Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая власть. Формы правления.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств. Политическая власть – всякая основанная на принуждении власть одной группы людей над другой. Форма государственного правления - это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Форма гос. правления характеризует структуру высших органов гос. власти, порядок их образования, взаимоотношение их друг с другом. По форме правления все государства подразделяются на: монархии и республики. Различия между ними состоят в способах организации органов верховной гос. власти. Монархия – форма гос. правления, при которой главой государства является монарх (король, император, шейх, царь), который получает свои титул и полномочия по наследству. Республика – это форма гос. правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок. Признаки монархии: - Главой государства является монарх (король, император, шейх, царь), который получает свой титул и полномочия по наследству. - Монарх осуществляет единоличное правление, власть монарха объявляется священной. - Монарх формально не зависим в своей деятельности (не отвечает за принимаемые решения перед обществом). - Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом. - Установлено бессрочное правление монарха Законодательная, судебная, исполнительная власти находятся в руках монарха. Признаки республики: - Главой государства является президент. - Наличие высших выборных органов. - Возможность участия граждан в управлении государством (высшие органы гос. власти формируются населением на свободных выборах). - Выборные органы правят от имени и по поручению народа, поэтому ответственны за принимаемые решения перед законом. - Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений. - Президент избирается на определенный срок. - Разделение властей (каждая ветвь власти не вмешивается в дела другой ветви). - Высокий авторитет судебной власти.
Монархии бывают абсолютными (примером могут служить: Россия (Петр I), Франция (Людовик XIV), Саудовская Аравия), когда власть монарха ничем (напр. конституцией) и никем (напр. парламентом) не ограничена и конституционными. Разновидностями конституционной монархии являются: дуалистическая и парламентарная. Дуалистическая монархия (Кувейт, Непал) – промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентарной монархии. В дуалистической монархии власть монарха ограничена, но незначительно. Дуалистическая монархия характеризуется разделением властей: исполнительная власть закреплена за монархом, который осуществляет ее с помощью ответственного перед ним правительства, а законодательная власть находится у парламента. В парламентарных монархиях, которые представляют современные Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия и др., монарх «царствует, но не правит». Власть распределена между парламентом (законодательная власть) и правительством (исполнительная власть). Признаки парламентарной монархии - Монарх «царствует, но не правит», лишь формально утверждает состав правительства, сформированного партией, победившей на выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним ответственности. - Исполнительная власть закреплена за правительством. - Правительство ответственно перед парламентом. - Законодательная власть находится у парламента
Признаки дуалистической монархии: - Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется избирательным путем, а верхняя назначается монархом. - Исполнительная власть закреплена за монархом (правительство ответственно перед монархом и подчинено монарху, который назначает и отстраняет министров по своему усмотрению). - Законодательная власть находится у парламента. - Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.
Современные республики бывают трех видов: парламентские, президентские и смешанные. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (либо на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо на принципе сотрудничества властей, что свойственно для парламентской республики). Сущность президентской республики в том, что среди высших органов гос. власти ключевое положение занимает фигура президента, который является главой государства и главой правительства. Суть парламентской республики в том, что среди высших органов гос. власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Достоинства парламентской республики: единство органов верховной государственной власти, поскольку исполнительная власть (правительство) назначается и контролируется законодательной властью (парламентом) и зависит от ее поддержки. Недостатки: парламентские республики с большим количеством партий крайне неустойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, постольку сформировать эффективное правительство практически невозможно. Президентско-парламентская республика (смешанная - эта форма существует сегодня во Франции, Австрии, Ирландии, Польше, Португалии, Болгарии и т.д.) отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и парламентом. Схожие черты формы правления можно найти и в современной России, хотя роль парламента существенно ограничена по сравнению с французским парламентом. Смешанная форма правления соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики). С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства – премьер-министра, имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьер-министра и правительства через утверждение бюджета страны, вынесение резолюции порицания (вотума недоверия) им. Признаки парламентской республики - Единство органов верховной гос. власти (свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти строят на принципе сотрудничества властей) - Президент выбирается парламентом. - Главой государства является президент. - Главой правительства является премьер-министр (канцлер). - Правительство формируется победившей на выборах партией. - Правительство ответственно перед парламентом. - Президент имеет право роспуска парламента. Признаки президентской республики - Жесткое разделение властей (свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти строят на принципе разделения властей) - Президент избирается народом - Главой государства является президент. - Главой правительства является президент. - Правительство назначается президентом с согласия парламента. - Правительство ответственно перед президентом. - Президент не располагает правом роспуска парламента.
26. Теория систем зародилась в биологии в 20-х годах XX века. Людвиг фон Берталанфи исследовал клетку как «совокупность взаимозависимых элементов». В социологии применение системного подхода связано с именем Т. Парсонса. Т. Парсонс ввел теорию социального действия. Социальное действие включает все многообразие поведения человека, мотивируемое и направляемое теми значениями, которые он обнаруживает во внешнем мире, учитывает и на которые реагирует. Любое действие можно рассматривать в одно и то же время и как совокупность единичных действий, и как составную часть более широкой целостности. Следовательно, система действия представляет собой комплекс взаимодействий субъекта и объектов, предметов, с которыми он вступает в те или иные отношения. Для своего существования и самоподдержания система должна функционировать. Любая система, по Т. Парсонсу, обязательно включает четыре функции, служащие удовлетворению ее элементарных потребностей: функцию адаптации, т. е. установления связей системы с окружающей средой. Приспосабливаясь к oкружающей среде, система черпает из нее ресурсы, которые ей необходимы; трансформирует внешнюю систему в соответствии со своими «потребностями», давая ей взамен собственные ресурсы; целедостижения, состоящую в определении целей системы, а также мобилизации энергии и ресурсов для ее достижения; функцию интеграции, направленную на поддержание координации взаимоотношений составляющих элементов системы. Такая координация позволяет предохранять систему от радикальных изменений и потрясений; латентную функцию, нацеленную как на сохранение ориентации субъектов на нормы и ценности системы, так и на обеспечение необходимой мотивации своих сторонников. Общество Т. Парсонс рассматривает как социальную систему, состоящую из четырех взаимодействующих подсистем. Каждая подсистема, в свою очередь, также выполняет определенные функции. Скажем, функцию адаптации общества к потребностям в потребительских товарах осуществляет экономическая подсистема. Политическая подсистема включает, по Т. Парсонсу, три института: лидерство, органы власти и регламентацию. Каждый из названных институтов тоже выполняет определенные функции. Так, институт лидерства обеспечивает занятие определенного положения, предписывающего обязанность проявлять инициативы и привлекать к достижению общих целей членов сообщества. Институт регламентации способствует изданию норм и правил, создающих правовую основу для социального контроля. Модель Т. Парсопса слишком абстрактна, чтобы объяснить все процессы, протекающие в политической сфере. Теорию систем ввел в политологию Д. Истон. Д. Истон вывел, что «системный анализ политической жизни основан на понятии «системы, погруженной в среду и подверженной воздействиям с ее стороны... Такой анализ предполагал, что система, чтобы выжить, должна иметь способность реагировать». Политическая система, по Д. Истону, есть совокупность политических взаимодействий в данном обществе. Ос новное назначение ее состоит в распределении ресурсов и побуждении к принятию этого распределения в качестве обязательного для большинства членов общества. При помощи регулирующих механизмов она вырабатывает ответные реакции, регулирует свое поведение, преобразует и изменяет свою внешнюю структуру, приспосабливаясь к внешним условиям. Обмен и взаимодействие политической системы со средой осуществляются по принципу «входа-выхода». Д. Истон различает два типа «входа»: требование и поддержка. Требование -обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе(требования трудящихся увеличить размер минимальной заработной платы). Требования ослабляют политическую систему. Поддержка, напротив - усиление политической системы. Она охватывает все позиции и все варианты поведения, благоприятные для системы(исправная выплата налогов, выполнение воинского долга). Основными объектами поддержки в политической системе Д. Истон называл политический режим, власть и политическое сообщество. В соответствии с объектами он выделил три типа поддержки: 1) поддержку режима 2) поддержку власти 3) поддержку политического сообщества. Роль «входа» заключается в воздействии окружающей среды на систему, в результате чего возникает реакция на «выходе», т. е. авторитетные решения по распределению ценностей. Ответ системы на импульсы, получаемые извне, происходит в форме решений и действий. Политические решения могут иметь форму новых законов, заявлений, регламентов, субсидий и т. д. Выполнение решений обеспечивается силой закона. Политические действия не имеют такого принудительного характера, однако оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни. Они принимают форму мероприятий по регуляции и решению актуальных проблем: экономических, экологических, социальных и т. д. Политическая система должна преобразовывать поступающие требования и поддержку в соответствующие решения и действия, что возможно лишь при наличии ее способности к саморегулированию. Политический процесс оказывается процессом преобразования информации, перевода ее с «входа» на «выход»: реагируя на сигналы окружающей среды, политическая система одновременно осуществляет в обществе изменения и поддерживает стабильность. Акцентируя внимание на взаимодействии с внешней средой, Д. Истон, по существу, оставил без внимания внутреннюю жизнь политической системы, ее внутреннюю структуру, которая позволяет поддерживать динамическое равновесие в обществе. Функции политической системы: 1) Регулятивной функции. Она выражается в координации поведения групп, индивидов, общностей на основе введения политических и правовых норм, соблюдение которых обеспе 2) экстракционной функции. Сущность ее заключается в способности системы черпать из внешней или внутренней среды ресурсы, необходимые для своего функционирования. 3) функции реагирования. Она выражается в способности политической системы быть восприимчивой к импульсам из внешней среды. Эти импульсы приобретают форму требований, которые предъявляют власти различные группы населения. Развитая реагирующая способность системы определяетее эффективность и результативность. Политическая система сохраняет состояние динамического равновесия с помощью адекватной трансляции импульсов, поступающих на «вход», и сбалансированных политических решений и действий на «выходе». С эффективным преобразованием сигналов на «входе-выходе» связаны функции по обеспечению ее внутреннего развития. Г. Алмонд и Д. Пауэлл выделяют шесть функций: 1.) функцию артикуляции выражения) интересов. Эти интересы ограничены по своей значимости, и заинтересованные группы представляют их власти в виде требований; 2.)функцию агрегирования интересов. Разброс интересов различных групп, индивидов значителен, что требует их обобщения, распределения по степени важности, перевода требований на язык программ и доведения их до власти. Эту функцию осуществляют по преимуществу политические партии. Три следующие функции Г. Алмонд и Д. Пауэлл назвали «правительственными функциями», так как они соответствуют деятельности трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Что касается законодательной власти, то это функция выработки правил и норм; исполнительной - функция применения правил; судебной - функция контроля за применением правил. Обеспечивающая внутреннее развитие политической системы - функция политической коммуникации. Она предполагает разные формы взаимодействия и обмена информацией между различными структурами политической системы, лидерами и гражданами. Способность политической системы к сохранению и адаптации в условиях изменяющейся реальности обеспечивается с помощью функции политической социализации и политического рекрутирования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.244 (0.013 с.) |