Дидактическая система развивающего обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактическая система развивающего обучения



Один шаг в обучении может означать

сто шагов в развитии.

Л.С. Выготский

Обязательным признаком любой системы является ее целостность. Целостность дидактической системы Л.В. Занкова осуществляется благодаря взаимодействию ее частей:

- цели обучения - оптимальное общее развитие каждого ребенка;

- задачи обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы и искусства;

- дидактических принципов - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, работа над развитием каждого ребенка, и том числе и слабого;

- содержания образования;

- типичных свойств методической системы - многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;

- форм организации обучения;

- системы изучения успешности обучения и развития школьников.

Эта система дает учителю теорию и технологию развития личности ребёнка, его познавательных и созидательных способностей.

Дидактическая система, направленная на общее развитие школьников, разработанная под руководством Л.В. Занкова, является альтернативной той системе обучения, которая действовала и действует сейчас практике. Она прошла большой путь от ее разработки, до проверки в массовом эксперименте в 60-80-х гг. Л.В. Занков опередил свое время. На рубеже 80-90-х гг. система получила, как бы второе дыхание – к ней потянулись руководители и учителя массовой школы.

Массовое использование системы в практике современной школы (около 30% в стране - учителя-занковцы) доказывает универсальность дидактической системы общего развития в любых условиях ее реализации.

 

Чем объяснить ее жизненность? Прежде всего, тем, что в ней реализуются “прорывные” идеи, которые поставлены перед школой самой жизнью, - считать основополагающей идеоло-гией школы педагогику развития, пересмотреть проблему воспитания личности в процессе обучения, слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс.

Цель обучения по системе Л.В Занкова – это духовное развитие личности через общее развитие ума, воли, чувств. В центре внимания в этой системе – растущая развивающаяся личность младшего школьника.

Сравнивая цели, задачи и принципы традиционной и развивающей системы обучения можно обнаружить следующие различия систем.

 

ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА
1. Цель – всестороннее развитие личности, подготовка к жизни, к труду. 1. Цель – духовное развитие личности через общее развитие ума, воли, чувств. Духовность – то, что делает человека человеком. Соединяет качества ума и его человеческие направленности, богатство отношения к миру.
2. Задачи – дать ЗУНы (конечная цель). 2. Задачи – максимальное общее развитие ребенка. ЗУНы – средство общего развития.
3.Дидактические принципы:   ? научность, ? доступность, ? связь с жизнью, ? наглядность, ? сознательность, ? воспитание в процессе обучения, ? системность – систематичность. 3. Дидактические принципы:     ? обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ? быстрый темп прохождения материала, ? ведущая роль теоретических знаний, ? осознание школьниками самого процесса учения, ? систематическая работа по развитию всех учащихся, включая слабых.

 

Новизна дидактической системы Л.В. Занкова заключается в том, что она опирается на теорию развития ребенка, разработанную психологом

Л.С. Выготским, осмысление ее применительно к задачам обучения и воспитания. Основываясь на ее положениях, Л.В. Занков первым из ученых дал критическую оценку традиционной системе с точки зрения недостаточности ее развивающего эффекта. На материалах экспериментального исследования он пришел к выводу, что «традиционная методика, нацеленная на передачу знаний и практических навыков, дает порой неплохой результат, однако для целостного развития личности она малоэффективна. Уровень развитости (интеллектуальной, физической, духовной, нравственной зрелости) школьников является при этом скорее результатом побочным и стихийным, чем целенаправленно достигнутым.

 

Определенную трудность в развивающем обучении представляет оценка деятельности учащихся, их обученности и развитости. Здесь следует помнить, что продвижение в знаниях, в развитии у многих детей может оказаться первоначально

Задача учителя состоит в том, чтобы самое маленькое продвижение заметить и поддержать. В традиционной системе обучения учитель начальных классов при столкновении ребенка с трудностями часто спешит решить их за него, дать образец решения проблемы.
В ходе же развивающего обучения учителю важно, заметив затруднение ребенка, дать ему возможность его преодолеть. В этом процессе правомерны неверные ответы (ребенок мыслит, а не воспроизводит заученное); ответы, которых учитель не ждал; неготовность ответить, потому что у ученика еще не созрело собственное мнение, или он не решается его высказать.

 

Примеры: Когда дети знакомы с единственным и множественным числом существительных, но не знают, что у некоторых предметов нет единственного числа, им предлагается следующее упражнение (проблемный метод обучения)

Гол дом диван дорога?

Голы дома диваны дороги дрова

Прочтите.

Учитель. Что можете сказать о этих словах?

 

 

· Первые слова - единственное число предметов, а вторые -множественное число.

· Во вторых словах добавляется гласная, а в первых словах на конце всегда согласная

· Нет, а в третьем столбике и в первом и во втором слове на конце гласные, но а поменялась на и.

 

Другой пример. На доске буквы письменные: р, л, з, д, й, м.

Учитель. Назовите буквы. Что у них одинакового?

· Согласные, звонкие.

· Й лишняя, она вечно мягкая, а другие согласные могут быть и твердыми и мягкими.

1. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Главное требование к предлагаемому детям новому учебному материалу — возможность его осмысления.

Принцип ведущей роли теоретических знаний не принижает значения умений и навыков, а лишь меняет взгляд на пути их формирования, которое происходит на основе более глубокого понимания соответствующих понятий, отношений и зависимостей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.008 с.)