Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и происхождение государства, его структура и функцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В науке понятие «государство» имеет несколько значений. В наиболее абстрактном, социально-философском аспекте государство понимается как политическая форма организации общества, вне его конкретно-исторических проявлений. С этой точки зрения под государством подразумевается политическая общность, политическое единство людей, организованное под началом государственной власти. Понимание государства как единого политического сообщества по сути отождествляется с самим обществом. Если подобную трактовку государства перенести на конкретно-исторические политические сообщества, то можно говорить, например, о российском, американском, германском или любом другом государстве. В этом значении понятие государства используется в истории, социологии и других общественных науках. В политологии государство понимается в более узком смысле и трактуется как центр политической системы, как институт власти, распространяющейся на всё общество, однако не тождественный всему обществу, а составляющий лишь часть его. В узком смысле государство рассматривается и в юридических науках, где оно трактуется как источник права и закона, упорядочивающих жизнь общества и деятельность самого государства и его структур. Таким образом, термин «государство» является достаточно сложным понятием. Вопрос о происхождении государства непрост. Существуют различные научные концепции возникновения государства. С точки зрения теологической (богословской) концепции, возникновение государства является проявлением божественной воли. Христианские богословы отмечали, что возникновение государства связано с первородным грехом и что государство – это помощь Бога падшему миру в предотвращении беззакония. Всякая власть от Бога, по грехам людским данная. Согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, государственно-правовой порядок нужен не для того, чтобы этот мир стал раем, а для того, чтобы он не превратился в ад. Иначе рассуждал Гегель: он связывал возникновение государства с «шествием Бога в мире». Патриархальная концепция уподобляет государство большой семье, в которой отношения монарха и его подданных отождествляется с отношениями старшего из мужчин – отца (патриарха) с членами своей семьи. Согласно этой концепции, государство возникло как результат механического объединения родов, т. е. малых семей в более крупные семьи – племена, а племена – в одну большую семью – государство. Отношение между правителями и подданными, по мнению авторов данной концепции, должны строиться по принципу отеческой власти над своими детьми, т. е. подданные обязаны полностью повиноваться правителю, а тот, в свою очередь, должен заботиться о них. В CVII - CVIII вв. в европейской науке была распространена договорная теория происхождения государства. Возникновение государства объяснялось как осознание необходимости учреждения политического сообщества людьми, жившими в естественном (догосударственном) состоянии. С позиции договорной концепции, государство образуется в результате общественного договора между большинством членов общества, пришедших к взаимному согласию и решивших создать правление, добровольно передав (полностью или частично) свои естественные права носителям политической власти, которая тем самым обретает верховенство или суверенитет. В середине CIC в. возникла марксистская теория происхождения государства, которая была единственной официально признанной в советской науке. Возникновение государства, с точки зрения марксизма, связанно с определённым уровнем развития материального производства, появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы, прежде всего по принципу отношения к собственности на средства производства. С точки зрения марксистской теории, государство исторически возникло как орудие классового господства, классового угнетения. Не умаляя вклада марксистской теории в решении проблемы возникновения государства, современная наука признает, что возникновение государства может опережать разделение общества на классы. Процесс формирования государства может быть ускорен различными факторами, например, необходимостью обороны. Нет одной-единственной причины возникновения государства. Его становление обусловлено совокупностью причин и условий: социально-экономических, географических, экологических, демографических и других факторов. Возникновение государства – явление конкретно-историческое. Самые ранние государства появились в IV - III тысячелетиях до н. э. в Месопотамии, Египте и Горном Перу. Большинство европейских государств возникло в I тысячелетии н. э. Значит, происхождение каждого государства обусловлено не только общими закономерностями, но и специфическими особенностями развития того или иного общества, что и нашло в какой-то мере своё отражение в различных концепциях возникновения государства. В рассмотренных выше концепциях можно обнаружить две основные тенденции, определяющие сущностную природу государства: общесоциальную и классовую. В общесоциальном аспекте государство как организация политической власти должно обеспечивать стабильность и порядок в социуме, создавая необходимые условия для социально-экономического и духовного развития всех членов общества. Другими словами, государство призвано реализовывать идущую из глубокой древности идею «общего блага». С другой стороны, государство как основной носитель политической власти является средством выражения интересов правящего класса, которые в первую очередь обусловлены собственностью на средства производства. В процессе эволюции общества и государства, на определённых этапах развития доминирует либо общесоциальная тенденция, либо классовая тенденция. Наилучший способ обеспечения «классового господства» состоит в постепенном вовлечении все более значительной части населения в состав правящего класса, что способствует преодолению отчуждения народа от собственности и власти. На смену идеологии конфронтации приходят идеи социального компромисса, согласия, взаимных уступок. Таким образом, рассматривая сущностные характеристики государства в его развитии, необходимо учитывать обе тенденции, поскольку абсолютизация любой из них (классовой или общесоциальной) ведёт к искажённому пониманию природы государства. Государство – это такой социальный феномен, который не поддаётся нашему непосредственному восприятию. Неудивительно, что самого понятия государства в современном понимании этого термина долгое время вообще не существовало. Поэтому общая теория государства, составляющая основу современных теоретических представлений о государстве, возникла достаточно поздно – в конце CIC в. Согласно этой теории государство представляет собой целостную систему, базовыми элементами которой являются: территория, население и государственная власть. Территория составляет материально-природную основу государства. Само государство возникает, когда кровнородственные связи уступают место связям территориальным. Государственная территория – это определённая часть мирового пространства с чётко очерченными границами. Причём территория государства представляет собой не только определённую поверхность суши, но включает недра, воздушное пространство, территориальные воды. Во всех этих сферах государство сохраняет за собой исключительное господство и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств или частных лиц. Территория является средством сплочения населения, поскольку оно распределено на общем пространстве, а также средством его безопасности, поскольку границы защищают от внешних вторжений. Возникновение и исчезновение того или иного государства связано прежде всего с территорией. Не случайно территориальные споры являются источниками хронических международных конфликтов. Пример – новейшая история государственности Израиля и Палестины. Население. Сам термин «население» – понятие демографическое. Под населением обычно понимается совокупность людей, совместно живущих на какой-либо территории. Однако государство объединяет не простую совокупность индивидов, а политическую общность, политическое единство людей, проживающих на определённой территории. Причём политическое единство одновременно характеризуется и как социокультурная целостность, где каждый индивид обладает чувством сопричастности, самоидентификации с определённой культурой, языком, историческим сознанием, коллективной психологией. Население в государстве интегрировано в единый народ, где взаимосвязь всех его членов обеспечивает институт гражданства или подданства. Вместе с тем понятие «народ» является наиболее общим родовым понятием. Оно объединяет разные социальные группы по этническому признаку. Первой исторически сложившейся этнической общностью людей, имеющей государственную форму организации, была народность. Так, например, в истории нашего государства, с образованием Киевской Руси, из различных восточнославянских союзов племен постепенно сложилась древнерусская народность. В ходе исторического развития народностей (этносов) формируется нация, которая объединяется в национальное государство. На ускорение процесса формирования наций большое влияние оказывает развитие капитализма, рыночные отношения, способствующие интеграции соседствующих друг с другом этносов в единую национальную общность людей. Как правило, нация состоит не из одного, а из нескольких этносов. Нация обладает этническими чертами, которые выражаются в наличии единого (национального) языка, религии, общенациональной культуры и национальной психологии. Все эти признаки отражают принадлежность индивидов к единому сообществу, отличающемуся от других своей самобытностью и чувством коллективной солидарности. Кроме того, нация современного типа является еще и гражданской общностью людей, объединенных единой территорией. Поэтому сформировавшаяся нация обязательно организуется в государство. В то же время на национальной территории могут существовать и малые этнические общности (национальные меньшинства), имеющие в рамках современного национального государства право на свою национально-культурную автономию. Наглядными примерами современных наций-государств являются большинство стран Западной Европы, а также США, представляющую собой своеобразную полиэтничную нацию-государство. Помимо нации понятие «народ» включает в себя и многонациональную общность людей. Однако в многонациональных государствах существует проблема внутреннего единства страны, поскольку в них, как правило, возникают и развиваются достаточно сильные сепаратистские тенденции. Одним из способов сохранения единства многонациональных сообществ является выбор федеративной формы государственного устройства. Однако это не всегда приводит к должному результату. Если центробежные процессы набрали достаточно большую силу, то остановить распад такой страны становится невозможным. Именно в силу этих причин распались бывшие социалистические федерации, созданные по национально-территориальному принципу: Советский Союз, Югославия, Чехословакия. Власть – третий элемент государства. Государство обладает монополией на осуществление верховной власти в обществе. Это означает, что государственная власть стоит над любыми другими формами социальной власти и политическими силами, действующими на территории данного государства. Верховенство государственной власти проявляется прежде всего в том, что только она обладает монопольным правом на принятие важнейших правовых решений и законов, обязательных для всех членов общества. Государственная власть осуществляется правящей элитой, которая, действуя от имени государства, осуществляет свою волю с помощью юридических норм, применяя в случае их нарушения установленные законом санкции. Поскольку государственная власть носит обязательный, принудительный характер, она обладает всеми необходимыми ресурсами, в том числе монопольным правом на легальное применение силы, физического принуждения. Государственная власть также наделена правом на взимание налогов и иных сборов, которые обеспечивают жизнедеятельность всех государственных структур. Кроме того, эти налоги и сборы нужны для осуществления социальной функции государства – перераспределения материальных благ и финансовых потоков в пользу тех слоев населения, учреждений науки и культуры, субъектов экономики, которым необходима такая поддержка. Государственная власть носит институционализированный характер. (Институт – это учреждение, установление). В ходе эволюции социальной власти произошло отделение личности правителя от власти, которая ему доверена. То есть правитель перестал быть верховным собственником и обожествляемым повелителем. После такого разделения, хотя власть осуществляется каким-либо лицом (или группой лиц), она принадлежит государству как институту верховной власти. Говоря по-другому, не следует отождествлять людей, находящихся во главе государства и временно осуществляющих государственную власть, с самим государством, его институтами. Руководители государства приходят и уходят, а институционализированная власть государства остается. Все три рассмотренных выше элемента государства основаны на понятии «государственный суверенитет». Суверенитет государства – это не отдельный элемент и даже не часть структуры. Государственный суверенитет является качественной характеристикой государства. Он выражает природу территориально-политического единства государства. В современной отечественной науке государственный суверенитет понимается как свойство и способность государства самостоятельно, без вмешательства извне, определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм международного права. Отсюда следует, что термин «государственный суверенитет» следует рассматривать в единстве его внутренней и внешней сторон. Государственный суверенитет, с одной стороны, означает полновластие государства, т. е. осуществление функций верховной власти в пределах государственной территории (внутренняя сторона суверенитета), с другой, – неподвластность, а значит, полную самостоятельность государства и его независимость по отношению к верховной власти любого другого государства (внешняя сторона суверенитета). Мы рассмотрели структуру государства в наиболее общем, социально-философском аспекте. Государство с этих позиций понимается как единое территориально-политическое сообщество, объединённое под началом верховной власти. В политология государство рассматривается как главный политический институт, иначе говоря, как особая организация политической власти. С этой точки зрения государство выступает как совокупность органов и учреждений законодательной, исполнительной и судебной ветвей единой государственной власти, каждая из которых выполняет свои специфические функции. В демократических государствах действует конституционный принцип «разделения властей», при котором все три ветви власти не просто специализируются на выполнении определённых функций и полномочий, но, сохраняя относительную самостоятельность, взаимно сдерживают, уравновешивают и контролируют друг друга. Трём ветвям власти соответствуют государственные институты и органы, которые различаются по форме деятельности. В современных демократических государствах законодательная власть одновременно является представительной и осуществляется парламентами. Исполнительная ветвь власти реализуется исполнительно-распорядительными институтами и органами: президентом, премьер-министром, правительством, министрами, административными учреждениями. В структуру исполнительной ветви власти также входят специальные органы по охране правопорядка, государственной безопасности, руководство вооружёнными силами, надзорно-контрольными инстанциями и др. Судебная ветвь власти представлена системой судебных органов и институтом независимых и подчиняющихся только закону судей. Вся эта разветвлённая и многоотраслевая структура государственных органов и учреждений должна быть строго упорядочена, организована для того, чтобы эффективно управлять обществом, поддерживать в нём стабильность и социальный порядок. Многообразие составных элементов организации государственной власти и управления обусловлено многофункциональностью государства как политического института. Функции государства – это основные направления деятельности всех государственных органов и структур по реализации стоящих перед государством целей и задач. Все функции государства принято разделять на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: экономическая, социальная, организаторская, правовая, политическая, образовательная, культурно-воспитательная. Экономическая функция выражается в регулировании хозяйственной деятельности с помощью налоговой и кредитной политики, а также в создании стимулов экономического роста или осуществления санкций. Социальная функция включает удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; осуществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных; страхование жизни, здоровья, собственности. Организаторская функция выражается в использовании всей совокупности организаторских средств и возможностей для исполнения государственных решений. Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественное отношение и поведение граждан, а также охрану существующего строя от разрушительных действий экстремистов. Политическая функция связана с реализацией властных полномочий, сохранением политической стабильности в обществе, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоёв населения. Образовательная функция направлена на создание необходимых условий в образовательной сфере. Она призвана обеспечить доступность и непрерывность образования. Культурно-воспитательная функция состоит в создании условий, необходимых для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой культуры, возможности самореализации в обществе. К внешним функциям государства относятся: защита интересов государства на международной арене; обеспечение обороны страны; развитие нормативных отношений и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; участие в межгосударственных интеграционных процессах и др.
Типы и формы государства
Под типологией в науке обычно понимается систематизация и классификация однопорядковых предметов, явлений, процессов. Типология государства основана на совокупности экономических и политических признаков, характерных для многих государств в определенную историческую эпоху. Как правило, типологизация проводится на основе того или иного научного подхода. Типология государств в советской науке проводилась с позиции марксистского формационного подхода. При таком подходе главным критерием являются социально-экономические признаки и прежде всего экономический базис, составляющий основу общественно-экономической формации. В зависимости от типа экономического базиса выделяются следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Сильной стороной данной типологии является то, что она показывает чёткую модель поэтапного естественно-исторического развития государства на основе социально-экономических факторов. Слабой стороной марксистской типологии, как и всего формационного подхода в целом, является однолинейность в понимании исторического развития государств, в то время как уже сам исторический процесс не подчиняется прямым линейным зависимостям и носит многовариантный характер. Кроме того, любая типология должна отвечать одному непременному требованию – универсализму, всеобщности. Этого как раз и не хватает марксистской типологии государства. Например, в России, как и во многих европейских странах, не было рабовладельческого государства. Некоторые ученые оспаривают наличие рабовладельческого строя в странах Древнего Востока. Попытки К. Маркса и Ф. Энгельса выделить особый азиатский способ производства, основанный на общине, говорят о том, что они сами понимали несовершенство своей классификации. Самым уязвимым звеном марксистской типологии является социалистический тип государства, который якобы является последним в истории человечества. На этапе перерастания социализма в коммунизм государственная форма организации должна постепенно исчезнуть и уступить место неполитическому общественному самоуправлению. Жизнь пока не подтвердила эту концепцию. Поэтому марксистская формационная типология государства в современной науке отнюдь не считается единственно правильной. Существуют и другие типологические схемы. Одна из них – цивилизационная типология государств. В основе этой типологии лежит цивилизационный подход, согласно которому основной структурной единицей исторической эволюции человечества является цивилизация. С позиции данного подхода цивилизация представляет собой особый тип социокультурного развития, основу которого составляет не столько социально-экономические признаки, сколько особенности менталитета (образа мышления) в том или ином обществе. Соответственно, каждому типу цивилизации присущ определенный тип государства. В контексте цивилизационного подхода обычно выделяют два основных типа цивилизации: западный и восточный, которым соответствуют европейский и азиатский типы государства. Каждый из этих типов представляет собой предельно обобщенный (абстрактный) образ государства, присущий в разные исторические эпохи реально существовавшим и существующим государствам Европы, Америки и Азии. Европейский тип государства характеризуется противопоставлением государства по отношению к обществу. Этот тип государства возникает как сила, отделенная от общества и в определенной мере противостоящая ему. Однако в процессе исторического развития общество постепенно подчиняет государство как институт власти своим интересам, устанавливает контроль за деятельностью государственной власти, не допуская тем самым чрезмерного вмешательства властных структур в общественную жизнь. Азиатский тип государства возник намного раньше европейского. Он вырос и сформировался на основе архаических родо-племенных, общинных институтов и традиций. В азиатском типе социума не существует четкой границы между государством и обществом, между социальной и политической сферами. Государство здесь абсолютно довлеет над обществом, подчиняя общественные интересы государственным. Сильной стороной цивилизационной типологии государства является то, что в ней выделены особенности социокультурного развития того или иного типа цивилизации. Вместе с тем цивилизационная типология государства имеет и слабые стороны. Прежде всего, само понятие цивилизации достаточно аморфно, поскольку ее основополагающие признаки (ценности и идеалы, массовая психология, особенности культуры и др.) не всегда поддаются точному рациональному объяснению. Отсюда отсутствие чётких критериев типологизации. Кроме того, два основных типа государства имеют предельно обобщённые характеристики, не дающие адекватного представления о процессах развития государственности той или иной цивилизации. В последнее время в отечественной политологии, социологии и других общественных науках всё чаще применяется классификация исторических типов обществ, в которой в какой-то мере учитываются недостатки формационного и цивилизационного подходов. По уровню развития все исторически существовавшие (и существующие) общества подразделяются на три типа: архаический, традиционный и современный. Каждый из этих типов наделяется определенными, характерными и для западного, и для восточного общества признаками. Определённому типу общества соответствует свой тип государства. Архаические государства представляют собой протогосударственные политические образования, выросшие из института вождизма эпохи так называемой военной демократии. Протогосударственные политические институты ещё не были отделены от самого общества и в своей деятельности опирались на основные общинные формы власти (народное собрание, совет старейшин и др.). Власть вождя, вначале выборная, позже закрепилась в форме монархического, а нередко и деспотического правления. Профессиональное войско, возглавляемое вождём (монархом), олицетворяло его (монарха) силу и могущество. Поскольку протогосударственные объединения постоянно воевали друг с другом, наряду с административными и судебными обязанностями важнейшей функцией вождя (монарха) являлась военная функция. Вождя нередко наделяли мистическими сакральными чертами, и его власть обретала, согласно теории легитимного господства М. Вебера, харизматический тип легитимности. К государствам архаического типа относятся и древнегреческие города-государства (полисы). Традиционный тип государства соответствовал эпохе доиндустриального развития общества. Согласно марксистскому формационному подходу, традиционный тип государства существовал в эпоху феодализма. Общественные отношения базировались на основе сложившихся вековых устоев и традиций. Государство здесь доминирует над обществом. Отрицается равноправие людей, отсутствуют права и свободы личности. Политическая власть монополизирована в руках одного из аристократических родов и осуществляется в форме авторитарного монархического правления. Власть в традиционном государстве поддерживается на основе традиционного типа легитимности. Современный тип государства. К этому типу относятся далеко не все государства, существующие в настоящее время. Небольшая часть государств современного типа существует уже несколько столетий; другие сформировались в CC в.; третьи сейчас. Для большинства существующих сегодня государств – это вопрос будущего. Что же представляет собой тип современного государства? Прежде всего, необходимо отметить, что тип современного государства порождён революционной эпохой Нового времени. Причём в отличие от первых двух типов государств, которые как бы органично вырастали одно из другого в ходе естественной эволюции общества, современное государство формируется как объект сознательной человеческой деятельности на этапе достаточно зрелого развития социума. Современное государство приходит на смену сословному государству. Современный тип государства соответствует так называемому свободному обществу, достигшему определённой степени зрелости, самостоятельности и относительной независимости от государства. Такое общество принято называть гражданским. Поскольку в гражданском обществе высшей ценностью признаётся личность, её права и свободы, государство призвано в первую очередь защищать свободу, безопасность и достоинство отдельно взятой личности, создавать необходимые условия для её самореализации. Поэтому современное государство по своей сути может быть только демократическим и только правовым. Такое государство представляет собой реальное воплощение идей и принципов конституционализма. Правовое государство – это такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. В основе концепции правового государства заложена идея гарантированного социального порядка, а также защищенности граждан от произвола властей. Взаимоотношения между государством, обществом и личностью определяются и регулируются конституцией, законодательно закрепляющей приоритет прав человека, которые не должны нарушаться законами государства или его действиями. Каждый гражданин в правовом государстве защищен нормами права; он четко знает свои права и обязанности. Поэтому государственный и общественный порядок в демократическом правовом государстве характеризуется господством права и верховенством закона. Важнейшим принципом правового государства является равенство всех людей перед законом. Причем это касается не только обычных граждан, но и политиков, и высокопоставленных чиновников. Представители государственной власти, издающие закон, сами обязаны его уважать и соблюдать до тех пор, пока он продолжает действовать, хотя законодатели правомочны пересмотреть и даже отменить этот закон. Правовое государство отличает принцип невмешательства государства в дела гражданского общества, который обеспечивается механизмами общественного контроля над институтами государства, недопущением усиления его властного могущества. Правовое демократическое государство отличает принцип разделения властей, препятствующий концентрации власти и превращению государства в «Левиафана» – чудовище, олицетворяющее силу и могущество. В правовом государстве существует независимый суд, призванный защищать первенство права над властью. Государственная власть в правовом государстве формируется путём свободных демократических выборов. Она отвечает перед обществом за свои действия. Современное государство является не только правовым, но и социальным, т. е. таким государством, которое стремится к реализации принципа социальной справедливости. Деятельность социального государства направлена на обеспечение каждому гражданину достойных условий жизни. Такое государство в первую очередь обеспечивает защиту и государственную поддержку социально незащищенным слоям населения. Оно стремится также к сглаживанию экономического и любого другого социального неравенства, чтобы не допустить резкой поляризации общества, чреватой острыми социальными конфликтами и потрясениями. Таким образом, основной целью социального государства является поддержание стабильного социально-экономического положения граждан, социального мира и гражданского согласия в обществе. Все рассмотренные выше типы государства являются идеальными типами, т. е. существуют в виде абстракций и редко встречаются в чистом виде в социальной действительности. В реальной политической практике, как правило, имеется множество промежуточных вариантов, которые в той или иной степени приближаются к выделенным выше типам государства. Государства различаются между собой и по способу организации политической власти. Организация, устройство и реализация политической власти выражаются в понятии «форма государства». Форма государства включает в себя следующие элементы: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.65 (0.012 с.) |