Сбор аудиторских доказательств, их документирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сбор аудиторских доказательств, их документирование



После завершения этапа планирования, аудиторы переходят ко второму этапу аудиторской проверки – непосредственному выполнению аудиторских процедур для получения достаточного количества аудиторских доказательств. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства» определяет аудиторские доказательства как информацию, полученную аудитором при проведении проверки, и результат анализа данной информации, на которых основывается мнение аудитора.

Для выражения обоснованного мнения аудитор должен обладать полной и достоверной информацией. Получить информацию аудитор может путем выполнения следующих процедур:

- тесты средств контроля - означают проверки с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- инспектирование – проверка записей (на счетах бухгалтерского учета и в регистрах), документов (проверка документов, созданных третьими лицами и аудируемым лицом), материальных активов (проведение инвентаризации или изучение документов по результатам проведенной инвентаризации);

- наблюдение – отслеживание аудитором процедур, выполняемых другими лицами, причем информация считается достоверной, если она получена непосредственно в момент наблюдения;

- запрос – получение информации у осведомленных лиц внутри аудируемого лица или за его пределами – формально (официально), неформально, письменно или устно. Оценка достоверности информации будет зависеть от компетентности, опыта, независимости и честности опрашиваемого. Информация, полученная формально в письменном виде считается более достоверной;

- подтверждение – ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, подтверждение дебиторской и кредиторской задолженностей путем сверки расчетов);

- пересчет – арифметическая проверка точности бухгалтерских записей, проверка правильности расчетов в первичных документах, накопительных ведомостях и итоговых документах; проведение самостоятельных расчетов аудитором;

- аналитические процедуры – изучение важнейших коэффициентов, трендов, статистических материалов, исследование любых необычных или неожиданных отклонений.

Источниками получения аудиторских являются: первичные документы аудируемого лица и третьих лиц, регистры бухгалтерского учета, результаты анализа его финансово-хозяйственной деятельности, устные показания сотрудников аудируемого лица и третьих лиц, сопоставление данных различных документов, результаты инвентаризации имущества и обязательств, бухгалтерская отчетность аудируемого лица.

Одним из источников аудиторских доказательств являются разъяснения, предоставляемые руководством аудируемого лица по вопросам, возникшим у аудиторов в процессе проверки. Аудитор должен оценить надежность полученных разъяснений и при любых сомнениях проверить их достоверность. Аудитору не рекомендуется полагаться на разъяснения, не подтвержденные результатами других аудиторских процедур. Если какая-то информация от руководства аудируемого лица противоречит другим доказательствам, аудитор должен снизить степень доверия в отношении всей информации, полученной от этого источника.

В ходе аудита необходимо проявлять профессиональный скептицизм, чтобы не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур. Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает те доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства.

Полученные в ходе аудита доказательства следует обязательно документировать, то есть отражать в рабочих документах аудитора. Вопросы, связанные с документированием аудита, регулируются федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита».Под термином «документация» в стандарте понимаются рабочие документы и материалы, подготовленные аудитором или полученные и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Данный стандарт устанавливает требования к содержанию, оформлению и хранению рабочей документации, составленной в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудитор должен самостоятельно разработать формы и содержание рабочей документации исходя из: характера аудиторского задания; требований, предъявляемых к аудиторским заключениям; характера и сложности деятельности аудируемого лица; характера и состояния систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица; конкретных методов и приемов, применяемых в процессе проведения аудита.

Рабочая документация должна в краткой форме характеризовать годовой бухгалтерский отчет аудируемого лица. На основании предоставленных документов и аудиторских доказательств аудитор принимает решение о том, достаточна ли информация для характеристики финансового и хозяйственного состояния проверяемого лица. Рабочая документация после окончания аудита должна содержать все сведения о проверяемом предприятии и соответствовать установленному стандарту. По каждому проверенному вопросу должен быть составлен отдельный перечень оформленных рабочих документов с указанием разработанного шифра документа или кода. Стандартом рекомендуется отражать в рабочих документах аудитора:

- информацию об организационно-правовой форме и организационной структуре аудируемого лица;

- копии юридических документов, соглашений и протоколов;

- информацию об отрасли, в которой осуществляет свою деятельность аудируемое лицо;

- процедуры, отражающие процесс планирования, включая план и программу аудита;

- доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- оценку аудитором неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения;

- анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

- анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;

- сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;

- сведения о том, кто и в какие сроки выполнял аудиторские процедуры и др.

Рабочая документация является собственностью аудиторской организации, проводившей аудит. Аудиторская организация (аудитор) должны разработать процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, но не менее 5 лет.

 

Вопросы к теме:

1. С какой целью аудитор собирает аудиторские доказательства?

2. С помощью выполнения каких процедур аудитор получает аудиторские доказательства?

3. Назовите источники получения аудиторских доказательств.

4. Что понимается под документированием аудиторских процедур?

5. Какая обязательная информация должна содержаться в рабочей документации аудитора?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.008 с.)