Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 16 основные задачи и возрастная специфика Экспертизы несовершеннолетнихСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних (СПЭН) проводится в соответствии с общими нормами производства судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ), установленными процессуальным законом, но подчинена также своим, специфическим для подросткового возраста, правилам, связанным с некоторыми особенностями законодательства, методологией обследования, клиникой психических расстройств, диагностикой и экспертной квалификацией. Выделение СПЭН в самостоятельный раздел (постановление ЦИК и СНК от 7.04.35) было продиктовано потребностями юридической и судебно-психиатрической практики и основано на специфике правового положения несовершеннолетних. В связи с этим в 1935 г. было организовано в Институте им. В.П. Сербского специальное стационарное судебно-психиатрическое отделение для несовершеннолетних, которое просуществовало 6 лет – до Великой Отечественной войны и стало функционировать вновь только с 1981 г. В законодательстве разных стран, начиная с 20-х годов текущего столетия, закреплены в числе прочих положения о возрасте совершеннолетия и возрасте привлечения к уголовной ответственности. Два кардинальных вопроса решаются в разных государствах в настоящее время неоднозначно и в прошлом не были стабильными в каждом из них. Это свидетельствует об известной условности определения возраста совершеннолетия и уголовной ответственности. Так, в законодательстве США (Э.В. Мельникова, 1980) полная уголовная ответственность начинается с 16 лет. Несовершеннолетними в 33 штатах США признаются лица до 18 лет, а в трех штатах – до 21 года. Подростки, обвиняемые в нарушении уголовных законов, в Америке именуются делинквентами и рассматриваются не только подлежащими наказанию, но и нуждающимися в социальной помощи и особом контроле. Применяют термин «делинквент» и к лицам в «предделиктном состоянии». В английском законодательстве несовершеннолетними считаются лица с 10 до 17 лет, причем выделяются две категории: дети – до 14 дет и подростки с 14 до 17 лет. Ребенок до 10 лет не может быть привлечен к уголовной ответственности, а до 14 лет он считается ограниченно ответственным. Даже в возрасте от 17 лет до 21 года тюремное заключение назначается в исключительных случаях. Во Франции несовершеннолетние в возрасте до 13 лет являются безусловно не подлежащими уголовной ответственности, к ним применяются меры только воспитательного характера. Несовершеннолетние с 13 до 18 лет считаются уголовно ответственными, причем любая мера наказания может сопровождаться, если есть признаки «опасного состояния», назначением «мер безопасности» (надзором за поведением) до 21 года. В ФРГ «уголовно-правовое несовершеннолетие» приходится на возраст 14–18 лет, но на «молодых людей» в возрасте от 18 лет до 21 года также может распространяться закон об уголовной ответственности несовершеннолетних. Речь идет о случаях, когда «молодой человек» по уровню своего развития равноценен подростку либо его деяние характерно для этого возраста. Иными словами, закон учитывает наличие психического ювенилизма и инфантильной мотивации поступков. Бурный рост преступности несовершеннолетних за рубежом в 50 – 60-х гг. значительно активизировал деятельность криминологов, социологов и психиатров, способствовал оформлению подростковой психиатрии в самостоятельную дисциплину, стал причиной организации национальных и международных союзов, ассоциаций, конгрессов, симпозиумов. К этому времени сложилось четкое представление, что преступность несовершеннолетних – это «мировая проблема», «угроза обществу». В связи с этим в разных странах стали создаваться «национальные программы борьбы с преступностью несовершеннолетних», начался поиск мер «более действенных, чем привычные уголовно-правовые способы борьбы с ней». В России личность «трудных» подростков стала активно изучаться в начале XX века (Г.Я. Трошин, 1915 и др.). Уже в 1919 г. по инициативе В.М. Бехтерева в Москве, Ленинграде и Харькове были организованы специальные медико-педагогические учреждения, институты по изучению личности несовершеннолетних беспризорных и правонарушителей. В России по существующему законодательству совершеннолетними считаются лица, достигшие 18 лет. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность, определен 16 годами. За наиболее тяжкие преступления возраст уголовной ответственности снижен до 14 лет. Указанное правовое положение несовершеннолетних связано со сложившимся представлением об естественной возрастной психической и социальной незрелости, определяющей неспособность в полной мере осознавать сложные законы общества и правила поведения в нем, логически мотивировать свои поступки; недостаточность правовых знаний и умения ими пользоваться, незрелость волевых функций, недостаточная сформированность критических способностей и способности адекватно прогнозировать последствия своих действий. Подростки 14–16 лет могут быть привлечены к ответственности лишь за тяжкие преступления, а несовершеннолетним 16–18 лет могут быть инкриминированы все статьи УК, но при небольшой общественной опасности содеянного к ним может применяться не уголовное наказание, а принудительные меры воспитательного характера и, в частности, помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. Степень выраженности естественной возрастной психической незрелости зависит от многих причин, но при отсутствии психических заболеваний она связана с возрастом несовершеннолетнего. Таким образом, даже при нормальном психическом развитии несовершеннолетние в возрасте 14–18 лет являются ограниченно ответственными. Введение в УК РФ ч. 3 ст. 20 определило новый более дифференцированный подход к понятию возраста уголовной ответственности, утвердив необходимость учитывать особенности психического развития (темп, своевременность). При этом в формулировке закона отмечено, что если в период несовершеннолетия (14–16 лет) имеет место отставание в психическом развитии, подросток не подлежит уголовной ответственности. Указано также на необходимость учитывать не всякое «отставание», а только такое, которое определяет неспособность в полной мере осознавать общественно опасный характер своих действий и руководить ими. Следовательно, в законе учтены не только количественные, но и качественные показатели психического развития. Включение этого положения в Уголовный кодекс является несомненно прогрессивным фактом, более соответствующим международной Конвенции о правах ребенка ООН (1989). Минимальные стандартные правила ООН о правосудии в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», 1985) также содержат широкий круг положений о диапазоне возраста привлечения к уголовной ответственности с учетом разных законодательств, а также о том, что при определении возможности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетнего следует руководствоваться не только формальным признаком «возраста», но и принципом «разумения». Главным недостатком, затрудняющим практическое использование ст. 20 УК РФ, является неопределенность в трактовке содержания понятия «отставание в развитии», не связанное с психическим расстройством. Например, в «Комментарии к УК РФ» (1996) в это понятие включена олигофрения, что не правильно по существу, так как олигофрения не может рассматриваться вне рамок психических расстройств. Она имеет свое клиническое выражение и свои не только количественные, но и качественные характеристики. Идентификация понятия «отставание в развитии» с педагогической запущенностью также неправомерно, поскольку издержки воспитания не могут ограничивать возможность привлечения к уголовной ответственности. Отмечено: также, что для определения возраста назначается судебно-медицинская экспертиза. Поясним, что указанная экспертиза, если и может способствовать определению возраста (зоны роста костей, состояние зубов и т.д.), то только физического. Соответствие же между физическим и психическим уровнями развития наблюдается далеко не всегда. Если речь идет о психиатрической экспертизе, то возможности решения вопроса о фактическом психическом развитии очень ограничены. Психологи считают, что на этот вопрос ответить точно нельзя, поскольку имеющиеся в их распоряжении возрастные нормы относятся к возрастным периодам (например, 12–16 лет), а не к конкретному возрасту. На наш взгляд, ч. 3 ст. 20 УК РФ нуждается в пояснениях, комментариях. Только при этом условии возможно его практическое применение. 1. Часть 3 ст. 20 должна касаться только состояний задержанного, замедленного психического развития в форме личностного инфантилизма, т.е. должна исчерпываться асинхронией психического развития, нарушением темпа развития. Выражением такого «отставания» является частичная детскость психики, поведения, мотивации и невыраженность пубертатных особенностей, соответствующих паспортному возрасту. Такое отставание в развитии может быть связано с конституциональными особенностями, соматическим неблагополучием, «госпитализмом», другой длительной депривацией (лишение необходимых стимулов для нормального психического развития). 2. Статья 20 УК РФ не касается понятий: а) олигофрения; б) педагогическая и социальная запущенность без признаков клинически очерченного синдрома психофизического инфантилизма; в) выраженных задержек психического развития, являющихся следствием органического поражения, шизофренического процесса или другого психического расстройства, которые сопровождаются не аномалией развития, а дефектом психики и требуют применения ст. 21, 22 УК РФ. 3. Часть 3 ст. 20 УК не должна распространяться на весь период несовершеннолетия, ее действие следует ограничивать 14–15 годами. Это связано с тем, что сохранение детской психики в возрасте после 15 лет чаще всего означает более очерченную психическую патологию, при которой применение ст. 20 УК неправомерно. 4. Для решения вопроса о применении ч. 3 ст. 20 УК целесообразно назначение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Если проведение комплексной СППЭ невозможно по техническим причинам, то рекомендуется вначале провести судебно-психиатрическое освидетельствование, а затем рекомендовать проведение дополнительной судебно-психологической экспертизы. 5. Окончательное решение вопроса о применении ч. 3 ст. 20 УК РФ входит в компетенцию прокуратуры или суда. Важным нововведением является также ст. 96 УК РФ. В ней речь идет о том, что уголовная ответственность лиц от 18 до 20 лет в исключительных случаях (особенности общественно опасного деяния и личности) может определяться теми критериями, которые применяются к несовершеннолетним. Здесь, по нашему мнению, также требуется уточнение. Возможность применения законодательства, разработанного для несовершеннолетних, по отношению к лицам 18–20 лет должно определяться, главным образом, сохранением у них особенностей психики, характерных для младшего подросткового возраста (до 16 лет). Именно это определяет возможность рассматривать таких лиц, как фактически не достигших совершеннолетия. В уголовном производстве по делам несовершеннолетних могут участвовать их законные представители (родители, опекуны, попечители), а также защитники. Указанные лица призваны во время следствия и судебного разбирательства защищать права несовершеннолетнего. В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника может участвовать педагог. В целом правильная организация СПЭН определяется: во-первых, обоснованностью направления несовершеннолетнего на судебно-психиатрическое освидетельствование; во-вторых, адекватностью выбора вида экспертизы; в-третьих, квалифицированностью подростковых специалистов, привлекаемых к проведению СПЭН; в-четвертых, использованием апробированных критериев диагностики и судебно-психиатрической оценки; в-пятых, адекватностью рекомендуемых мер и возможностью их полноценного осуществления. Основной задачей судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних, как и СПЭ в целом, является правильная квалификация психического состояния, включающая в себя констатацию (или исключение) психических расстройств, определение их нозологической или синдромологической принадлежности (диагностика) и степени их выраженности, патологичности (критерии судебно-психиатрической оценки). Решение каждого из этих вопросов невозможно или крайне затруднено без знания возрастной специфики подростковой психиатрической клиники. Роль возрастного фактора в развитии и клиническом оформлении психических расстройств доказана многочисленными исследованиями и определяется тем, что в это время мы имеем дело не с обычным возрастным отрезком, а с периодом, наиболее значительным и ответственным для формирования личности, периодом бурного психо-эндокринного созревания, обозначаемого как пубертатный криз (12–18 лет). Основу этого криза составляет незаконченное, очень интенсивное и неравномерное созревание органов и систем, обусловливающее повышенную реактивность и хрупкость нервно-психической организации. Установлено, что чем более неравномерно, дисгармонично или асинхронно протекает пубертат, тем вероятнее его участие в патогенезе психических расстройств. Роль пубертатного криза в развитии психической патологии может быть различной – от преципитирующей (т.е. подталкивающей развитие болезни, начавшейся еще в детстве), патопластической до причинной, этиопатогенетической. Именно в этот период начинаются или обостряются хронические психические болезни, возникают декомпенсации ранних резидуально-органических состояний, происходит бурное формирование психопатий и психопатоподобных состояний, учащение психогенных реакций, начинаются психогенные и невротические развития личности, выявляются эпилепсия и прочее. Наиболее адекватным является выделение в пубертате двух фаз: «негативной» (12–15 лет) и «позитивной» (16–18 лет). Первая из них – фаза дезорганизации, выраженной психической нестабильности – наиболее значима для выявления или начала психических расстройств. Позитивная фаза – фаза стабилизации и гармонизации. При патологии может происходить смещение фаз во времени, может нарушаться темп, массивность, выраженность подростковых психологических проявлений. В патологии, в зависимости от ряда факторов, в том числе нозологической формы, клиническая характеристика каждой из фаз и их длительность, как правило, значительно изменяются. Например, при задержках развития негативная фаза, будучи пролонгированной, может захватывать не только весь период, соответствующий в норме позитивной фазе, но продолжаться и после 18 лет. Напротив, раннее и резкое выявление психологической кризовой симптоматики при длительном отсутствии тенденции к гармонизации психики обозначают как «хронический криз созревания». Обращает на себя внимание, что при патологическом протекании негативной фазы даже в позитивной среде значительно усиливается риск антиобщественного поведения, совершения криминальных поступков. Это, по-видимому, связано с тем, что период, наиболее важный для формирования адаптационных способностей, протекает искаженно, в результате возникает социальная инадаптированность. В период пубертата могут начинаться или обостряться хронические психические заболевания (шизофрения, эпилепсия и др.). Девиантное протекание пубертатного криза уже само по себе может проявляться как психическая патология. Наиболее часто встречаются три варианта: 1) психологический криз созревания, который исчерпывается только количественным усилением присущих этому возрасту психологических особенностей и противоречий, отличается парциальностью отклонений, диспропорциями психического созревания; 2) дисгармонический пубертатный криз исчерпывается личностными нарушениями по психопатическому и психопатоподобному типам. Соответственно психологический криз созревания здесь выражен более значительно, как и нарушения поведения (вплоть до делинквентных форм), и личностные (патохарактерологические, психопатические) реакции, и социальная дезадаптация; 3) патологический пубертатный криз включает психические расстройства личностного регистра в виде пубертатной психопатологии (патологические фантазии, пубертатная астения, сверхценные образования, невротические и неврозоподобные синдромы, аффективные нарушения, расстройства влечений, гебоидные состояния). При этом симптоматика первого и второго варианта также имеет место, но носит факультативный характер. Здесь отмечаются: а) карикатурное и труднокорригируемое стремление к самоутверждению с помощью механизмов псевдокомпенсации; б) искажение подростковой эмоциональности, вплоть до степени психоэстетической пропорции (по Э. Кречмеру) в виде сочетания сенситивности с черствостью и жестокостью; в) оппозиционность, вплоть до враждебности; г) крайне непримиримый максимализм в оценках и решениях; д) тенденция к образованию моноидеистических комплексов, сверхценный характер увлечений, поиск «абсолютных» истин и сверхидеалов; е) склонность к патологическому индуцированию; ж) упорная склонность к рефлексии. Выделение состояний, протекающих как патологический пубертатный криз, принципиально важно и для более полного понимания возрастной динамики разных нозологических форм, и для уточнения роли пубертатного криза в генезе психических расстройств, и для более адекватной и полной систематики пубертатной психопатологии, и для решения правовых вопросов. Подростки чаще, чем взрослые, экскульпируются, что связано с частотой патологического протекания пубертатного криза, наличием задержек развития, диссоциированного созревания, массивностью психопатоподобных нарушений, т.е. всех тех расстройств, которые составляют возрастную специфику и экспертная оценка которых решается по степени выраженности (юридический критерий невменяемости). При освидетельствовании подростков необходимо помнить о влиянии возраста на клиническую картину психических заболеваний. Клинический опыт показывает, что первое впечатление о психическом состоянии подростка часто оказывается ошибочным не только в связи с особенностями оформления у них психических заболеваний, но также с нежеланием или неумением в этом возрасте сообщать о своих недугах, последовательно защищать себя, частой бравадой и наклонностью к вымыслам, тенденцией к психологической интерпретации любых своих нелепых поступков, возможностью корригировать свое поведение и высказывания во время беседы с официальным лицом и т.д. Поэтому для обоснованного экспертного заключения необходимо получение полноценных сведений о подростке, о перенесенных им в детстве заболеваниях и травмах головного мозга, о фактах его неправильного поведения в прошлом, о динамике его состояния к периоду обследования. Приведенные данные с очевидностью свидетельствуют о предпочтительности стационарного, а не амбулаторного освидетельствования подростка, а также о необходимости тщательного собирания материалов по уголовному делу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.145.50 (0.012 с.) |