Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Социальные взаимосвязи.

Поиск

 

Задание 1. Найдите в учебной литературе определения следующих понятий перечисленных в глоссарии, выпишите их и запомните: Социальное действие. Идеальный тип социального действия.Взаимодействие. Признаки взаимодействия. Механизм взаимодействия. Способ взаимодействия. Типы взаимодействия. Многообразие взаимодействий. Социальное отношение. Структура отношений. Типы социальных отношений.

 

 

Задание 2. Вопросы для контроля

1.Каковы признаки социального действия, которые М. Вебер считал необходимыми?

2.Какие типы идеальных социальных действий выделял М. Вебер?

3.Почему социальные взаимодействия играют важную роль в развитии личности и общества?

4.Какие основные признаки взаимодействия Вы знаете?

5.Чем определяется способ взаимодействия индивидов с другими индивидами и социальными группами?

6.Какие компоненты выделял Дж. Хоманс в процессе единения личности и социальной системы во время осуществле­ния социального взаимодействия?

7.Что означают, по Вашему мнению, выражения «поставить себя на место другого человека», «принять на себя роль другого».

Задание 3. В многообразном наборе различных взаимодействий выделяются два основных типа, определяемые направленностью интересов и действий взаимодействующих индивидов и групп. Охарактеризуйте эти типы, приведите примеры их реализации на основе жизненных наблюдений, прочитанных книг, просмотренных кино- и телефиль­мов, спектаклей, сообщений средств массовой информации.

 

 

Задание 4. Охарактеризуйте специфическую позицию, занятую символиче­скими интеракционистами Дж. Г. Мидом и Г. Блумером в интер­претации социальных взаимодействий. Что означают, по Вашему мнению, выражения «поставить себя на место другого человека», «принять на себя роль другого»?

 

Задание 5. Работа с текстами.

Прочитайте отрывки из работ известных социологов (М.Вебер, П.Сорокин) и ответьте на предложенные ниже вопросы.

I) М. Вебер. Понятие социологии и «смысла» социального действия

Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковы­вая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие.

«Действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку дей­ствующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по пред­полагаемому действующим лицом или действующими лицами смыс­лу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.

Мотивы социального действия. Социальное действие, подоб­но любому другому поведению, может быть:

а) целерационалъным, если в основе его лежит ожидание опре­деленного поведения предметов внешнего мира и других людей и ис­пользование этот ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели;

б) ценностно-рациональным, основанным на вере и безуслов­ную — эстетическую, религиозную или любую другую — самодов­леющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;

в) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обу­словленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида;

г) традиционным, то есть основанным на длительной привычке.

1. Чисто традиционное действие, подобно чисто реактивному подражанию, находится на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным дейст­вием. Ведь часто это только автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу, занимающему определенное место в систематизации поведения не только в качестве пограничного случая, но и потому, что верность привычке может быть здесь осознана различным образом и в различ­ной степени.

2. Чисто аффективное действие также находится ни границе и часто за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагированием на совер­шенно необычное раздражение. Если действие, обусловленное аф­фектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной раз­рядке, мы говорим о сублимации. В таком случае этот тип уже почти всегда близок к «ценностной рационализации», или к целенаправлен­ному поведению, или к тому и другому.

3. Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от аффективного поведения осознанным определением своей направ­ленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Общее их свойство заключается в том, что смысл для них состоит не в дос­тижении какой-либо внешней цели, а в самом определенном по сво­ему характеру поведении как таковом. Индивид действует под влия­нием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерца­нии или снять напряжение любых других аффектов, какими бы низ­менными или утонченными они ни были.

Чисто ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, досто­инстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии или важ­ности «предмета» любого рода. Ценностно-рациональное действие (в рамках нашей терминологии) всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым видит свой долг данный ин­дивид. Лишь в той мере, в какой человеческое действие ориентировано на них — что встречается достаточно редко и в очень различной, большей частью весьма незначительной степени, — можно говорить о ценностно-рациональном действии. Как станет ясно из дальнейшего изложения, значение последнего настолько серьезно, что позволяет выделить его в особый тип действия, хотя здесь и не делается попыт­ка дать исчерпывающую в каком-либо смысле классификацию типо! человеческого действия.

4. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ори­ентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побоч­ным результатам и, наконец, отношение различных возможных целей друг к другу, то есть действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно. Выбор между конкурирующими и сталкивающимися целями и следствиями может быть в свою очередь ориентирован ценностно-рационально — тогда поведение целерационально только по своим средствам. Индивид может также включить конкурирующие и сталкивающиеся цели -без ценностно-рациональной ориентации на «заповеди» и «требова­ния» -- просто как данные субъективные потребности в шкапу по степени их сознательно взвешенной необходимости, а затем ориен­тировать свое поведение таким образом, чтобы эти потребности по возможности удовлетворялись в установленном порядке («принцип предельной полезности»). Ценностно-рациональная ориентация дей­ствия может, следовательно, находиться в различных отношениях с целерациональной ориентацией. С целерациональной точки зрения ценностная рациональность всегда иррациональна, и тем иррацио­нальнее, чем больше она абсолютизирует ценность, на которую ори­ентируется поведение, ибо она тем в меньшей степени принимает во внимание последствия совершаемых действий, тем безусловнее для нее самодовлеющая ценность поведения как такового (чистота убеждении, красота, абсолютное добро, абсолютное выполнение своего долга). Впрочем, абсолютная целерациональность действия тоже, в сущности, лишь пограничный случай.

5. Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и самая эта классифика­ция, конечно, не исчерпывает типы ориентации действия; они являют собой созданные для социологического исследования понятийно чис­тые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или — что встречается значительно чаще — из которых оно состоит. Для нас доказательством их целесообразности может служить только результат исследования.

Источник: М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990.

Вопросы к тексту

1. Какое социальное явление М. Вебер называет «действием»?

2. Что характерно для целерационального действия?

3. Каковы особенности ценностно-рационального действия?

4. Чем характеризуется аффективное действие?

5. В чем состоят отличительные черты традиционного действия?

6. Какой тип социального действия М. Вебер считал наиболее рациональным?

II) П. А. Сорокин. Значимое человеческое взаимодействие как родовое социальное явление

Самой родовой моделью любого социокультурного феномена является значимое взаимодействие двух или более индивидов. Под взаимодействием понимается любое событие, с помощью которого один человек полуосязаемым путем влияет на открытые действия или состояние ума другого. В отсутствие такого влияния (одностороннего или взаимного) невозможно никакое социокультурное явление. Мил­лион полностью изолированных людей не представляет собой социального явления или общества, поскольку они не влияют друг на дру­га. Под «значением» нужно понимать «все то, что для одного созна­ния выступает как знак чего-то иного». Значимое взаимодействие -это любое взаимодействие, в котором влияние, оказываемое одной частью на другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто физическими и биологическими свойствами соответствующих действий. Если взаимодействие не является значимым в этом смысле, если оно не представляет собой социокультурное явление, но есть лишь чисто физическое или биологическое явление - это нормальный объект изучения для физики или биологии, но не для социологии или социальных наук. Если человек убивает другого человека, то физико-химические свойства ружья, траектория пули, сила, с которой она ударила по жертве, биологические аспекты раны или пораженных пулей органов, причина смерти и тому подобное являются нормаль­ными сюжетами исследования для специалистов в области физики, химии и биологии. Когда такое взаимодействие приобретает значение или ценность «убийства», или "непредумышленного убийства, или «героического действия» в уничтожении врага на войне, или «дейст­вия самообороны», оно становится социокультурным, или надоргани-ческим, явлением и попадает в сферу рассмотрения криминолога, со­циолога или обществоведа. Таким же образом, если взаимодействие состоит в половом акте, то по своим чисто физическим свойствам оно не составляет социокультурного явления. В случаях проституции, изнасилования или инцидента в супружеских отношениях взаимодей­ствие между людьми может быть идентичным биологически, однако в каждом из этих случаев оно приобретает ценность или значение, воз­вышающееся над биофизическими факторами, и становится значи­мым. Акт погружения ножа в тело человека, взятый без привнесенной Ценности или значения, не является социокультурным явлением. Его биофизические свойства изучаются не социальными, а биофизиче­скими науками. Лишь когда он рассматривается как «акт убийства», как «хирургическая операция», как «акт войны» или как «религиозная жертва богам», он становится социокультурным явлением, хотя во всех этих совершенно разных социокультурных значениях биофизи­ческий аспект может оставаться по сути идентичным.

Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия со­стоит из трех компонентов, а каждый компонент, в свою очередь, складывается из множества других, которые определяют его конкрет­ный абрис. Эти компоненты включают в себя: 1) мыслящих, дейст­вующих и реагирующих людей, являющихся субъектами взаимодей­ствия; 2) значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими; 3) открытые дей-ствия и материальные артефакты как двигатели или проводники, с помощью которых объективируются и социализируются нематери­альные значения, ценности и нормы.

Число взаимодействующих индивидов. Что касается числа взаимодействующих индивидов, мы можем выделить следующие ти­пы межличностного взаимодействия: а) между двумя индивидами (пара или диада), например, между мужем и женой, родителем и ре­бенком, двумя друзьями, учителем и учеником, хозяином и рабом, продавцом и покупателем, врачом и пациентом. Близкие разновидно­сти диады дают ряд характеристик, имеющих свои особенности, но отличающих их от неблизких разновидностей; б) между тремя инди­видами (триада), например, между обвинителем, обвиняемым и судь­ей; девушкой и двумя претендентами на ее руку; мужем, женой и лю­бовником; отцом, матерью и ребенком; в) между четырьмя, пятью и более индивидами; г) между одним индивидом и многими, например между говорящим по радио и его слушателями или между артистом и его зрителями; д) между многими и многими, например, между чле­нами неорганизованной толпы или между покупателями и продавца­ми определенного товара, которые не организованы, а раздроблены, действуют без специальной координации. Однако этот последний тип принимает, как правило, форму взаимодействия между организован­ными группами.

Таким же образом межгрупповое взаимодействие может происходить между двумя группами, между тремя, четырьмя или более; между одной и многими или между коллективами, состоящими из многих групп. Число субъектов взаимодействия является важным, поскольку оно объясняет многие специальные характеристики Про­цесса взаимодействия.

Качества взаимодействующих индивидов. Существует ог­ромное разнообразие качеств субъектов взаимодействия, но сейчас нам нужно рассмотреть только одну характеристику, а именно био­психологическую и социокультурную гомогенность или гетероген­ность (сходство или различие) взаимодействующих индивидов или групп. Взаимодействие между индивидами той же расы, националь­ности, племени, территориальной группы, семьи, пола, возраста, ре­лигии, политической партии, профессии, экономического статуса и т. д., и особенно между теми, кто обладает одинаковыми социокуль­турными ценностями, всегда отличается во многих отношениях от взаимодействия между индивидами, расходящимися по этим качест­вам.

Характер действия. Действия и реакции могут быть каталити­ческими, активными и пассивными или толерантными. Открытые

действия и реакции являются частью компонента движущих сил; од­нако определенные аспекты можно вполне рассматривать здесь как качества субъектов взаимодействия. Огромное разнообразие отноше­ний, посредством которых участники взаимодействия влияют друг на друга, может быть сведено к четырем главным формам: тем, которые оказывают влияние просто через знание о существовании участника или участников взаимодействия (каталитическая форма), через со­вершение открытых действий', через воздержание от открытых действий, через активную толерантность.

а) Каталитические действия. Катализатором в химии называ­ется вещество (например, черная платина или хлорид алюминия), ко­торое, хоть и не участвует в химической реакции и не меняет своей природы, значительно интенсифицирует и ускоряет самою реакцию. Аналогичное явление наблюдается в социальном взаимодействии. Например, мысль о враге, любимом человеке или о герое, с которым человек не находится и, возможно, никогда не находился в контакте, может заметно влиять на его сознание, настроение или поведение. Такие влияния, осуществляемые просто через существование другого участника, без какого-либо действенного контакта, можно определить как каталитические. Социология и социальные науки редко даже упоминают этот фактор и почти не знают о нем. Тем не менее это — постоянный фактор, не менее важный, чем три перечисленных выше. Простое существование советского режима или фашистской формы правления произвело на протяжении последних двух десятилетий ог­ромное влияние на коммунистическое и фашистское движения во всем мире, на формы правления и экономической организации об­ществ. Это влияние было гораздо сильнее, чем то, которое оказали все платные агенты и пропагандисты, вместе взятые.

б) Открытые действия, толерантность. Влияние, оказывае­мое через открытые акты (нанесение удара, выстрел, вручение де­нег, поцелуй и т.д.) и через воздержание от внешних актов, слишком известно, чтобы давать дополнительные комментарии. Можно сде­лать несколько замечаний по поводу фактора толерантности. Его обычно путают с пассивным воздержанием от действия. Тем не ме­нее, как указывал Л. И. Петражицкий, толерантность в корне отлича­ется от пассивного воздержания. В отличие от пассивной формы без­действия толерантность может требовать весьма серьезного внутрен­него усилия, часто гораздо более серьезного, чем требуется для от­крытых действий. Поведение одного из христианских мучеников, ко­торый, в то время как его поджаривали на железной решетке, спокой­но сказал своим мучителям: «Этот бок уже поджарился, пора пере­вернуть меня на другой», является убедительным примером фактора

толерантности и интенсивного усилия воли. Нормы Нагорной пропо­веди, обычно интерпретирующиеся как призывающие к бездеятель­ности и пассивности, на самом деле предписывают метод активной толерантности — через любовь к своим врагам, подставление другой щеки и несопротивление ненависти и враждебности. Этика христиан­ства не является этикой пассивного бездействия. Это — этика высшей толерантности (вспомним кредо Зосимы из «Братьев Карамазовых» Достоевского).

в) Эффективные и неэффективные действия. Открытые дейст­вия, воздержание от действия и толерантность являются бесконечно разнообразными по своим конкретным проявлениям. С точки зрения причинной эффективности есть действия, оказывающие сильный эф­фект, и действия оказывающие лишь незначительное влияние. Если посетитель проводит рукой по своей бороде, его действие не оказыва­ет заметного влияния на слушателя. Напротив, одно слово, произне­сенное спокойно, может оказать опустошительное воздействие на че­ловека, к которому оно адресовано. Какие действия эффективны, а какие нет, зависит от многих условий.

г) Продолжительные и краткосрочные действия. Открытое действие, воздержание от действия различаются также по продолжи­тельности своих результатов. Есть такие действия, влияние которых испаряется мгновенно, как, например, приветствие друзей, плата за пачку сигарет в магазине и сотни других мелких действий, ежедневно осуществляемых. Другие действия оказывают долговременное воз­действие, иногда вплоть до смерти участников и даже дольше. Так, первый поцелуй и первое любовное признание могут помниться долго после их осуществления. Половой акт может привести к зачатию и рождению ребенка — последствиям, которые могут оказывать перма­нентное влияние на карьеру матери. Другие примеры — брачная це­ремония, крещение, покупка собственности, окончание колледжа и освоение определенной профессии. Какие из действий являются про­должительными по своим последствиям, а какие являются кратко­срочными, зависит от многих условий: таких, как время, место, уча­стники, вид обществ и культуры, биологическая и психологическая природа действия.

Продолжительность действия является важной, поскольку если бы его последствия были слишком эфемерными, было бы невозможно никакое общество с продолжительными взаимодействиями. С другой стороны, действия лишь с временными последствиями облегчают жизнь, поскольку если бы каждое действие имело длительные послед­ствия, никому не удалось бы сохранять целостность своей личности и ни одна нервная система не смогла бы выдержать этого напряжения.

д) Сознательные и несознательные действия. Некоторые взаи­модействия совершаются сознательно, другие бессознательно. Если они являются бессознательными (то есть представляют собой безус­ловные или условные рефлексы), они не являются надорганическими и, следовательно, не принадлежат к области социологии. Если, одна­ко, некоторые действия одного участника взаимодействия являются бессознательными, а другие участники отвечают на них сознательны­ми действиями, взаимодействие является социокультурным и принад­лежит к области социологического изучения. Бессознательные дейст­вия одного участника, на которые дается сознательный ответ други­ми, весьма многочисленны, например, взаимодействие спящего ре­бенка и его матери, бредящего или находящегося в бессознательном состоянии пациента и его врача, поверженного боксера и его против­ника-победителя. Привычные действия участника, осуществляемые автоматически без намерения оскорбить либо развеселить другого участника, часто принимаются этим участником (участниками) как намеренные, и ответом на них является сознательная реакция. Неос­торожное слово или фраза, жест или движение, совершенные автома­тически, нередко неправильно интерпретируются как сознательное оскорбление, вызов и т. п. В своей совокупности взаимодействия за­нимают громадное место в общем массиве социокультурных взаимо­действий.

е) Преднамеренные и непреднамеренные действия. Сознатель­ный процесс действия, воздержание от действия и толерантность раз­деляются на два класса: преднамеренных, мотивированных сознатель­ной целью ради ее достижения, и непреднамеренных, мотивирован­ных исключительно прошлым и настоящим опытом, включая и осу­ществляемые без какой-либо сознательной цели. В преднамеренных действиях, хотя все они тоже генерируются прошлым и настоящим опытом, всегда есть идея цели или конца и средств достижения.

Источник: П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 190-197.

Вопросы к тексту

1. Что понимается под взаимодействием?

2. Какое содержание вкладывает П. Сорокин в термин «значимое взаимодействие»?

3. Какие компоненты входят в состав взаимодействий?

4. Какими видами (характером) действия характеризуется процесс взаимодействия?

6. Список рекомендуемой литературы:

6.1 Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

 

1.Граждан, В. Д.Социология управления: учебник/ В. Д.Граждан.- М.: КНОРУС, 2008.- 512 с.

2.Политическая социология: учеб. пособие/ отв. ред. Сопов Г.П..- 3-е изд., доп. и перераб..- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 535 с.

3.Социологический портрет Тюменского региона.- Тюмень: Тюменская областная Дума, 2007.- 92 с.

4.Социология. Общий курс: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2006.- 332 с.

5. Социология. Основы общей теории: учебник под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева.- 2-е изд., испр. доп.- М.: Норма, 2008.- 912 с.

6.Фролов, С. С. Социология: учебник мо/ С. С. Фролов.- М.: Гардарики, 2006.- 344 с.

 

6.2 Дополнительная литература

1.Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Вебер; Сост., общ. ред. и послесл. [с. 736-769] Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко - М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

2.Фролов С.С. Социальные действия // Социология. М., 1996. Гл. 2, 7

3.Парсонс Т. Американская социологическая мысль: [Тексты: Перевод / Сост. Е. И. Кравченко]; Под общ. ред. В. И. Добренькова. - М.: Междунар. ун-т бизнеса и упр., 1996. - 556 с.

4. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Нейл Смелзер; Науч. ред. изд. на рус. яз. [и авт. предисл.] В. А. Ядов. - М.: Феникс, 1994. - 687 с.

5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / Питирим Сорокин; [Общ. ред., сост. и предисл., с. 5-24, А. Ю. Согомонова]. - М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

Тема 8. Социология культуры

Задание 1. Найдите в учебной литературе определения следующих клю­чевых понятий перечисленных в глоссарии, выпишите их и запомните: Культура, ценности, нормы, традиции, обычаи, символ, материальная культура, духовная культура, элитарная культура, массовая культура, народная культура, культурная интеграция, субкультура, контркультура.

 

 

Задание 2. Вопросы для контроля

1.Каковы основные компоненты материальной культуры? Как она взаимодействует с духовной культу­рой?

2.В чем состоит своеобразие духовной культуры? Какие основные компоненты входят в ее структуру?

3. Какие три фактора в своем взаимодействии опреде­ляют социодинамику развития культуры, ее динамической сис­темы?

4. Какую роль играет культура в структурировании об­щества, какие факторы взаимодействуют в этом процессе?

5.Какими особенностями отличается доминирующая культура от негосподствующей культуры?

6.Что представляет собой функция производства но­вых, ранее не существовавших знаний, ценностей и норм? Как эта функция взаимодействует с информационной функцией культуры?

Задание 3. Расскажите, почему именно человекотворческая функция явля­ется самой важной и решающей в культуре. Раскройте на приме­рах из жизни и литературы, в чем она выражается.

 

Задание 4. Понятийно-терминологическая игра

Цель игры: Изучить ключевые понятия и важнейшие термины, раскрывающие сущность культуры и ее роль в развитии личности и общества.

Задачи игры:

1. Повысить познавательную активность и коммуникационные способности студентов в процессе обучения.

2. Привить студентам навыки организации и проведения дис­куссии на основе метода действия малых групп.

3. Научить студентов самостоятельно проводить анализ поня­тийного аппарата по темам учебного курса.

4. Адекватно оценивать интеллектуальный потенциал и уровень подготовки студентов по учебному курсу.

Организация игры: студенческая группа подразделяется на дис­куссионные подгруппы по пять - шесть человек в каждой, а затем выделенные подгруппы активно включаются в дискуссии.

На первом этапе каждой подгруппе предлагается дать опреде­ление (устно) ключевых понятий по изучаемой теме: 1) культура, 2) духовная культура; 3) структурная архитектоника культуры; 4) социодинамика культуры; 5) типы культуры; 6) функции культуры; 7) человекотворческая сущность культуры, а также важнейших тер­минов: система ценностей, народная культура, национальная культу­ра, массовая культура, элитарная культура, субкультура, контркуль­тура, художественная культура.

На втором этапе каждая участвующая в дискуссии подгруппа получает термино-карту, состоящую из 6-8 ключевых понятий и тер­минов, содержащихся в данном учебном пособии. Они таковы:

Культура — это специфически человеческий способ деятельно­сти, направленный на созидание духовных и материальных ценно­стей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в соци­альном развитии человека, в его духовном мире.

Духовная культура — это совокупность нематериальных ценно­стей, созданных творчеством людей: идей, идеалов, символов, норм, правил, эталонов поведения, ритуалов, обычаев, традиций.

Структурная архитектоника культуры — структурное вопло­щение закономерностей строения, соотношения и взаимодействия ос­новных факторов, определяющих социодинамику развития культуры.

Социодинамика культуры - совокупность изменений, транс­формаций в историческом развитии культуры, смены в ней эпох, ме­тодов, стилей, форм.

Типы культуры - обобщенное выражение наиболее распро­страненных, повторяющихся, идеально-типических черт, особенно­стей и признаков, характеризующих определенную культуру и отли­чающих ее от других культур.

Функции культуры - значения и роли, выполняемые культурой по отношению к обществу как целостной системе, определенной общности (этнической, территориальной и т.п.), к определенной сфе­ре жизнедеятельности людей, к отдельной личности.

Человекотворческая сущность культуры - высшее предназна­чение культуры, воплощающееся в ее решающей роли в формирова­нии и развитии личности, ее духовного мира, жизненных позиций, смысложизненных установок, в духовном развитии общества, и одно­временно процесс творения ценностей культуры созидательной дея­тельностью человека.

Система ценностей — совокупность социально одобряемых и разделяемых большинством людей представлений о том, что свято для человека и общества, что такое добро и зло, прекрасное и без­образное, справедливость, любовь, дружба, благо и т.п., служащих эталоном, образцом и воплощаемых в ценностных ориентациях и по­ведении личности, социальной общности.

Задача каждой подгруппы в течение 10-15 минут усвоить новые понятия, выделив в них основные отличительные признаки.

Участники игры поочередно устраивают друг другу мини-экзамен: воспроизводят своими словами определение того или иного по­нятия, отвечают на вопросы, касающиеся основных признаков изу­чаемых понятий.

На третьем этапе каждая подгруппа в течение следующих 10 минут составляет связный текст (социологическая информация, со­общение, социальная характеристика изучаемого объекта и т.п.), ко­торый будет оцениваться по следующим критериям:

а) количество использованных понятий, вошедших в термино-карту;

б) точность в употреблении понятий, количество правильно ис­пользованных понятий;

в) занимательность текста и исполнительское мастерство про­чтения.

Оценка производится по пятибалльной системе.

В экспертную комиссию от каждой подгруппы приглашается один из участников. Экспертная комиссия оценивает в соответствии с вышеназванными критериями доклад каждой подгруппы.

По итогам проведения игры участникам, успешно справившим­ся с заданиями, выставляется общая оценка по конкретной теме заня­тий.

 

 

5. Список рекомендуемой литературы:

5.1 Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

 

1.Ионин, Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие/ Ионин Л.Г..- М.: Логос, 2006.- 280 с.

2.Ирхин, Ю.В.Социология культуры: учебник/ Ю.В. Ирхин.- М: Экзамен, 2006.- 525 с

3. Кравченко, А.И. Социология: в вопросах и ответах; учебное пособие/ А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2007.- 240 с.

4.Немировский, В.Г. Общая социология: учебное пособие/ В.Г. Немировская.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 320 с.

5. Радугин, А.А. Социология: курс лекций/ Радугин, А.А., Радугин, К.А..- М: Библионика, 2006.- 224 с.

 

5.2 Дополнительная литература

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов/ Гл.12. Социология культуры. Минск. 2001. 341 с.

2. Вебер А. К вопросу о социологии государства и культуры /М. Вебер // Культуроло­гия. XX век. Антология. М., 1995. 411 с.

3.Ионин Л.Г. Социология культуры: [Учеб. пособие для гуманитар. и соц.-экон. направлений и специальностей вузов] / Л. Г. Ионин. - 2-е изд. - М.: Логос, 1998. - 278 с.

4.Каган М.С. Философия культуры / М. С. Каган; Акад. гуманитар. наук и др. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996. - 414,[1] с.

5.Клакхон К. Универсальные категории культуры // Личность, культура, общество. 2001. Г. III. Вып. 2 (8).

6.Комаров М.С. Введение в социологию: Учеб. для вузов / М. С. Комаров. - М.: Наука, 1994. - 317 с.

7.Орлов Э.А. Культура // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. Учеб. для вузов / [Осипов Г. В., Кабыща А. В., Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев (отв. редакторы) и др.]. - М.: Наука, 1995. - 373,[1]

8.Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Нейл Смелзер; Науч. ред. изд. на рус. яз. [и авт. предисл.] В. А. Ядов. - М.: Феникс, 1994. - 687 с.

9. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/ сост. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д..- М.: Аспект-Пресс, 1996.- 775

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.017 с.)