Е практическое занятие. Свойства сердечной мышцы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е практическое занятие. Свойства сердечной мышцы.



Физиологические свойства и особенности сердечной мышечной ткани. Современные представления о субстрате, природе и градиенте автоматии. Проводящая система сердца и ее роль. Характеристика электрической активности клеток миокарда предсердий, желудочков и проводящей системы. Соотношение возбуждения, сокращения и возбудимости миокарда. Реакция сердечной мышцы на дополнительные раздражения (экстрасистолы).

Вопросы программированного контроля по теме занятия.

1. Свойства сердечной мышца, особенности ее сократимости?

2. Как изменится сила сокращения сердечной мышцы при увеличении частоты раздражения, при уменьшении частоты раздражения?

3. Что характерно для потенциалов действия кардиомиоцитов?

4. Каково функциональное значение рефрактерности клеток миокарда?

5. Какие причины обуславливают фазу плато потенциалов действия в сердце?

6. Чем отличается потенциалы действия в предсердиях и желудочках?

7. Каковы функции проводящей системы сердца?

8. Каковы основные причины спонтанной диастолической деполяризации?

9. Какие ионы обеспечивают электромеханическое сопряжение в миокарде?

Практические работы.

Регистрация сокращений сердца лягушки по Энгельману.

ЦЕЛЬ: освоить методику кимографической регистрации работы сердца лягушки.

ХОД РАБОТЫ: обычным способом обездвиживают лягушку. Прикалывают ее к препаровальному столику. Вскрывают грудную клетку и обнажают сердце. Рассматривают переднюю поверхность сердца. Для того, чтобы обнаружить венозный синус и впадающие в него сосуды необходимо вскрыть перикард, приподнять сердце за верхушку и рассечь «уздечку». Захватывают верхушку сердца серфином и соединяют ее с рычажком Энгельмана. Устанавливают рычажок в гризонтальном положении и по касательной к барабану кимографа. Прижимают писчик рычажка к бумаге и включают кимограф. Производят запись работы сердца. В процессе работы необходимо часто орошать сердце раствором Рингера, чтобы предохранить его от высыхания.

    1 – сердце; 2 – серфин; 3 – рычажок Энгельмана; 4 – кимограф.

 

Лигатуры Станниуса.

ЦЕЛЬ: исследовать градиент автоматии различных отделов сердца лягушки.

ХОД РАБОТЫ: на той же лягушке подсчитывают число сердечных сокращений, а затем подводят нитку под венозный синус и на границе между синусом и предсердиями делают перевязку, т.е. накладывают 1-ю (изолирующую) лигатуру Станниуса. Подведение нити осуществляют с помощью финдера, который вместе с ниткой проводится под обе аорты. При правильном положении этой лигатуры синус продолжает сокращаться в прежнем ритме, а предсердия и желудочек останавливаются. Находят атриовентрикулярную борозду и накладывают на нее 2-ю лигатуру – раздражающую. Узел завязывается на передней поверхности сердца, но не слишком сильно. При правильном наложении раздражающей лигатуры предсердия и желудочек начинают сокращаться, но в более редком ритме. Считают ритм сокращений каждого отдела сердца. Можно наложить и третью лигатуру. Она изолирует верхушку сердца, которая самостоятельно не сокращается, т.е. не обладает автоматией. Но на внешние раздражения, например, на укол булавкой или иглой, отвечает.

а) – 1-я лигатура, сердце останавливается; б) – 2-я лигатура, сокращения сердца возобновляются, но их частота примерно вдвое меньше; в) – 3-я лигатура. Части сердца, сокращающиеся после наложения лигатур, затемнены.

 

  Число сокращений в одну минуту
  Венозный синус Предсердия Желудочек
фон      
после 1-й лигатуры      
после 2-й лигатуры      

 

 

Е практическое занятие. СИНАПСЫ, РЕЦЕПТОРЫ, ВОЛОКНА.

Особенности строения и классификации синапсов. Механизм передачи возбуждения в синапсах. Медиаторы. Рецепторы постсинаптических мембран. Постсинаптические потенциалы. Функциональные свойства синапсов.

Классификация сенсорных рецепторов. Механизм возникновения возбуждения в рецепторах. Рецепторный и генераторный потенциал. Физиологические свойства нервных и глиальных клеток.

Особенности возникновения и распространения возбуждения в нервных клетках и особенности проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым нервным волокнам (Эрлангер и Гассер). Трофическая функция нервных клеток.

Вопросы программированного контроля по теме занятия.

1. Особенности проведения возбуждения в синапсах?

2. Особенности пресинаптической и постсинаптической мембран?

3. В каких синапсах медиаторы: ацетилхолин? норадреналин? дофамин? гистамин?

серотонин? гамма-аминомасляная кислота? глицин?

4. С какими рецепторами постсинаптической мембраны взаимодействует ацетилхолин?

норадреналин? И т.д.

5. Какие вещества могут блокировать проведение возбуждения в синапсах?

6. Что характерно для постсинаптических потенциалов?

7. Чем обусловлен возбуждающий или тормозной характер действия медиатора?

8. Выделяется ли медиатор в синаптическую щель в состоянии покоя?

9. Каковы механизмы инактивации медиатора?

10. Какие факторы способствуют выделению медиатора в синаптическую щель?

11. Какие изменения мембранного потенциала могут происходить на постсинаптических

мембранах возбуждающих и тормозных синапсов?

12. Какова роль нейропептидов в синаптической передаче возбуждения?

13. Какие функции выполняют сенсорные рецепторы? Какая основная?

14. Какие рецепторы относятся к первичночувствующим? Вторичночувствующим?

15. Что такое рецепторный и генераторный потенциалы, где они возникают?

16. Какая зависимость обнаруживается между силой раздражения рецептора и амплитудой

рецепторного потенциала? Между амплитудой рецепторного потенциала и частотой

потенциалов действия в афферентном волокне?

17. Где возникают потенциалы действия в афферентных нейронах? В эфферентных?

18. От каких факторов зависит скорость проведения возбуждения по нервным волокнам?

19. Каковы скорости проведения возбуждения по нервным волокнам типа А-альфа, А-

бета, А-гамма, А-сигма, В, С (классификация Эрлангера и Гассера)?

20. Причина самораспространения возбуждения по нервному волокну?

21. Каковы особенности медленного и быстрого аксонного транспорта?

Практические работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.007 с.)