Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опасные ситуации природного характера↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА
050100 Педагогическое образование Квалификация (степень) выпускника -«бакалавр» Профиль подготовки - «безопасность жизнедеятельности» Форма обучения: заочная Курс 1 Семестры 1, 2
Москва
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование
Автор: Широкова Татьяна Ивановна Рецензенты: _______________________________ _______________________________
Программа одобрена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности от ______________ 2011 г., протокол № ___.
Заведующий кафедрой: доктор философских наук, профессор Мапельман Валентина Михайловна Часть I. Программа учебной дисциплины 1. Цель и задачи дисциплины. Цель: сформировать у студентов систему научных знаний о причинах, особенностях развития и последствиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера, современных методах и средствах защиты населения в условиях опасностей природного происхождения.
Задачи: 1. Изучить закономерности и условия развития опасных ситуаций природного характера, причины их возникновения, комплекс повреждающих факторов для человека и окружающей среды. 2. Ознакомиться с принципами классификации опасных ситуаций природного происхождения, особенностями каждого из видов. 3. Освоить методы прогнозирования и оценки риска развития опасных ситуаций природного характера в различных климато-географических зонах. 4. Рассмотреть государственную систему защиты населения от воздействия негативных факторов в условиях опасных чрезвычайных ситуаций природного характера. 5. Освоить принципы проведения спасательных работ и приемы оказания первой помощи пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, включена в вариативную часть, модуль «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».
2. Требования к результатам освоения дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен Знать: виды опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера и причины их возникновения, факторы риска и принципы классификации природных ЧС, законодательную базу по защите населения и окружающей среды от последствий ЧС природного характера. Уметь: определять характер и масштаб последствий природных опасных и чрезвычайных ситуаций, оказывать необходимую первую помощь в условиях ЧС природного характера. Владеть навыками: разработки стратегии действий по обеспечению безопасности и защите человека при угрозе и в условиях опасных и ЧС природного характера.
В ходе изучения дисциплины студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК): владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору пути ее достижения (ОК-1); быть способным использовать знания о естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности (ОК-4); быть готовым использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий. Катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными (ОПК): осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); владеть основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); быть способным нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); в области педагогической деятельности: быть способным реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебного процесса (ПК-4); быть готовым к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
в области культурно-просветительской деятельности: быть способным разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8); быть способным к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: 1. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 496с. 2. Мазур И.И., Иванов О.П. Опасные природные процессы. - М.: Экономика, 2004. - 700с. 3. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе: Учебник для вузов. - М.: Академия, 2004. -304с. 4. Способы автономного выживания человека в природе. Под ред. Л.А.Михайлова. - Спб.: Питер, 2008. - 272с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Мягков В.Н. География природного риска. - М.: МГУ, 1995.- 224с. 2. Нэгл Г., Спенсер К. География в диаграммах. Оксфордские учебные пособия. - М.: ООО Изд-во «Астрель», 2004. - 176с. 3. Природные опасности России. Сейсмические опасности. Под общей ред. В.И.Осипова, С.К.Шойгу.- М.: Крук, 2002. - 245с. 4. Плющиков В.Г. Проблемы защиты сельскохозяйственного производства в чрезвычайных ситуациях. - М.: ЦИНАО, 2001. - 304с. 5. Шойгу С.К. и др. Учебник спасателя. - М.:МЧС России, 1997.- 519с.
СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 1. http://www.mchs.gov.ru/library 2. http://www.risk.ru/magazine/ 3. http://igps.ru 4. http://www.infox.ru/accident/incident 5. http//www.ampe.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСпЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Компьютер, мультимедийный проектор, комплект обучающих программ и презентаций по темам дисциплины, видеофильмы о различных видах опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. Физическая карта России, физическая карта мира, контурные карты для самостоятельной работы студентов.
Часть П. Методические рекомендации и план освоения дисциплины. 1. Календарно-тематический план освоения дисциплины.
1 семестр
2 семестр
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 1. Проанализировать изменение погодных характеристик в течение 10 дней в одном из регионов России и составить на их основе прогноз развития опасных метеоявлений. 2. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика опасных ситуаций геофизического и геологического характера» по образцу:
Ситуации выбираются студентом по его желанию. 3. По аналогии разработайте и составьте таблицу «Сравнительная характеристика землетрясения и извержения вулкана». Вышеперечисленные задания являются обязательными. Для повышения рейтинга студент может выполнить одно из следующих заданий: 4. Отметьте на контурной карте России (мира) территории с повышенной сейсмической и вулканической активностью, частыми наводнениями, ураганами, экстремальными температурами, природными пожарами, экстремальными температурами.
5. Приведите пример чрезвычайной ситуации геофизического или геологического характера на территории Российской Федерации и составьте развернутую характеристику: вид, причины, санитарные, экономические потери, экологический ущерб. Составьте план ликвидации последствий рассматриваемой катастрофы.
Задания для самостоятельной работы во втором семестре. 1. Составить сравнительную характеристику зажорного и заторного наводнения. 2. Подготовить презентацию на одну из тем: «Катастрофические наводнения в истории человечества». «Природные пожары» «Особо опасные инфекции» «Способы добычи воды и пищи в условиях автономного существования в природе». 3. Составить словарь основных терминов по разделам дисциплины (не менее 25 определений).
Примерный перечень вопросов к экзамену Курс, 1 семестр 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. 2. Метеорологические факторы риска опасных ситуаций природного характера. 3. Качественные и количественные характеристики погоды, их роль в прогнозе опасных ситуаций природного характера. 4. География опасных природных процессов в мире и на территории России. 5. Антропогенные факторы в развитии опасностей природного характера. 6. Стихийные явления в атмосфере: циклоны средних широт, тропические циклоны, шквальные бури и смерчи, их характеристика. 6. Действия населения в условиях угрозы урагана или бури. 7. Последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для населения, городов, коммуникаций. 8. Опасные природные явления в атмосфере зимнего времени. 9. Опасные природные явления в атмосфере летнего времени. 10. Экстремальные осадки и снежно-ледниковые явления, их последствия и меры защиты населения. 11. Грозы, их опасность, меры по защите. 12. Градобитие как чрезвычайная ситуация природного характера, сущность явления, возможный ущерб. 13. Экстремальные температуры воздуха как опасная ситуация природного характера. 14. Виды геофизических чрезвычайных ситуаций. 15. Характеристика зон сейсмической активности на Земле. 16. Основные характеристики землетрясения. 17. Очаг землетрясения. Понятия эпицентр, гипоцентр, магнитуда. 18. Предвестники землетрясения, их характеристика. 19. Методы прогноза землетрясений. 20. Способы оценки силы землетрясений и масштаба их последствий. Шкала Рихтера. Шкала Меркалли. 21. Рекомендации населению по поведению во время землетрясений. 22. Виды поражений при землетрясении, принципы оказания первой помощи и маркировки пострадавших. 23. Организация и проведение спасательных работ и ликвидация последствий землетрясения. 24. Вулканизм как опасное природное явление. 25. Классификация вулканов. 26. Геологическое строение вулканов. 27. Геодинамика вулканов. 28. Районирование областей вулканической активности на территории РФ. 29. Поражающие факторы при извержении вулканов и меры по защите населения. 30. Рекомендации по поведению при извержении вулканов. 31. Стадии активности вулкана, прогнозирование извержений. 32. Методы оценки активности вулкана. 33. Грязевой вулканизм и его характеристика. 34. Понятие и общая характеристика склоновых процессов. 35. Механизм развития склонового процесса. 36. Селевые потоки: причины развития, виды. Последствия для населения и территорий. 37. Лавины: определение, причины развития, прогноз, меры защиты населения при угрозе схода лавины. 38. Организация спасательных работ при сходе лавины. 39. Оползни: характеристика, механизм формирования и развития, последствия для населения и территории. 40. Эрозия почв - причины, география, последствия для человека и территорий.
Примерный перечень вопросов к экзамену Курс, 2 семестр 1. Природные пожары — причины возникновения и развития, последствия. 2. Виды природных пожаров и их характеристика. 3. Основные показатели силы пожара. 4. Классы пожаров в зависимости от площади, охваченной огнем. 5. Показания к эвакуации населения при природных пожарах. 6. Методы тушения лесных пожаров. 7. Поражения населения при природных пожарах, оказание первой помощи, средства защиты органов дыхания. 8. Торфяные пожары, характеристика. Специфика, последствия экологические и социально-экономические. 9. Методы борьбы с торфяными пожарами. 10. Варианты комплексов защитных мероприятий при крупномасштабных пожарах. 11. Виды опасных ситуаций в гидросфере. 12. Гидрологически опасные явления, характеристика, прогноз. 13. Основные характеристики наводнений – уровень воды, расход воды, площадь, продолжительность, скорость подъема воды. 14. Поражающие факторы наводнения. 15. Заторные и зажорные наводнения, сравнительная характеристика, предупреждение. 16. Нагонные наводнения – география, причины развития, последствия, меры защиты территорий. 17. Паводки и половодья. Причины развития. Масштабы, снижение возможного ущерба. 18. Организация оказания помощи населению в зоне наводнения. 19. Правила оказания помощи утопающему. 20. Медленные изменения уровня океана и бессточных озер как природная ЧС. 21. Превентивные меры при угрозе затопления населенных пунктов и территорий. 22. Морские гидрологические опасные ситуации. Характеристика отдельных видов. 23. Цунами как катастрофическая чрезвычайная ситуация, механизм развития, шкала оценки, прогнозирование. 24. Виды опасных ситуаций биосоциального характера. 25. Особо опасные инфекции — виды, особенности распространения, меры профилактики. 26.Развитие эпидемического процесса. 27. Эпидемии, пандемии, эндемии. Связь биосоциальных опасных ситуаций с природными условиями и природными катастрофами. 27. Иммунитет, его виды, роль в регулировании эпидемического процесса и профилактике особо опасных инфекций. 28. Показания к иммунизации населения. Национальный календарь прививок. 29. Эпизоотии — определение, распространенность, причины развития, предупреждение. 30. Поражения сельскохозяйственных культур как чрезвычайная ситуация. 31. Роль санитарных служб в предупреждении опасных ситуаций биосоциального характера и борьбе с их последствиями. 32. Мероприятия в эпидемическом очаге. Понятия дезинфекции, дезинсекции, дератизации. 33. Ветеринарный контроль за продуктами питания при угрозе эпизоотий. 34. Таможенный контроль как средство предупреждения биосоциальных ЧС. Карантинные мероприятия, показания к их введению, эффективность. 35. Профессиональные требования к психологическим свойствам личности спасателя. 36. Характеристика повреждений в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. 37. Принципы оказания психологической помощи населению в условиях чрезвычайной ситуации природного характера. 38. Причины паники в условиях опасных ситуаций природного характера, методы определения начальных признаков паники и способы ее ликвидации. 39. Вынужденное существование человека в природных условиях -причины, риски. 40. Принципы выживания человека в автономных природных условиях. Способы подачи сигналов о помощи.
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт естественных наук Кафедра безопасности жизнедеятельности 1 семестр
Примечания: работа, выполненная менее чем на 30 %, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов. Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации __40____ баллов Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на семинарах по уважительной причине: ___________________________________________________(выполнение заданий дополнительного блока) Форма промежуточной аттестации: ___________________________________________________________________ ФИО преподавателя: __Т.И. Широкова ______________________________________________ Утверждено на заседании кафедры _____________________ «___» _________ 201__ г. Протокол №__ Зав. кафедрой ___В.М.Мапельман_______________
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт естественных наук Кафедра безопасности жизнедеятельности 2 семестр
Примечания: работа, выполненная менее чем на 30 %, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов. Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации __40____ баллов Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на семинарах по уважительной причине: ___________________________________________________(выполнение заданий дополнительного блока) Форма промежуточной аттестации: ___________________________________________________________________ ФИО преподавателя: __Т.И. Широкова ______________________________________________ Утверждено на заседании кафедры _____________________ «___» _________ 201__ г. Протокол №__ Зав. кафедрой ___В.М.Мапельман_______________
ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА
050100 Педагогическое образование
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.241.191 (0.01 с.) |