Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VIII. 2 цирковой грим. Маски «рыжего» и «белого» клоуна

Поиск

Становление и развитие циркового искусства и грима-маски клоуна - это история развития маски Арлекина от XVI до XX века; популярность маски в цирке, пантомиме, музыкальных спектаклях; дуэт масок – Бригеллы и Арлекина в XVI в. (Комедия дель арте); появление в XIX веке маски ПьероГаспар Дебюро – «великий Паяц»;

(Клоун - с англ.- «деревенщина»). Клоуны: Футтит, Антонэ, Рико, Братья Фрателлини. Отличие клоунады, масок французского, английского, русского цирка. Цирковой грим – это линейный, плоскостной грим. Цветовая гамма: красный, белый, синий и чёрный. Клоунский грим - яркая, гротескная, индивидуальная маска, которая должна подчёркивать мимику артиста, преувеличивать недостатки его лица, выявлять характер образа (обидчивость, весёлость или злобность). Должен быть легко «читаемым» и видимым из дальних рядов цирка.

Маска Альбера Фрателлини (Рыжего) – классическая клоунская цирковая маска, ставшая символом цирка, имеющая множество вариаций.

«Рыжий» - объект шуток, «козел отпущения», увалень, неуклюжий (антипод Белому). Его облик: рыжий, взлохмаченный парик, преувеличенно нескладный костюм, ярко красный нос, огромный рот, поднятые высоко вверх брови и всё глазное пространство белое, на котором черные черточки (Альбер Фрателлини).

«Белый» - это Арлекин XIX-ХХ вв.: подвижный, злой, но элегантный, зловеще красивый. Обязательна белая маска, чёрная шапочка, резкий рисунок глаз и рта (Футтит, Антонэ, Франсуа Фрателлини и др.).

Венецианская маска. Зловеще (страшно) красивые маски венецианского карнавала. Мистическая, сакральная суть маски. Лицо–маска, неподвижность лица, полумаски и другие аспекты магии грима-маски.

Разрисовки лица, т.н. «фейсарт», новое в оформлении лица, тела, используемая в различных шоу, детских праздниках, в модельном искусстве (разрисовка лица, тела моделей), которая выполняется аквагримом (на водной основе) с использованием разных подсобных средств.

VIII. 3Маски животных (кошек, собак, обезьян, птиц и т.д.)

Маски животных – это изображение и соединение на одном лице человеческих черт и облика животных с изображением возраста, характера, с использованием аква-грима, полумасок, гуммоза, налепок (нос, уши, парики и др.). В детских спектаклях с участием образов-животных чаще используются только облегчённые варианты грима, которые не вызывают страха в детском восприятии. Целесообразно перед поиском грима просмотреть фильмы-мюзиклы: «Кошки» Уэббера, советский фильм-мюзикл «Мама», в которых прослеживаются современные тенденции в гриме масок животных: живописность, лаконичность, облегчённость и использование в рисунке грима приёмов мультипликации.

В прошлой театральной школе (до 50-70-х гг. XX в.) животные изображались преимущественно реалистично - с перегруженным гримом, обилием шерстяных или волосяных наклеек, обязательными налепками из гуммоза или другой пластики.

Композиция грима: рисуется кончик носа коричневым, чёрным или розовым с окантовкой. В зависимости от возраста или крупности животного нос можно сделать шире, длиннее или зауженным. Например, котёнку линии носа надо начинать от глаз, чтобы он был меньше, и сам кончик носа делать небольшим. Взрослому или мощному хищнику (лев, тигр и др.) нос нужно начинать от бровей и рисовать его широким. От кончика носа обязательно проводится по желобку (над верхней губой) тёмная линия. Над верхней губой изображаются два белых полукруга, на них чёрные точки, чёрные или белые усы. Под нижней губой можно тоже изобразить белый «лохматый» пучок шерсти. Рот «закрывается» тоном или черным цветом, сужается или уменьшается. Для изображения хищников, кошек, лисиц глаза рисуются утрированно восточными, т.е. узкими, с чёткой подводкой верхнего века вверх к вискам. На бровях изображаются «лохматые» фрагменты белой шерсти. Рыжеватый, серый или коричневатый цвет общего тона наносится тогда, когда обозначены белые фрагменты маски. Чтобы обозначить на лице маску, необходимо на скулах, сразу от наружных углов глаза, отрывистыми «лохматыми» линиями подчеркнуть скуловую кость, а также использование контрастных приёмов грима (соединение рядом белого и чёрного) сделают маску интересней и живописнее.

Для упрощения или быстроты изображения образа часто используется накладные маски, полумаски, пластические детали (нос, уши), парики, а также аквагрим, которым легко изображаются детали маски, но у него есть основной недостаток – это то, что он от пота, слёз или воды быстро «течёт», искажается рисунок маски.

В этом гриме можно использовать декоративную косметику: белые, серые, коричневые, желто-красные тени, которые сделают грим-маску более «пушистой», «легкой» и большой спектр дополнительного материала (нитки, веревки, мех, кожа, блестки и др.).

IX. НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ГРИМ. ИДЕАЛЫ

КРАСОТЫ. ОСНОВНЫЕ СТИЛИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ

IX.1Происхождение рас. Этногенез. Основные особенности рас

Происхождение рас, основные признаки, особенности рас описаны в книге «Человеческие расы» (Нестурх М.Ф.). Этногенез - наука о становлении, развитии рас, наций представлена Львом Гумилёвым в его книге: «Этногенез». Им даны характерные черты, психология многих этносов, их происхождение, становление, развитие, исчезновение. Знания этногенеза могут быть полезными в национально-историческом гриме.

В истории происхождения рас, этносов существует классификация рас: малые или вторичные расы, из которых при объединении образуются большие. Большие расы: 1) экваториальная или негроидно-австралоидная; 2) европеоидная; 3) азиатско-американская или монголоидная. Расовые признаки связаны с чертами лица: формой и высотой носа, губ; пластикой лица, формой черепа, нижней челюсти, скуловых дуг, цветом и текстурой волос (тёмные, светлые; жёсткие, мягкие; прямые, волнистые или курчавые). В этой классификации существует проблема определения чистоты расы, т.к. издавна происходит смешение рас (метизация).

В старой и современной театральной школе в искусстве грима, истории причёски существуют классические театральные приемы в национальном гриме, в котором используются театральные парики, имеющие этническую, стилевую, временную классификацию (египетский, ассирийский, курчавый негроидный, прямой чёрный монголоидный и т.д.). Студенту необходимо ориентироваться в истории прически, идеалов красоты определённого этноса, эпохи, знать основные силуэты причесок, головных уборов, которые конкретизируют народность, эпоху, традиции.

Всё человечество Земли (по Нестурху) распределяется на три основные (большие) расы: 1) – европеоидную, 2) – негроидная, 3) – монголоидная, которые в свою очередь делятся на многие малые расы.

X. 2 Европеоидная раса

Большая, основная европеоидная раса - это северная, центральная, южная Европа, Индостан, Ближний Восток, США.

Северная Европа: народы Скандинавских стран, Прибалтики, Англии – светлый цвет волос, кожи лица, крупная и высокая пластика лица, преимущественно светлый цвет волос, кожи лица, глаз; наличие обильной растительности: бороды, усов и др.

Центральная Европа: французы, испанцы, немцы, русские и др. Славянские народы отличает: мягкость (округлость) пластики лица; преимущественно светлая окраска мягких, прямых или волнистых волос, голубых или серых глаз. Пластика лица народов Испании, юга Франции, Италии, Ближнего Востока отличается высотой пластики, высоким носом, некоторой жесткостью рисунка пластики скул; преимущественно тёмным цветом (пышных или вьющихся) волос, глаз.

Южная Европа: народы Кавказа, Италии, Приднепровья и др. Преимущественно высокая пластика лица, с высокой спинкой носа (горбинка), острыми скулами, светлой или оливковых нюансов кожей лица; тёмным цветом прямых или волнистых волос, тёмных глаз.

Основные признаки европеоидной расы. Пластика лица: лицо узкое, средней высоты; скулы мало выступают; ширина носа невелика, высота переносья – высокая; глаза разных размеров, разных цветов, округлые чаще с горизонтальной осью; брови разной густоты и разного рисунка, цвета; губы средние или тонкие. Хорошо развит третичный волосяной покров (борода, усы, волосы на теле); волосы мягкие, разных цветов, прямые или волнистые.

IX. 3Негроидная раса

Расовые признаки: темный цвет кожи, увеличенные формы носа, всей пластики лица. Использование в негроидном гриме гуммоза, тёмной морилки для тёмного тонирования тела, (ушей, шеи, рук, ног), приёмы работы с которой имеют свои особенности: необходимость постепенности и равномерности нанесения. Обязателен в гриме тёмный курчавый парик.

Основные расовые признаки: коричневый тон лица, тела; «тяжёлая», округлая пластика лица; широкий плоский нос (длина = ширине); большие вывернутые губы, которые светлее общего тона; круглые тёмные глаза; тёмные, жёсткие, курчавые волосы.

Центр композиции – нижняя часть лица: широкий нос, большие «вывернутые» губы.

Композиция грима – горизонтальная, округлого рисунка (схема грима полного лица), акцентируются в гриме тёмный тон лица (чисто коричневый тон оттеночных красок гримировальной коробки), преувеличенно вывернутые губы, широкий нос. Для изображения объёмности носа, щёк, рта применяются блики (светлый общий тон + коричневый цвет). Для увеличения формы носа иногда используется гуммоз, пластические налепки, которые приклеиваются до нанесения тона. В негроидном гриме необходим чёрный курчавый парик; тёмный тон грима рук, шеи, тела. Для грима рук и тела используется, т.н. «морилки» тёмных тонов. Загримированные лицо, шея, руки жирным гримом, необходимо тщательно закреплять тёмной пудрой; можно использовать коричневый аквагрим, который не пачкается, но нужно избегать попадания воды.

IX. 4Монголоидная раса. Китай, Япония

Типы: дальневосточная, восточно-азиатская и арктические эскимосы. Рисунок грима делается по принципу расширения и уплощения пластики лица, черный цвет волос; женские, мужские гримы. Монголия, Китай, Япония - отличные и схожие схемы грима; использование способа подтягивания глаз. Центр композиции грима - в верхней части лица: узкие глаза, плоская переносица, широкие плоские скулы. Слабая «растительность» на лице мужчин.

Расовые признаки: кожа немого темнее, чем у европейцев или имеет оливково-коричневатый оттенок. Глаза тёмные, узкие с восходящей осью (наружный угол брови поднят под углом вверх, к вискам), плоская складка на верхнем веке (эпикантус). Пластика лица широкая, плоская, низкая с горизонтальной моделировкой скул. Плохо развит третичный волосяной покров: редкие и свисающие вниз усы, которые можно нарисовать гримом или карандашом для подводки глаз, бровей.

Нужно отмечать в женском гриме китаянки и японки национальные особенности, их разницу. У японок, более европейская пластика лица (тонкий с горбинкой нос), отличные от Китая традиции в идеалах красоты, отсюда иной рисунок грима (гейша, женский образ Оннагаты из театра Кабуки или образ Чио Чио Сан из оперы «Мадам Баттерфляй» Пучинни).

Китай. Рисунок грима имеет горизонтальный характер: строится по принципу расширения и уплощения лица. Основное в схеме грима: хорошо высветленное глазное пространство, уменьшающее и сужающее глаза. Подводку глаза у наружного его угла проводится по восходящей оси. Подводка верхнего века начинается с середины глаза, чтобы не увеличить форму глаза. Чтобы показать эпикантус (кожную пластинку у внутреннего угла глаза), внутренний угол можно опускается и наносится на него блик – который усилит характерный для монголоидной расы рисунок глаза. Подводку нижнего века делается тонко и тоже от середины века.

Центр композиции грима монголоидной расы (Монголия, Китай) сосредоточен в верхней части лица: узкие глаза с восходящей осью, с изображением эпикантуса, плоская переносица, широкие плоские скулы. Завершает образ историческая прическа Китая из гладких чёрных волос, которая имеет отличия в сравнении с Японией.

IX.5Древний Египет

Уникальность облика древнего египтянина, исторического образа Нефертити (Новое Царство – XIV в. до н.э.), в облике которой отражены соединение трёх рас.

Идеал женской красоты: тонкая, почти мальчишеская небольшая фигурка, с ярким гримом-макияжем, в черном объёмном парике с большим количеством изящных украшений, имеющим магическое или ритуальное значение. Пропорции фигуры египтянки стали модными в 20-е гг. ХХ в., когда женщины стремились походить на мальчиков. Силуэты плоской тонкой фигуры с большими плечами, но только с большим ростом сохраняется на подиуме до сих пор. Пластика лица с чётко обозначенными бровями, скулами и чувственным ртом Нефертити стала использоваться в макияже (30-е гг. XX в.) актрисами Гретой Гарбо, Марлен Дитрих и др.

В композиции грима – соединение рисунка грима трёх рас. Европеоидная – узкая форма головы, лица; достаточно высокий нос. Монголоидная – миндалевидные, но не узкие глаза, хорошо «вылепленные» скулы. Негроидная – большой, чувственный рот и слегка приплюснутый кончик нос. В этом гриме основным является уникальный красновато-золотистый общий тон (цвет старого золота), который получается путем нанесения красно-коричневого тона, затем нанесения на него – желтого. Предварительно смешивать эти тона не рекомендуется. Провести «жесткую» моделировку скул и закрепить грим бронзово-золотистой пудрой. Самым отличающимся элементом (акцентом) в древнеегипетском историческом гриме является аппликативный рисунок бровей чёрного цвета (в виде ступеньки) и чёрной подводки больших миндалевидных глаз. Основные формы египетских париков: объёмные, геометризованные (нубийские: царица Нофрет – Древнее Царство, ХХI в. до н.э.), небольшие, округлые.

IX.6Американские индейцы

Американские индейцы относятся к малой монголоидной расе. Основная схема грима: четкая пластика лица, красновато-коричневый тон лица; черные, прямые волосы, ритуальная раскраска лица.

Североамериканские индейцы. Расовые признаки. Цвет кожи лица, тела – цвет красного или старого золота, схожий с цветом кожи Древних Египтян («краснокожие»); европеоидная («жёсткая») пластика головы, монголоидного рисунка глаз и скул, чёрных и прямых волос.

Схема грима: общий тон (красного старого золота) создаётся путем последовательного нанесения на кожу лица актёра вначале самого тёмного (красноватого) тона из общих тонов гримировальной коробки, а затем нанесения жёлтого цвета из оттеночного ряда. В пластике лица присутствуют европеоидные черты: узкое и высокое лицо, с хорошо обозначенной формой носа с высокой переносицей, небольшой горбинкой, что достигается методом моделировки. Монголоидные черты проявляются в узких, горизонтально поставленных, миндалевидных глазах, но узких, как у китайцев; горизонтально и чётко промоделированных скулах. Рисунок рта имеет прямой и тёмный рисунок. Черные, прямые, жёсткие волосы - принадлежность индейцев к монголоидной расе.

Идеал мужской красоты североамериканского индейца, близкий к восприятию европейцев, в дальнейшем отразился во многих сценических образах, которых копировали многие поколения молодых людей в жизни, так как они отражали романтику подвига, смелости, мужской красоты (высокая, плечистая и стройная фигура, как мужчины так и женщины с хорошо выраженными мышцами у мужчин).

Южные индейцы (Инки, Майя), расовые признаки которых более близки монголоидной расе по пластике лица, но более тёмным цветом кожи (золотистой охры).

IX.7Древняя Ассирия, Вавилон

Идеалы красоты Древней Ассирии ярче отразились в мужском облике, в показе огромной физической силы, большой бороде, которая искусно завивалась, украшалась золотыми нитями. Объёмные усы и прическа черных цветов из трубчатых локонов, чётко подведённых глаз, бровей - подчёркивали мощь, силу и воинственность этого народа.

Композиция и рисунок грима: тёмно-оливковый общий тон. В пластике лица - мощные объёмы носа (по ширине и по высоте), скул. В рисунке грима акцентированы чёрной подводкой глаза и брови, которые соединены на переносице. Такой грим характерен для мужчин и для женщин (портрет царицы Шубад из Уры IV в. до н. э.).

Основное в композиции грима древнего ассирийца – это тёмно-оливковый тон лица с моделировкой, увеличивающей объём скул, носа, рта; крупные тёмные (чёрная подводка) миндалевидные глаза и густые чёрные, сросшиеся на переносице, брови. В композиции грима обязателен постиж, – это большая, вертикально завитая борода (т.н. «ассирийская»), усы, мужская прическа с вертикально завитыми локонами. Мужчины знатного происхождения носили волосы, распущенные до плеч, зачёсывая их назад, оставляя уши открытыми. Волосы завивались плоскими крупными волнами (ондуляция), расположенными в несколько рядов. Так как бороды были больше, чем обычные, то, очевидно, они были искусственными с вплетёнными в неё золотыми, цветными нитями. У воинов – небольшая остроконечная бородка с усами. Жрецы, евнухи бород не носили.

IX.8Древняя Греции, Древний Рим

Идеалы красоты Древней Греции, классические идеалы красоты (пропорции), созданные в классический период (V-IV вв. до н.э.), применимые ко всем видам искусства, используемые в изображении фигуры человека, лица человека в изобразительном искусстве, в гриме, макияже, в моде. Идеалы красоты заключались в высокой гражданственности, естественной красоте внешнего облика. В женской греческой прическе, с вытянутым затылком, обязательно завитыми волосами, ценилась простота и изящество, а также светлый, золотистый их цвет.

Рисунок грима: достаточно крупные черты лица, классические пропорции лица, при обозначении которых черты лица становятся крупными. Основной тон лица гречанки, итальянки – оливковый, нежно-персиковый или золотистый. Рисунок бровей и глаз мягкий, слегка округлый. Рот небольшой, но промоделированный, чтобы дать ему объём. В старой театральной школе этот исторический грим решается с характерной, опущенной вниз осью брови и глаза, которые изображают некоторое страдание, присущее изобразительному искусству эпохи Эллинизма. Лоб гречанки должен быть небольшим, частично закрытым волнистыми волосами. Модный золотистый цвет волос (златокудрые Эллины) часто добивался искусственным способом с помощью щёлочей и солнечного тепла. Поэтому завитые волосы разделялись продольным пробором и начёсывались низко «шторками» на лицо. Основные прически эпохи классической Греции (V в. до н.э.): «коримбос», «лампадион» и др. Греческая прическа имела в профиль вытянутый силуэт, утяжелённый затылок, но часто с открытой шеей. Основная красота прически, её силуэт просматривается в профиль. Гладких причёсок в изображении идеально красивых женщин в искусстве древнегреческой классики и эллинизма не наблюдается.

Древний Рим

Идеал женской красоты заключался в её величии (матрона), который создаётся более «тяжёлым» силуэтом причёски, чем в Греции, вытянутым вверх, с четко уложенными завитками. Цвет волос предпочитался светлый, золотистый. Заимствование идеалов красоты, культуры, религии Греции. Широкое использование декоративной косметики, отбеливающих масок.

Идеал мужской красоты – мужественность (гордый римский профиль), короткая стрижка, челка, отсутствие бороды, усов (портрет Августа – II в. до н.э.). В период демократии наиболее сильны были греческие влияния на идеал красоты. В период империи утверждаются итальянские идеалы, в которых нет гармоничной греческой простоты.

Рисунок грима римлянки. Это грим молодого красивого лица, с определённой исторической прической. По цветовому типу это «оливковая зима» или «зима», со светлой кожей лица и тёмными, контрастными лицу, волосами. Основное в гриме – это чистая, светлая кожа лица, с румянами, подведёнными глазами и тёмными бровями, с элементами классической моделировки.

В мужском гриме необходимо обозначить т.н. «гордый римский профиль», подчёркивающий мужественность, который достигается классической моделировкой всей формы лица: высокий с горбинкой нос, прямой рот и четкая моделировка скул; коротко подстриженные волосы, слегка завитая и опущенная на лоб челка, отсутствие усов и бород.

IX.9Средние века (X – XIV вв.)

В Средние века существовало несколько вариантов идеалов красоты:1) - культ «прекрасной дамы», воспеваемый трубадурами, у которой должны быть светлые или золотистые локоны, «свежий» цвет лица, губ, румянца; 2) - аскезный (монашеский) облик, в котором выделяются печальные глаза, тонкие брови с «падающей» осью; тон лица бледный, пластика лица удлиненная, волосы убраны («духовная» красота). Пластика лица – удлинённая (схема грима худого лица) без обозначения скул. В гриме рта не должно быть яркого цвета, чувственности; рисунок рта должен быть небольшим. Композиция, рисунок грима выполняется по схеме печального, худого лица меланхолика (вертикально-удлинённая пластика лица, тонкий прямой нос). При изображении религиозного «фаната» скулы должны иметь острую пластику как при изображении холеричного лица. Рот не должен привлекать внимания, должен быть бесцветным, узким, прямым или с потрескавшимися губами.

Происходит смена стилей (от романского стиля до Высокой Готики), идеалов красоты, причёски. Основное в композиции грима-макияжа: нежность, простота, отсутствие подводок глаз, бровей, губ; светлый холодный тон. Прически не играют в эту эпоху такого значения, как головные уборы, которые являются символами эпохи: романская повязка, эннены, высокие колпаки с вуалями и шлейфами, и т.д.

Мужские идеалы красоты в разных странах отличаются принадлежностью к определенной социальной группе. Основной рисунок мужского грима: крупное здоровое лицо, борода, усы, волосы средней длины, постриженные «под горшок», «пейзанская» стрижка; длинные, завитые волосы - у рыцарей, аристократии. У рыцарей и аристократов иные идеалы: бледное, холёное лицо с аккуратной небольшой бородкой, но крупными усами, поднятыми вверх (по испанской моде) и длинными завитыми волосами.

Прически не играют в эту эпоху такого значения, как головные уборы, которые являются символами эпохи (высокие колпаки с вуалями и шлейфами, разной формы и величины «эннены» и др.). Идёт более быстрая смена стилей, моды, идеалов красоты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 2417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.171 (0.01 с.)