Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра режиссуры и мастерства актёра

Поиск

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ТЕАТРАЛЬНО-РЕЖИССЁРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра режиссуры и мастерства актёра

Сорокина Т.А.

ГРИМ

Учебно-методический комплекс

для специальности 070201

««Актерское искусство»,

квалификация «Артист драматического театра и кино»

Согласовано: Учебно-методическое управление МГУКИ "__"_______________________2010г.   Рекомендовано: Кафедрой Режиссуры и мастерства актёра Протокол №_________________ "__"___________________2010г. Зав. кафедрой _______________

 

 

 

 

Москва 2010

Автор – составитель:

Сорокина Тамара Александровна - кандидат культурологии,

доцент кафедры режиссуры и мастерства актёра МГУКИ,

художник-гример, член Союза художников России

 

Учебно-методический комплекс "Грим" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 070201 «Актерское искусство», квалификация «Артист драматического театра и кино».

 

 

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.


Содержание

  стр.
1. Цели и задачи дисциплины…………………………………  
2. Требования к уровню освоения дисциплины………………  
3. Объем дисциплины 3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы…………… 3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы  
4. Содержание курса……………………………………………  
5. Задания для самостоятельной работы студентов………….  
6. Задания для подготовки к зачету …………..........................  
7. Вопросы для подготовки к экзамену ……………………….  
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины  
8.1 Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)……………………………………… 8.2 Методическое обеспечение дисциплины……………… 8.3 Информационное обеспечение дисциплины…………      
Приложение 1. Балльно-рейтинговая система…………………………………………………. Приложение 2. Словарь профессиональных терминов………………………………………...    

 

1. Цели и задачи дисциплины

В настоящей программе курса «Грим» включается изучение студентами актерских, режиссерских факультетов МГУКИ теоретических основ театрального грима, освоение практических навыков, приемов, технологии гримировального искусства, современного макияжа.

Грим начинает изучаться на втором курсе дневного отделения актёрского и режиссёрского отделения, которому студенты обучаются в течение трёх семестров. Гриму обучаются студенты заочных курсов во время прохождения сессии. Гриму начинают обучаться тогда, когда студенты приступают над работой над конкретным драматургическим материалом (отрывки, акты, спектакли).

Процесс обучения грима опирается на опыт предыдущих европейских и русских театральных школ, гримировального искусства старых и современных мастеров московских, санкт-петербургских и других театров России; учебники; альбомы; книги, посвящённые театру, актёрам; мемуары и книги актёров; большой иллюстративный материал; собственные методические разработки и рисунки автора пособия.

Программа курса «Грим» построены в методической последовательности: «от простого к сложному», «от теории к практике». Темы пособия взаимосвязаны, включают основы косметологии, цветоведения, физиогномики, анатомии лица, постижа, истории прически, истории искусств (стили изобразительного искусства, идеалы красоты).

Методика проведения занятий включает: 1) объяснение темы; 2) показ педагогом схемы грима на лице студента; 3) самостоятельное выполнение задания под наблюдением педагога с использованием иллюстративного материала.

Курс «Грим» – это изучение теоретических основ, технологии грима; изучение пластики деталей лица, косметологии, физиогномики; изучение основ цветоведения; композиции грима, его акцентов; основных схем грима, характерного, портретного, сказочного грима; освоение быстрых приёмов грима; показываются экономичные средства грима.

Искусство грима целесообразно изучать в тесной связи с курсом актёрского мастерства и режиссуры, историей театра. При создании композиции грима необходимо учитывать, так называемые, «предлагаемые обстоятельства»: место и время действия, историческую эпоху, возраст, состояние здоровья, особенности темперамента, профессию или социальное происхождение исполняемого персонажа. В современном театре возвращается интерес к сложному гриму при авангардной сценографии, режиссуре.

Не рекомендуется браться за сложные рисунки грима, не пройдя тренинга по освоению навыков работы с материалом: цветом, красками, пудрой, кистями, после овладения технологии, приёмов, средств грима, определённого опыта в создании схем грима.

Начинать практическое изучение грима необходимо с овладения технологии грима и освоения его приёмов, схем грима, а затем переходить на конкретные образы, ориентируясь на уже созданные образцы грима русской и европейской классики (школы) по фотографиям из книг; альбомам, репродукциям портретного искусства (живописи, графики).

Необходимо учитывать, что «жёсткий» или «сглаженный» рисунок грима, насыщенность цветовой гаммы зависят от сценографии отрывка, спектакля, его стилевого решения. Общая композиция грима-макияжа, грима-образа должна соответствовать: имиджу (стилю) образа, «цветовому» типу лица актёра; цвету костюма, близко расположенному к лицу актёра, цвету парика, цвету декораций (сценографии). Необходимо учитывать, что сценический («натуральный») грим-макияж выполняется плотнее («тяжелее»), чем бытовой макияж.

Начальный раздел программы по косметологии учит правильному и эффективному использованию современных средств для подготовки лица к гриму, макияжу; правильному снятию грима, макияжа; предотвращению нежелательных последствий на лице (растяжки); раскрывает гигиенические правила работы с гримировальными красками и декоративной косметикой.

Тема «Цветоведение» предусматривает изучение основ изобразительного искусства - свойство гримировальных красок при смешивании, понятие цветового круга, «теплой», «холодной» гаммы цветов; профессиональных терминов и понятий - тон, полутон, линия, рефлекс и др., учит профессиональному подбору цветовой гаммы грима, макияжа в соответствии с цветовым типом лица, цветом волос, парика, цветом костюма, света. Проводится «диагностика» цветового типа лица. Изучается психология восприятия цвета.

Владение основами физиогномики, типами темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик) необходимо в изучении лица, его пластики, специфики мимических мышц, а также тех изменений, которые происходят на лице при различных психологических состояниях, знать характерологическую наполненность определенных форм, пластики лица, рисунка глаз, бровей, рта, необходимых в создании рисунка и композиции характерного грима и других сложных гримов.

Программа по театральному гриму предусматривает освоение приемов и средств современного макияжа, декоративной косметики, т.к. схема грима молодого лица, сценический грим, грим для близкой сцены основаны на принципах современного макияжа.

Для успешного освоения предмета «Грим» необходима специальная аудитория, оборудованная гримировальными столами, электрическим освещением, тёплой водопроводной водой, шкафами для хранения большого количества гримировальных средств, постижа.

В процессе занятий рекомендуется делать видеозапись, фотоснимки гримов.

Программой предусмотрена контрольная работа, зачёт и экзамен.

Задача курса – ознакомить студентов театральных специализаций с искусством грима, его средствами, возможностями по следующей программе.

1. Представить историю грима, его развитие, лучшие достижения гримировального искусства русской театральной школы (гримы Ф. И.Шаляпина, А.П. Ленского, К.С.Станиславского и др.).

2. Объяснить функции грима, макияжа, их различия; назначение грима в создании различных театральных образов - от реалистических до сказочно-фантастических.

3. Показать связь композиции, рисунка грима, его общей цветовой гаммы со всей сценографией спектакля, отрывка, зависимость композиции грима от близко или далеко расположенной сцены.

4. Дать кратко сведения из косметологии о строении кожи лица, основные средства и способы подготовки лица к гриму; научить правильному нанесению грима на лицо, его снятию, работе с «проблемной» кожей лица.

5. Ознакомить с цветоведением: раскрыть свойства цвета; научить правильному подбору цвета; показать, что в гриме используются живописные приёмы и термины изобразительного искусства - это акценты в гриме, композиционные акценты, рисунок грима и т. д.

6. Помочь освоить технологию грима; овладеть различными средствами и приёмами грима: живописными (рисунок, цвет, цветовая гамма и др.); пластическими (гуммоз, различные налепки); фактурными (ожоги, шрамы и т.д.); научить правильному использованию постижерных изделий (парики, бороды, усы и др.); освоить схемы грима, характерный грим и т.д.

7. В течение всего обучения гриму проводить сопоставления с физиогномикой, необходимой для решения характерных гримов, при выборе артистов для определённой роли; в решении характерных гримов-образов; помочь в изучении мимической и пластической конструкции лица.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен:

Знать:

- функции грима, макияжа, их различия;

- мимическую и пластическую конструкцию лица;

-физиогномику;

- цветоведение;

- термины изобразительного искусства;

- композицию грима, его акцентов;

- основные схемы грима, характерного, портретного, сказочного грима;

- назначение грима в создании различных театральных образов - от реалистических до сказочно-фантастических.

Уметь:

- освоение приемов и средств современного макияжа, декоративной косметики;

- правильно использовать постижерские изделий;

- осуществить рисунок грима.

- правильно подбирать цвета, владеть живописными приёмами грима.

Приобрести навыки:

- владения различными средствами и приёмами грима: живописными (рисунок, цвет, цветовая гамма и др.); пластическими (гуммоз, различные налепки); фактурными (ожоги, шрамы и т.д.);

- выполнение грима по схемам;

- освоить быстрые приёмы грима;

- владения технологии грима и его приёмов, схем грима, уметь переходить на конкретные образы, ориентируясь на уже созданные образцы грима русской и европейской классики (школы) по фотографиям из книг; альбомам, репродукциям портретного искусства (живописи, графики).

 

 

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов по форме обучения
очная заочная
№ семестров 4-6 сем. 6-9 сем.
Лекции    
Полугрупповые занятия    
Мелкогрупповые занятия    
Индивидуальные занятия    
Самостоятельная работа    
Всего часов на дисциплину    
Текущий контроль (количество, N семестров) - -
Контрольная работа (№ сем.) - -
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) № семестров Экзамен 6 семестр Зачёт – 6 сем. Экзамен – 9 сем.

 

Содержание курса

Введение. История грима. Функции и назначение грима в прошлой и современной сценографии. Литература по гриму

Грим – это средство художественной выразительности, компонент спектакля, его сценографии, способствующей донесению до зрителя идейно-художественного замысла драматурга, режиссера, актера. Грим является завершающим процессом создания сценического образа, выявляющий наиболее типическое и характерное во внутренней сущности образа, способствует преображению внешности актера для раскрытия возрастных, национальных, психологических и социальных признаков образа. (Р.Д.Раугул «Грим», И.С. Сыромятникова «Искусство грима и макияжа»).

История возникновения и развития искусства театрального грима как искусства изменения лица актера изучается в контексте истории театра: от масок театра Древней Греции, Рима; Комедии дель Арте; театральных масок Востока (Япония, Китай, Индия) до реалистического грима XIX-XX вв.

Во введении подчёркивается значение русской школы гримировального и актёрского искусства; показываются фотографии актёров в гриме МХТ, Малого театра; гримы мастеров-гримёров династии Гремиславских, уникальные гримы-образы А.П.Ленского, К.С.Станиславского, Ф.И.Шаляпина и других мастеров ведущих театров Москвы и Петербурга; сопоставляются гримы одного образа, в исполнении разных артистов, в разное время.

Основные функции театрального грима, его значение в сценографии прошлого и его отличия в кино, на телевидении; современные тенденции грима. Макияж в театре, образный грим-макияж на подиуме; схожесть и различия в назначении грима и макияжа.

 

I. ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕССУ ГРИМИРОВАНИЯ

I.1Оборудование гримерной. Для обучения гриму необходимы столы, зеркала (настенные и ручные), достаточный электрический свет, освещающий актёра со всех сторон, светлое помещение с окнами, которые со шторами; раковина с холодной и горячей водой; шкафы для хранения гримировальных средств и постижа; вентиляция.

Гримировальные средства, инструменты: гримировальные коробки с жировым гримом, колонковые кисти (№ 2, 3); рассыпная театральная и прозрачная пудра светлых, тёмных, розовых, желтоватых тонов; кисть для пудры; декоративная косметика; гигиеническая косметика для подготовки к гриму и его снятию (вазелин, кремы, мыло, салфетки и др.); тона, морилки, клей для усов и бород; гумоз и различная пластика для лица; достаточный объем постижерных изделий; исторические парики, бороды, усы; губки, ножницы, шпильки, заколки и многое другое для закрепления париков, усов, шиньонов и бород, сандорачный клей для усов и бород.

II. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

II.1Цветовой спектр. Основные цвета в гриме

Основные изобразительные термины и понятия, используемые в гриме: тон, полутон, линия (линейный грим), рефлекс, цвет, блик, колорит, «насыщенный», «разбавленный», «теплый», «холодный» цвета гримировальных красок; хроматическая и ахроматическая гамма красок. Психология восприятия цвета (красный, оранжевый и т.д.) по М. Люшеру. Традиция сохранения символики цвета, рисунка грима в масках театра «Кабуки».

II.2Цветовые типы лица: «лето-зима», «весна-осень» и др. Цветовая «диагностика лица», использование в гриме, макияже

История создания методики: швейцарский художник-исследователь И. Иттен (60-70-е гг. ХХ в.). Необходимость методики при дневном макияже для схемы грима-макияжа молодого лица, правильного подбора цвета декоративной косметики и грима в создании единой, гармоничной, цветовой гаммы грима-образа, грима-макияжа.

«Лето-зима» - «холодная» цветовая гамма макияжа.

«Весна-осень» - «теплая» подсветка кожи и макияжа.

«Лето», «Весна» - «пастельные», «разбавленные» цветовые типы лица.

«Зима», «Осень» - контрастные, насыщенные цветовые типы лица. Система контраста в цветовых типах: цвет волос и кожи лица, белка и зрачка. Отсутствие контраста в «летнем», «весеннем» цветовом типе и яркость, «сильные» знаки в «зимнем», «осеннем» цветовых типах лица.

Смешанные типы, «оливковая зима» - более сложное решение грима-макияжа.

«Лето» – это «холодный», разбавленный, пастельно-серебристый цветовой тип, распространённый в Средних широтах России и Европы. Кожа лица: светлая, иногда с оливковым (зеленоватым) оттенком кожа лица, но голубовато-розоватым подкожным «свечением». Цвет волос: русый, пепельный. Это «серая мышь», у которой нет контрастов, нет «знаков». Лето ассоциируется с яркими цветами природы, но И.Иттен отметил, что в знойный (сухой) период листва становится жухлой, зелень приобретает сероватые оттенки.

«Зима» это «холодный», яркий, насыщенный цветовой тип лица; тип «Белоснежки» со светлой (белой) кожей, черными волосами, ярко-красным ртом. Это зимний пейзаж: черная ветка с ягодами рябины на белом фоне снега. Это «драматический» цветовой тип, в котором есть система контраста, «сильные» знаки; запоминающееся, красивое лицо; яркие лица южных людей, где контраст есть в тёмном зрачке и белоснежном белке глаза.

«Оливковая зима» – это лица южанок, где присутствуют тёплые, зеленовато-желтоватые нюансы в цвете кожи лица, тёмные волосы. Это промежуточный цветовой тип между «холодной» зимой и «тёплой» осенью, в котором есть «тёплые» нюансы в подсвете кожи лица.

«Весна» – нежный (пастельный), «тёплый» цветовой тип, когда в природе присутствует цвет майской зелени, нежных неярких цветов средних широт. Кожа лица: светлая с золотисто–жёлтой подсветкой с ярким персиково-розовым румянцем, с золотисто-коричневатыми веснушками. В «тёплых» цветовых типах обязательно присутствуют желтоватые оттенки в подсвете кожи лица.

«Осень» – самый «тёплый», насыщенный цветовой тип лица. Это яркие краски осени, где много красно-жёлтых, буро-зелёных, ярко-коричневых цветов. Кожа лица: не такая светлая, как у «весны», но более яркая цветовая гамма её окраски. Волосы могут быть ярко рыжими (тициановых) оттенков, более яркие веснушки, контраст между цветом волос и кожей лица.

Подбор цвета декоративной косметики, одежды в общем стиле, гриме, макияже: основного цвета одежды, костюма для определённого цветового типа лица с использованием методики «диагностика цветового типа».

IV. СХЕМЫ ГРИМА

IV.1 Классические пропорции лица – это антропологический идеал красоты (канон красоты), созданный в Древней Греции (V в. до н. э.); «формула красоты»; формула «золотого сечения» эпохи Возрождения (XV в.), используемые в корректирующем, сценическом гриме, макияже, когда идеальное, красивое лицо должно подчиняться закону соответствийзолотому сечению»).

При корректирующем гриме, макияже необходимо владеть некоторыми сведениями о классических пропорциях лица, канонах (идеалах), по которым идеальное лицо должно соответствовать определенной формуле. При горизонтальном делении лица на три части, все эти части должны быть равными. При вертикальном делении берётся как «мера» размер глаза, который должен как бы размещаться в центре переносицы, т.е. опять три равные части. Эта формула равенств дана И.С.СыромятниковойИскусство грима и макияжа»).

IV.2Молодое красивое лицо. Декоративная косметика и макияж – это приёмы корректирования, исправления «неправильных» черт и форм лица, маскировки «проблемной» кожи лица (угри, камедоны и т.д.). При этом гриме используется и декоративная косметика. Приёмы макияжа и средств декоративной косметики необходимы при близко расположенной сцене, когда грим не должен быть виден. В этом случае особенно необходимы знания по «цветовым типам лица», для более правильного подбора тон-базы, грунтовки (общего тона), цветовой гаммы декоративной косметики.

При выполнении грима молодого красивого лица по схемам, представленным в старых пособиях, возникает своего рода «парадокс». Загримированные таким образом молодые лица (18-20 лет), выглядят старше своего возраста. Это происходит в результате того, что обильный тон и румянец, «жесткая» прорисовка глаз, бровей, рта, носа «перегружают» лицо молодой артистки. Следовательно, нужно иметь в виду, что приём «перегрузки» молодого лица можно использовать для образного грима, когда актрисе необходимо «прибавить в возрасте».

В настоящее время на сцене часто используется более «лёгкий», «мягкий» по рисунку и цвету грим-макияж, наносится тонкий по текстуре тональный крем, крем-пудра, «прозрачная» (транспорантная) пудра, которая менее заметна на лице и другие средства декоративной косметики, макияжа. В данной схеме грима молодого красивого лица используются корректирующая функция грима

Приёмами моделирования можно слегка подкорректировать «неправильные» формы и детали лица: сузить широкое или круглое лицо, затенив его боковые части; «облегчить» «тяжёлый» подбородок; «убрать» широкие скулы, уменьшить большой лоб; увеличить или уменьшить нос.

Чтобы лицо после нанесения тона имело «живой» цвет, надо нанести румяна по 5-6 определённым точкам - закон естественного румянца: легко на лобных буграх, у внешних углов бровей, крыльев носа, на подбородке, на мочках ушей и основной румянец – на скулах. Румяна на скулах также участвуют в подчеркивании объема лица, в его коррекции. В профессиональном гриме существуют правила нанесения румян при определенной форме лица. Например, при удлинённой форме лица румяна наносятся почти горизонтально и немного ниже скулы;при широкой форме – под углом по направлению к виску на всей скуле.

При создании образа юной и красивой Джульетты («Ромео и Джульетта», В.Шекспир) грим-макияж необходимо «строить» в светлой, «нежно-тёплой» цветовой гамме («весна-осень»). Аккуратным должен быть макияж глаз: коричневая тушь, нежная проработка коричневатыми тенями верхнего века и «лёгкая» подводка, рот должен быть небольшим, но женственным, без контура. Мягко-золотистый лёгкий румянец на щеках, крыльях носа, на подбородке. Эта композиция грима, макияжа + историческая причёска представят стиль Возрождения с характерным для него «теплым», золотисто-коричневатым колоритом живописи этой эпохи и мягким рисунком глаз, бровей, рта (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Боттичелли, Тициан).

В другой - «холодной» и контрастной цветовой гамме будет решаться грим красавицы XVIII века, где выбеленное лицо-маска будет контрастировать с тёмными бровями и ярким (холодным) румянцем на всём лице.

IV.3Сценический грим

Сценический грим – это корректирующая функция грима, когда не требуется подчёркивания ярких характеристик образа. Этика, культура сцены требуют обязательного применения хотя бы минимального грима, когда необходимо убрать красноту или бледность лица, его излишнюю жирность, замаскировать недостатки кожи; когда необходимо «оживить» бледные губы, глаза (даже мужчинам). Необходимо знать, что при искусственном освещении лицо, на котором не будет тона, пудры будет выглядеть болезненно бледным, серым и если будут рядом актёры в гриме, то его лицо (чаще мужчины) будет «выпадать» из сценографии спектакля, отрывка.

Дневной (натуральный) макияж, вечерний (яркий) макияж на сцене отличается от бытового своей большей насыщенностью, и более ярким рисунком деталей лица. Схема сценического грима, макияжа для удаленной сцены требует ещё большего усиления рисунка макияжа, грима, чтобы они «читались» на большом расстоянии сцены, но при этом не рекомендуется «перегружать» лицо молодой исполнительницы, что часто происходит на современной эстраде.

IV.4Мужской сценический грим, макияж

Мужской макияж, сценический грим требуют кропотливой работы. Здесь необходимо соблюсти основное условие: грима, макияжа не должно быть видно, особенно при близкой сцене. Главное – это убрать недостатки кожи лица, если они есть, и минимально применить приёмы макияжа. Именно в мужском гриме необходим жирный театральный грим, т. к., легко смешиваясь, он даёт возможность точно подобрать как тон-базу, так и лёгкий общий тон. Использовать эти краски нужно минимально, «прозрачно», легко. Моделировку, макияж бровей, глаз, рта выполнять только жировыми красками. Рекомендуется использовать рассыпную, (прозрачную) пудру («Дебют»), не театральную, которая плотнее по текстуре, которая будет заметна.

Необходимо знать уникальное свойство рассыпной пудры, которое состоит не только в ликвидации излишнего блеска (жирности), но и в прекрасной её способности закреплять грим. Особенно это её свойство необходимо при гриме-макияже глаз, чтобы тени и грим не «скатывались», не образовывали полоски на верхнем веке.

IV.5Театральные приёмы камуфляжа – омоложения лица

Существуют театральные и кино-приёмы для омоложения лица: временные (театральные) подтяжки лица, биологически-активные (сильные) маски, а также приёмы грима, когда всё лицо выполняется в светлом колорите и более плотно наносится тон-база, корректоры, общий тон, а в глубинах морщинок наносится более светлый тон. При старом лице шея закрывается воротником или шарфом, лоб – прической или шляпой. Мужчинам усы, бороды хорошо «закрывают» старые, провисшие носогубные складки. Женщинам необходимо закрывать «проблемную», нижнюю боковую часть лица лёгкой, воздушной причёской, причёской в стиле «каре» или шарфом.

IV.8 Полное лицо

Композиция грима полного лица строится в горизонтально-округлом рисунке всей пластики лица. При этой схеме нет вертикальной моделировки. Цветовая гамма грима - «тёплая», т.к. она увеличивает объёмы и детали лица. Округлые щёки, округлые брови, полный рот, подбородок выполняются в тёплых красновато-персиковых тонах. Нос, его кончик, подбородок округляются. Для увеличения объема (ширины) лица можно использовать золотисто-коричневые веснушки, которые наносятся не только на щёки, но и на нос.

Акцент в гриме – полные щеки, яркий румянец, полные губы.

Этот приём используется для композиции (схемы) грима весёлого лица (сангвиника) подростка, Иванушки-дурачка, славянки-простолюдинки. Светлые, кудрявые или волнистые волосы, округлой формы прическа увеличивают, округляют лицо.

В старой школе грима существовали сложные и неудобные для мимики актёра приёмы: толщинки из ваты, папье-маше, которые сейчас не используются.

IV. 9 Грим подростка

В этой схеме используются облегченные приёмы грима полного лица, приёмы омоложения лица, схема естественного румянца. Лицо здорового подростка обязательно должно быть румяным, который наносится до носа без синюшных «кругов» вокруг глаз и оливково-коричневых оттенков вокруг рта (см. «правила омоложения лица»). Для характерных образов мальчишек–сорванцов используются фактурные приёмы грима: веснушки, ссадины, «заеды» на губах, синяки, полученные в драке, щербинка на зубах или отсутствие переднего зуба и т.д. Используется приём подтяжки носа, чтобы он был короче и курносым. Вихрастая мальчишеская причёска или косички, хвостики у девочки дополняют образ подростка.

Во втором семестре продолжаются изучаться схемы грима.

V. СКУЛЬПТУРНО-ОБЪЁМНЫЕ,

VI. ХАРАКТЕРНЫЙ ГРИМ

VII. СКАЗОЧНЫЙ ГРИМ

Гротеск, преувеличение форм, деталей лица; широкое использование масок, пластики, постижа и других средств и приёмов сложного грима. Сказки А.С. Пушкина, А.Н. Островского «Снегурочка », П. Ершова «Конек-Горбунок», русские народные сказки.

VIII. МАСКИ

VIII. 1 Театральная маска. Маски театра Кабуки

История искусства грима и роль маски в древнегреческом театре, в театре «Кабуки», «Но», «Пекинской опере», с определённой символикой цвета, линий в изображении положительных и отрицательных героев, женских, фантастических образов. Необходимость использования масок японского театра «Кабуки» (образ воина-аристократа Самурая) в тренинге по изображению разных мимических состояний лица, монголоидной расы -раскрывает студенту мимическую, пластическую структуру его лица и показывает владение сложными приёмами характерного грима.

Маска рассматривается как традиционный и театральный аспект, которая легко деформирует лицо, вводит в мифологические структуры этнической культуры, резко изменяет облик, или «рисует» карикатуру. Гротескное, патологическое изображение уродства в маске становится возможным благодаря современным материалам, способным отливаться в любые формы и приобретать пластическую подвижность.

Маски, полумаски необходимы в театре, в детских спектаклях для быстрой смены (трансформации) образа одним актёром. Острохарактерные (гротескные) образы полумасок в театре Аркадия Райкина – гениальные жизненные наблюдения артиста, показывающие острые сатирические характеристики образов в его эстрадных миниатюрах, которые можно рекомендовать студентам для изучения пластики лица при изображении острохарактерного грима.

X. 2 Европеоидная раса

Большая, основная европеоидная раса - это северная, центральная, южная Европа, Индостан, Ближний Восток, США.

Северная Европа: народы Скандинавских стран, Прибалтики, Англии – светлый цвет волос, кожи лица, крупная и высокая пластика лица, преимущественно светлый цвет волос, кожи лица, глаз; наличие обильной растительности: бороды, усов и др.

Центральная Европа: французы, испанцы, немцы, русские и др. Славянские народы отличает: мягкость (округлость) пластики лица; преимущественно светлая окраска мягких, прямых или волнистых волос, голубых или серых глаз. Пластика лица народов Испании, юга Франции, Италии, Ближнего Востока отличается высотой пластики, высоким носом, некоторой жесткостью рисунка пластики скул; преимущественно тёмным цветом (пышных или вьющихся) волос, глаз.

Южная Европа: народы Кавказа, Италии, Приднепровья и др. Преимущественно высокая пластика лица, с высокой спинкой носа (горбинка), острыми скулами, светлой или оливковых нюансов кожей лица; тёмным цветом прямых или волнистых волос, тёмных глаз.

Основные признаки европеоидной расы. Пластика лица: лицо узкое, средней высоты; скулы мало выступают; ширина носа невелика, высота переносья – высокая; глаза разных размеров, разных цветов, округлые чаще с горизонтальной осью; брови разной густоты и разного рисунка, цвета; губы средние или тонкие. Хорошо развит третичный волосяной покров (борода, усы, волосы на теле); волосы мягкие, разных цветов, прямые или волнистые.

IX. 3Негроидная раса

Расовые признаки: темный цвет кожи, увеличенные формы носа, всей пластики лица. Использование в негроидном гриме гуммоза, тёмной морилки для тёмного тонирования тела, (ушей, шеи, рук, ног), приёмы работы с которой имеют свои особенности: необходимость постепенности и равномерности нанесения. Обязателен в гриме тёмный курчавый парик.

Основные расовые признаки: коричневый тон лица, тела; «тяжёлая», округлая пластика лица; широкий плоский нос (длина = ширине); большие вывернутые губы, которые светлее общего тона; круглые тёмные глаза; тёмные, жёсткие, курчавые волосы.

Центр композиции – нижняя часть лица: широкий нос, большие «вывернутые» губы.

Композиция грима – горизонтальная, округлого рисунка (схема грима полного лица), акцентируются в гриме тёмный тон лица (чисто коричневый тон оттеночных красок гримировальной коробки), преувеличенно вывернутые губы, широкий нос. Для изображения объёмности носа, щёк, рта применяются блики (светлый общий тон + коричневый цвет). Для увеличения формы носа иногда используется гуммоз, пластические налепки, которые приклеиваются до нанесения тона. В негроидном гриме необходим чёрный курчавый парик; тёмный тон грима рук, шеи, тела. Для грима рук и тела используется, т.н. «морилки» тёмных тонов. Загримированные лицо, шея, руки жирным гримом, необходимо тщательно закреплять тёмной пудрой; можно использовать коричневый аквагрим, который не пачкается, но нужно избегать попадания воды.

IX. 4Монголоидная раса. Китай, Япония

Типы: дальневосточная, восточно-азиатская и арктические эскимосы. Рисунок грима делается по принципу расширения и уплощения пластики лица, черный цвет волос; женские, мужские гримы. Монголия, Китай, Япония - отличные и схожие схемы грима; использование способа подтягивания глаз. Центр композиции грима - в верхней части лица: узкие глаза, плоская переносица, широкие плоские скулы. Слабая «растительность» на лице мужчин.

Расовые признаки: кожа немого темнее, чем у европейцев или имеет оливково-коричневатый оттенок. Глаза тёмные, узкие с восходящей осью (наружный угол брови поднят под углом вверх, к вискам), плоская складка на верхнем веке (эпикантус). Пластика лица широкая, плоская, низкая с горизонтальной моделировкой скул. Плохо развит третичный волосяной покров: редкие и свисающие вниз усы, которые можно нарисовать гримом или карандашом для подводки глаз, бровей.

Нужно отмечать в женском гриме китаянки и японки национальные особенности, их разницу. У японок, более европейская пластика лица (тонкий с горбинкой нос), отличные от Китая традиции в идеалах красоты, отсюда иной рисунок грима (гейша, женский образ Оннагаты из театра Кабуки или образ Чио Чио Сан из оперы «Мадам Баттерфляй» Пучинни).

Китай. Рисунок грима имеет горизонтальный характер: строится по принципу расширения и уплощения лица. Основное в схеме грима: хорошо высветленное глазное пространство, уменьшающее и сужающее глаза. Подводку глаза у наружного его угла проводится по восходящей оси. Подводка верхнего века начинается с середины глаза, чтобы не увеличить форму глаза. Чтобы показать эпикантус (кожную пластинку у внутреннего угла глаза), внутренний угол можно опускается и наносится на него блик – который усилит характерный для монголоидной расы рисунок глаза. Подводку нижнего века делается тонко и тоже от середины века.

Центр композиции грима монголоидной расы (Монголия, Китай) сосредоточен в верхней части лица: узкие глаза с восходящей осью, с изображением эпикантуса, плоская переносица, широкие плоские скулы. Завершает образ историческая прическа Китая из гладких чёрных волос, которая имеет отличия в сравнении с Японией.

IX.5Древний Египет

Уникальность облика древнего египтянина, исторического образа Нефертити (Новое Царство – XIV в. до н.э.), в облике которой отражены соединение трёх рас.

Идеал женской красоты: тонкая, почти мальчишеская небольшая фигурка, с ярким гримом-макияжем, в черном объёмном парике с большим количеством изящных украшений, имеющим магическое или ритуальное значение. Пропорции фигуры египтянки стали модными в 20-е гг. ХХ в., когда женщины стремились походить на мальчиков. Силуэты плоской тонкой фигуры с большими плечами, но только с большим ростом сохраняется на подиуме до сих пор. Пластика лица с чётко обозначенными бровями, скулами и чувственным ртом Нефертити стала использоваться в макияже (30-е гг. XX в.) актрисами Гретой Гарбо, Марлен Дитрих и др.

В композиции грима – соединение рисунка грима трёх рас. Европеоидная – узкая форма головы, лица; достаточно высокий нос. Монголоидная – миндалевидные, но не узкие глаза, хорошо «вылепленные» скулы. Негроидная – большой, чувственный рот и слегка приплюснутый кончик нос. В этом гриме основным является уникальный красновато-золотистый общий тон (цвет старого золота), который получается путем нанесения красно-коричневого тона, затем нанесения на него – желтого. Предварительно смешивать эти тона не рекомендуется. Провести «жесткую» моделировку скул и закрепить грим бронзово-золотистой пудрой. Самым отличающимся элементом (акцентом) в древнеегипетском историческом гриме является аппликативный рисунок бровей чёрного цвета (в виде ступеньки) и чёрной подводки больших миндалевидных глаз. Основные формы египетских париков: объёмные, геометризованные (нубийские: царица Нофрет – Древнее Царство, ХХI в. до н.э.), небольшие, округлые.

<


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.176 (0.013 с.)