Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций

Поиск

Мероприятия по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, осуществляет отдел социальной защиты района в соответствии с действующим законодательством и при наличии финансовых и материальных средств.

http://mo-priv.ru/index.php?option=com_rokdownloads&view=file&task=download&id=392%3A----------&Itemid=125,
28)Общие требования по повышению устойчивости отраслевых и территориальных звеньев экономики

 

Проблемы повышения устойчивости функционирования экономики в экстремальных условиях, главным образом, в военное время, привлекают внимание исследователей уже не один десяток лет. И в предвоенные годы, и впоследствии, когда всесторонне осмысливается опыт работы промышленности и сельского хозяйства в Великую Отечественную войну, было приложено много усилий для определения наиболее рациональных направлений и методов подготовки различных звеньев экономики к работе в условиях войны. (В 1941 году в течение 3-х месяцев после начала ВОВ советскими людьми за короткий промежуток времени было эвакуировано оборудование более 1500 различных предприятий и заводов.) Причем, главное внимание в этот период уделялось вопросам совершенствования гражданской обороны, обеспечения населения средствами коллективной и индивидуальной защиты от оружия массового поражения в связи с тем, что в планы фашистского командования включалось и применение боевых отравляющих

веществ, имевшихся на вооружении германской армии.

В 70-80-е годы исследование проблемы повышения устойчивости

приобрело значительные масштабы, охватило основные

территориальные и отраслевые звенья экономики. В этот период была

создана достаточно разветвленная система научно-исследовательских

организаций для разработки различных аспектов проблемы,

актуальность которой на нынешнем этапе развития еще более

возрастает.

Актуальность задачи повышения устойчивости и в первую очередь

объектов жизнеобеспечения обусловливается следующими

обстоятельствами:

– несмотря на некоторое ослабление международной

напряженности в связи с заключением ряда договоров, продолжается

совершенствование средств вооруженной борьбы и не устранена

опасность развязывания новой войны;

– существует угроза террористических актов;

– как свидетельствует опыт последнего времени, и, прежде всего,

события на Чернобыльской АЭС и другие крупные аварии и

катастрофы, с ускорением НТП, усложнением структуры экономики,

внедрением в производство все более дорогостоящих и мощных,

сложных технологических систем и машин возрастает ущерб,

наносимый экономике в результате производственных аварий,

катастроф, стихийных бедствий и других экстремальных ситуаций

мирного времени, приводящих к сбоям в работе предприятий и

организаций, территорий.

К настоящему времени определились теоретические и

практические рекомендации по повышению устойчивости

функционирования различных отраслевых и территориальных звеньев

экономики в военное время. Накопленный опыт позволяет в

определенной степени развивать направления и мероприятия по этой

проблеме применительно к ЧС мирного времени, к деятельности МЧС

России и РСЧС.

Исходя из сказанного становится ясным нацеленность

общественно-государственных механизмов на повышение

устойчивости функционирования экономики в чрезвычайных

ситуациях как мирного, так и военного времени.

Одной из основных задач, возложенных на единую

государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) в

соответствии с Федеральным законом «О защите населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера», является разработка и реализация правовых и

экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и

территорий от ЧС, осуществление государственных целевых и научно-

технических программ, направленных на предупреждение

чрезвычайных ситуаций, защиту человека, среды его обитания, и

повышение устойчивости функционирования предприятий,

учреждений и организаций независимо от их организационно-

правовых норм, а также подведомственных им объектов

производственного и социального назначения в ЧС.

Решение этих задач возложено в МЧС России на Департамент

мероприятий защиты населения и территорий.

Рассмотрим, в чем заключается сущность понятий «устойчивость»,

«повышение устойчивости» функционирования экономики в военное

время и чрезвычайных условиях мирного времени.

Под устойчивостью функционирования экономики в военное время

понимается его способность удовлетворять оборонные и важнейшие

народнохозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем

защиту государства и жизнедеятельности населения.

Под устойчивостью функционирования территориального звена

экономики (автономная республика в составе РФ, край, область, город,

район) понимается его способность обеспечивать производство

продукции в установленных номенклатуре и объеме, а также обеспе-

чивать жизнедеятельность населения на соответствующих

территориях в военное время.

Под устойчивостью работы (функционирования) отрасли,

объединения, объекта в чрезвычайных ситуациях понимается их

способность производить продукцию в установленных номенклатуре и

объеме (для отраслей и объектов непроизводственной сферы –

способность выполнять заданные функции).

Данные определения применимы и для чрезвычайных ситуаций

мирного времени.

В «Каталоге основных понятий РСЧС» (ВНИИ ГОЧС 1993 г.),

исходя уже из новых подходов в решении задач самой системой,

даются следующие понятия:

– устойчивость функционирования экономики в чрезвычайных

ситуациях – способность территориальных и отраслевых звеньев

экономики удовлетворять основные жизненно важные интересы

населения и общества на уровне, обеспечивающем их защиту от

опасностей, вызываемых военными действиями и источниками ЧС

природного и антропогенного характера;

– устойчивость функционирования территории в ЧС –

способность территориального звена экономики удовлетворять

основные жизненно важные интересы населения и общества на уровне,

обеспечивающем их защиту от опасностей, вызванных источниками

ЧС природного и антропогенного характера на определенной

территории.

Подготовка экономики к устойчивому функционированию в

чрезвычайных ситуациях (это касается отрасли, территории, объекта,

независимо от формы собственности и сферы деятельности) –

комплекс экономических, организационных, инженерно-технических,

специальных и технологических мероприятий, осуществляемых с

целью достижения устойчивости его функционирования в

чрезвычайных ситуациях.

Повышение устойчивости функционирования экономики, его

территориальных и отраслевых звеньев достигается осуществлением

мероприятий, направленных на:

– предотвращение и уменьшение возможности образования

крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

– снижение возможных потерь и разрушений в случае их

возникновения, а также от современных средств поражения и

вторичных поражающих факторов;

– создание условий для ликвидации последствий аварий,

катастроф и стихийных бедствий, а также последствий применения

современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по

восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения

жизнедеятельности населения.

В 1979 году Постановлением Правительства были утверждены

требования по повышению устойчивости функционирования

экономики в военное время. В настоящее время общее руководство

подготовкой экономики к устойчивому функционированию

осуществляет правительство РФ, правительства республик в составе

РФ, органы государственной власти края, области, города, района.

Непосредственное руководство разработкой и проведением

мероприятий по повышению устойчивости осуществляют

министерства, госкомитеты и ведомства, КЧС территориальных

органов исполнительной власти, руководители объединений и

объектов экономики. На них возлагается ответственность за выделение

для этих целей необходимых материальных и финансовых средств.

Основными направлениями повышения устойчивости

функционирования экономики страны являются:

– обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в

военное время;

– рациональное размещение производительных сил на территории

страны;

– подготовка к работе в военное время отраслей экономики;

– подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики

в условиях военного времени;

– подготовка системы управления экономикой для решения задач

военного времени.

Применительно к этим основным направлениям должны

разрабатываться и осуществляться конкретные мероприятия по

повышению устойчивости: в отраслях экономики – по отрасли

(подотрасли) в целом, по подведомственным объединениям и

объектам с учетом специфики и перспектив дальнейшего развития

отрасли; в территориальных звеньях – по субъекту федерации в целом,

экономическим районам, областям, районам, городам и другим

населенным пунктам, а также по отраслям и объектам федерального

подчинения с учетом природных, экономических и других местных

особенностей.

Для отраслевого звена объединения, объекта основные

направления повышения устойчивости трактуются следующим

образом:

– обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей,

населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах и их

жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях;

– рациональное размещение производительных сил отрасли,

подотрасли, объединения, производственных фондов объекта на

соответствующей территории;

– подготовка отрасли, подотрасли, объединения, объекта к работе

в чрезвычайных ситуациях;

– подготовка к выполнению работ по восстановлению отрасли,

подотрасли, объединения (объекта) в чрезвычайных ситуациях;

– подготовка системы управления отраслью, подотраслью,

объединением (объектом) для решения задач в чрезвычайных

ситуациях.

По основным направлениям разрабатываются и осуществляются

мероприятия по повышению устойчивости:

– в территориальных звеньях (республика, край, область, город,

район) с учетом природных, экономических и других особенностей

этих звеньев;

– в отрасли экономики – по отрасли в целом, по ее

подведомственным объединениям и объектам с учетом специфики их

деятельности и перспектив дальнейшего развития.

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования

экономики и её звеньев разрабатываются и осуществляются, в

основном, заблаговременно, а также с учетом перспектив развития и

совершенствования способов и средств поражения экономики в

военное время, возможных последствий крупных производственных

аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть

осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие

сроки в чрезвычайных ситуациях (например, эвакомероприятия,

изменения технологических режимов работы, производственных

связей, структуры управления и др.).

Предложения по повышению устойчивости функционирования

экономики и её звеньев разрабатываются на основе результатов

научных исследований, обобщения и анализа опыта мобилизационной

подготовки и выполнения задач РСЧС. Проводится два вида

исследовательской работы по устойчивости.

Во-первых, это специальные исследования, проводимые, главным

образом, силами инженерно-технического персонала объектов и

местных органов управления экономикой.

Второй вид исследований – научно-исследовательские и опытно-

конструкторские работы, проводимые научно-исследовательскими

учреждениями в общегосударственном, республиканском в составе РФ

(территориальном, региональном) и отраслевых масштабах.

Оба вида исследований дополняют друг друга, являются важной

составной частью организаторской работы по решению проблем

устойчивости, поэтому необходимо совершенствовать методику и

организацию их проведения.

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования

экономики, требующие капиталовложений и материально-технических

средств, предусматриваются в планирующих документах. Часть

мероприятий по повышению устойчивости функционирования

экономики предусматривается в планах гражданской обороны и в

планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Контроль за выполнением мероприятий и заданий по повышению

устойчивости функционирования экономики, предусмотренных

планами социально-экономического развития мобилизационными

планами, осуществляется плановыми органами, вторыми

управлениями и отделами, другими функциональными управлениями

и отделами в установленном порядке.

В целом, на основании накопленного опыта, общую схему

организации работы по повышению устойчивости функционирования

экономики можно разделить на 3 основных этапа:

– исследовательский, на котором выявляются «слабые», «узкие»

места в деятельности звена экономики, вырабатываются предложения

по их устранению;

– этап проверки и оценки предлагаемых мероприятий на

эффективность и выбора наиболее целесообразных решений для

данных условий. В этой связи трудно переоценить учения ГО, на

которых можно проверить предложения и рекомендации по

повышению устойчивости функционирования любого звена

экономики, получить по ним объективные заключения;

– этап реализации обоснованных и проведенных мероприятий

через установленную систему планирования и контроля.

http://window.edu.ru/library/pdf2txt/457/77457/58547/page2


29) Защита населения и обеспечение жизнедеятельности в чс

 

Подготовка к защите и защита населения в ЧС является главной задачей гражданской обороны. Учитывая ограниченность времени на организацию и проведение мероприятий по защите населения с момента возникновения чрезвычайных ситуаций, мероприятия по защите планируются, организуются и частично (требующие больших затрат и времени) проводятся заблаговременно, комплексно, с учетом развития средств защиты, а также возможных угроз, экологических, природных особенностей территорий и необходимой достаточности.

 

 

Эти принципы защиты населения базируются на всесторонней оценке обстановки и долгосрочном прогнозировании, которые проводятся МЧС России с привлечением сил и средств многих федеральных органов исполнительной власти и организаций.

 

 

Объём планируемых и заранее подготавливаемых мероприятий по защите населения определяется исходя из принципа разумной достаточности.

 

 

Основными способами защиты населения, которые планируются и проводятся в комплексе, являются:

 

а) организационные;

 

б) укрытие населения в защитных сооружениях;

 

в) эвакуация населения;

 

г) инженерная защита населения;

 

д) использование индивидуальных средств защиты;

 

е) проведение радиационных, химических и медико-биологических мероприятий защиты.

Защита населения Росийской Федерации от последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Она объединяет органы государственного управления Российской Федерации всех уровней, различные общественные организации, которые связаны с безопасностью и защитой населения.

На всех объектах народного хозяйства независимо от форм собственности создаются подсистемы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Эффективность защиты населения в ЧС может быть достигнута лишь на основе осознанного учета принципов обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях и наилучшего использования всех средств и способов.

 

В современных условиях безопасность жизнедеятельности при чрезвычайных ситуациях достигается путем проведения комплекса мероприятий, реализующих три основных способа защиты:

- применение коллективных средств защиты;

- использование населением средств индивидуальной защиты, а также средств медицинской профилактики;

- эвакуация населения из мест (районов), где для них реально существует риск неблагоприятного воздействия опасных и вредных факторов.

УКРЫТИЕ В ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЯХ

 

Укрытие населения в защитных сооружениях является надежным способом защиты в случае военно-политических конфликтов с применением современных средств поражения, также в ЧС, сопровождающихся выбросом радиоактивных химических веществ.

Защитные сооружения - это инженерные сооружения, специально предназначенные для защиты населения от физических, химических и биологических опасных и вредных факторов. В зависимости от защитных свойств такие сооружения подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия. Помимо этого, для защиты населения могут использоваться простейшие укрытия.

Щель может быть открытой и перекрытой. Щели строятся самим населением с использованием подручных местных материалов. Открытая щель в 1,5-2 раза уменьшает вероятность поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией, в 2-3 раза снижает возможность облучения в зоне радиоактивного заражения. Перекрытая щель защищает от светового излучения полностью, от ударной волны - в 2,5-3 раза, от проникающей радиации и радиоактивного излучения - до 300 раз (в зависимости от толщины грунтовой обсыпки поверхности перекрытия). Она предохраняет также от непосредственного попадания на одежду и кожу радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

Защитные сооружения (убежища, ПРУ) обслуживаются специальными формированиями, личный состав которых готовит сооружения к приему людей, обеспечивает правильную эксплуатацию, а при выходе из строя - эвакуацию людей.

В защитных сооружениях необходимо строго соблюдать установленный режим и порядок. Соблюдение строгой дисциплины - одно из главных условий надежной защиты укрываемых в защитных сооружениях.

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

 

Медицинские средства индивидуальной защиты предназначены для профилактики и оказания медицинской помощи населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации. К ним относятся аптечка индивидуальная (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8) и пакет перевязочный индивидуальный. С их помощью можно спасти жизнь, предупредить или значительно уменьшить степень поражения у людей, повысить устойчивость организма человека к воздействию некоторых опасных и вредных факторов (ионизирующих излучений, токсичных веществ и бактериальных средств).

 

ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

 

При возникновении угрозы нападения противника или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера местными органами власти и комиссиями по чрезвычайным ситуациям объектов народного хозяйства организуется и проводится эвакуация населения. Эвакуация - это организованный вывод (вывоз) населения из опасных районов в безопасную зону.

В целях проведения эвакуации в короткие сроки в зависимости от обстановки часть населения вывозится из опасной зоны в пешем порядке, остальная часть вывозится различными видами транспорта. Так комбинированным и является основным.

Для организации проведения эвакуации населения создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Как правило, СЭП размещаются в кинотеатрах, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных станций и платформ, портов и пристаней, к которым они приписаны. Каждому СЭП присваивается порядковый номер, и к нему приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах РЭУ, расположенных в этом районе.

Обязанности эвакуируемых, их экипировка. С объявлением эвакуации (кроме экстренных случаев) нужно быстро подготовить личные вещи и документы. Все вещи укладывают в чемодан, вещевой мешок или сумку, к которому прикрепляют ярлычок с указанием фамилии, имени и отчества, постоянного адреса и места, куда эвакуируются.

В квартире необходимо отключить газ, электроприборы, с окон снять занавески. Все легковоспламеняющиеся вещи и предметы поставить в простенки, закрыть форточки. После этого закрыть квартиру и сдать ее под охрану РЭУ.

Прибыв к указанному сроку на СЭП, надо пройти регистрацию. С собой, помимо вещей и документов, необходимо иметь средства индивидуальной защиты, одежду, обувь, постельные принадлежности, набор медикаментов и двух-трехсуточный запас продуктов питания.

Правила поведения на СЭП и в пути следования. Организованность и дисциплинированность, своевременное и неукоснительное выполнение всех требований и указаний администрации СЭП являются правилами поведения населения. При следовании на транспорте необходимо строго соблюдать установленные правила, поддерживать дисциплину и порядок, выполнять указания старшего по вагону, автомобилю или судну и без их разрешения не покидать транспортные средства.

СИГНАЛЫ ОПОВЕЩЕНИЯ

 

В целях обеспечения своевременного и надежного оповещения населения в ЧС мирного времени и в условиях войны установлен сигнал "Внимание всемЬ. Он подается с помощью сирен, производственных гудков и других сигнальных средств. По этому сигналу население обязано включить радио, радио- трансляционные приемники для прослушивания экстренного сообщения Комиссии по предупреждению и действий в ЧС в котором до сведения населения будет доведена информация об обстановке и действиях в этих условиях. В случае опасности применения или при применении противником оружия массового поражения установлены единые сигналы оповещения; "Воздушная тревога", "Отбой воздушной тревоги", "Радиационная опасность", "Химическая тревога". Этим сигналам предшествует предупредительный сигнал "Внимание всем!".

http://biysk-liceum.ru/projects_stud/2008/obg/gl2_2.html

http://edu2.tsu.ru/res/1576/text/6_1_1.html


30) Рациональное размещение производственных сил

 

С развитием производства серьезной проблемой всякого промышленника был выбор места для размещения промышленных и иных хозяйственных объектов. От этого выбора во многом зависел успех дела, экономическая эффективность производства. Поэтому основным общим критерием рационального выбора места размещения хозяйственного субъекта всегда была экономическая выгода. Однако кроме этого главного критерия, при выборе места производственной деятельности учитывались и другие обстоятельства, например, состояние защищенности объектов, их безопасности, в том числе от природных и техногенных бедствий.

 

Рациональное размещение производительных сил и поселений по территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности является эффективной совокупностью мер, обеспечивающей предотвращение части чрезвычайных ситуаций (снижение риска их возникновения) и уменьшения в определенных пределах возможных потерь и ущерба от них (смягчение их последствий). Обеспечение рационального размещения объектов экономики по территории страны достигается путем комплексного учета с одной стороны социально-экономических факторов, с другой - специальных требований, норм, правил по вопросам предотвращения и снижения чрезвычайных ситуаций, возможного ущерба от них.

 

Рациональное размещение производительных сил и поселений по территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности, в том числе устойчивости функционирования объектов экономики, представляет собой меры по распределению и перераспределению на территории страны мест размещения объектов экономики, хозяйственной инфраструктуры и населенных пунктов по критериям безопасности этих объектов и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Важной частью этой работы является рациональное размещение потенциально опасных объектов и мест утилизации отходов.

 

Рациональное размещение объектов экономики на территории страны намечается в процессе разработки прогнозов социально-экономического развития, а также схем развития регионов.

Обеспечение рационального размещения объектов экономики по территории страны в экономических интересах, а также с точки зрения природной и техногенной безопасности достигается путем комплексного учета экономической стратегии развития государства, социально-экономических факторов, специальных требований, норм и правил по вопросам безопасности.

 

В этих целях обычно предусматривается:

- максимально возможное рассредоточение производительных сил на территории страны с учетом рационального кустования производства важнейшей промышленной продукции в отдельных экономических районах;

- дальнейшее наращивание экономического потенциала районов страны, имеющих собственные энергетические и природные ресурсы, но низкий уровень концентрации объектов экономики;

ограничение строительства новых и модернизации существующих объектов экономики в районах, имеющих наиболее острый дефицит собственных энергетических и природных ресурсов;

- совершенствование и повышение надежности межрегиональных и межотраслевых хозяйственных связей;

- комплексное развитие экономики субъектов Российской Федерации, обеспечивающее максимальное использование местных ресурсов и производственных мощностей;

- ограничение развития отраслей и производств, экстенсивно использующих ресурсный потенциал территории или базирующихся на использовании дефицитных для региона ресурсов, а также производств, использующих преимущественно внешние ресурсные поставки;

- расширение производства продукции (услуг) массового внутрирегионального потребления на базе ресурсного и производственного потенциала территории;

- приближение перерабатывающих (обрабатывающих) производств к источникам сырья;

полнота и комплексность использования природных ресурсов территории, повышение глубины их переработки и снижение сырьевой составляющей в региональном вывозе;

- ограничение роста больших городов, концентрации запасов ресурсов в этих городах;

развитие экономически перспективных малых и средних городов, поселков городского типа и крупных сельских населенных пунктов с размещением в них небольших предприятий (организаций), а также филиалов и специализированных цехов крупных предприятий, действующих в больших городах;

- постепенный вывод из городов предприятий, баз и складов, перерабатывающих или хранящих значительные количества АХОВ, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и других опасных веществ, а также сортировочных железнодорожных станций и узлов;

- размещение новых производств вне зон природной и техногенной опасности, вывод старых производств и поселений из этих мест.}

 

Приведенные общие требования носят общеэкономически рациональный характер и лишь частично касаются природной и техногенной безопасности. В интересах снижения природных и техногенных рисков требуется более детальное определение специфических требований к размещению объектов экономики. При этом для успешной работы по рациональному размещению необходимо иметь достоверное зонирование всей территории страны по критериям природного и техногенного рисков.

 

Существуют выработанные и проверенные жизнью общие правила безопасного размещения объектов экономики, учет которых позволяет значительно снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах экономики.

 

Рассмотрим некоторые из них. Начнем с общих рекомендаций по размещению объектов экономики.

Объекты экономики следует размещать таким образом, чтобы они не попадали в зоны природной и техногенной опасности, т. е. зоны, в которых возможные реальные природные и техногенные воздействия превышают внешние допустимые нормативные воздействия, заложенные при проектировании и строительстве объекта. Объекты экономики должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояния, обеспечивающие безопасность населения и соседних объектов.

Взрыво- и пожароопасные объекты и их элементы должны размещаться с учетом защитных свойств и других особенностей местности.

 

Между потенциально опасными элементами радиационно опасных объектов необходимо устанавливать оптимальные расстояния, а также обеспечивать изоляцию реакторных блоков атомных станций друг от друга.

 

Химически опасные объекты должны строиться на безопасном расстоянии от рек, водоемов, морского побережья, подземных водоносных слоев и размещаться с подветренной стороны населенных пунктов и жилых зон.

 

Склады АХОВ необходимо размещать с подветренной стороны по отношению к основным цехам объектов, в которых работает наибольшее количество производственного персонала. Базисные склады этих, а также взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ необходимо строить за пределами территорий объекта в загородной зоне.

 

Биологически опасные объекты и их элементы необходимо размещать с учетом розы ветров в данной местности.

 

Вокруг радиационно, химически и биологически опасных объектов необходимо создавать санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения. Санитарно-защитные зоны предусматриваются, если после проведения всех технологических мер по очистке и обезвреживанию вредных выбросов на заселенной территории уровни концентрации вредных веществ не опускается ниже предельно допустимых. В санитарно-защитных зонах не допускается размещение жилых домов, детских дошкольных учреждений, учебных заведений и т. п.

 

Гидротехнические сооружения должны возводиться таким образом, чтобы в зону возможного катастрофического затопления при разрушении плотины попадало минимальное число объектов социального и хозяйственного назначения. Размещение же населенных пунктов и объектов важного народнохозяйственного значения в районах возможного катастрофического затопления не должно допускаться.

 

Теперь остановимся на некоторых требованиях к размещению населенных пунктов. Здесь вновь придется частично коснуться размещения объектов экономики, поскольку их расположение во многом сказывается на безопасности поселений.

 

Создание новых и преобразование существующих систем расселения должно проводиться с учетом природно-климатических условий, существующей техногенной опасности, а также особенностей сложившейся сети населенных мест. Не должно допускаться размещение зданий и сооружений на земельных участках, загрязненных органическими и радиоактивными отходами, в опасных зонах отвалов породы шахт и обогатительных фабрик, оползней, селевых потоков и снежных лавин, в зонах возможного катастрофического затопления, в сейсмоопасных районах и зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам. В проектах планировки необходимо предусматривать ограниченное развитие в крупных городах потенциально опасных объектов экономики, их постепенный вывод из городов, перепрофилирование или модернизацию, обеспечивающие снижение до приемлемого уровня создаваемого функционированием этих объектов риска поражения населения, среды его обитания и объектов экономики.

В районах, подверженных действию землетрясений, цунами, селей, наводнений, оползней, обвалов, следует предусматривать местное зонирование территорий поселений с учетом уменьшения степени риска. В зонах с наибольшей степенью риска следует размещать парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки площади и элементы инфраструктуры.

 

В сейсмических районах необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения, а также пожаро- и взрывоопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмичностью 7-9 баллов, как правило, следует применять одно - двухсекционные жилые здания высотой не более 4 этажей, а также малоэтажную застройку с приусадебными и приквартирными участками. Расчетную плотность населения в сейсмически опасных районах принимают в соответствии с региональными нормами, но, как правило, не более 300 чел./га. В этих районах должен быть обеспечен свободный доступ в парки, сады, и другие озелененные территории общего пользования, поэтому не допускается устройство оград вокруг них со стороны жилых районов.

 

При формировании систем населенных мест необходимо обеспечить снижение пожарной опасности застроек и улучшение санитарно-гигиенических условий проживания населения. Пожаро- и взрывоопасные объекты необходимо выносить за пределы населенных пунктов. При размещении и формировании населенных пунктов и систем населенных мест надо также учитывать размещение уже существующих подобных объектов.

 

При проектировании, строительстве и реконструкции городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта, представляющую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи. Аэродромы следует располагать на расстоянии от населенных территорий, обеспечивающем безопасность полетов и допустимые уровни авиационного шума и электромагнитного излучения. Сооружения морских и речных портов следует размещать за пределами населенных территорий на расстоянии от жилой застройки не менее 100 м. Железные дороги отделяются от жилой застройки санитарно-защитной зоной с учетом пожаро- и взрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.

 

Населенные территории необходимо размещать с наветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к производственным предприятиям, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, а также представляющим повышенную пожарную опасность. Животноводческие предприятия, склады по хранению ядохимикатов, биопрепаратов, удобрений, пожаро- и взрывоопасные склады и производства, очистные сооружения располагаются с подветренной стороны по отношению к населенной территории.

 

Территории городских и сельских поселений, курортные зоны и места массового отдыха размещаются выше по течению водотоков и водоемов относительно выпусков производственных и хозяйственно-бытовых вод.

При проектировании поселений необходимо предусматривать организацию по берегам водохранилищ водоохранных зон. В этих зонах запрещается размещение полигонов для твердых бытовых и промышленных отходов, складов нефтепродуктов, ядохимикатов и минеральных удобрений, а также жилых зданий и баз отдыха.

 

За пределами территорий городов и их зеленых зон в обособленных складских районах пригородной зоны с соблюдением санитарных, противопожарных норм осуществляется рассредоточенное размещение складов <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.233 (0.019 с.)