Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гражданское общество в современной России: проблемы и перспективыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конституционализм может быть действительным и мнимым. В начале ХХ века в ходе революции 1905-1907 гг., в России были сделаны первые шаги на пути к конституционному государству. Манифестом 6 августа 1905 г. было объявлено о создании представительного законосовещательного органа – Государственной думы, а Манифест 17 октября 1905 г. предоставил Думе законодательные полномочия и провозгласил важнейшие демократические права и свободы. В апреле 1906 г. была издана новая редакция Основных государственных законов, законодательно закрепивших изменения в политической системе Российской империи. По новому законодательству Россия становилась ограниченной монархией, а ее подданные наделялись гражданскими правами и свободами. Однако конституционализм в России оказался мнимым, поскольку в реальной политической жизни грубо нарушались нормы Основных законов. Фактически страна по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Одна из причин российского пвсевдоконституционализма заключается в том, что в России к началу ХХ в. не сформировалось гражданское общество. Первые предпосылки формирования гражданского общества появились во второй половине XVIII в., в период правления Екатерины II. Подписав в 1785 г. Жалованную Грамоту дворянству, Екатерина II законодательно утвердила привилегии, права и свободы дворян, включая право частной собственности на землю. Дворянство, таким образом, становится первым полноправным сословием, обладающим гражданскими правами и свободами. Одновременно с Жалованной Грамотой дворянству была подписана Жалованная Грамота городам, которая по сути была первым юридическим документом, утвердившим местное самоуправление в Российской империи. И все же реальные возможности формирования элементов гражданского общества в России появились только в последние десятилетия ХIХ в., после проведения буржуазных реформ 60-70-х годов. Важнейшая из них – отмена крепостного права в 1861 г., в результате которой крестьяне обрели личную свободу и получили права свободных сельских обывателей. Однако в собственном смысле слова гражданское общество в России начинает формироваться лишь в ходе революции 1905-1907 гг. В связи с изменениями политического строя в стране легально возникли различные неполитические общественные организации, такие как союзы промышленников, профсоюзы, кооперативы, кассы взаимопомощи, спортивные общества, клубы по интересам и т.д. Были легализованы политические партии, способствовавшие вовлечению широких народных масс в сферу публичной политики. Февральская революция 1917 г. значительно активизировала процесс формирования гражданских институтов и отношений. Однако после прихода большевиков к власти появившиеся ростки гражданского общества в России начинают систематически уничтожаться. С установлением тоталитарного режима общество полностью утратило свою автономию от государства, а также стало закрытым от влияния извне. Большая часть советских людей превратилась в государственно-зависимых работников. Правящий класс составила партийная номенклатура, ставшая главным распорядителем государственной собственности. Для придания тоталитарной политической системе большей легитимности была использована идея мнимого конституционализма. Формирование гражданского общества в современной России началось в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. Уникальность этого периода заключается в одновременном протекании трех процессов: переходе от тоталитарного политического режима к демократическому, от централизованной плановой экономики к рыночной и от бывшей советской империи к современному федеративному государственному устройству. Демократизация общественной и политической жизни способствовала появлению и развитию институтов гражданского общества. Складывались политические партии и движения, была отменена цензура, возникли негосударственные СМИ, создавались экономические институты: коммерческие банки, промышленные и торговые корпорации, акционерные общества, частные предприятия мелкого и среднего бизнеса. Возникло множество мелких предприятий в сфере общественного питания и услуг. Появились негосударственные образовательные и медицинские учреждения. В настоящее время наиболее многочисленными гражданскими институтами являются так называемые неправительственные и некоммерческие объединения (НКО). Согласно статистике, в нашей стране насчитывается более 400 тысяч организаций НКО, в которых работают 3,5 млн. активистов. Услугами различных некоммерческих объединений при решении социальных проблем ежегодно пользуются 15% населения страны. Основу некоммерческих объединений составляют организации в области образования, науки, культуры, различные благотворительные фонды, профессиональные, правозащитные, экологические ассоциации и союзы. На первый взгляд может показаться, что в современной России уже сформировались основы гражданского общества. Безусловно, создание множества организаций и объединений, охватывающих все сферы общественной жизни, – это качественно новый этап в развитии российского социума. Однако складывающееся в России гражданское общество не отвечает целому ряду требований. Многие гражданские институты и объединения сохраняют лишь формальную независимость от власти. В реальной жизни значительная часть этих институтов материально и организационно связана с административными структурами, играя роль своеобразного «приводного ремня». Другая же часть фактически полностью отстранилась от всего происходящего в обществе и государстве, решая только свои узко профильные задачи. В стране пока не сложилась целостная многоуровневая система гражданских институтов и объединений с развитой сетью горизонтальных взаимосвязей. Большинство некоммерческих объединений граждан слабо координирует свои действия и не имеет выхода на федеральный уровень. В условиях демократии гражданское общество активно взаимодействует с государством. Однако в современной России пока доминируют односторонние отношения: как и раньше, государство является активным субъектом, а общество пассивным объектом этих отношений. Долгое время в постсоветской России практически отсутствовали механизмы воздействия структур гражданского общества на процесс принятия важнейших государственных решений и контроля общества над властью. По-видимому, по этой причине в конце 2005 г. Президентом РФ было инициировано создание Общественной палаты, которая, по мнению авторов закона об Общественной палате (Федеральный закон от 16.03.2005 № 32-ФЗ), должна способствовать выработке действенных инструментов обратной связи общества и государства. Согласно этому закону общественная палата имеет право привлекать граждан и общественные объединения к реализации государственной политики, проводить общественные экспертизы проектов нормативных правовых актов, осуществлять общественный контроль за деятельностью государства и органов местного самоуправления. Однако существуют опасения превращения Общественной палаты в еще одну бюрократическую структуру. В России нет многочисленного среднего класса, являющегося, как уже отмечалось, социальной опорой современного гражданского общества. В период проведения радикальных экономических реформ 1990-х гг. правящая элита способствовала перераспределению государственной собственности в интересах ряда финансово-промышленных групп и небывалому обогащению их руководителей при одновременном обнищании основной массы населения. В результате произошло резкое социальное расслоение общества на бедных и богатых. Новый экономически и политически господствующий класс взял курс на решение только своих узко групповых интересов, которые откровенно противоречили интересам большинства населения. Олигархические кланы тесно срослись с бюрократией и не скрывают своего пренебрежительного отношения к простому народу. К этому необходимо добавить всевластие и чудовищную коррумпированность чиновников, их связи с теневой экономикой, криминальным бизнесом. Разбогатевшее коррумпированное чиновничество не заинтересовано в создании сильного гражданского общества, способного осуществлять действенный контроль над властью. Экономические и политические неудачи 90-х гг. дискредитировали демократические, либеральные и рыночные ценности в глазах большинства россиян. Отсутствие сознательной массовой поддержки демократических институтов, их неразвитость и низкая эффективность, неограниченные возможности манипуляции общественным мнением порождают у правящей элиты соблазн установить в России бюрократический авторитарный режим, обслуживающий интересы узкой группы лиц. Об этом свидетельствуют попытки установления контроля над СМИ и избирательными кампаниями. Гражданское общество может нормально функционировать и развиваться только в условиях правового государства, гарантирующего соблюдение законности, а значит защиту человеческих прав и свобод. Но, как показывают социологические исследования, более половины населения считает, что главными виновниками нарушения прав и свобод личности выступают сложившиеся структуры политической власти, а также судебные органы. Да и сама нормативная база гражданского общества нуждается в серьезной корректировке. Слабость законодательного обеспечения деятельности институтов гражданского общества оборачивается для них тем, что они часто попадают в неправовое пространство и становятся жертвами бюрократических или криминальных структур. Все эти и другие негативные явления привели к тому, что у значительной части населения падает доверие к основным политическим и правовым институтам, растет отчуждения людей от политической власти, официально проводимой государством внутренней политики. Общепризнанно, что степень отчуждения граждан от власти в России значительно выше, чем в других странах. Положение усугубляется еще и тем, что в российском обществе отсутствуют признаки гражданской культуры. Уровень общей и правовой культуры также невысок. Для массового сознания россиян характерна государственно-патерналистская установка, согласно которой ответственность за хорошую и плохую жизнь несет не сам индивид, а государство. Именно в этой установке многие исследователи видят главное психологическое препятствие для формирования и развития самоорганизующихся структур российского гражданского общества. Гражданское общество – это, прежде всего, сфера устойчивых, многообразных межличностных отношений и развивающихся вне рамок государства групповых взаимодействий - экономических, политических, религиозных, социокультурных, половозрастных и т.п. Условием формирования такой системы социальных взаимодействий являются свободные, экономически независимые граждане, обладающие чувством собственного достоинства, верящие в свои силы и готовые самостоятельно ставить и решать собственные проблемы. Этого пока не скажешь о гражданах современной России, многие из которых сегодня поставлены на грань выживания. Может ли человек думать о гражданском обществе, если он не имеет возможности прокормить семью? Межличностные отношения в нашем обществе остаются размытыми, неустойчивыми и, как правило, не выходят за рамки первичных связей между близкими родственниками и друзьями. В любом государстве наиболее продуктивной является та политико-государственная система, которая создает максимальные условия для проявления общественной активности граждан, их самоорганизации и самоуправления. Поэтому движение России по пути создания правового государства, гражданского общества становится невозможным без четких идейных и духовно-нравственных ориентиров, без выработки новой модели социального устройства, общественных взаимоотношений, в центре которых должен быть обычный человек. При этом необходимо учитывать, что формирование гражданского общества - это естественный процесс, который нельзя искусственно подталкивать. Такое общество еще нигде и никому не удавалось учредить. Гражданское общество, с точки зрения его основных принципов и признаков, существует пока только на Западе. Что касается остальных социумов, включая Россию, то формирование такого общества сталкивается с трудностями самого разного характера. Для того чтобы Россия перешла к подлинно гражданскому обществу, необходимо разрешить множество проблем, что зависит как от государства, так и от самих граждан.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.230 (0.008 с.) |