Аналитическое направление работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитическое направление работы



1. Познакомиться с рабочим местом, должностными инструкциями, документацией вожатого.

2. Посетить «школу вожатых», проанализировать план работы детского оздоровительного лагеря.

Организаторское направление работы

1. Организовать детей на взаимодействие в трудовой, игровой, художественно-творческой, спортивной деятельности.

2. Организовать совместную деятельность временного детского коллектива.

3. Проанализировать выполнение задач, поставленных творческой программой работы отряда.

Социально-педагогическое направление работы

1. Составить план-сетку социально-педагогических мероприятий на 8 недель практики, в соответствии с планом работы детского оздоровительного лагеря и/или детского отряда.

2. Подготовить воспитательное мероприятие с элементами тренинга в соответствии с запросом от организации и /или в соответствии с планом-сеткой.

3. Реализовать мероприятие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Форма реализации мероприятия на выбор студента-практиканта.

Культурно-просветительское направление работы

1. Ознакомиться с психологической литературой по проблемам формирования общения в детском коллективе.

2. Составить план-сетку (на 8 недель) мероприятий, направленных на повышение психологической культуры общения детей (формы мероприятий на выбор студента).

3. Подготовить и реализовать культурно-досуговое мероприятие, нацеленное на формирование культуры общения в детском коллективе.

4. Анализ проведенного мероприятия, определение соответствия полученных результатов целям и задачам мероприятия.

5. Провести просветительскую беседу о профессии педагога-психолога, психолога-консультанта и конфликтолога.

 

По окончании практики студент представляет все наработанные материалы руководителю-методисту на проверку, и в соответствии с рекомендациями руководителя-методиста вносит необходимые коррективы в пакет отчетной документации.

Пакет отчетной документации по педагогической практике включает:

1. Дневник студента-практиканта.

2. План-сетка социально-педагогических мероприятий (общая продолжительность 8 недель).

3. Конспект воспитательного мероприятия.

4. План-сетка мероприятий, нацеленных на повышение психологической культуры общения детей.

5. Конспект культурно-досугового мероприятия.

6. Конспект беседы о профессии педагога-психолога, психолога, конфликтолога.

7. Самоанализ деятельности студента-практиканта.

8. Список используемой литературы.

9. Характеристика куратора практики от учреждения.

10. Характеристика руководителя-методиста от УрГПУ.

Методические рекомендации

При построении взаимодействия с ребенком особое значение придается организации беседы. Специалисты считают, что беседа с детьми – дело куда более ответственное и сложное, чем беседа с взрослыми. Отличия и осложнения начинаются уже с того, что за психологической помощью взрослые обычно обращаются сами, по своей инициативе, а детей к психологу приводят взрослые (родители, учителя, опекуны, тренеры и т.д.). Поэтому понятно, что у детей отсутствует мотивация общения со специалистом, с ними гораздо труднее установить нужный для доверительной беседы контакт.

Отсюда вытекает ряд специфических приемов для налаживания взаимоотношений с ребенком. Одни из них – игра. Через игру психологу проще привлечь ребенка к сотрудничеству. Для этого под рукой специалиста всегда должно быть соответствующее обеспечение: куклы, игрушки, бумага и карандаши, книжки с картинками, занимательные вещицы и т.п.

Особое требование предъявляется к речи и языку психолога, так как взрослая речь во многих случаях еще не доступна ребенку. И, наоборот, для правильного понимания маленького собеседника необходимо представлять его субкультуру и владеть его словарем. А иногда для плодотворного общения с подростком полезно даже перейти на его жаргон.

Нельзя забывать также, что способности к самонаблюдению у детей еще ограничены. Поэтому очень важна правильная, т.е. посильная для понимания и способствующая нахождению ответа формулировка вопросов. Тогда вопросы выполняют еще не только функцию познания детской психики, но и развивающую функцию, т.е. помогают ребенку осознать свои переживания, чувства, отношения, мысли, способствуют их вербализации.

Наконец, еще одной немаловажной особенностью беседы с детьми является возрастная дистанция, усиливающая неравенство позиций собеседников.

Известный специалист по психологии развития Й. Шванцара считает, что возникающие вследствие этих причин трудности смягчаются, если психолог займет позицию, определяемую принципами недирективной психотерапии:

1) надо создать мягкое, теплое, понимающее отношение к ребенку;

2) ребенка следует принимать таким, каков он есть;

3) надо дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительности и благожелательности, чтобы он мог свободно проявлять свои чувства;

4) нельзя ничего осуждать или оправдывать в позициях ребенка, но надо понимать их, причем так, чтобы ребенок это почувствовал.

Список рекомендуемой литературы

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст]. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 1997. - 368 с.

2. Батаршев, А. В. Организаторские и коммуникативные качества личности [Текст]: кн. для деловых людей. - Таллин: Регалис, 1998. - 108 с.

3. Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст]. / Т. Г. Богданова, Т.В. Корнилова. - М.: Роспедагенство, 1994. - 68 с.

4. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман.- М.: Владос-пресс, 2003. – 160 с.

5. Венгер, А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста [Текст]: кн. для шк. психологов / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - Томск, 1993.- 69 с.

6. Диагностика мнемических способностей [Текст]: метод. указания для шк. психологов, ил. / МО РСФСР; Свердл. гос. пед. ин-т. - Свердловск, 1991. - 22 с.

7. Диагностика мотивационной сферы личности [Текст]: метод. рек., ил. / МО РСФСР; СГПУ / сост. А.Э. Пятинин. - Екатеринбург, 1991. – 20 с.

8. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет [Текст]: метод. пособие для практич. психологов / Е.О.Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова.-2.изд. испр. и доп. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 144 с.

9. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст]: ил.; под ред. И.Б. Дермановой. - СПб.: Речь, 2002.- 176 с.

10. Корнилова, Т. Н. Диагностика мотивации и готовности к риску [Текст]: ил. / РАН, Ин-т психологии; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Ин-т психологии РАН, 1997. – 232 с.

11. Крупнов, А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности [Текст]. - М., 1993. – 79 с.

12. Личность и группа [Текст]: психодиагност. материалы / МО РСФСР; УрГПУ / сост. А.Г. Пятинина. - Екатеринбург, 1991. - 25 с.

13. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст]: пособие по практической психологии; ил. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. - 176 с.

14. Матвеева Л. [и др.] Что я могу узнать о своем ребенке? [Текст]: психолог тесты; ил / Л.Матвеева, И. Выбойщик, Д. Мякушкин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. - 320 с.

15. Меграбян, А. Психодиагностика невербального поведения [Текст]. - СПб.: Речь, 2001. - 256 с.

16. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст]: учеб. пособие. - 2-е изд. доработ.- М.: Просвещение; Учеб. лит., - 1996. – 352 с.

17. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений. - М.: ТЦ Сфера; Юрайт-М, 2001. – 448 с.

18. Овчинников, Б.В. [и др.]. Типы темперамента в практической психологии [Текст] / Б.В. Овчинников, И.М. Владимирова, К.В. Павлов. - СПб.: Речь, 2003. – 288 с.

19. Орехова, О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка [Текст]. - СПб.: Речь, 2002. – 112 с.

20. Подольский, А.И. [и др.] Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика [Текст]: учеб. пособие / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, П. Хейманс. - СПб.: Питер, 2004. – 202 с.

21. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. "Психология"; под ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева.-2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.

22. Практикум по психодиагностике: Дифференциал. Психометрика [Текст]: учеб. пособие; МГУ им. Ломоносова, Фак. псхологии; под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. - М., 1984. – 152 с.

23. Практикум по психологии состояний [Текст]: учеб. пособие; под ред. А.О. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. – 408 с.

24. Прохоров, А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности [Текст] / авт., сост. А.О. Прохоров. - М.: ПЕРСЭ, 2004. – 176 с.

25. Реан, А.А. Психология изучения личности [Текст]: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 288 с.

26. Романова, Е.С. Психодиагностика [Текст]: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. – 400 с.

27. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии [Текст].- СПб.: Речь, 2001. – 416 с.

28. Семаго, Н.Я. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 1999.

29. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб: Речь, 2005. – 384 с.


Программа практики в школе

 

Продолжительность: 3 недели.

Сроки прохождения: дневное отделение — 3 курс (6 семестр);

заочное отделение — 4 курс (7 семестр).

 

Объект работы: основные направления работы педагога-психолога в условиях среднего общеобразовательного учреждения.

Цель практики: формирование активной профессиональной позиции педагога-психолога среднего образовательного учреждения.

Место прохождения практики: средние общеобразовательные учреждения: школы, лицеи, гимназии.

Задачи практики

1. Ознакомить студентов со спецификой работы педагога-психолога в школе.

2. Закрепить теоретические знания и практические умения взаимодействия с детьми младшего школьного, подросткового и старшего школьного возрастов.

3. Сформировать практические умения в диагностическом, коррекционно-развивающем и социально-педагогическом направлениях работы педагога-психолога.

Практическая деятельность студентов в ходе педагогической практики условно подразделяется на ряд заданий.

Аналитическое направление работы

1. Познакомиться с должностными инструкциями, документацией педагога-психолога среднего образовательного учреждения.

2. Посетить и провести психолого-методический анализ мероприятий, проводимых психологом учреждения (коррекционных занятий, диагностического обследования, консультации педагога-психолога образовательного учреждения).

Диагностическое направление работы

3. Определить группы испытуемых (5 человек), имеющих сходные проблемы развития познавательной или личностной сферы (работа с запросом учителей, родителей).

4. Осуществить самостоятельный подбор психодиагностического инструментария для обследования испытуемых (5 человек). Обследование одной из сфер личности:

а) диагностика когнитивно-познавательной сферы;

б) исследование эмоционально-волевой сферы;

в) потребностно-мотивационной сферы;

(три методики на выбор студента).

5. Составить индивидуальные психодиагностические заключения, включая разработанные студентом рекомендации.

6. Изучение социального взаимодействия в группе сверстников (три методики на выбор студента).

7. Определение актуальной темы лектория (тренингов) для педагогов (или родителей школьников) образовательного учреждения (конструирование и анализ анкеты для педагогов).

Консультативно-просветительское направление работы

8. Подготовка и проведение групповой консультации для педагогов или родителей по актуальной проблеме из области педагогической психологии.

9. Оформление информационного стенда для родителей школьников по запросу психологической службы школы и/или классного руководителя.

10. Провести просветительскую беседу о профессии педагога-психолога, психолога-консультанта и конфликтолога.

 

Пакет отчетной документации по педагогической практике включает:

1. Дневник студента-практиканта.

2. Список диагностических методик, краткое обоснование их применения.

3. Психологическое заключение по результатам исследовательской деятельности, включающее индивидуальные рекомендации по коррекции и прогноз развития (5 шт.).

4. Качественный и количественный анализ данных изучение социального взаимодействия.

5. Анкета, определяющая тематику лектория для педагогов (или родителей школьников), анализ анкет.

6. Конспект консультации для родителей или педагогов.

7. Информационные материалы для стенда (текст).

8. Конспект беседы о профессии педагога-психолога, психолога, конфликтолога.

9. Список использованной литературы.

10. Характеристика куратора практики от учреждения.

11. Характеристика руководителя-методиста от УрГПУ.

Методические указания. На первом этапе взаимодействия психолога с педагогическим коллективом необходимо сформировать адекватный запрос педагогов на профессиональную психологическую деятельность. Согласно Р.В. Овчаровой, данное направление работы является наиболее трудным для начинающего психолога.

Диагностико-коррекционная работа с детьми не будет эффективной, если осуществляется в отрыве от реальной воспитательно-образовательной ситуации развития. Однако в некоторых учреждениях студент-практикант может столкнуться с отсутствием запроса на психологическую деятельность. При этом любое направление работы психолога строится в целостном воспитательно-образовательном процессе, и взаимодействие педагога и психолога является обязательным

Необходимо помнить, что у педагога не всегда сформирована система представлений о причинах возникновения и механизмах развития тех или иных психологических особенностей поведения и деятельности ребенка.

Психокоррекционная работа студента будет более успешной, если начинающий психолог изначально представит подобную информацию на доступном уровне для педагогов. Информация может быть представлена в виде доклада на методическом семинаре, в форме индивидуальной консультации, круглого стола, тренинга. Если нет возможности осуществления непосредственной работы с коллективом можно представить информацию в виде стендового доклада.

Наиболее частые запросы от педагогов коллектива и администрации образовательного учреждения:

- создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

- повышение психологической компетентности;

- налаживание отношений с детьми, с родителями;

- профилактика эмоционального выгорания педагогов;

- обучение техникам активизации интеллектуальной деятельности детей;

- выработка индивидуальных развивающих стратегий в работе с детьми;

- обучение способам эффективного взаимодействия с детьми с неблагоприятными вариантами развития личности (агрессивность, гиперактивность, тревожность, застенчивость и т.д.).

В некоторых учреждениях студент-практикант может столкнуться с неадекватными запросами (неадекватность может проявляться в отношении цели, методов, содержания работы). Например, «Наведите порядок на переменах». Попадая в подобные ситуации, начинающие психологи испытывают состояние фрустрации. Однако если подробно проанализировать даже неадекватные запросы, то можно обнаружить вполне соответствующие психологической деятельности моменты. Поэтому такие запросы необходимо переформулировать при помощи уточняющих вопросов, а также совместного анализа существующей проблемы и ее возможных ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН.

Взаимодействие психолога с педагогами предполагаем многовариантность форм: мини-лекции, ролевые игры, командная работа, групповые обсуждения, упражнения на усвоение психологических техник, деловые игры с видеосъемкой и последующим обсуждением, разбор сложных случаев из практики психодиагностический практикум, игротека и многие другие.

В аспекте психодиагностического обследования педагогического коллектива необходимо ориентироваться на следующие данные (психологическая атмосфера, уровень развития коллектива, стиль управления коллективом и межличностные отношения). В индивидуальное психодиагностическое заключение чаще всего включают уровень социально-коммуникативной компетентности, уровень притязаний и эмпатии, локус контроля и уровень личностной тревожности.

Социально-психологические исследования педагогического коллектива – весьма трудоемкая процедура, требующая жесткого соблюдения определенных этических требований. Поведение студента-практиканта должно отличаться предельной корректностью в проведении обследования, грамотностью в обработке и интерпретации результатов. Любое обследование проводится на добровольной основе. Также студент обязан соблюдать общие этические правила. Например, правило «полной конфиденциальности» - данные по коллективу представляются в анонимной форме. Студент-практикант сообщает какую-либо информацию педагогическому коллективу после глубокого анализа и при непосредственном курировании методиста-психолога по месту прохождения практики.

Методические рекомендации

При проведении психодиагностического обследования следует помнить о схеме или модели психодиагностического обследования. В психологической практике различают несколько наиболее известных моделей психологического обследования (Л.Ф. Бурлачук, Ю.З Гильбух, И.В. Дубровина, В.В. Столин, Л.Ф. Чупров и т.д.). Среди всего существующего многообразия моделей особняком стоит развернутая схема психодиагностического процесса, разработанная А.Ф. Ануфриевым. Ниже представлена сокращенная версия данной схемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.052 с.)