Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплексные экспертизы несовершеннолетних↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этот вид экспертизы завоевывает все более прочные позиции в связи с введением в УК РФ ст. 20, 22, увеличением числа психологов со специальной подготовкой, расширением спектра вопросов, ставящихся перед экспертами. Комплексная экспертиза несовершеннолетних становится все более необходимым инструментом в судебно-следственной практике. Междисциплинарный характер этих экспертиз определяет большую доказательность экспертных выводов, возможность решения более широкого круга вопросов и их согласования (психиатры, психологи, сексопатологи, судебные медики и пр.), использование бóльшего объема знаний по смежным подростковым дисциплинам. Комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы несовершеннолетних (КСППЭН) применяются чаще всего в практике освидетельствования несовершеннолетних в период следствия (подозреваемые, обвиняемые), а также при экспертизе потерпевших и свидетелей – детей и подростков. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых назначается в соответствии со ст. 79 УПК и проводится на основании ст. 392 УПК. Все чаще используется ее модифицированная и расширенная формулировка (содержащаяся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3.12.76 № 16), согласно которой нужно «выяснить степень умственной отсталости несовершеннолетнего, т.е. мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими». Проблемам методологии и методики проведения КСППЭН посвящена специальная работа И.А. Кудрявцева и Е.Г. Дозорцевой (1988). Перед экспертизой стоят две задачи, которые заключаются в выяснении, во-первых, «степени умственной отсталости несовершеннолетнего» и, во-вторых, «мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими». Первая из этих задач является промежуточной, вспомогательной для решения второй, основной. В связи с этим вопросы суда и следствия к экспертам могут быть корректно сформулированы следующим образом: 1) имеются ли у несовершеннолетнего отклонения в психическом развитии, и если да, то в чем они проявляются; 2) мог ли несовершеннолетний, с учетом уровня его психического развития, полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими. На практике перед экспертами основной задачей часто оказывается установление соответствия психического развития несовершеннолетнего календарному возрасту 14 или 16 лет для ответа на вопрос о том, может ли он быть привлечен к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ). Не менее важна и другая задача КСППЭН, заключающаяся в необходимости определения, мог ли несовершеннолетний «полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими». Цель установления этих обстоятельств заключается в индивидуализации ответственности несовершеннолетнего и применяемых к нему коррекционных мер. Экспертное решение о том, в полной или ограниченной мере несовершеннолетний мог сознавать значение своих действий и руководить ими, должно опираться на определенные комплексные психолого-психиатрические критерии оценок. Одна из основных предпосылок для такого вывода – выделение клинических характеристик нарушений развития, которые не исключают вменяемости, но могут ограничивать способность несовершеннолетнего сознавать значение своих действий и руководить ими. Анализ клинического материала позволил выделить критерии, лежащие в основе экспертной оценки не только невменяемости, но и ограниченной способности по вменению. Разработка методологических, теоретических и практических аспектов комплексной судебно-психиатрической экспертизы потерпевших в настоящее время является одной из актуальных и сложных задач судебной психиатрии (Ю.Л. Метелица, Б.В. Шостакович в соав.; Т.П. Печерникова; Н.Б. Морозова). Для точной правовой оценки судом действий обвиняемых и установления степени их виновности важное значение имеет анализ поведения и психическое состояние потерпевших в криминальной ситуации, учет последствий преступления для психического здоровья жертвы. Кроме того, потерпевшие, правовые гарантии которых закреплены действующим уголовно-процессуальным кодексом, являются участниками судебно-следственного процесса и могут активно влиять на его исход. Возрастные особенности психики малолетних (незрелость, внушаемость, подчиняемость, недостаточность жизненного опыта, неумение полно и критично оценить ситуацию и прогнозировать ее развитие, неосведомленность в вопросах половых отношений и др.) часто определяют виктимное поведение несовершеннолетних. Подростки зачастую становятся объектами криминальных действий сверстников в ситуациях «необоснованного доверия» или «быстротечных знакомств». Риск совершения противоправных действий еще более повышается в отношении несовершеннолетних, у которых имеются психические расстройства, сопровождающиеся неправильным, отклоняющимся поведением. Выделяют провоцирующее, пассивно-безучастное и нейтральное поведение жертвы, которое может быть обусловлено как медицинскими (психические расстройства), так и психологическими (личностные, возрастные особенности, психогенная дезорганизация) причинами, а также социальными факторами (несформированность морально-этических принципов). Сексуальное злоупотребление в отношении несовершеннолетних (Child Sexual Abuse) рассматривается в мировой литературе как особый вариант жестокого обращения. Психогенные состояния, развивающиеся у жертв сексуальной агрессии, в подростковом возрасте характеризуются преобладанием невротических депрессивных нарушений, фобическими проявлениями, комплексом сверхценных переживаний, отражающих особенности психогении, что частично соответствует критериям DSM-III-R для посттравматического стрессового расстройства. Показаниями для направления несовершеннолетних на экспертизу является малолетний возраст (до 14 лет), наличие у них психических расстройств, сведения о неправильном, провоцирующем поведении, употреблении алкогольных напитков, наркотических или токсикоманических препаратов в период криминала, данные о перенесенных черепно-мозговых травмах с потерей сознания, непоследовательность и противоречивость показаний в ходе следствия, сообщения родственников о появившихся после случившегося неблагоприятных последствиях (депрессивные состояния, суицидальные тенденции, припадки и т.д.), а также наличие у них повышенной склонности к фантазированию, внушаемость и подчиняемость. Предпочтителен амбулаторный вид освидетельствования несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. Кроме диагностических, основными вопросами, подлежащими разрешению, являются: 1) установление способности потерпевших понимать характер и значение действий преступника и оказывать сопротивление; 2) определение возможности потерпевших и свидетелей правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; 3) констатация возможности свидетелей и потерпевших участвовать в предварительном следствии и судебных заседаниях; 4) выявление психических расстройств, установление их связи с причиненными в результате преступления повреждениями, а также определение степени тяжести телесных повреждений (последнее устанавливается судебными медиками). Важной задачей КСППЭН является определение возможности несовершеннолетних свидетелей и потерпевших участвовать в судебно-следственном процессе, так как под влиянием неблагоприятных стрессовых факторов у них могут развиваться разнообразные по глубине и продолжительности психогенные состояния.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.......................................................................................................................................................... 4 Раздел первый ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ
Глава 1. Понятие судебной психиатрии и история ее развития 1.1. Предмет судебной психиатрии и ее задачи (Т.Б. Дмитриева, С.Н. Шишков)........................................ 5 1.2. Краткий исторический очерк развития судебной психиатрии (С.Н. Шишков)................................... 10
Глава 2. Предмет судебно-психиатрической экспертизы по уголовным делам 2.1. Юридический и медицинский критерии психических расстройств лица во время совершения ...... им уголовно наказуемого деяния. Проблема невменяемости и ограниченной вменяемости ...... (С.Н. Шишков)............................................................................................................................................. 19 2.2. Юридический и медицинский критерии и правовые последствия психических расстройств лица ...... в период после совершения им преступления, но до вынесения судом приговора (С.Н. Шишков). 27 2.3. Судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей и потерпевших (Т.П. Печерникова)..................... 33
Глава 3. Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе (К.Л. Иммерман) 3.1. Понятия правоспособности, дееспособности, недееспособности......................................................... 38 3.2. Виды судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе................................................ 40 3.3. Судебно-психиатрические заключения при отдельных нозологических формах психических ...... заболеваний.................................................................................................................................................. 48
Глава 4. Меры медицинского характера в отношении психически больных, совершивших общественно опасные деяния (А.С. Дмитриев)................................................................. 50
Глава 5. Организация, порядок назначения и производства судебно-психиатрической экспертизы 5.1. Организация судебно-психиатрической экспертизы (Т.Б. Дмитриева, С.Н. Шишков)...................... 53 5.2. Виды судебно-психиатрических экспертиз (С.Н. Шишков).................................................................. 57 5.3. Психиатр-эксперт. Его права и обязанности (С.Н. Шишков)................................................................ 62 5.4. Назначение и производство судебно-психиатрической экспертизы (С.Н. Шишков)......................... 67 5.5. Судебно-психиатрическое экспертное заключение и его оценка следователем и судом ...... (С.Н. Шишков)............................................................................................................................................. 75 5.6. Комплексные судебно-психиатрические экспертизы (Т.П. Печерникова)........................................... 77
Глава 6. Основы пенитенциарной психиатрии (С.Н. Шишков) 6.1. Организация психиатрической помощи осужденным к лишению свободы........................................ 82 6.2. Освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных, заболевших тяжелым ...... психическим расстройством...................................................................................................................... 86 Раздел второй ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ
Глава 7. Симптоматология психических болезней (А.С. Дмитриев)....................................................... 89
Глава 8. Синдромы психических нарушений (А.С. Дмитриев)................................................................ 97
Раздел третий
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.012 с.) |