Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сурудина Елена Александровна

Поиск

ПО СИСТЕМЕ Л.С.ЗАНКОВА»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Сурудина Елена Александровна

СТУДЕНТКИ 104 ГРУППЫ

Козлова Оксана и

Поликанова Светлана

 

 

Москва

Год

Вопрос о соотношении развития и обучения был поставлен и рассматривался давно.

Выделялись три подхода к этой проблеме:

1 подход – А.Гизелл, З.Фрейд, Ж.Пиаже –

«Развитие человека не зависит от обучения».

Подход – У.Джеймс, Э.Торндайк -

«Обучение отождествляется с развитием, которое

Истолковывалось как накопление человеком разного рода

Привычек в процессе обучения».

Подход – К.Коффка

«Развитие – процесс независимый от обучения, а обучение

Тождественно развитию».

Л.С.Выготский сделал свои выводы:

«Существует единство, а не тождество».

«…Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее, они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу.

Между процессами развития и обучения устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой наперед данной априорной умозрительной формулой».

«Существенным признаком обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения сделались бы невозможными.

Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека».

Теория Л.С.Выготского легла в основу трудов ряда педагогов, которые создавали свои методики обучения и развития детей.

Два ведущих коллектива, которые работали на базе гипотезы Выготского Л.С. – Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова

Что представляет собой «Дидактическая система» Л.В.Занкова и ее особенности.

Материал находился в разработке с конца 50-х годов.

Система общего развития Л.В. Занкова сложилась в результате психолого-педагогического исследования соотношения обучения и развития школьников.

В ходе беспрецедентного эксперимента было подтверждено высказанное Л.С. Выготским теоретическое положение о ведущей роли обучения в развитии ребенка. На основе полученных данных научный коллектив под руководством Л.В. Занкова разработал целостную систему обучения, которая, как показала практика, способствует оптимальному общему развитию каждого ребенка.

Общее развитие Л.В. Занков понимает как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия ума, воли, чувств ребенка. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуальном и эмоциональном, волевом и нравственном.

Методология системы соответствует современному философскому мышлению, которое объектом познания определяет не отдельные факты или явления, а, прежде всего, их существенные, взаимообусловленные связи. На их раскрытие и нацеливается мысль ребенка.

Каковы идеи системы Л.В.Занкова?

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации, обладающие способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

Такие условия создаёт система Л.В.Занкова.

Отбор и структурирование содержания всех учебных курсов, характер заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями.

Поэтому взрослые должны научиться оценивать предлагаемое ребенку содержание с позиции требований завтрашнего дня (а не своего вчерашнего) и с позиции его возрастных возможностей.

 

Как проходит урок?

 

Построение урока и его ход заметно отличаются от уроков традиционных.

В чем выражаются эти отличия?

Во-первых, активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками. Разумеется, учитель не теряет руководящей роли при ведении урока. В то же время он должен быть предельно внимательным к личности каждого ребенка, его мнению, должен правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допуская при этом грубости и унижения достоинства ребенка. Известное высказывание Л.В. Занкова

«Ребенок — это тот же человек, только маленький» - как нельзя лучше характеризует те отношения, которые должны установиться в классе.

Во-вторых, процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок ведется в форме дискуссии, ученикам предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допускать ошибки, чтобы это не каралось отметкой (активность на уроке должна поощряться).

В-третьих, р азработана качественная оценка достижений школьника, которая позволяет ребенку видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю и родителям оценить динамику продвижения каждого ученика по отношению к самому себе.

В-четвертых, система Л. В. Занкова предполагает разнообразие форм обучения: например, наряду с занятиями в классе широко практикуются экскурсии (в музеи, театры, на концерты, на природу, на предприятия — в зависимости от предмета и изучаемого материала), а также занятия в библиотеке.

Обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Трудность, которую мы предлагаем детям, рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем. Именно в таком порядке. Наши наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, отсутствие ненужных «карательных» мер — все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе.

Чем объяснить ее жизненность? Прежде всего, тем, что в ней реализуются “прорывные” идеи, которые поставлены перед школой самой жизнью, - считать основополагающей идеоло-гией школы педагогику развития, пересмотреть проблему воспитания личности в процессе обучения, слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс.

Цель обучения по системе Л.В Занкова – это духовное развитие личности через общее развитие ума, воли, чувств. В центре внимания в этой системе – растущая развивающаяся личность младшего школьника.

Сравнивая цели, задачи и принципы традиционной и развивающей системы обучения можно обнаружить следующие различия систем.

 

ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА
1. Цель – всестороннее развитие личности, подготовка к жизни, к труду. 1. Цель – духовное развитие личности через общее развитие ума, воли, чувств. Духовность – то, что делает человека человеком. Соединяет качества ума и его человеческие направленности, богатство отношения к миру.
2. Задачи – дать ЗУНы (конечная цель). 2. Задачи – максимальное общее развитие ребенка. ЗУНы – средство общего развития.
3.Дидактические принципы:   ? научность, ? доступность, ? связь с жизнью, ? наглядность, ? сознательность, ? воспитание в процессе обучения, ? системность – систематичность. 3. Дидактические принципы:     ? обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ? быстрый темп прохождения материала, ? ведущая роль теоретических знаний, ? осознание школьниками самого процесса учения, ? систематическая работа по развитию всех учащихся, включая слабых.

 

Л.С. Выготским, осмысление ее применительно к задачам обучения и воспитания. Основываясь на ее положениях, Л.В. Занков первым из ученых дал критическую оценку традиционной системе с точки зрения недостаточности ее развивающего эффекта. На материалах экспериментального исследования он пришел к выводу, что «традиционная методика, нацеленная на передачу знаний и практических навыков, дает порой неплохой результат, однако для целостного развития личности она малоэффективна. Уровень развитости (интеллектуальной, физической, духовной, нравственной зрелости) школьников является при этом скорее результатом побочным и стихийным, чем целенаправленно достигнутым.

 

Определенную трудность в развивающем обучении представляет оценка деятельности учащихся, их обученности и развитости. Здесь следует помнить, что продвижение в знаниях, в развитии у многих детей может оказаться первоначально

Задача учителя состоит в том, чтобы самое маленькое продвижение заметить и поддержать. В традиционной системе обучения учитель начальных классов при столкновении ребенка с трудностями часто спешит решить их за него, дать образец решения проблемы.
В ходе же развивающего обучения учителю важно, заметив затруднение ребенка, дать ему возможность его преодолеть. В этом процессе правомерны неверные ответы (ребенок мыслит, а не воспроизводит заученное); ответы, которых учитель не ждал; неготовность ответить, потому что у ученика еще не созрело собственное мнение, или он не решается его высказать.

 

Примеры: Когда дети знакомы с единственным и множественным числом существительных, но не знают, что у некоторых предметов нет единственного числа, им предлагается следующее упражнение (проблемный метод обучения)

Гол дом диван дорога?

Голы дома диваны дороги дрова

Прочтите.

Учитель. Что можете сказать о этих словах?

 

 

· Первые слова - единственное число предметов, а вторые -множественное число.

· Во вторых словах добавляется гласная, а в первых словах на конце всегда согласная

· Нет, а в третьем столбике и в первом и во втором слове на конце гласные, но а поменялась на и.

 

Другой пример. На доске буквы письменные: р, л, з, д, й, м.

Учитель. Назовите буквы. Что у них одинакового?

· Согласные, звонкие.

· Й лишняя, она вечно мягкая, а другие согласные могут быть и твердыми и мягкими.

1. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Главное требование к предлагаемому детям новому учебному материалу — возможность его осмысления.

Принцип ведущей роли теоретических знаний не принижает значения умений и навыков, а лишь меняет взгляд на пути их формирования, которое происходит на основе более глубокого понимания соответствующих понятий, отношений и зависимостей.

ПО СИСТЕМЕ Л.С.ЗАНКОВА»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Сурудина Елена Александровна

СТУДЕНТКИ 104 ГРУППЫ

Козлова Оксана и

Поликанова Светлана

 

 

Москва

Год



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.217.59 (0.006 с.)