой; послетрудовой (связанный с выходом на пенсию). Однако эти этапы не учитывали особенности первой и последней стадий. Третий этап не учитывал процесс ресоциализации, т.е. освоения человеком новых ролей.

В западной литературе выделяют 2 этапа социализации: первичная (от рождения до формирования зрелой личности); вторичная или ресоциализации. Под последним этапом понимается своеобразная перестройка личности в период ее соц. зрелости.

Социализация происходит под влиянием соц. окружения условий и соц. институтов. К соц. институтам социализации относят семью (родителей), школу (в широком плане), СМИ, формальные и неформальные организации.

Социализация - процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей.

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

 

Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.

 

Слово «социализация» по смыслу близко к русскому слову «воспитание», но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как с оциализация, наряду с воспитанием и обучением, включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.

 

Формирование социальных черт у человека начинается с момента рождения и вступления его в общение с другими людьми. Социология рассматривает человека не как биологический организм, а как социальное явление – социальную сущность.

 

«Человек» - понятие, обозначающее определенный вид живой природы. «Человеческий индивид» - обозначает отдельного представителя человеческого вида, определенную часть человеческого сообщества.

 

Вместе с тем, каждый человек обладает своими особенными индивидуальными чертами, выделяющими его из человеческого сообщества. Таким образом, индивидуальность – это некая совокупность социальных и природных качеств, которые отличают конкретного человека от других людей. Вместе с этим качеством в понятие «индивидуальность» включаются также такие свойства личности человека как целостность и значимость.

 

Социология изучает личность с точки зрения ее включенности в общество, в общественные отношения и формирования у человека особенных личностных качеств под влиянием социальной среды. В то же время, биологические особенности личности человека отражаются в ее поведении и социологией не отвергаются. Человек рождается биологическим существом, и под влиянием социальных и биологических факторов, а так же их комбинации, на протяжении всей его жизни происходит становление, развитие и преобразование личности.

Социализация – это процесс трансформации биологической сущности в социальную. Главным формирующим фактором этого процесса является социальный фактор, фактор включенности человека в социальные взаимодействия. Следовательно, личность – продукт социальной жизни, который активно формирует свое сознание и отношение к окружающему миру. И этот процесс осуществляется личностью на протяжении всей ее жизни. На разных этапах своей жизни личность испытывает влияние различных социализирующих (формирующих личность) факторов.

 

На начальных этапах своей жизни главными социализирующими факторами для человека и его личности является родители, семья, детские дошкольные учреждения, соседи и др. Затем – коллективы учебных заведений, где обучается человек, друзья, группы сверстников, знакомые. Далее – трудовой коллектив, профессиональные группы, взаимосвязи с разного рода общностями. Очевидно, что человек на протяжении всей жизни формирует и изменяет свое сознание, социализируется, приобретая все новые социальные качества, развиваясь и совершенствуясь.

 

Выделяют следующие этапы социализации личности: социальную адаптацию и интериоризации.

 

Социальная адаптация представляет собой приспособление индивида к социальной среде, а интериоризации – процесс вхождения во внутренний мир человека ценностей, социальных правил, законов, норм. Люди на протяжении всей жизни включены в бесчисленное количество групп и, взаимодействуя, испытывают их социализирующее влияние и социализирующее влияние общества в целом. Вместе с тем, личность активно влияет на социальную и природную среды своего существования, активно преобразуя их соответственно своим потребностям. Поэтому можно утверждать, что личность является не только продуктом общественной жизни, но и активным ее субъектом.

 

Следовательно, социализация – процесс усвоения личностью социальных норм, правил, законов, образцов поведения, ценностей (в широком понимании — культуры) общества, в котором личность осуществляет свою жизнедеятельность.

 

Процесс социализации предоставляет возможность людям, осваивая культуру общества, свободно общаться через освоение ролей. В процессе функционирования в различных общностях личность приобретает множество специфических свойств и качеств, обусловленных особенностями этих общностей.

 

Социология не изучает все многообразие качеств личности, а рассматривает личность с позиции формирования в ней обобщенных существенных качеств, характеризующих ее с точки зрения включенности в определенные конкретные группы и общности. Эти характерные, типические качества личности отражаются в понятии «социальный тип личности». Социальный тип личности не охватывает всего разнообразия свойств личности, а фиксирует те качества и свойства личности, которые характеризуют ее с точки зрения принадлежности к конкретной общности, где люди занимаются определенными видами социальной деятельности. Таким образом, личность наряду с индивидуальными чертами имеет типичные, характерные черты, свойственные определенным общностям, слоям и группам.

 

Социализация выполняет в общество три основных задачи:

 

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

 

2) способствует взаимодействию людей в следствии принятия ими социальных ролей;


3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения

 

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

 

1) имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

 

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

 

3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе

социализации различают ее первичные и вторичные формы.

 

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях. жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

 

Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

 

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.

 

Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.

 

Основными определяющими факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д.

 

На следующем - межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.

 

На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий.

 

В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.

 

Семья как малая группа и социальный институт. Проблемы современной семьи.

Форма семьи

нуклеарная - состоящая из взрослых родителей и зависящих от них детей.

расширенная = нулеарная + родственники.

Форма брака

моногамия

виды полигамии

Выбор предположительного партнера

экзогамия (правила регулирования браков вне определенных групп)

эндогамия (правила, регулирующие браки внутри определенных групп)

Правила ведения родословной и наследования имущества

мужская, женская линия или что-то другое.

Соц инст – соц-ция+ деят-ть на удвл потребн, малая гр: родств связи, мал состав,общ быт, взаимпомощь.

Демокр-патриарх.

Ф-ции: сексуальная, репродуктивная, воспитание, экономическая, контролирующая, эмоциональная, ролевая, статусная. Сферы: репробукт, хоз-быт-я, первичн соцконтроль, соцстатус, воспитательн, досуговая, эмоц-я, дух общения.

С точки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются проблемы:

· несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);

· противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. Низкая сплоченность группы;

· падение престижа традиционного брака.

Сейчас соц. исследования идут в направлениях:

· изучения мотивации вступления в брак, возраст вступления в брак, прекращение брака;

· изучение структуры семьи, ее численности, распределения ролей на основании этих исследований создание несколько типологий семей;

· отношения, складывающиеся в семье, как между супругами, так и между поколениями;

· качество жизни, материального уровня жизни семьи и влияние этих факторов на семейные отношения;

· функции семьи, их изменение, трансформация и влияние этих изменений на размеры семьи, деторождение.

 

Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Семья – социальный институт, выполняющий функции малой группы, реализующий потребность общества в биологическом воспроизводстве своих членов и их социализации. В качестве малой первичной группы семья и семейно-родственные отношения отличаются глубокой интимностью, доверительностью, эмоциональной привязанностью.

Семья рассматривается как соц. ин-т в тех случаях, когда особенно важно выяснить, насколько образ семьи, ее функционирование соответствуют или не соответствуют тем или иным современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института крайне важна для прогноза будущих изменений. Анализ семьи как социальной группы имеет свою специфику. Исследование семьи ориентируется на изучение условий ее формирования, этапов развития. Процесс формирования семьи в этом случае рассм-ся как совок-ть норм и стандартов проживания, выбора брачного партнера, секс. поведения, взаимоотношений с родителями будущих супругов и санкций за невыполнение тех или иных норм, причин и мотивов разводов и т.д. Основу семьи составляет брачный союз М и Ж. Он санкционируется обществом. Брак - это истор-ки меняющаяся форма отношений между М иЖ. Посредством его общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. От характера брачных отношений в значительной степени зависит рост населения, физическое и духовное состояния новых поколений. В зависимости от формы брака выделяют типы семейной организации: моногамия и полигамия.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак. Она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родст-в или просто близких супругам и необх-х им людей.

Ее прочность обеспечивается за счет внутренних и внешних сил. Внешними являются: право, религия, общественное мнение. Внутренние -взаимная эмоциональность и экономическая заинтересованность.

Функции семьи: репродуктивная (функции воспроизводства); сексуальная (ее стали выделять относительно недавно); хозяйственно-экономическая; воспитательная; рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха); коммуникативная и регулятивная, включая социальный контроль и реализацию власти и авторитета семьи.

Семья имеет свою структуру. Под ней обычно понимается система отношений между ее членами. Выделяют такие виды отношений: родства, духовно-нравственные, отношения власти, авторитета, правовые отношения.

В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Семья нуклеарная – тип, присущий современному индустриальному обществу. Это такой тип семейной организации, отличительной чертой которой является ее малочисленность: муж, жена, один или двое детей. Последние не состоят в браке. Семья сложная характерно наличие большого количества детей и родственников. Такой тип семьи выполняет также экон. Ф-ции. Есть семьи полные и неполные. Существуют повторные семьи, кот. основаны на повторном браке. По характеру проведения досуга семьи бывают открытые, т.е. ориентир-е на широкий круг общения вне семьи; закрытые, когда они ориентированы на внутридомашний досуг.

В западной социологии выделяют дополнительно такие семьи: моногамная – брак одного мужчины с одной женщиной; полигамная – брак одного супруга с несколькими - бывает двух видов: полигиния – брак между одним мужчиной и несколькими женщинами, полиандрия – брак между одной женщиной и несколькими мужчинами. Фратернальная полиандрия – брак нескольких братьев с одной женой. Сороральная полиандрия – брак нескольких сестер с одним мужем. Экзогамия – выбор партнеров осуществляется вне определенных групп. Эндогамия – браки заключаются преимущественно внутри определенных групп. Патрименеальные и матрименеальные семьи, где наследие фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери. Гомогенные семьи – супруги примерно из одной социальной страты. Гетерогенные семьи – супруги происходят из разных социальных групп, каст, классов. Гомогамные семьи – однородные по национальности, возрасту, образованию и т.д. Гетерогамные семьи – наблюдаются различия по социально-демографическим индикаторам. Патрилокальные – молодожены живут в семье мужа. Матрилокальные - молодожены живут в семье жены. Неолокальные - молодожены живут отдельно от родителей.

Современные тенденции в развитии семьи характеризуются рядом особенностей. Назовем сначала положительные. В развитых странах брак, лежащий в основе семьи, становится равноправным и добровольным. Экон. мотивы и давление "третьих лиц" минимальны. Соц. иссл-я, проведенные в нашей стране, показывают, что около 40% женатых мужчин и около 50% замужних женщин заключили свой союз по любви, у остальных доминируют другие мотивы. В семье создаются возможности для професс. и духовного роста ее членов, преодолевается отчуждение супружества от брака. Однако эти и некоторые другие положительные тенденции не могут снизить остроту кризиса соврем. семьи.

Отриц. тенденции в развитии совр. семьи преобладают. Характ-й чертой семьи является ее нестабильность: от 30 до 50% заключенных браков распадаются. Наблюдается тенденция ослабления родственных связей.

Причины кризиса семьи многогранны. Жены становятся менее зависимыми от мужей в экономическом смысле. Увеличение мобильности, особенно миграции, также подрывает прочность семейных связей. Изменяются функции семьи. На это влияют не только социальные, экономические, культурные, религиозные и этнические традиции, но и новая техническая и экологическая ситуация.

Массовый характер приняло сожительство мужчины и женщины без оформления брака. Не происходит даже простого воспроизводства населения. Уменьшение количества детей в семье имеет неоднозначные последствия для социализации ребенка. К положительным последствиям западные исследователи относят большие возможности непосредственных контактов ребенка с родителями, тем самым ускоряется его интеллектуальное развитие, обогащается речь и т. п. Отрицательные же последствия состоят в отсутствии коммуникативных навыков, что затрудняет вступление молодых в мир взрослых. Развивающийся процесс нуклеризации семей ведет к ослаблению связей между поколениями. Снижает преемственность поколений.

Трансформация семьи во многом связана с постоянно увеличивающимся притоком женщин на рынок труда. Комплексная механизация и автоматизация производства, внедрение роботов и микропроцессоров позволили сократить область применения тяжелого физического труда. Экономическая активность женщин в значительной мере объясняется нехваткой средств для поддержания должного уровня жизни семьи. Это касается не только беднейших слоев населения, но и многих семей, принадлежащих к “среднему классу”.

Другой причиной роста экономической активности женщин является рост общественного сознания женщин, их стремление к независимости и реальному равенству с мужчинами во всех сферах общественной жизни.

Все это приводит к глубоким изменениям внутрисемейных отношений, норм поведения. Между мужчиной и женщиной возникают новые отношения.

Такая трансформация в целом, безусловно, прогрессивна. Вместе с тем она создает и ряд проблем, так как делает семью менее стабильной. Распад семьи больше всего ударяет по детям. Значительная часть работающих женщин имеют малолетних детей.

В различных ведомствах также создаются свои системы государственной и социальной помощи населению со специальными задачами, функциями и объемами. В системе профессионального образования ведется подготовка психологов, социальных педагогов и социальных работников для работы с семьей. Семье посвящены специальные программы и правовые законы. Но все эти мероприятия часто носят ритуальный характер и их эффективность крайне низкая.

 

 

Общественное мнение: структура, функции, объекты и субъекты, механизмы формирования. Методы исследования общественного мнения.

Это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т.е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.

Информационные барьеры

Это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.

Возможные информационные барьеры:

технические

психофизиологические (связаны со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи)

знаковый и смысловой (подразумевает способность распознавать знаки, знать слова и термины спец. языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте)

ситуационный (возникает, когда сообщение неактуально для человека в данной ситуации)

Слухи как пример неформальной коммуникации

Слухи - сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.

Слухи различают по содержанию, по информационному наполнению, по потребностям.

слух-мечта

слух-пугало

слух-разделитель

Факторы распространения слухов

проблемная ситуация, создающая информационную потребность

неудовлетворительность или отсутствие информации; информационная неопределенность

уровень тревожности индивидов

Распространителями и пользователями слухов оказываются высокостатусные группы.

Результаты воздействия слухов (по уровням взаимодействия)

а) индивидуальный уровень

адаптация к среде

дезинтеграция индивида

б) групповой уровень

сплочение

разобщение

в) массовый уровень

изменения общественного мнения и коллективного поведения

Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.

Общественное мнение: природа и функции. Основные концепции общественного мнения.

В социолог.лит-ре сущ-ет мн-во определений ОМ, по подсчётам нек. иссл-лей их насчитывается около 50. Тем не менее, чаще всего понятие ОМ употр. для обозначения суждений больших соц.общностей людей (народа, класса, соц.группы), возникающих в процессе деят-сти и общения людей, выражающие их отношение к различным явлениям, процессам, фактам. Поэтому мнение можно рассматривать как оценочное суждение, кот. выражает определённое их отношение к актуальным вопросам соц. Жизни, затрагивающим их общие интересы.

Сложившееся ОМ – не механическая сумма отдельных мнений, а рез-т их взаимообмена, взаимообогащения. Для него ограничено единство рациональных, эмоциональных и волевых эл-тов. Проявляется ОМ не только через оценочные суждения, но и через практические действия индивидов, соц.групп, политич. партий и об-ва в целом.

ОМ достаточно противоречиво. С одной стороны, оно выступает как дух.отношение, а с др.- как духовно-практическое отношение, как проявление соц.воли. ОМ одобряет, порицает, обязывает.

Основные признаки ОМ:

4) публично выраженное мнение

5) распространённое мнение

6) динамичное, подвижное

7) продукт соц.взаимодействия людей

Эти признаки позволяют характеризовать ОМ как одну из форм сознания об-ва.

ОМ выражает отношение людей к соц.действительности. В нём сливаются воедино ролевые, эмоциональные и волевые моменты.

Каналами выражения ОМ являются выборы органов власти, участие масс в законодат., исполнит. деят-сти, СМИ, собрания, манифестации, референдумы.

ОМ имеет сложную внутреннюю структуру и многоуровневый характер. Оно может проявляться на микроуровне (соц.группы, территор. общности), на мезоуровне (область, край, республика) и на макроуровне (об-во в целом). В некоторых случаях эти уровни могут совпадать, в других – расходиться.

Становление и развитие ОМ происходит двояко:

-целенаправленно (воздействие гос-ва, СМИ, полит.партий)

-стихийно (влияние жизненных обстоятельств, соц.опыта, традиций и слухов).

Объект ОМ – самые разнообр. Процессы, явления, факты, попавшие в сферу социально значимых мнений, интересов соц.субъекта. ОМ может сложится на базе не только реальных интересов, но опираться на иллюзорные, мнимые интересы. В этом случае оно не отражает реальную действительность.

Таким образом, ОМ складывается: во-первых, на основе осознания соц. Общностью своих реальных или иллюзорных интересов; во-вторых, через умение субъекта оценить объект своего интереса.

Функции ОМ:

1) Контрольная функция. Независимо от того, в каких условиях ОМ приходится функционировать, оно всегда занимает определённую позицию к тем или иным фактам, событиям жизни об-ва.

2) Консультативная функция. Подача советов относительно способов решения тех или иных проблем.

3) Директивная функция. Опираясь на ОМ, гос.структуры могут принимать в его поддержку те или иные решения, например, придать законодательный характер референдуму.

4) Оценочная функция. Через ОМ общественность одобряет или осуждает действия политич. лидера, соц. группы, партии.

Концепции ОМ

В силу противоречивости природы ОМ среди исследователей как западных, так и отечественных нет однозначной оценки этого феномена.

П. Бурдье (фр) утверждает, сто ОМ не существует. Он считает, что центры по его изучению не «измеряют» ОМ, а фабрикуют артефакты, т.е. занимаются чем-то вроде «незаконных упражнений» в науке.

Л. Сабато (амер) отмечает, что опросы ОМ формируют определённый тип поведения.

Х. Тейлор (амер) считает, что опросы влияют не столько на общественность, сколько на политических лидеров в исполнительных и законодательных органов власти.

Тем не менее, большинство исследователей считают, что ОМ – это реальность, одна из форм массового сознания и она требует глубокого осмысления.

К концу 20 века на Западе оформились три наиболее влиятельные концепции ОМ.

 

5) Ю. Хабермас считает, что его концепция рассчитана на сохранение господствующего хозяйственного механизма. ОМ – инструмент в руках господствующих классов, оно всегда является официальным и выражается в прессе и др.офиц.источниках.

6) Н. Луман считает, что для существования ОМ необходим не субъект мнения, а набор необходимых тем. Тема, приковавшая внимание – содержание ОМ. Темы живут в об-ве своей жизнью, их распространение подчинено своим, особым законам. ОМ «привязывается» не к отд. Индивидам, соц. группам, а к темам. Это позволяет говорить о всех людях одинаково; оно охватывает всех и перед ним все равны. Эта концепция оторвана от субъекта, поэтому её критикуют за абстрактный характер. В ней принижена соц. сущность ОМ.

7) Э. Ноэль-Нойман. Концепция представляет собой статистико-психологическое направление в иссл-нии ОМ. Она опирается на демоскопию – научно-статистическую составляющую ОМ, в которой присутствуют колич. данные и усматриваются различия между ними. Критики обвинили Ноэль за то, что она не учитывала качества мнений. В ответ они получили следующее: демоскопия исходит из признания равенства всех граждан, для неё все люди равны. При таком подходе нельзя составить прогноз развития ОМ.

Эти концепции различаются взглядами на субъект ОМ. Изучение ОМ связано с вопросом о власти

 

 

Образование как социальный институт. Основные тенденции развития образовательных систем в современном мире. Болонский процесс

Образование как социальный интитут.

Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Через возникновение первых школ до современных институтов. Институт образования представляют собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров).

Главная функция системы образования — накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, соц. ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой соц. статус. Еще один момент — образование осуществляет соц. контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.

Чем больше усложнялось общество в процессе развития и более значительным становился объем знаний, тем более усложнялся процесс образования:

· стали готовить учителей специально;

· подготовка учителей становилась специальный, дифференцированный характер;

· сама система образования становилась многоуровневой и разветвленной (начальное образование, полное и неполное среднее, высшее и разветвленная система дополнительного образования и повышения квалификации);

· школы специализируются (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).

Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц уполномоченных для выполнения тех или иных управленческих и других функций на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (ректор, проректор, директор, завуч, преподаватель, студент, школьник и т.д.), материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.) Например, структура высшей школы включает в себя работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию, общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-лабораторные здания, библиотеки, оборудование и т.д.) Основная цель (функция) высшей школы — удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высшей категории.

Для современного общества проблемой является качество обучения. Институт образования нуждается в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов, должна произойти переориентация на потребности современного рынка труда. В настоящее время идет медленное переосмысление основных целей образования, смена идеалов от «человека образованного» к «человеку культуры».

Образовательная система России предусмотрена российским Законом «Об образовании», устанавливающим, что образовательные стандарты для школы должны приниматься парламентом страны. Эксперты Всемирного банка указали на слабые стороны нашей образовательной системы в сравнении с зарубежной по такому показателю, как способность применять полученные в школе знания в реальной жизни и при решении учебных задач в смежных образовательных областях.

Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества является важнейшим условием сохранения и развития общества.

. Основные тенденции развития образовательных систем в современном мире.

смена парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление»,

Превращение знаний в основной общественный капитал,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.115 с.)