Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2: Основные закономерности психического развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План: 1.Понятие психического развития 2.Общие понятия темы развития 3.Основные закономерности психического развития, законы детского развития. 1. Рост — процесс количественного изменения внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т. п. В современной науке такое определение не встречается, так как рост — всего лишь одна из сторон развития, его внешний показатель и количественная характеристика. Развитие - это процесс перехода количественных изменений в качественные. Развитие — процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразующих. Количественные преобразования преобразуются в качественные преобразования (ребенок пошел). Возраст - это качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития человека, характеризующийся присущими только ему особенностями.
2. 1) Предпосылки психического развития Н.Н.Ладыгина-Котс (шимп.Ионии, сын Руди) - это мозг человека, -прямохождение -предрасположенность правой руки к овладению орудиями труда
2) Условия психического развития Рид Стингх (стая волков; девочки Амала, Камала)
-окружение материальными предметами и предметами духовной культуры (например: деньги, одежда, мебель; духовная: религия, картины, музыка). -окружение людей (общение,социальная среда обитания), межличностные контакты
3) Факторы психического развития - совокупность методов и средств Франц.этнограф Вилар обучения и воспитания; (племя гуйакилов, девочка 2 лет) - активность личности
4) Движущие силы психического развития – это противоречия между потребностями и возможностями.
5) Ведущий вид деятельности — это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой. Данное понятие было введено А.Н.Леонтьевым. Это тот вид деятельности, в котором зарождаются новые виды деятельности, которые будут ведущими на следующем этапе развития.
6) Ведущий тип общения - преобладающий в данный возрастной период тип общения с окружающими людьми, благодаря которому у человека формируются его основные личностные качества.
7) сензитивный период развития - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения, это возраст, которому соответствует человек по уровню своего психического развития
8) Психический возраст – это возраст, которому соответствует человек по уровню своего психического развития (психическую норму определяет развитие интеллектуальной и личностной сферы).
9) Физический возраст - характеризует время жизни индивида в годах, месяцах, днях, прошедших с момента его рождения. Например: ребенку 9 лет по физическому возрасту, а психологически он может быть развит как 13-15летний, и наоборот.
10) Социальный возраст - характеризует время накопления собственного опыта и усвоения опыта другого человека, а так же в целом опыта всего общества.
11) Социальная ситуация развития - это отношение внешних и внутренних условий развития психики (введено Л. С. Выготским). Она определяет отношение ребенка к другим детям, предметам, вещам, созданным человеком и к самому себе.
Социальная ситуация развития ребенка - это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуаций развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка с взрослыми (Выготский Л. С., 1984). Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой финальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.
12) Основные психические новообразования - это новый тип строения личности и её деятельности, а также те психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это обобщенный результат изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития.
13) Кризис возрастного развития - это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Это совпадение переходов физического и психологического возрастов из одного в другой, что свидетельствует о существенных переменах в организме и психологии ребенка, о возникших проблемах нормального физического и психического развития, которые ребенок самостоятельно решить не может. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...» (Выготский Л. С.). Сущностью каждого кризиса, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. На это указывала и Л. И. Божович, согласно мнению, которой причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми. По Д.Б. Эльконину кризисы, в которых ведущий вид деятельности переходит с общения на предмет, называется скрытым, а с предмета на общение называется бурным.
3.Основные закономерности психического развития.
1. Необратимость 2. Постепенное усложнение форм психической деятельности 3. Дискретность (неравномерность, скачкообразность) психического развития 4. Системность (например: развитие речи - развитие мышления - развитие личного опыта...) 5. Последовательность (например: от простого к сложному) 6. Акселерация (ускорение). В последние 100 лет идет ускорение анатоморфизиологии развития детей, что обусловлено рядом биологических и социальных факторов.
Законы детского развития по Л. С. Выготскому I. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, а также который меняется в разные годы жизни(например: год в младенчестве не равен году в отрочестве) II. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие - есть цепь качественных изменений. Ребенок непросто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой. III. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психики ребенка имеет свой оптимальный период развития. IV. Закон формирования высших психических функций (ВПФ). Они возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными(формами) функциями самого ребенка. Отличительные признаки ВПФ: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. ВПФ формируются прижизненно, образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.255.51 (0.011 с.) |