Тема 5. Социальные институты и организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Социальные институты и организации



Задание 1. Найдите в учебной литературе определения следующих понятий перечисленных в глоссарии, выпишите их и запомните:

социальная организация, статус, социальный институт, институциализация, трансляция, бюрократия.

 

Задание 2. Вопросы для контроля

1.Каковы основные подходы к понятию организация? Если возможность синтезировать их, выделить общие черты?

2.Как формируется социальная структура организации? Какие существуют социальные структуры и как они соотносятся друг с другом?

3.Каковы основные особенности социальных институтов?

4. Какими признаками обладают социальные институты?

5.В чем заключается различие между социальными ор­ганизациями и институтами?

6.В чем состоят различия между формальными и неформальными институтами?

7.Какие типы социальных институтов Вы знаете? Како­вы цели политических, экономических, социально-культурных институтов, государства, права, религии и семьи?

 

Задание 3. Расскажите, в чем состоит различие явных и латентных функций социальных институтов.

Задание 4. Тестовые задания

 

1. Какое из указанных ниже мероприятий целесообразно, по Ва­шему мнению, осуществить управляющим, чтобы оптимально от­реагировать на неожиданные изменения ситуации?

А. Прежде всего оценить характер изменений, затем привести в соответствие с ним цели и деятельность самой организации, а также методы управления ею.

Б. В случае изменений всегда принимаются поспешные, несооб­разные решения, затрачиваются напрасные, ненужные усилия. От этого организация работает неравномерно. Поэтому нужно в срочном поряд­ке выявить все негативные ситуации, устранить их и постараться под­держивать в деятельности организации необходимую стабильность.

В. Изменения, возникающие в окружающей обстановке, сказы­ваются на навыках, которые требуются от сотрудников организации. Поэтому необходимо прилагать усилия к тому, чтобы они могли при­способиться к любым изменениям.

2. В таблице приводится часть результатов исследования, на ос­новании которых навыки разбиты на три группы: для руководителей низшего, среднего и высшего звена. При этом соблюдается опреде­ленная иерархия этих навыков по их значимости. Укажите, какие из этих групп навыков требуются от руководителей соответственно низшего, среднего и высшего звена.

Степень значимости А Б В
  Умение сплачи­вать подчиненных Технологиче­ские навыки Умение предвидеть
  Умение планировать Умение сплачивать подчиненных Умение сплачивать подчиненных
  Технологические навыки Умение проявлять инициативу Умение идти на компромисс
  Умение идти накомпромисс Умение идти на компромисс Умение привлекать к себе людей
  Умение предвидеть Умение планировать Умение планировать
  Умение творчески рассуждать, мыслить Умение воспитывать подчиненных Умение быстро принимать рациональные решения

 

3. В каком из приводимых ниже случаев проявляется сознатель­ность людей по отношению к труду?

А. В сложных условиях жизни любой будет трудиться с энтузи­азмом. Однако как только появляются свободное время и жизненный комфорт, возникает тяга не к работе, а к развлечениям.

Б. Когда человек достигает определенного уровня жизни, у не­го появляется свободное время, для него работа становится не только источником дохода, но и средством удовлетворения духовных и ин­теллектуальных запросов.

В. Когда в жизни появляется достаток и она протекает с ком­фортом, человек ищет развлечений, удовольствий. В этом случае он теряет всякий интерес к работе и тем более стремится избежать труд­ностей.

 

4. Какой из приводимых ниже примеров является в этой связи наиболее приемлемым для стимулирования трудолюбия?

А. При определении целей работы в организации, а также при со­ставлении рабочих планов, надо делать так, чтобы подчиненные по мере возможности принимали в этом участие, высказывали свое мнение.

Б. Необходимо, насколько это возможно, избегать того, чтобы за­ставлять подчиненных выполнять непосильную работу или давать им нагоняй. Надо проявлять постоянную заботу о каждом подчиненном.

В. Установить строгий порядок на рабочих местах и самому как управляющему соблюдать его, показывая пример остальным. Одно­временно надо заставлять подчиненных соблюдать установленный порядок и не допускать самовольных действий.

5. Список рекомендуемой литературы:

5.1 Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

1.Добреньков, В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко.- М.: Академический проект: Альма Матер, 2009.- 606 с.

2.Зоткина, Н.С. Экономика и социология труда в строительстве: учебное пособие/ Зоткина Н.С.- СПб: СПбГУЭФ, 2006.- 261 с.

3.Комаров М.С. Введение в социологию: учебник/ Комаров М.С.- М.: Наука, 2007.- 317 с.

4.Кравченко А.И. Социология: учебник/ А.И. Кравченко.- М.: Учебник, 2007.- 536 с.

5.Кравченко, А.И. Социология: в вопросах и ответах; учебное пособие/ А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2007.- 240 с.

6.Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р.Мертон.- М.: АСТ Москва: Хранитель, 2006.- 873 с.

 

5.2 Дополнительная литература

1. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. Разд. 7. "Институт" и "союз" // Избранные произведения. М., 1990.

2. Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1994. Гл. 5. Социальные ин­ституты, их роль в функциональном развитии общества.

3. Кравченко А. И. Социология. М., 2001. Разд. III. Гл. 1. Сущность и функционирование социальных институтов.

4. Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологиче­ская мысль. Тексты. М., 1996.

5. Парсонос Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994.

6. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Разд. 3. Социальные институты.

7. Фролов С.С. Социология. М., 1996. Гл. 9. Социальные институты.

8. Яковлев А.М. Социальные институты // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996. Гл. 7.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.007 с.)