Гражданское общество в современной России: проблемы и перспективы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданское общество в современной России: проблемы и перспективы



 

Конституционализм может быть действительным и мнимым. В начале ХХ века в ходе революции 1905-1907 гг., в России были сделаны первые шаги на пути к конституционному государству. Манифестом 6 августа 1905 г. было объявлено о создании представительного законосовещательного органа – Государственной думы, а Манифест 17 октября 1905 г. предоставил Думе законодательные полномочия и провозгласил важнейшие демократические права и свободы. В апреле 1906 г. была издана новая редакция Основных государственных законов, законодательно закрепивших изменения в политической системе Российской империи. По новому законодательству Россия становилась ограниченной монархией, а ее подданные наделялись гражданскими правами и свободами. Однако конституционализм в России оказался мнимым, поскольку в реальной политической жизни грубо нарушались нормы Основных законов. Фактически страна по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Одна из причин российского пвсевдоконституционализма заключается в том, что в России к началу ХХ в. не сформировалось гражданское общество.

Первые предпосылки формирования гражданского общества появились во второй половине XVIII в., в период правления Екатерины II. Подписав в 1785 г. Жалованную Грамоту дворянству, Екатерина II законодательно утвердила привилегии, права и свободы дворян, включая право частной собственности на землю. Дворянство, таким образом, становится первым полноправным сословием, обладающим гражданскими правами и свободами. Одновременно с Жалованной Грамотой дворянству была подписана Жалованная Грамота городам, которая по сути была первым юридическим документом, утвердившим местное самоуправление в Российской империи. И все же реальные возможности формирования элементов гражданского общества в России появились только в последние десятилетия ХIХ в., после проведения буржуазных реформ 60-70-х годов. Важнейшая из них – отмена крепостного права в 1861 г., в результате которой крестьяне обрели личную свободу и получили права свободных сельских обывателей. Однако в собственном смысле слова гражданское общество в России начинает формироваться лишь в ходе революции 1905-1907 гг. В связи с изменениями политического строя в стране легально возникли различные неполитические общественные организации, такие как союзы промышленников, профсоюзы, кооперативы, кассы взаимопомощи, спортивные общества, клубы по интересам и т.д. Были легализованы политические партии, способствовавшие вовлечению широких народных масс в сферу публичной политики.

Февральская революция 1917 г. значительно активизировала процесс формирования гражданских институтов и отношений. Однако после прихода большевиков к власти появившиеся ростки гражданского общества в России начинают систематически уничтожаться. С установлением тоталитарного режима общество полностью утратило свою автономию от государства, а также стало закрытым от влияния извне. Большая часть советских людей превратилась в государственно-зависимых работников. Правящий класс составила партийная номенклатура, ставшая главным распорядителем государственной собственности. Для придания тоталитарной политической системе большей легитимности была использована идея мнимого конституционализма.

Формирование гражданского общества в современной России началось в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. Уникальность этого периода заключается в одновременном протекании трех процессов: переходе от тоталитарного политического режима к демократическому, от централизованной плановой экономики к рыночной и от бывшей советской империи к современному федеративному государственному устройству. Демократизация общественной и политической жизни способствовала появлению и развитию институтов гражданского общества. Складывались политические партии и движения, была отменена цензура, возникли негосударственные СМИ, создавались экономические институты: коммерческие банки, промышленные и торговые корпорации, акционерные общества, частные предприятия мелкого и среднего бизнеса. Возникло множество мелких предприятий в сфере общественного питания и услуг. Появились негосударственные образовательные и медицинские учреждения.

В настоящее время наиболее многочисленными гражданскими институтами являются так называемые неправительственные и некоммерческие объединения (НКО). Согласно статистике, в нашей стране насчитывается более 400 тысяч организаций НКО, в которых работают 3,5 млн. активистов. Услугами различных некоммерческих объединений при решении социальных проблем ежегодно пользуются 15% населения страны. Основу некоммерческих объединений составляют организации в области образования, науки, культуры, различные благотворительные фонды, профессиональные, правозащитные, экологические ассоциации и союзы.

На первый взгляд может показаться, что в современной России уже сформировались основы гражданского общества. Безусловно, создание множества организаций и объединений, охватывающих все сферы общественной жизни, – это качественно новый этап в развитии российского социума. Однако складывающееся в России гражданское общество не отвечает целому ряду требований.

Многие гражданские институты и объединения сохраняют лишь формальную независимость от власти. В реальной жизни значительная часть этих институтов материально и организационно связана с административными структурами, играя роль своеобразного «приводного ремня». Другая же часть фактически полностью отстранилась от всего происходящего в обществе и государстве, решая только свои узко профильные задачи. В стране пока не сложилась целостная многоуровневая система гражданских институтов и объединений с развитой сетью горизонтальных взаимосвязей. Большинство некоммерческих объединений граждан слабо координирует свои действия и не имеет выхода на федеральный уровень.

В условиях демократии гражданское общество активно взаимодействует с государством. Однако в современной России пока доминируют односторонние отношения: как и раньше, государство является активным субъектом, а общество пассивным объектом этих отношений. Долгое время в постсоветской России практически отсутствовали механизмы воздействия структур гражданского общества на процесс принятия важнейших государственных решений и контроля общества над властью. По-видимому, по этой причине в конце 2005 г. Президентом РФ было инициировано создание Общественной палаты, которая, по мнению авторов закона об Общественной палате (Федеральный закон от 16.03.2005 № 32-ФЗ), должна способствовать выработке действенных инструментов обратной связи общества и государства. Согласно этому закону общественная палата имеет право привлекать граждан и общественные объединения к реализации государственной политики, проводить общественные экспертизы проектов нормативных правовых актов, осуществлять общественный контроль за деятельностью государства и органов местного самоуправления. Однако существуют опасения превращения Общественной палаты в еще одну бюрократическую структуру.

В России нет многочисленного среднего класса, являющегося, как уже отмечалось, социальной опорой современного гражданского общества. В период проведения радикальных экономических реформ 1990-х гг. правящая элита способствовала перераспределению государственной собственности в интересах ряда финансово-промышленных групп и небывалому обогащению их руководителей при одновременном обнищании основной массы населения. В результате произошло резкое социальное расслоение общества на бедных и богатых. Новый экономически и политически господствующий класс взял курс на решение только своих узко групповых интересов, которые откровенно противоречили интересам большинства населения. Олигархические кланы тесно срослись с бюрократией и не скрывают своего пренебрежительного отношения к простому народу. К этому необходимо добавить всевластие и чудовищную коррумпированность чиновников, их связи с теневой экономикой, криминальным бизнесом. Разбогатевшее коррумпированное чиновничество не заинтересовано в создании сильного гражданского общества, способного осуществлять действенный контроль над властью.

Экономические и политические неудачи 90-х гг. дискредитировали демократические, либеральные и рыночные ценности в глазах большинства россиян. Отсутствие сознательной массовой поддержки демократических институтов, их неразвитость и низкая эффективность, неограниченные возможности манипуляции общественным мнением порождают у правящей элиты соблазн установить в России бюрократический авторитарный режим, обслуживающий интересы узкой группы лиц. Об этом свидетельствуют попытки установления контроля над СМИ и избирательными кампаниями.

Гражданское общество может нормально функционировать и развиваться только в условиях правового государства, гарантирующего соблюдение законности, а значит защиту человеческих прав и свобод. Но, как показывают социологические исследования, более половины населения считает, что главными виновниками нарушения прав и свобод личности выступают сложившиеся структуры политической власти, а также судебные органы. Да и сама нормативная база гражданского общества нуждается в серьезной корректировке. Слабость законодательного обеспечения деятельности институтов гражданского общества оборачивается для них тем, что они часто попадают в неправовое пространство и становятся жертвами бюрократических или криминальных структур.

Все эти и другие негативные явления привели к тому, что у значительной части населения падает доверие к основным политическим и правовым институтам, растет отчуждения людей от политической власти, официально проводимой государством внутренней политики. Общепризнанно, что степень отчуждения граждан от власти в России значительно выше, чем в других странах. Положение усугубляется еще и тем, что в российском обществе отсутствуют признаки гражданской культуры. Уровень общей и правовой культуры также невысок. Для массового сознания россиян характерна государственно-патерналистская установка, согласно которой ответственность за хорошую и плохую жизнь несет не сам индивид, а государство. Именно в этой установке многие исследователи видят главное психологическое препятствие для формирования и развития самоорганизующихся структур российского гражданского общества.

Гражданское общество – это, прежде всего, сфера устойчивых, многообразных межличностных отношений и развивающихся вне рамок государства групповых взаимодействий - экономических, политических, религиозных, социокультурных, половозрастных и т.п. Условием формирования такой системы социальных взаимодействий являются свободные, экономически независимые граждане, обладающие чувством собственного достоинства, верящие в свои силы и готовые самостоятельно ставить и решать собственные проблемы. Этого пока не скажешь о гражданах современной России, многие из которых сегодня поставлены на грань выживания. Может ли человек думать о гражданском обществе, если он не имеет возможности прокормить семью? Межличностные отношения в нашем обществе остаются размытыми, неустойчивыми и, как правило, не выходят за рамки первичных связей между близкими родственниками и друзьями.

В любом государстве наиболее продуктивной является та политико-государственная система, которая создает максимальные условия для проявления общественной активности граждан, их самоорганизации и самоуправления. Поэтому движение России по пути создания правового государства, гражданского общества становится невозможным без четких идейных и духовно-нравственных ориентиров, без выработки новой модели социального устройства, общественных взаимоотношений, в центре которых должен быть обычный человек. При этом необходимо учитывать, что формирование гражданского общества - это естественный процесс, который нельзя искусственно подталкивать. Такое общество еще нигде и никому не удавалось учредить. Гражданское общество, с точки зрения его основных принципов и признаков, существует пока только на Западе. Что касается остальных социумов, включая Россию, то формирование такого общества сталкивается с трудностями самого разного характера. Для того чтобы Россия перешла к подлинно гражданскому обществу, необходимо разрешить множество проблем, что зависит как от государства, так и от самих граждан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.253.195 (0.007 с.)