Занятие 6. Модель А. Удивительное — внутри нас. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 6. Модель А. Удивительное — внутри нас.



На разборе предыдущего занятия мы обратили внимание ребят на то, как определял тип Оли (ДОСТОЕВСКИЙ) посетивший нас профессиональный психолог. Сначала полчаса на тесты, полчаса на обработку, потом результат — то ли ДОСТОЕВСКИЙ, то ли ГАМЛЕТ. А ребята, которые всего две недели назад приобщились к соционическому знанию, на пятом занятии справились с задачей определения типа Оли за 15 минут. Это говорит, конечно, не столько об их гениальности, сколько об эффективности метода и чистоте типа Оли. Это не мистика, мы наблюдаем такое в каждой группе.

Конечно, при тестировании людей менее гармоничных, у которых тип искажен (а таких примерно 80%), потребуется более солидный багаж знаний и практических навыков. Иногда даже опытный соционик с трудом различает, например, логику, наработанную упорным трудом, и логику, имманентно присущую типу, но нешлифованную. Таково давление общества на воспитателей и воспитуемых и, соответственно, его последствия, сквозь которые должен пробиться исследователь.

Переходим к модели А. Это центральное занятие, на котором осваиваются ключевые положения соционической диагностики, поэтому в группах мы не жалеем времени на то, чтобы обсудить материал подробно.

Конспект занятия.

А ведь есть не только погасшие звезды, свет от которых все еще приходит к нам, но и новые, уже родившиеся, свет от которых до нас еще не дошел...

Ст. Ежи Лец

Для успешного выживания нам необходим полный набор функций, с помощью которых мы воспринимаем все стороны мира. Но у человека они не могут присутствовать в одинаково сильном виде, так как требуют взаимоисключающих условий для своей работы. Поэтому половина функций у нас представлена в слабом варианте. Именно такое распределение функций по силе и осознанности в структуре каждого типа и отражает модель А.

Гениальное изобретение Аушры Аугустинавичюте, эта модель в компактном виде содержит в себе такую бездну информации о типе, что говорить о ней придется два занятия, осваивать в течение всего курса, и при этом останется еще достаточно материала для курса второй ступени.

Вот очень короткое описание распределения функций по позициям (ячейкам) модели А.

Каждая из изученных на предыдущих занятиях 8 функций выполняет свою роль и занимает определенную позицию в модели А любого типа личности. Функция, попавшая на первую позицию, называется базовой, ее можно считать основой личности. Она настроена на восприятие наиболее обширного массива данных по своему профилю.

Вторая функция — творческая — стоит на второй позиции модели А. По ней человек способен творить, создавать нечто новое, чего не было в мире до него. С нее же осуществляется основная критика происходящего вокруг.

На третьей позиции находится ролевая функция. Она значительно слабее первых двух и работает, как правило, лишь время от времени. Это происходит в тех случаях, когда человек по каким-то причинам не хочет показывать свое истинное лицо, старается продемонстрировать дополнительные возможности. Однако нужно помнить, что долго работать по ролевой функции трудно, быстро наступает усталость.

На четвертой позиции располагается наиболее проблемная болевая функция, или, иначе, точка наименьшего сопротивления. По ней труднее всего собирать, усваивать и применять информацию. Одним словом, в тех случаях, когда человек вынужден прибегать к услугам этой функции, он испытывает наибольший дискомфорт, чувствуя себя весьма некомпетентно рядом с кем-то другим. Это — своего рода Ахиллесова пята, которую каждый из нас старательно прикрывает, набирая данные по этому информационному аспекту в течение всей жизни.

Четыре первые функции в целом представляют собой ментальное кольцо. Это название обозначает, что информация, идущая по ним, воспринимается нами осознанно, то есть находится у нас в сознании.

А вот четыре оставшиеся функции плохо осознаются человеком, они образуют так называемое витальное кольцо. Здесь циркулирует такая информация, которая обеспечивает человеку выживание. Речь идет о стандартных программах действий, обучившись которым в детстве, мы не слишком задумываемся над тем, что делаем. По этим четырем функциям мы работаем, так сказать, на автопилоте.

В витальном кольце также есть четыре позиции. Для простоты будем называть функции по номерам их позиций.

Здесь находится пятая — суггестивная — функция. По ней информация воспринимается от других некритично и с благодарностью. Позитивная информация по этой функции доставляет человеку большое удовольствие, негативная же — больно ранит.

Шестая функция — референтная. Информация, проходящая по ней, связана с ценностями нашего ближайшего окружения. Что думают по данному аспекту люди, к оценкам которых мы испытываем доверие, то обычно думаем и мы. Что они предлагают нам делать, то, как правило, делаем и мы, не слишком полагаясь на свое собственное мнение или умения.

Седьмая функция носит название ограничительной. В тех случаях, когда мы напуганы или хотим исчезнуть с арены действий, мы прибегаем к ее помощи, неосознанно озвучивая информацию соответствующего аспекта.

И, наконец, восьмая функция, которую называют обычно фоновой, в автоматическом режиме посылает свою информацию в мир. Она, как правило, работает всегда сама по себе, обеспечивая оперативное исправление ситуации при малейшем намеке на сбой. Это может быть восстановление смысла, исправление настроения или действие, остро необходимое в данный момент, в зависимости от содержания восьмой функции модели А.

Каждый соционический тип обладает всеми восемью функциями, но у каждого они попадают на разные позиции в модели А.

Для лучшего усвоения теории мы проследили, как ведет себя конкретная функция в каждой из восьми позиций модели А на примере структурной логики. В социотипах учащихся этой группы структурная логика представлена только в 1-й, 3-й, 6-й, 7-й и 8-й ячейках.

Ребята согласно кивали, когда слушали, как проявляет себя структурная логика в их собственной модели, сопоставляя наши описания со своим личным опытом.

Мы вспомнили опыт тестирования юноши ГЕКСЛИ, который очень ярко рассказывал о своих способах работы по болевой структурной логике (4-я позиция модели А).

«Сложные геометрические доказательства я делил на отдельные фрагменты и смотрел, какой прием они там использовали. Так и заучивал все по кускам, а потом воспроизводил и получал свои пятерки.»

Здесь характерна отстраненность от самого процесса доказательства. Ведь проблемы, которые приходится решать по четвертой позиции, всегда воспринимаются как поставленные другими людьми, как навязанные извне.

Чтобы наглядно продемонстрировать работу 8-й (фоновой) структурной логики, Е. А. (ГАБЕН) рассказала о том, как читала случайно попавшуюся ей книгу о чудесах.

Там, в частности, описывалось, что душе заболевшего ламы предстояло войти в тело некоего англичанина, который не хотел больше жить. Для того чтобы помочь англичанину расстаться с жизнью, ему предложили спрыгнуть с дерева. После того как его душа отлетела, в пустующее тело с помощью определенного ритуала была перенесена душа самого ламы. Последний с трудом начал осваиваться в чужом теле. Спустя некоторое время он открыл глаза и встал на ноги. Чудо произошло.

Скептическая Полина (БАЛЬЗАК) немедленно задала тот же вопрос, что Е. А. при первом прочтении этой истории:

— А зачем же ему понадобилось тело с переломанной шеей или разбитой головой?

И в самом деле, если полученные травмы были несовместимы с жизнью одного человека, то как в том же самом теле мог успешно существовать другой? Чудеса не выдержали проверки под внимательным взглядом структурной логики (8-я позиция модели А), одинаковой у БАЛЬЗАКА и ГАБЕНА.

* * *

Эпизод из архива 1.

При обсуждении структурной логики в разных ячейках модели А каждый рассказывал о себе.

Катя (ГАМЛЕТ) вспоминала о своей слабости к научным теориям по суггестивной структурной логике. ГАМЛЕТЫ очень любят умные разговоры. «Теоретические» обоснования производят на них сильное впечатление — это они уважают!

Оля (ДОСТОЕВСКИЙ) улыбалась, когда говорили о ролевой структурной логике. Она рассказала, что любит поспорить, логически обосновывая какую-нибудь свою концепцию.

Антон (ДОН КИХОТ) подтвердил, что так оно и есть, и добавил, что эти споры, как правило, прекращает именно он, понимая, что доказательство зашло в тупик и ничего объяснить невозможно.

С творческой структурной логики, присущей ДОН КИХОТУ, момент потери смысла чувствуется очень точно.

Человеку этого типа по плечу создание новых теорий, обнаружение глубоких смысловых связей, критический подход к существующим логическим построениям. Он свободно оперирует любыми схемами, сочетая их в самых причудливых комбинациях, — таково проявление структурной логики во второй позиции.

Виталий (ЖУКОВ) заинтересовался детским блоком модели А:

— А не там ли лежат наши внушенные комплексы, с которыми всем надо бы разобраться?

Да, там. И разбираться с этим нам еще предстоит.

В порядке закрепления материала пропустили через модель А черную сенсорику. По первой функции все настолько очевидно, что тут нечего даже обсуждать. Поговорили о силе и правильности желаний волевого сенсорика (ЖУКОВ, НАПОЛЕОН, МАКСИМ, ДРАЙЗЕР). На что Виталий (ЖУКОВ), имея опыт близкого общения с НАПОЛЕОНАМИ, заявил, что они «не всегда правильно хотят». Может, и неправильно, но зато всегда красиво. Ведь, в отличие от ЖУКОВА, творческая этика отношений подсказывает им, как произвести наиболее эффектное впечатление на окружающих.

МАКСИМЫ отчитались по творческой функции в том, как они мобилизуют волю, если им это нужно. Ира (БАЛЬЗАК) рассказала про своего брата (ДРАЙЗЕРА), который в свое время всем на удивление отказался от услуг репетиторов и самостоятельно подготовился к поступлению в институт. Все присутствующие оценили его творческую волю (2-я позиция модели А).

Когда мы описывали работу ролевой волевой сенсорики (3-я позиция модели А), скромно кивал Антон (ДОН КИХОТ), да, он любит покомандовать.

— Но вообще-то раздражает, что не очень слушаются, — с достойной самоиронией потом заметил он.

А Оля (ДОСТОЕВСКИЙ) подробно рассказала о своих ощущениях, о том, как плохо она себя чувствует, когда грозит наезд на ее «территорию». Не то чтобы она боялась. Но хочется всеми силами избежать подобного стиля общения. Так проявляет себя волевая сенсорика в 4-й позиции модели А.

По суггестивной волевой сенсорике (5-я позиция модели А) Ира (БАЛЬЗАК) с пониманием откликнулась на рассказ Е. А. о котенке по имени Гав, который предпочитал бояться грозы на крыше — так интереснее. И было видно, как близко ей такое решение. По 5-й функции человек всегда воспринимает информацию с интересом и доверием.

Референтная волевая сенсорика (6-я позиция модели А) тоже нашла опору в опыте наших учеников: ГАМЛЕТЫ сознавались, что легко и без сопротивления подчиняются решительным указаниям, а МАКСИМЫ с удовлетворением констатировали, что это действительно так.

Костя (ГАМЛЕТ) рассказал, как однажды в походе он подвернул ногу и раскис. Тогда Наташа (МАКСИМ) решительно скомандовала:

— Ну-ка быстро вставай, у тебя 20 детей, мы же не можем оставаться здесь на ночь!

— И представляете, я тут же просто встал и пошел, — с радостным изумлением сказал Костя.

Виталий (ЖУКОВ) отметил похожее поведение у знакомого ДЖЕКА.

Ограничительную функцию Е. А. во всей красе продемонстрировать не смогла, так как не была достаточно рассержена. Но постаралась описать. Обычно разъяренный ГАБЕН сначала бьет в глаз, а уже потом начинает разбираться, в чем там было дело.

Представителей фоновой волевой сенсорики (8-я позиция модели А) у нас не оказалось, но знакомых ШТИРЛИЦЕВ и ГЮГО у всех было достаточно, чтобы понять, что такое воля без слов на деле.

* * *

Ахиллесова пята.

Второй, важнейший момент сегодняшней теории — болевые точки типов. Поговорили о том, как работают все восемь функций в 4-й позиции модели А, в месте наименьшего сопротивления. У нас в группе представлены болевые точки по логике действий, этике эмоций, интуиции возможностей, волевой сенсорике, сенсорике ощущений, интуиции времени. Не хватает только структурной логики и этики отношений.

Такой разговор всегда впечатляет, так как в учебных целях в обязательном порядке обсуждается болевая точка каждого из присутствующих. Ребята получают возможность почувствовать на себе, как невинные, на первый взгляд, темы могут принести массу неудобств партнеру.

* * *

Эпизод из архива 2.

Когда затронули сенсорику ощущений в 4-й позиции, Катя (ГАМЛЕТ) пожаловалась, что сослуживцы любят поговорить о том, кто чем лечится, кто что ест и где какие продукты покупает, как она выразилась, «с отвратительными подробностями». А ее это так напрягает! Остальные заинтересованно сочувствовали.

А когда перешли к этике отношений в четвертой позиции, и Виталий (ЖУКОВ), и Антон (ДОН КИХОТ) разволновались. Их действительно дезориентируют вопросы отношений с людьми, а куда от них денешься? Им стоит решать эти вопросы через структурную логику.

* * *



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.017 с.)