Государство как социально-политическая организация общества: признаки, структуры, функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство как социально-политическая организация общества: признаки, структуры, функции.



Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата) и монополии на легальное насилие.

Признаки: 1)выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны

2) представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом

3) гос-во организует общественную жизнь на основе права

4)представляет собой суверенную организацию власти (т.е. верховенство и независимость от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами): - в общеобязательности её решений для населения,

- в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций,

- в обладании рядом исключительных прав,

- в наличии специальных средств воздействия на население

5)гос-во располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

Функции: 1)внешние (функции взаимовыгодного сотрудничества в экон., соц., технологич., культурн., торгов., и прочих сферах с другими странами; функция обороны страны)

2) внутренние (экономическая, социальная, правовая, культурно-воспитательная, политическая)

Структура: - представительные органы (парламент)

- надзорно-контрольные органы

- органы охраны общественного порядка

- исполнительно-распорядительные органы(президент, премьер, правительство)

- судебная система

- органы государственной безопасности

- вооружённые силы

№41 Основные теории происхождения государства.

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата) и монополии на легальное насилие.

1) Теократическая теория рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе, что «вся власть от Бога». Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства – обязательность.

2) Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство возникает в результате соединения родов в племена, племён в общности, г, племён в общности, государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те должны повиноваться правителю.

3) В 17-18 веках появляется договорная теория происхождения государства. Государство стали понимать как общественный договор, согласно которому люди в целях надёжного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство. По замечанию французского мыслителя Д.Дидро (1713 – 1784), «люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей».

4) Марксистская теория (19 век) объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создаёт государство для подчинения себе неимущих. «Государство, - подчёркивал В.И.Ленин, - есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».

5) По мнению сторонников теории насилия государство является результатом прямого политического действия – внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побеждёнными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.004 с.)