Сущность структура и уровни политического сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность структура и уровни политического сознания



Сущность структура и уровни политического сознания

http://azbook.net/book/508-politologiya-bazovyj-kurs/58-1-politicheskoe-soznanie-sushhnost-struktura-soderzhanie-i-funkcii.html

 

Этапы развития политического сознания

 

 

Политические интересы и политические ценности

Политические ценности

 

Хочется сказать, что одним из первых, кто начал разрабатывать теорию ценностей в марксистской философии и социологии был В.П. Тугаринов. Опираясь на исследования предшественников по этому вопросу и свои собственные, он сформулировал общее понятие ценностей: «Ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала»1.

В свое время в философской и социологической литературе высказывались суждения, согласно которым: во-первых, поскольку существует бесчисленное количество реальных ценностей людей, то и общее определение ценностей не нужно, а то и вообще невозможно; во-вторых, марксистская теория в целом фактически выступает в качестве теории ценности. Не соглашаясь ни с тем, ни с другим, он считал, что ценности и ценностное отношение следует отличать от теории ценностей. Разрабатывая же последнюю, исследователи тем самым применяют к анализу ценностей научно-технический подход. Данный подход идентифицировался с социологическим. Конечно, в той его трактовке, которая была принята в те годы.

В классификацию ценностей, основывающуюся на структуре общественных явлений, В.П. Тугаринов, наряду с материальными и духовными, включает социально-политические: общественный порядок, мир, безопасность, свободу, равенство, справедливость, человечность.2 Выделяя бесконечное количество форм этих базовых ценностей, автор различает научно-социологический или «естественнонаучный» и ценностный подход в исследовании социально-политических явлений. При первом подходе, с его точки зрения, невозможно делать выбор между этими явлениями, ибо они, играя положительную или отрицательную роль в общественном развитии, или ту и другую вместе, не могут быть объективно оценены. Изучается лишь их роль и значение в определенный исторический период. Что касается ценностного подхода, то он позволяет производить выбор из множества социально-политических явлений исторического периода, отбирать те из них, которые нужны, полезны на данном этапе развития и элиминировать те, которые мешают, тормозят в достижении тех или иных общественных целей. При этом ценностное отношение никоим образом не отождествляется с моральным, ибо значение и функции первого выходят за границы второго.

Кроме материальных, духовных, социально-политических ценностей, В.П. Тугаринов выделяет ценности: наличные-экзистенциальные, целевые и нормативные. Первые – реально существуют, вторые задуманы как цели деятельности и в большинстве случаев предполагают наличие правил, норм, идеалов и реализуются согласно этим нормам.

Эти классификации ценностей являются «открытыми», то есть могут быть дополнены новыми классификациями. Да, с одной стороны, ценности – это цели, идеи, мотивы, а с другой, ценности – это определенные средства, с помощью которых достигаются ожидаемые результаты. То сеть они могут выступать как ценности сами в себе и как инструментальные ценности.

Воспроизводство данных рассуждений позволяет нам констатировать, что проблема ценностей имеет довольно сложный и конечно же дискуссионный характер. Ее разрешение возможно на стыке многих гуманитарных наук: философии, социологии, права, психологии, истории, политологии. Когда разговор касается политических ценностей, это отнюдь не означает, что приоритет в исследовании принадлежит политической социологии или политологии. Данные науки обязаны инициировать изыскания в сфере политических ценностей, обобщать исследования, резюмировать результаты для последующего анализа.

Конечно, нас, прежде всего, интересует вопрос – возможно ли дать общее определение политических ценностей? Если следовать В.П. Тугаринову, то ответ может быть утвердительным. Это во-первых. Во-вторых, каждая категория, вводимая в научный оборот, может иметь свое обоснование и определение. В-третьих, в определении должен заключаться ответ на вопрос – зачем? Последнее замечание важно и с точки зрения раскрытия сущности самого явления.

Иногда в литературе встречается мнение, что следует говорить не о политических ценностях, а о месте и роли ценностей в практической политике. Данное суждение выводится из соотношения морали и политики. То есть ценности в политической деятельности идентифицируются с моральными, которые лежат в основании поступков людей, занимающихся политикой.3 Конечно, моральные или этические ценности влияют на действия отдельных политиков, на принимаемые ими решения. Политика с учетом данного фактора становится более гуманной и предсказуемой. Однако нас интересует проблема возникновения ценностей в политической практике, проблема причинной обусловленности, когда политическое значение ценностей изменяется и в процессе политической деятельности, и в действиях субъектов политики. Конкретный предмет становится ценностью не сам по себе, а оценивается с точки зрения определенного идеала или идеи конкретных свойств и особенностей данного типа предметов. В этой связи важной составляющей выступает система предпочтений-референций, в которой в реальности отражается социальная и политическая практика отдельного человека, общности, группы, класса, общества в целом, их интересы и потребности. Постоянно воспроизводящиеся предпочтения на протяжении какого-то временного отрезка составляют основу ценностного положения любого социального или политического субъекта. В онтологическом аспекте они – предпочтения – основание системы ценностей. На пограничном пространстве дихотомии «онтология ценности – онтология политики» возможно выявление и описание политических ценностей как объективированных идей определенных социальных и политических явлений. Политические ценности возникают и функционируют в сознании человека, социальной группы как продукты духовной жизнедеятельности в виде соответствующих идей, целей, норм. Наличие так называемой «преференциальной детерминации» способствует тому, что каждая политическая ценность как бы вступает в многочисленные контакты и в силу этого обстоятельства подвергается «расщеплению» на два элемента – абстрактный и конкретный, которые на следующем этапе начинают производить соответствующие ценностные потребности субъектов. Система предпочтений как совокупность элементов группового сознания и как основа формирования политических ценностей является, таким образом, существенным фактором, определяющим условия инициирования, детерминации всего политического процесса.

Каждый политический процесс имеет свои предпочтения и тем самым находит свою ценностную нишу, которая становится важной составляющей во взаимодействии с подобными себе. Политические ценности и могут быть выявлены с помощью этого субъектного критерия, включающего предпочтения, которыми могут обладать социальные общности как организованные целостности. Например, правовое государство, о котором мы постоянно говорим, но которого в действительности нет, это прежде всего идея, реализуемая в различных обществах по-разному, в зависимости от большого количества разнообразных условий и причин, отношений, действий, существующих социальных и политических институтов. Мы оцениваем то, что есть в реальности плюс конкретные особенности этих реальностей, их взаимосвязи. И в результате зачастую видим, как то, что мы сформулировали и охарактеризовали как политическую ценность, на практике выглядит совсем иначе и является деформированной ценностью. Один из польских авторов приводит следующий пример: «красота» – это ценность в первичном этого слова значении, а «красивые предметы» – вторичное значение – существует реально; но «красота» как таковая может существовать «реально» лишь как абстрактная идея.4

В этом смысле политические ценности можно назвать идеями политических потребностей определенных субъектов, будь то человек или социальная группа, или политическая партия, или общество в целом. Политические идеи составляют основу действий политических субъектов, служат обоснованием этих действий. Например, программа какой-то партии – это лишь идеал, идея, к реализации которой она стремится путем завоевания власти.

Политические ценности постоянно возникают, распространяются, функционируют определенный промежуток времени, растворяются, исчезают, снова возникают и т.д. То есть они функционируют в общественной структуре как идеи-ценности социальных групп, общностей, классов, их политических представительств. Система политических ценностей всегда выступает в виде совокупности ценностей какой-то социальной группы как организованной общественной силы. В этой связи возникает проблема гармонизации политических ценностей социальных групп и общества в целом. Таким образом, политические ценности – это идеи политических потребностей, выражающие отношение индивидов, социальных групп, классов, общества между собой.

Данный подход, разумеется, не является единственным при анализе политических ценностей. Он лишь показывает, что эта проблема весьма сложна. В литературе встречаются довольно упрощенные варианты ее исследования, сводящиеся иногда к перечислению категорий и понятий, входящих в политическую социологию или политологию. Редко встречается их содержательная характеристика. Можно предположить, что такая ситуация складывается и по причине разнообразных подходов к исследованию таких базовых социальных явлений как: политика, политическая свобода, политическое согласие, политическое доверие, политический порядок, политический конфликт, политическая стабильность и др. Сказывается отсутствие методологических оснований в анализе политических институтов, процессов, политических ценностей. Вообще ценностный подход, видимо, должен занять соответствующее ему положение. В.П. Тугаринов, давая определение ценностей, делает акцент на таких категориях, как «идея», «идеал», «цель», «норма». Думается, что их обозначение свидетельствует о том, что он видел в этом перспективу использования дополнительных исследовательских приемов, в том числе и в социологической науке.

 

Политические интересы

 

Понятие “интерес” (лат. interest – иметь значение) активно используется в различных отраслях научного знания. При этом исходное понимание термина везде восходит к толкованию в словарях Даля, Ожегова, Ушакова – “интерес” как значение, важность дела; внимание, возбуждаемое к кому-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таковым. В философско-политологическом ключе интерес понимается как причина действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая их социальное поведение.5

Природа интереса представителями различных отраслей знания объясняется по-разному. Так, психологи, социологи, философы, правоведы говоря об интересе указывают прежде всего на свой предмет исследования. Поэтому в литературе существует несколько подходов (концепций) объяснения генезиса интереса.

Приверженцы “психологической концепции” интересов видят их первооснову в психологии человека и его сознании. Интересы, по их представлению, выступают в виде чувств, желаний, настроений и устремлений к удовлетворению потребностей.

Сторонники другого подхода исходят из того, что интерес объективен и связан всецело не с сознанием и волей, а с материальными условиями жизнедеятельности людей (“концепция объективного интереса”).

Представляется, что более правильным является подход тех, кто видит корни интереса в единстве объективного и субъективного. Дело в том, что возникновение и содержание интереса обусловлено объективными потребностями субъектов социальной жизни. То, что необходимо для функционирования и развития отдельных индивидов, социальных групп, государств и общества в целом, составляет предмет их интереса. И в этом смысле интерес – это такое отношение к действительности, которое направлено на обеспечение всякого субъекта всем необходимым для его существования и развития.

Своей структурой интересы отражают: а) социальное положение субъекта интереса или совокупность его практических связей с обществом; б) степень осознания субъектом своего положения в обществе; в) идеальные побудительные силы или мотивы деятельности, направленные на вполне определенные объекты интереса; г) само действие субъекта в социальной среде обитания.

Таким образом, интерес, это отношение (осознанное и заинтересованное) субъекта к объекту, который является средством удовлетворения той или иной потребности индивида или социальной общности. При этом всегда происходит соотнесение (1) потребностей, (2) объектов, служащих средством их удовлетворения, (3) социальных условий жизнедеятельности субъекта (социальная Среда) и (4) способов удовлетворения тех или иных потребностей.

В зависимости от сферы действия и социального носителя интересы разделяются на экономические, политические, культурные, нравственные, эстетические, религиозные, военные. Особое место среди них занимают интересы политические.

Политический интерес – это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках.6 Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Исходя из специфики природы политических потребностей и политического интереса последний представляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей. Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.

Содержанием политических интересов является вся совокупность тех объектов, целей и задач политической деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия (отдельных лиц, социальных групп, партий и иных политических сил).

Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по различным основаниям. Например:

а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные);

б) по степени осознанности (стихийные или осознанные);

в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические);

г) по характеру субъекта интересов (национальные, государственные, партийные, классовые и т.д.);

д) по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые); е) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

В отличие от других социальных интересов политические интересы имеют ряд характерных особенностей, которые определяют их качественную специфику.

Во-первых, политический интерес коренится в материальных отношениях общества, но при этом играет активную роль по отношению к нему. Это связано с тем, что в экономических отношениях в каждый исторический момент потенциально заключено несколько тенденций развития, но далеко не каждая их них может реализоваться. Реализация той или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в котором решающую роль играют политические интересы тех или иных общественных сил, социальных групп и слоев.

Во-вторых, политический интерес есть проявление властного отношения, он теснейшим образом связан с механизмом и со способами осуществления власти в обществе.

В-третьих, политический интерес обладает относительной самостоятельностью. Сложности и перипетии взаимодействия интересов разных социальных групп с совокупным общественным интересом – интересом социальной целостности, создают возможность самостоятельной формы существования политического интереса, воплощающегося в этом случае в образе надклассового, “внеполитического” государства.

В-четвертых, противоречивая природа политического интереса порождает разнообразные состояния, типы, в которых он предстает в общей системе политических отношений. Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник – соотношение интересов классов, социальных групп и слоев с интересами общества в целом. Отход от него вызывает формирование иллюзорных форм, теряющих атрибутивные свойства политических интересов. Такой иллюзорной формой может служить, например, бюрократический интерес. Это иллюзорно всеобщий, то есть, собственно, не политический, а частный интерес эгоистической социальной группы, который ее представителями сознательно выдается за всеобщий, но не является таковым. Более того, в силу неизбежной ориентации бюрократии на формирование специфического корпоративного – интереса, она играет сдерживающую роль по отношению к политической активности масс.

В-пятых, содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов общества, наступает лишь в определенный момент развития и целого – общества, и его интегральной части – социальной группы. Могут существовать ситуации, когда интересы социальной группы (класса) еще не созрели до выражения интересов целого, и ситуации, когда по времени уже упущены возможности для совпадения этих двух видов интересов, когда класс все менее способен строить свою деятельность с учетом интересов целого. Политическая деятельность такого класса вызывает нарастающую дезорганизацию социальной системы, ведет не к разрешению, а к нагромождению все новых противоречий, нарастанию социальных антагонизмов. Совпадение политических интересов социальной группы с интересами общества дает импульс интенсивному развитию, поскольку их деятельность не расходится в главном, определяющем с магистральным направлением общественного развития. Такими качествами обладают прогрессивные классы в эпоху социальных революций (например, буржуазных).

В-шестых, политические интересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическим государственным интересом: осуществляя совокупный политический интерес, государство может ущемлять частные политический интересы. Конкретным выражением такого положения в обществе может служить осуществление советским государством политических мероприятий после революции 1917 года.

В-седьмых, в многонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску, поскольку нации – субъекты политики, а национальные отношения – элемент отношений политических. И в этом отношении негативные процессы: национальная рознь, сепаратистские тенденции, элементы гражданской войны на почве национальных противоречий и конфликтов, имеющие место сегодня, являются выражением политических интересов различных классов, социальных групп и слоев внутри Российской Федерации.

Какова роль политических интересов в общей системе политических отношений в обществе?

Во-первых, в политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или изменение политического положения той или иной группы в обществе, служат реальными причинами их политического поведения.

Во-вторых, политические интересы определяют направленность политической деятельности, отражают взаимосвязь общего (общегосударственного интереса), частного (интереса класса, социальной группы, личности).

В-третьих, политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших социальных потребностей. Если, например, экономика – важнейшее основание политической деятельности и политической активности, то качественные изменения в экономике, ее структуре служат наиболее важным итогом, показателем успешности политической деятельности.

В-четвертых, в политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности между политическими интересами различных социальных групп, слоев и интересами представителей властных институтов, может привести не только к формированию и обострению политических противоречий, но и созданию такой ситуации, при которой противоречия могут перерасти в политический конфликт.

В-пятых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребности социальных групп и слоев общества.

Таким образом, в сознательной регуляции социальных процессов, при выборе и обеспечении приоритетов общих интересов перед частными, политическому интересу принадлежит важное значение.

 

Политическая активность людей мотивируется известными потребностями. Если же люди находят способ удовлетворения своих потребностей в политической сфере, у них рождаются политические интересы.

Политические интерес – это направленность индивида (социальной группы) на завоевание определенных позиций в системе политической власти.

По носителям политических интересов сами политические интересы могут быть подразделены на:

- личностные интересы;

- групповые интересы;

- корпоративные интересы;

- классовые интересы;

- национальные интересы.

Постепени проявленности политические интересы делятся на:

- стихийные интересы;

- осознанные интересы.

По масштабам направленности политические интересы бывают:

- внутриполитические;

- внешнеполитические;

- глобальные (геополитические).

Мир политических интересов многообразен и противоречив. Политика – это способ согласованияразнородных и разнонаправленныхинтересов. Реализованные политические интересы какой-либо группы не угасают, а постоянно возобновляются.

В современной политической жизни проявляются две противоположные тенденции:

1) укрупнение, агрегирование политических интересов (малые «группы интересов», не способные добиться своих целей, поддерживают одну из мощных властвующих группировок – так возникают стабильные двухпартийные политические системы – например, в Англии, США);

2) диверсификация политических интересов (нарастание их многообразия и увеличение числа «точек пересечения»; прежний «лево-правый» спектр политического соперничества размывается усложнением социальной жизни; общие интересы людей в одной жизненной сфере позволяют им мирно уживаться при наличии противоречий в других сферах; люди меняют свою традиционную политическую. ориентацию и образуют немыслимые прежде по своей пестроте новые политические движения).

В целом роль политических интересов в политической жизни заключается в следующем:

- политические интересы символизируют осознание и выражение политических потребностей общества;

- политические интересы определяют конкретную направленность политической активности социальных групп и индивидов;

- осознание членами общества своих политических интересов вызывает появление известных настроений, ожиданий, обыденных взглядов, формирование политических ценностей, теорий, идеологий.

Читать полностью:http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-krajterman/politicheskie-interesi

 

 

Политическая идеология

 

Формой выражения теоретических политических знаний выступает политическая идеология. Это система идей какой-либо социальной организации, в которой обосновывается направление развития общества и формируется программа социальных преобразований.

Термин «идеологии» впервые употребил в 1796 г. французский философ Д. де Траси. Этот термин означал новую «науку об идеях», которая должна изучать происхождение мыслей людей. Однако в силу отсутствия объективности идеология не является наукой. Изначально за этим термином закрепилось значение, которое ему придал К. Маркс: система идей господствующего класса. Затем понятие «идеология» было распространено на систему политических идей любого социального института.

Идеология проповедует политические ценности какой-то группы граждан и, как правило, заявляет претензии этой группы на осуществление политическою руководства. Политические ценности - это представления и понятия субъектов о формах осуществления политики, благах, достижение которых обеспечит та или иная политика, действиях, необходимых для удовлетворения интересов общества. Ценности чаше всего выражаются в конкретных идеалах. Это желаемые образы общественного устройства: безопасность, равенство, свобода, справедливость, демократия и др.

Можно выделить следующие основные функции политической идеологии, т. е. необходимые изменения в сознании граждан, осуществляемые посредством идеологии:

1) ориентационная: идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;

2) мобилизационная: идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям;

3) интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы.

Политическая идеология выступает фактором политического развития общества. Господствующая в обществе идеология закрепляется в конституции страны и становится, таким образом, государственной идеологией. В соответствии с ней государство призвано осуществлять социальные преобразования. Если конституционные установления поддерживаются гражданами, то государственная идеология приобретает статус национальной идеи. Разумеется, объединить всех граждан страны может лишь не очень большой перечень интересов и ценностей. Многочисленные же социальные группы, социальные слои общества имеют собственные представления и понятия о программе необходимых социальных преобразований. Это находит выражение в различных видах политической идеологии.

 

 

Политической идеологией называют систему идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий. Идеология оформляется в форме социально-политической теории, затем конкретизируется в политических программах различных партий и деятелей и, определяя поведение людей, влияет на реальную политическую практику.

Интересы различных субъектов (личностей, партий, классов, наций и т.д.), их оценки современного общества, пред- ставления о социальном идеале значительно отличаются друг от друга, поэтому различаются и идеологии.

Либерализм (от лат. liberal is — свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй. Для либеральной идеологии характерны:

§ индивидуализм — на первом месте находятся интересы личности, а не общества или другой социальной группы;

§ свобода - свободе отдается приоритет перед другим и ценностями, считается, что она может быть ограничена только свободой другого человека; гарантируется также свобода предпринимательства;

§ разум — самое рациональное решение будет самым правильным, а эмоции, чувства и привязанности имеют второстепенное значение;

§ равноправие — все имеют равные гражданские и политические права и свободы (однако это не означает, что у всех должны быть одинаковые доходы или социальное положение);

§ толерантность — все должны терпимо и уважительно относиться к иным взглядам, мнениям, убеждениям, верованиям; приветствуется и политический плюрализм;

§ согласие - политические и другие социальные отношения должны основываться на взаимных договоренностях (например, на демократических выборах), а не на насилии;

§ конституционализм — власть ограничивается законом, а система политических сдержек и противовесов должна быть оговорена в конституции.

В XX в. была разработана теория неолиберализма, согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости.

Консерватизм (от лат. conservare — охранять) обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям. Для консерватизма характерны:

§ традиционность — уважение к обычаям, традициям, прошлому как к основам стабильности в обществе; консерватизм пропагандирует ценности семьи, религии, уважения к старшим;

§ несовершенство человека — всякий человек воспринимается консерватизмом как ограниченный, зависимый, эгоистичный; только жесткий социальный контроль может заставить его действовать на общее благо;

§ иерархичность — естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе;

§ порядок — общество может существовать только в том случае,

§ если государство установит в нем закон и порядок;

§ патернализм — государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его; государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов;

§ собственность - консерватизм обычно выступает за неприкосновенность частной собственности.

В XX в. сформировался неоконсерватизм, в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности — защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции.

Социалистическая идеология (от лат. socialis — общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства. Элементами социализма считаются:

§ равенство — всякое социальное неравенство должно быть ликвидировано;

§ приоритет общества - индивид зависит от общества и все его действия социально заданы; интересы общества выше интересов личности;

§ коллективизм — все люди связаны узами духовного братства, а коллективное взаимодействие эффективнее усилий одиночек;

§ общественная собственность - частная собственность является источником неравенства и должна быть заменена общественной;

§ массовость — социализм рассматривает политику как борьбу классов угнетателей и угнетенных; цель социализма — установление бесклассового общества;

§ плановое хозяйство — экономика полностью регулируегся государством для обеспечения потребностей населения.

Социал-демократическая идеология является вариантом социалистической идеологии. Как утверждают сторонники этой идеологии, переход к обществу социальной справедливости и равенства должен быть постепенным. Механизм этого перехода — не революция и насилие, а социальные реформы. Социал-демократы стремятся к компромиссу между свободным рынком и государством. Они не выступают против капитализма, но считают, что доходы должны перераспределяться государством в пользу неимущих, чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными.

Коммунистическая идеология — еще один вариант социалистической идеологии. Ее теоретическое обоснование было предпринято Карлом Марксом (1818-1883) и Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924). Коммунисты считают, что реформы не способны привести общество к установлению со- циальной справедливости, так как правящие классы не захотят добровольно отдать свою власть. Поэтому единственно верный путь — революционное насилие, которое должно уничтожить капитализм. Ленин полагал, что после революции рабочие под руководством коммунистической партии переустроят общество на началах равенства и справедливости. Идеалом для коммунистической идеологии является бесклассовое коммунистическое общество, в котором реализован принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям».

Идеология фашизма (от итал. fascio — связка, пучок) сформировалась между Первой и Второй мировыми войнами на фоне глубокого экономического кризиса и политической нестабильности. Для нее характерны милитаристская риторика, культ силы, романтизация героизма и самопожертвования, воинствующий антиинтеллектуализм, призывы к национальному единству и сплочению вокруг харизматичного вождя. Кровь (национальность и раса) в фашизме ценилась выше индивидуальных характеристик. В целом фашизм пропагандировал идеи национального и расового превосходства, насилия и шовинизма. Воплощение идей фашизма на практике привело к гибели десятков миллионов людей.

Анархизм (от греч. anarchia — безвластие) находится на другом полюсе идеологического спектра. Характерной чертой этой идеологии является отрицание государственной власти. Анархисты полагают, что государственная власть — это форма насилия и должна быть ликвидирована. Свободные индивиды или небольшие сообщества могут решать свои дела без государства — сотрудничая друг с другом, обмениваясь товаром, заключая добровольные соглашения.

Помимо перечисленных идеологий можно назвать еще две системы социально-политических взглядов, которые сейчас находятся в стадии формирования: феминизм (от лат. femina — женщина), выступающий за ликвидацию всех форм дискриминации, особенно дискриминации женщин мужчинами; и энваиронментализм (от англ. environment — окружающая среда), призывающий к защите природы. Эти системы взглядов оказывают все большее влияние на политические программы и политическую деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.083 с.)