Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризисы политического развития: причины, типология

Поиск

Переход к современной политической системе характеризуется противоречиями:

1) Процессы рационализации общественных отношений, формирования и закрепления демократических институтов наталкиваются на коллективистские ценности, на самобытные традиции и обычаи, передававшиеся из поколения в поколение. В традиционном обществе самоидентификация индивида осуществляется на основе поклонения святыням, авторитетам. Иные системы ценностей он отвергает и враждебно относится ко всему, что отличается от его уклада жизни

2) Рыночные отношения дифференцируют общество по видам деятельности, уровню жизни, соц.статусу, ожиданиям и устремлениям. Динамично развивающиеся потребности и связанное с этим появление новых видов разделения труда вступают в противоречие с прежними политическими институтами.

Это объясняет, почему переход от традиционной политической системы к современной связан с возможностью кризисов политического развития.

Типология кризисов:

1) Кризис легитимности (переход от тоталитаризма к демократии в конце 80-х годов 20 века). Легитимным признаётся режим, который соответствует ценностям не только правящей элиты, но и большинства общества. Власть формировалась закрыто, узким кругом руководителей правящей Коммунистической партии, затем идеологическими средствами обеспечивалась поддержка решений власти со стороны населения, и в первую очередь государственно-зависимых работников. Создание демократического политического порядка обусловило изменение способов обеспечения легитимности, главными из которых являются свободные выборы. Преодоление кризиса легитимности, повышение доверия к институтам власти предполагает решение двух задач: задачи реального улучшения материального положения основных социальных групп и задачи создания механизма преодоления социокультурных противоречий.

2) Формирование современной политической системы в России переживает в настоящее время институциональный кризис. Прежняя, советская политическая система ориентировалась на единство экономических, политических и культурных интересов общества. В основе политической системы лежал принцип сращённости всех видов власти и концентрация их в руках правящей Коммунистической партии. Решения принимались высшими органами КПСС и Советского гос-ва анонимно, от имени народа. Процесс формирования нового политического порядка столкнулся с тем, что динамично растущее многообразие соц.интересов не нашло механизмов и структур их представительства в институтах власти. До конца преодолеть институциональный кризис путём формального разделения властей и закрепления их функций в новой Конституции страны не удалось. По-прежнему время от времени обнаруживается стремление той или иной ветви власти., особенно законодательной и исполнительной, к превышению своих полномочий. Однако институциональный кризис связан с тем, что в формировании современной политической системы акцент сделан на достижении чёткого разграничения властей и до сих пор крайне неэффективно работают механизмы их взаимодействия.

Переход к современной политической системе требует, наконец, преодоления и кризиса участия. Диалог власти и общества обеспечивается наличием разветвлённой системы политической коммуникации, через каналы которой граждане участвуют в политической жизни. Разрешение кризиса участия предполагает последовательную интеграцию включающихся в политическую жизнь новых групп интересов посредством создания развитой системы социального представительства и политической коммуникации. Новые группы интересов должны иметь возможность заявлять власти о своих требованиях легально и организованно, что позволит правящей элите своевременно реагировать на них. Кроме того, одной из важных задач правящей элиты, решение которой позволит создать условия для политической стабильности и обезопасит её от неожиданных сценариев политической модернизации, является обеспечение легитимности оппозиции, включением в процесс принятия решений, а следовательно, возложение на неё ответственности за эти решения и их реализацию.

 

№49 Национальная политикаРФ.

Национ. Интерес представляет собой осознание

И отражение в деятельности лидеров коренных потребностей национального гос-ва.

Национ. Безопас. Означает состояние защищ.

Жизненно важных интересов личности, общ.

Гос-ва от внутрен. И внешних угроз, способность гос-ва сохранять свой суверенитет и территор. Целостность и выступать субъектом межд. Права. Понятие безопасн. Для личности, общес. И гос-ва не совс. Совпад. Национ. Безопас. Применительно к гос-ву предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспос., суверенитет, независим.,территориал. Целостность. Национ. Безопас. Является неотъем. Частью всеобщ.безоп.Национ.политика включ. Внеш. И внутр. Политику. Содержан. Обусловлено господств. В обществе экономическ. Отношениями и интересами правящих классов.

 

50. Этнополитичес. Конфликты, пути урегулир.

Конфликты на нац. Почве возникают чаще всего по причине террит., несостыковки интересов. Глубоко укоринив. В сознание Индия и Пакистан. Кризис отношений не искл. Взаимоотнош. Сторон в других сферах. Вооруженный конфликт на нац. И этнической почве может начаться без видимых причин. (Россия и Чечня).

51. Политичес. Конфликты: уровни формирован.

Политич. Конфликты – разновидность или результата конкретного фактического взаимод. Сторон, оспаривающих друг у друга распредел. Властных полном. Или ресурсов. Предмет конфликта может быть социал. Х-ра, распределение ресурсов, расп. Властных полномоч., противоречия между правящей и контр. Элитой, экономического характера, налоговый х-р, сферы влияния этнической, экстремист.Технология урегулирования к. зависит от х-ра предмета спора. Структурные элемен. К. 1. Конфл.отнош.2. к. без прим.силы. 3. Кризис 4. Вооруж.действия. К. отношения краткосрочные, долгосрочные. Классифик. С т.з. зон проявл. Конфликта (внутренние, регион.,)2.по степени и х-ру нориат.-регулиров.: институализир. 3. По качеств. Х-кам, по степени вовлечения в конфликт глубокие, неглубокие. 4. С т.з. публичности соперничества сторон: открытые, закрытые, латентные). 5. В зависим. От х-ра политич. Режима: вертикальные, между субъектами, горизонтальные. 3 вида интересов: главный, основной, второстепенный. Пути регул. К.1. выяснить основные, главные причины спора2. Провести анализ соц. Политическ. Ситуации3. Вступать во взаимодействие со сторонами конфл. Варианты решения конфликта: 1. Примирение сторон2. Неразрешение к., частичное или полное разрешение3. Мирное примирение4. Изоляция сторон.

 

№52 Политические партии: признаки, функции. Признаки, отличающие партии от др. поли тических сил, сформулир. Дж. Лапаломбала; Вейнер. 1. Организация, объединение людей2. Наличие устойчивых местных организаций, поддер. Регулярные связи с нац. Руководством3. Конкретная цель завоевания и осуществление власти4. Обеспечение народной поддержки. Кермонн считает, что партия есть организованная сила, объединяющая граждан одной политической тенденциидля мобилизации мнений по достижению одной цели. Шварценберг р-л партию как механизм, аппарат. Вейнер, партии – это результат процесса развития, также можно рас-ть как независимую институциональную силу, порождающее само политическое развитие. Ф-ции: 1.формирование общ. Мнения, обеспечивая население информацией2. Ф-я агрегирования интересов3. Правительственные ф-ции4. Ф-я политического рекрутирования5. Ф-я артикуляции (представительства)интер. 6. Ф-я политической социализации7. Политической мобилизации- поддержка населения8. Реализация власти.

 

53 Возникновение и эвол. Партий критерии их классиф.П. в современном понимании начали формироваться в 18в. в Англии и США. На начальных этапах отношение к ним было негативным. Защищая интересы определенных групп общества, они раскалывалиего. 1-ые пол. Партии в Великоб. – тори и вигов. Первоначально им было предписано выражать национальные интересы. Нараставшая дифф. Интересов различных групп оющества обусловила изменение первоначальной ф-ции представительства общенацион. Интересов. Партии как новая политичес. Реальность возникают при достижении обществом определенного уровня зрелости. Возникновение партий было непосредственно обусловлено совокупностью пол.и институционал. Изменений, произош. В европейск. Стран. 19в.1. возрастание роли парламента2. Универсализация избират. Права. Типология кадровые партии восходят к периоду зарождения демократии. 2. Массовые партии возникают с введением всеобщего избирательного права, партии ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа. Единственным показателем силы или слабости кадровых партий является число избирателей. Массовые партии имеют разветвленную и жесткую бюрократическую систему управ. 3. Коммунистические партии создают свои первичные организации(ячейки) по месту работы. Произошедшие в западных странах перемены послужили основанием дополнения бинарной классиф. – партии избирателей. По политическим целям и идеологии на праворадикальные(фашистские), консервативные, либеральные, реформистские, социал-демократические, социалистические и леворадикальные(коммунистические).

 

54. СМ.53(КОНЕЦ)..

 

57 Политическая культура: х-ные черты, функции, структ.Полит. культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя действующие нормы политичес. Жизни. Наибольшие споры в процессе становления концепции политической культуры вызвала проблема определения ее содержания. 2 т.з.: согласно 1-ой политич.к. есть совокупность политических позиций; сторонники 2-ой рассматривали п.к. через поведение. В анализе политической культуры Алмонд использовал функц. Подход, с позиции которого п.к. рассматривалась преимущественно как психологический феномен. Более полное определение п.к. С.Верба: П.К.общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Классификация п.к. 1. Патриархальная п.к. х-ся ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриатизма, коррупции. Х-н для молодых независимых гос-в.2. Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстранненное отношение индивида к политической системе. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (соц. Пособий, гарантий и т.д.).3. Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую власть, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния – выборов, демонстраций. Существуют 4 типа полит.систем: 1.англо-америк.2. континентальные, западноевропейские с. фрагментарная полит.к.3. доиндустриальные и частично индустриал. С дифференцированными пол. Культурами4. Тоталитарные п.с. с гомогенной полит.к.

 

58 Особенности политич. Культуры в соврем.РФ

При изменениях социально-экономического, политико-идеологического и духовного х-ра в развитии Р. на протяжении досоветского, постсоветского и т.д. тип отношений между населением и властью демонстрирует постоянство и преемственность. В его основе лежит подданническая п.к., х-ся односторонней зависимостью индивида от власти, ожиданиями получения от нее различных благ. Подданническая п.к. дополняется рядом специфических черт, что обусловлено влиянием цивилизационных, географических и исторических особенностей ее развития. В Р. п.к. дуалистична и представляет собой сложное взаимодействием 2 социокультурных потоков, ориентирующихся на различные системы ценностей. Неограничеченное сочетание 2 систем ценностей в Р. было обусловлено ее рас-тью между З и В, которые оказывали серьезное влияние на российс. Общество. Расколотость и неоднородность р. п.к. обусловили конфронтационный х-р отношений между ее носителями. Отсутствие свободного индивида и зрелого гражданского общества приводит к тому, что политическая жизнь концентрируется в рамках правящего класса. В условиях аномии, которая свойственна российскому обществу, наиболее существенным основанием различия пол. Субкультур является возраст. Различные группы населения формировались в неодинаковых социально-экономических условиях. П.К. переходного общества в действит. Представ. Собой противоречие взаимодействие прежних и новых зарождающихся ценностных ориентаций с устойчивым преобладанием стандартов политич. Поведения подданнической культуры. Рыночные отношения меняют конфигурацию источников и способов формирования п.к., делая их разброс более широким, а процесс формирования стихийным, менее управляемым. К. становится более дифференцированной.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.009 с.)