Глава 4. Современные политические идеологии, партии, общественно-политические движения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Современные политические идеологии, партии, общественно-политические движения.



Характерной чертой современной России является обилие в ней различного рода общественных объединений, в том числе политических партий. Однако их состав весьма непостоянен: многие, из официально зарегистрированных ранее, потом распадаются и не могут пройти перерегистрацию; зато появляются новые, но и их срок существования часто очень невелик.

Причина этого обычно заключается в том, что создаются такие партии не на принципиальной, а на конъюнктурной основе: с целью поддержать какого-нибудь известного деятеля, занимающего видный пост и обладающего определенными финансовыми возможностями в его претензиях, допустим, на пост президента страны; ставя задачу принять участие в выборах в Государственную Думу и т. д.

Как показывает опыт, наибольшая устойчивость свойственна тем объединениям, которые возникают на базе определенной идеологии. Не случайно последнюю определяют как систему взглядов и идей, дающую прочное теоретическое основание для практической деятельности той или иной партии, общественно-политического движения.

Малочисленность действующих сегодня в России партий и слабое влияние в обществе большинства из них доказывают абсолютную избыточность этих организаций. В мире есть всего 5-6 серьезных политических концепций и количество реально существующих партий в стране не может намного превышать эти цифры.

Давно ставшие на путь демократического развития страны Западной Европы дают представление о том, какие политические идеологии и соответствующие им партии сейчас наиболее популярны. В Европарламенте, который формируется на основе пропорциональной избирательной системы, имеется, например, несколько фракций; самые значительные включают партии, исповедующие главные идеологии нашего времени: социал-демократическую, консервативную, либеральную.

У каждой из них – своя правда, каждая откликается на какой-то существенный интерес, который есть в обществе. Поэтому, пока сохраняется разница социальных интересов, бессмысленно спорить, какая идеология “правильная”, а какая — нет. Куда важнее, признав их право на существование, разобраться в том, что они собой представляют. А это совсем непросто, тем более если учесть, что у нас в России, в силу специфики ее развития, практически все идеологии принимают свой особый, порою далекий от «классического», вид.

 

Либерализм и неолиберализм

 

Слово “либерализм” (от латинского liberalis, что означает “свободный”) в русском языке используется неоднозначно. В обыденной жизни, например, некоторые понимают его как «мягкотелость», «отсутствие политической бдительности», «беспринципность». Научный же подход позволяет выделить два других значения: в широком и узком смысле слова.

В широком смысле под либерализмом понимают интеллектуальную и нравственную установку на такую организацию общественной жизни, при которой высшей ценностью является отдельный человек, его свобода. Для либерала характерны независимость от традиций, обычаев, догм, вера в свои собственные возможности, стремление к активному самоопределению в мире. Уважая себя, свою личную свободу, он распространяет это право на всех других людей. Именно либералом показывал себя Вольтер (1694-1778), когда заявлял: “Мне ненавистны ваши убеждения, но за то, чтобы вы могли их высказать, я готов отдать жизнь”.

Эти слова позднее были охарактеризованы как “ благородная максима либерализма ”. Задолго же до Вольтера, и тем более до появления самого термина “либерализм” (его начали использовать лишь в начале XIX века), фактически руководствуясь либеральными принципами жил знаменитый древнегреческий философ Сократ (469-399 до н. э.).

Либерализм в узком смысле (или, иначе говоря, политический либерализм) — это идеология и политика партий, ориентирующихся на сохранение механизмов рыночного хозяйства и свободной конкуренции при минимальной регулирующей роли государства.

Философские его основы были заложены еще в XVII-XVIII веках, главным образом, английскими и французскими мыслителями, среди которых особо следует выделить Д. Локка (1632-1704).

Исходя из того, что Бог создал человека по своему образу и подобию, Локк утверждал превосходство естественного права над государственными законами. Каждый человек, по его мнению, имеет право владеть как самим собой, так и плодами своей деятельности. Государство же обязано своим появлением именно необходимости защитить жизнь, свободу и имущество людей. Правительство нужно сравнивать не с головой общественного организма, а со шляпой, которую всегда можно безболезненно сменить. Развивая эту мысль, Дж. Ст. Милль в XIX веке сформулировал следующую аксиому: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

Экономические основы политического либерализма разработал английский философ и экономист Адам Смит (1723-1790). Основной его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» показывает, что главным мотивом хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес. Каждый человек — эгоист и печется только о своих интересах. Но как раз это естественное стремление людей улучшать свое материальное положение и является тем мощным стимулом, который сам собою способен привести общество к благосостоянию. Надо лишь предоставить этому стимулу возможность действовать без помех. Достижению этой цели служит рекомендованный А. Смитом принцип «laissez faire» (что условно можно перевести, как «не мешайте делать»). Это означает: 1) отмену всех мер, ограничивающих мобильность рабочей силы; 2) полную свободу торговли землей; 3) ликвидацию всякой регламентации при производстве и продаже товаров; 4) свободу внешней торговли.

Задача государства при этом ограничивается защитой народа от внешней агрессии, а отдельных членов общества от прямого насилия со стороны других. Таким образом, государство выполняет как бы функции «ночного сторожа».

В течение XIX века политика либерализма восторжествовала в основных странах Европы и США. В результате произошел резкий рост производства материальных благ, но одновременно усилилось расслоение общества на бедных и богатых, обострилась социальная напряженность. Поэтому уже с конца XIX века начинает складываться новый тип либерализма — неолиберализм.

Заслуга его теоретического обоснования принадлежит английскому экономисту Джону Кейнсу (1883-1946). Он подверг критике теорию саморегуляции рынка, которую со времен Смита провозглашали либералы, и высказал мысль, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь общества. При этом нужно опираться не только на законы, но и на обычаи, и даже взывать к морали.

На практике неолиберальные идеи впервые широко применил американский президент Ф. Д. Рузвельт (1882-1945), осуществляя в 1933-1938 гг. так называемый «новый курс». Начав реализовывать его, он добился введения 10 лет каторги или 100 тысяч долларов штрафа для воров и мошенников, в категорию которых, естественно, входили и уклоняющиеся от уплаты налогов богачи. Кроме того, был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, устанавливающий минимум заработной платы и максимум продолжительности рабочего дня для трудящихся. Активно пропагандировались идеи «кодекса честной конкуренции», скромный образ жизни, взаимопомощь и т. п.

Организованный в 1947 г. Либеральный интернационал объединяет около 60 партий. Некоторые из них являются правящими или входят в правительственные коалиции. В основном либеральные партии теперь придерживаются идеологии неолиберализма. К ним, относится, например, Демократическая партия США.

Либеральную традицию в России обычно связывают с декабристами и так называемыми западниками, которые в XIX в. активно проповедовали идею необходимости развития страны по западноевропейскому пути. Однако первая официально признанная либеральная партия у нас появилась только в 1905 г. Это была Конституционно-демократическая партия — Партия народной свободы (КДП — ПНС). Кадеты (так именовались члены этой партии) выступали за превращение России вначале в конституционную монархию, затем в демократическую, парламентскую республику. Но в отличие от первых западноевропейских либералов они были сторонниками сильного государства. Их лидер — крупный ученый-историк П. Н. Милюков (1859-1943) хорошо понимал, что Россия не может себе позволить быть слабой.

В Российской Федерации либералов с конца 1980 — начала 1990-х гг. больше знают как демократов, а деятельность их преимущественно связывают с именами Е. Гайдара и А.Чубайса. Отношение к ним в обществе колеблется от резко отрицательного до безусловно положительного. Одни видят в современных российских либералах слепых поклонников западного опыта, разрушивших великую страну и ее экономику; другие — настоящих реформаторов, которые, несмотря на многочисленные препятствия. решили главную свою задачу: сформировали слои собственников, то есть создали социальную опору для дальнейших капиталистических преобразований.

Организационно российские либералы были оформлены в политические движения: вначале «Демократическая Россия» и «Выбор России», потом «Правое дело», «Новая сила», «Россия молодая» и т. п.

Накануне выборов в Государственную Думу, которые состоялись в де­кабре 1999 г., основные из них объединились в рамках избирательного блока под названием «Союз правых сил». Тогда российские либералы провели в Госдуму более 30-ти своих представителей и сформировали в ней четвертую по численности фракцию. Не в последнюю очередь этот успех объяснялся тем, что учитывая уроки недавнего прошлого и потребности настоящего, руководители СПС сделали заметный поворот в сторону «неолиберальных» ценностей: стали ратовать за усиление роли государства в жизни общества, за необходи­мость поддержки малоимущих, признавать патриотизм и неизбежность борьбы за национальные интересы.

В мае 2001 года Союз правых сил был преобразован в политическую партию. Однако, уже на следующих выборах в Государственную Думу (декабрь 2003 года) СПС потерпел сокрушительное поражение: получил менее 4 % голосов избирателей и либералы не смогли организовать свою парламентскую фракцию. Это вызвало раскол в рядах СПС, который завершился в ноябре 2008 года созданием новой либеральной партии—«Правое дело». Она сформировалась из остатков самораспустившихся партий: СПС, ДПР (Демократическая партия России) и «ГС» («Гражданская сила»). Вдохновитель этой партии – А.Чубайс. Официальный лозунг ППД — «Свобода, собственность, порядок!»

Либеральной партией является и «Яблоко» (Г. Явлинский, С. Митрохин, С. Иваненко, А. Арбатов и др.). Имея такие же стратегические цели, что и СПС-ППД, «Яблоко» постоянно предлагает иные пути их достижения. Если раньше Явлинский критиковал Гайдара и Чубайса за ускоренные методы приватизации и внедрения рыночной экономики, то сейчас настаивает на безусловном следовании либеральным принципам, от которых, по его мнению, отказались эти политические деятели, скомпрометировав, тем самым, себя в глазах «настоящих демократов».

В то же время, Явлинский с давних пор говорит о необходимости сочетания в России либерального и социал-демократического подходов (о последнем читайте ниже).

В 2008 году официально избранным лидером «Яблока» стал Сергей Митрохин. «Яблоко» – единственная партия в РФ, которой было сделано предложение войти в состав Либерального интернационала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.007 с.)