Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема1: Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План: 1.Предмет возрастной и педагогической психологии. Детская психология и её предмет. 2.Задачи возрастной и педагогической психологии. Задачи детской психологии. 3.Методы возрастной и педагогической психологии. Группы методов психологии по Б.Г.Ананьеву.
1. Возрастная психология - раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики, его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому (младенческий, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст и т.д.). Возрастная психология – это область знаний, содержащая информацию о законах возрастного преобразования психики людей. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфически возрастными задачами освоения окружающего мира и культуры, которые решаются при помощи формирования новых видов поведения и деятельности. Научную основу возрастной психологии составляют фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной психологии, о социальной природе психики человека и закономерностях её развития на всех этапах онтогенеза (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Петровский и др.). Согласно этим положениям, психика человека является продуктом развития. Психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством на протяжении всего своего существования. Возрастная психология представляет собой отрасль общей психологии. Предметом возрастной психологии является: - выявление и изучение закономерностей психического развития человека в онтогенезе и особенностей развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития; - или является выявление и изучение основных возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания — различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадача — изучение изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире. Составляющими предмета возрастной психологии являются: 1. Возрастная психология рассматривает изменения психики и поведения человека, как признак развития:1) эволюционные изменения - сравнительно медленные, количественные и качественные изменения основательные, которые происходят в двух сферах - как в психике, так и в поведении, например, в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Эти изменения охватывают значительные периоды жизни - до нескольких лет. Они зависят от постоянно действующих факторов 1) биологического созревания; 2) психофизиологического состояния организма ребёнка; 3) места ребенка в системе человеческих социальных отношений; 4) достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития. 2) революционные изменения - более глубокие, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Они совпадают со всеми кризисами возрастного развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенных возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами других эволюционных изменений психики и поведения. 3) третий вид изменений - особый. Он называется ситуационными изменениями - это такой особый признак развития, который связан с влиянием конкретной сложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще). Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что первые два вида, т. е. возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения, очень устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, так как, однажды сформировавшись, остаются навсегда. Их функция - преобразование психологии человека как личности в сторону прогресса. Ситуационные - наоборот, очень неустойчивые, обратимы и предполагается, что их закрепление обязательно происходит в последующих упражнениях с помощью тренировки. Их особенностью является то, что они оставляют личность без видимых перемен и меняют лишь формы поведения - знания, умения, навыки. 2. Второй составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения, обозначенные понятием «возраст». В каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за приделами этого возраста уже никогда больше не повторяется. Понятие «возраст» в психологии ассоциируется исключительно с особенностями психологии и психики, а также поведения, но, ни в коем случае не с количеством прожитых лет. Психологически правильно определить возраст - значит установить все возрастные нормы в интеллектуальном и личностном развитии. 3. Третья составляющая предмета возрастной психологии - движущие силы, условия и законы психического развития человека. Движущие силы - это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические побудительные источники развития и всегда направляют его в нужное русло (это то, что заложено в самом человеке). Условия, т.е. причины, действие внутренних и внешних факторов (это то, что мы создаем сами). Законы психического развития определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые можно этим развитием управлять. Педагогическая психология - отрасль психологии, содержащая знания и изучающая проблемы обучения и воспитания детей, а также психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей, родителей, педагогических групп. Предметом педагогической психологии является изучение специальных особенностей применения методов и приёмов в процессе обучения и воспитания, а также формирование личности. Здесь рассматриваются виды деятельности ученика и виды деятельности учителя, т.е. в первом случает речь идёт об учебной деятельности, или учении (ученика, воспитуемого). Во втором - о педагогической деятельности учителя (педагога), о выполнении им функций организации, стимуляции и управления (регулирования) учебной деятельности ученика. Детская психология - это наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте(с рождения до 18 лет). Детская психология изучает (предмет) психологические особенности каждого возраста главным образом с точки зрения того нового, что в нем возникает и развивается, вклада в общее психологическое развитие человека, выясняет какие изменения происходят в пределах каждого возраста и при переходе от одного возраста к другим. Детская психология изучает развитие психики в связи с развитием деятельности ребенка, его общения с другими людьми, познания им окружающего мира, формирования его личности. Основная трудность изучения психической жизни маленьких детей заключается в том, что эта жизнь постоянно меняется. Ребенок непрерывно растете, развивается. Важно различить понятие «рост» и «развитие». Рост - это количественные изменения или усовершенствование, каких - либо функций. Увеличивается вес ребенка, его рост, он научается всё лучше действовать с предметами, все лучше говорить, ходить и т.д. Это явление роста, то есть количественные накопления. В отличие от этого развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями, возникновением психических новообразований. 2. Задачи возрастной и педагогической психологии на современном этапе приобретает статус научно - практической дисциплины, поэтому обладает теоретическими и практическими задачами: 1. Исследование возрастной динамики психических процессов и личностного развития в зависимости от культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий, различных видов воспитания и обучения. 2. Исследование дифференциально-психологических различий, половозрелых и типологических свойств человека. 3. Исследование процесса взросления во всей его полноте и многообразных проявлений. 4. Попытки измерить изменения в жизни человека единицами времени (периодизация). 5. Изучение фактов и закономерностей психического развития нормального здорового человека. Практические задачи: 1. Создание методической базы для контроля за ходом полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза. 2. Организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов (помощь детям, родителям, педагогам и др.). Задачи детской психологии:
3. В возрастной и педагогической психологии применимы все методы из общей психологии, но адаптированные к определенному возрасту (например, в детской психологии нельзя провести анкетирование детей, но родителей возможно; интроспекцию и ретроспекцию невозможно провести с дошкольниками т.к. уровень самосознания у детей не высок и т.д.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.242 (0.008 с.) |