Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3: Взаимосвязь обучения и развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План: 1. Проблема соотношения развития и обучения в зарубежной и отечественной психологии (Ж.Пиаже, бихевиористы, Л.С.Выготский). 2. Понятие зон развития по Л.С.Выготскому 3. Понятие акселерации и амплификации и их роль в развитии ребенка 4. Виды научения 5. Механизмы научения.
1. Проблема обучения и развития всегда была одной из центральных для детской психологии, но решалась она по - разному в зависимости от исходных представлений о сущности детского развития. Существует три основных подхода к решению этой проблемы. Первый из них принадлежит Ж.Пиаже. Как мы уже знаем, он понимал психическое развитие, прежде всего как развитие интеллекта, которое осуществляется в результате созревания когнитивных структур, как переход от одной стадии к другой. Если интеллект ребенка недостаточно развит, то и обучать его можно, только опираясь на тот уровень, который он уже достиг. Поэтому обучение может быть эффективным только тогда, когда оно следует за развитием, несколько отставая от него. Второй подход реализуется в бихевиоризме, где процессы обучения и развития практически отождествляются. Поскольку в этом направлении развитие ребенка сводится к приобретению и накоплению навыков, а обучение и есть процесс приобретения навыков, то эти два процесса идут параллельно. Третий подход связан с именем Л. С. Выготского. Согласно его представлениям, обучение не должно приспосабливаться к развитию и «плестись у него в хвосте». Конечно, обучение должно учитывать достигнутый уровень развития, но не для того, чтобы на нем останавливаться, а для того, чтобы вести это развитие дальше, чтобы понять, каким должен быть следующий шаг. Поэтому, согласно Л.С.Выготскому, обучение должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой. 2.Важным является положение Л.С. Выготского о том, что существует два уровня развития: 1. (ЗАР)- зона актуального развития 2. (ЗБР)- зона ближайшего развития ЗАР характеризует особенности психического фундамента ребенка, сложившийся на сегодняшний день, т.е. то, что ребенок умеет выполнять самостоятельно, без посторонней помощи (зубы чистить, умываться...) ЗБР - это то что ребенок может сделать совместно со взрослыми, г.е. реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть использованы, но, с помощью взрослых (при показе, указаниях, поправках, которые взрослый вносит в его действия) Величина ЗБР - это важный показатель обучаемости ребенка, того запаса развития, который он имеет на данный момент. Каждый новый шаг обучения использует ЗБР и одновременно формирует новую, которая становиться предпосылкой для дальнейшего обучения Зная, что ребенок может выполнить сегодня с помощью взрослого, а завтра самостоятельно, воспитатель (учитель) в своих требованиях ориентируется на завтрашний день развития ребенка. Такой подход показывает не только ведущую роль обучения, но и ведущую роль воздействия взрослого. В последнюю разработку этой проблемы внес новые уточнения С.Л.Рубинштейн. Он показал, что обучение и развитие является сторонами единого процесса. Таким образом, ребенок глубже развивается, обучаясь и воспитываясь. В этом сложном процессе важным является активность самого ребенка Обучение должно вести за собой развитие, обучение должно быть развивающим. Это значит, что педагоги должны не просто давать детям не только сумму знаний, но и учить их оперировать и этими знаниями. Так, к ЗАР относятся обученность, воспитанность, развитость, а ЗБР - обучаемость, воспитуемость, развиваемость. Показатели уровня психического развития: актуальное развитие: Обученность: 1) это знания детей; 2) оперирование отдельными учебными действиями, умениями и навыками. Развитость: 1) наличие с формирования учебной деятельности: а) владение целостной деятельностью в единстве ее компонентов; б) самостоятельная постановка задач в деятельности, обучении; в) построение обобщенных ориентиров в деятельности; г) вариативность; д) реалистическая самооценка в деятельности. 2) характеристика умственного развития: а) интериоризация; б) абстрактное (отвлеченное) мышление; в) появление внутреннего плана действий; г) теоретическое мышление, обобщенние с места; д) обобщенность способов выполнения; е) владение операциями мышления (сравнение, анализ); ж) диалектическое мышление (подвижное развитие, подвижный живой ум); з) качество ума (широта, глубина, быстрота, логичность); и) рефлексия и осознанность (что могло бы быть, если бы...?) к) критичность и независимость свободного мышления; л) активность и инициатива в решении задач; м) самое обнаружение новых закономерностей; н) нестандартные способы мышления (креативность). Воспитанность: 1) нравственные знания, убеждения, мотивы, цели, эмоции; 2) нравственные поступки в учении и поведении; 1) согласованность знаний и убеждений в поведении. ВЫВОД: ЗАР, ее показатели - это оценка работы педагога. По данной зоне можно проводить диагностики. ЗБР определяет будущее, т.е. тот уровень, к которому мы должны придти на следующем возрастном этапе. Показатели уровня психического развития: ближайшее развитие Обучаемость: 1. способность к усвоению знаний и умений, восприимчивость к помощи; 2. активность ориентировки в новых условиях другого человека; 3. перенос знаний и умений в новые условия; 4. переключаемость с одного способа учебной работы на другой; 5. быстрота образования новых понятий и способов действия; 6. темп, работоспособность, выносливость. Развиваемость: 1. откликаемость на побуждение к умственному развитию, исходящая из вне; 2. переключаемость с одного плана мышления на другой. Воспитуемость: 1. откликаемость на побуждение к личностному развитию, исходящее извне; 2. активность ориентировки в новых социальных условиях; 3. перенос и гибкость способов поведения в новых условиях.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.158 (0.006 с.) |