А. Культура белорусских земель во второй половине хIII – начале хvi В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Культура белорусских земель во второй половине хIII – начале хvi В.



После вхождения белорусских земель в состав ВКЛ православие было преобладающей верой среди местных жителей. После заключения Кревской унии 1385г. между ВКЛ и Польшей православная церковь в ВКЛ была ограничена в своих правах, началось насаждение католичества. Это вызвало обострение противоречий между феодалами-католиками и православными феодалами. Поэтому в середине и во второй половине XV в. великие князья литовские Казимир и Александр подтвердили уравнение в имущественных правах католической и православной церкви. Такой шаг был вызван тем, что абсолютное большинство восточнославянского населения в ВКЛ составляли в XIV – XV вв. православные верующие, в том числе и среди феодалов.

Белорусские земли в составе ВКЛ развивались в общем контексте европейской культуры и были открыты для внешних контактов. С к. 13-14 в. здесь распространился готический стиль, сочетавшийся с элементами более раннего романского стиля, византийскими и древнерусскими традициями. Элементы западных стилей проявились в архетектуре замков, костелов, провославных церквей, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Борьба с внешней угрозой вызвала строительство целого ряда замков, имеющих массивный и суровый вид. Самым древним и крупным является Новогрудский замок, возведение которого происходило поэтапно начиная с X – XI вв. В первой половине XIV в. строятся замки в Лиде и Крево. Памятником оборонительной архитектуры стал Гродненский замок. В культовом строительстве ярким примером готического оборонного храма является Троицкий костел в д. Ишколдь (Барановичский район), возведенный в 1172г. Церковь-крепость была возведена в конце XV – начале XVI в, в д. Сынковичи (Зельвенский район). Она выполняла также роль замка.

В к. 15 – н. 16 в сложились благоприятные условия для распространения идей Возрождения: рост городов и получение ими права на самоуправление; расширение междуранодных связей; оживление общественно-политической жизни; определенная секуляризация духовной сферы; официальный статус старобел. языка. Но господство феодализма, значительное влияние богословия на философскую и общественную мысль тормозили новые культурные процессы.

Выдающимися представителями Ренессанса в бел. культуре были Ф. Скорина из Полоцка, основавший книгопечатание в Вост.Евр. В 1517-19 он издал в Праге 23 книги Ветхого Завета, а после в Вильно основал первую в ВКЛ типографию, где издал “Малую подорожную книжицу”(1522), “Апостол”(1525). Его основные цели: просвещение простого народа и воспитание высоких моральных и гражданских качеств. Он также считается основателем бел. искусства гравюры.

Н. Гусовский считается основателеи ренессансной поэзии в ВКЛ. В 1523 в Кракове была издана его поэма “Песня о зубре”, написанная по латыни. Он прославлял героическое прошлое ВКЛ, призывал евр. народы прекратить братоубийственные войны и сплотиться для борьбы с общими врагами. Про историю ВКЛ и бел.земель писал Я. Вислицкий в поэме “Прусская война” (1516). В статутах ВКЛ проявились гуманистическое мировозрение их составителей

Знач. переиенф произошли в искусстве. Зародился светский портрет. Книгопечатание способствовало распространению гравюры. Примерами живописи XIV – XV вв. являются фрески и иконы. Православные и католические соборы, княжеские дворцы и храмы были украшены фресками, белорусские художники-живописцы создали в это время множество икон, в том числе одно из первых известных сегодня произведений – образ «Матерь Божия Умиление» из Малориты. Выдающимися примерами книжного дела являются рукописные Лавришевское и Друцкое евангелия XIV в., Жировичское евангелие XV в..

 

Социально-экономическое развитие белорусских земель в составе ВКЛ.

С самого начала существования ВКЛ были заложены федералистские основы в государственном строительстве феодальной монархии (относительная автономность присоединенных земель, их самобытность и сохранение первоначального уклада жизни, полное властвование князей в своих вотчинах и т. д.). Верховная власть стремилась к централизации. Для того чтобы ослабить противодействие централизаторской политике, Витовт (1392—1430) силой оружия ликвидировал систему наследственного надельного землевладения, а институт княжения заменил институтом наместничества.

В 13 в – п/п 16 в - формирование феодальных отношений. С/х работой занимается большая часть населения. Гл. занятия людей: земледелие, животноводство, ремесло, охота, рыболовство. С/х было натуральным. Значительную роль в сельской жизни играла община. Она организовывала крестьянское землепользование и выплату феодальной ренты. Управляли общиной старцы и десятские, которые выбирались самой общиной. Крестьяне делились в зависимости от повинности на тяглых, осадных, огородников и слуг; по степени феодальной зависимости на пахотных, непахотных и челядь. Главным владельцем земли в ВКЛ являлся князь. Земли делились на гос. и частные. В 16 веке 1/3 населения проживала на гос. землях(восток ВКЛ), на западе- частные земли. Мелкие землевладельцы - шляхта, а крупные землевладельцы-паны, магнаты.

Аграрная реформа 1557г.

Жигимонт 2 Август в сер. 16в проводит реформу чтобы увеличить доходы с гос. земель. Суть: увеличить доход казны путем точного учета крестьянских земель и обложить крестьян повинностью пропорц. кол-ву занимаемых ими земель. Единица обложения-волока=21,36 га. Вся земля в имениях делилась на волоки. Лучшие из них отводились под княжеское хоз-во. Другие раздавались крестьянам(волока или ее часть так чтобы точно установить повинность). Вслед за гос землями была проведена реформа феод земель. К концу 16-пол 17в-реформа завершена. В результате к этому времени окончательно оформилось крепостное право.

Развитие ремесла и торговли.

В 13-17в в ВКЛ начинается бурное развитие ремесла. Наиб значительные ремесло- обработка металла(болотная руда).Самые распространенные виды ремесел: ювелирное, обработка дерева, гончарное, выделка шкур, пивоварение. Ремесленники объединялись в цеха, не вступившим в цеха запрещалось заниматься ремеслом. Цех состоял из 60-70 чел. и делился на мастера/челядники/ученики.

Торговля.

Купцы создавали свои объединения- братства или гильдии. Налаживалась постоянная торговля в городах: Развивалась и зарубежная торговля: экспорт-зерно, сало, воск, лес, шкуры, меха, пепел, лен; импорт- железо, медь, олово, драг. металлы, вина, дорогие ткани, соль. Большинство из них принадлежало князю, остальные- частные. Росли города и поселения городского типа — местечки. Они возникали как на государственных, так и на частновладельческих землях. Около 40 % городов принадлежали феодалам. Жители этих городов несли феодальные повинности в пользу своего хозяина. Население государственных, или великокняжеских, городов считалось лично свободным. Однако в XVI в. в этих городах появились так называемые «юридики» — владения светских и духовных феодалов, которые не подчинялись власти городского самоуправления. В некоторых городах:часть города принадлежала магнату, часть- князю.80% населения городов ВКЛ –белорусы, затем литовцы и поляки. По мере роста городов, росло стремление получить независимую от повета или волости систему управления. Такая система самоуправления регламентировалась в то время нормами магдебургского права. Создавался орган административного управления городом — магистрат. Он состоял из рады и лавы (суда). Магистраты размещались в специальных зданиях — ратушах. Суть - освобождение горожан от подсудности и власти князя, чиновников, наместников, феодалов, старост, воевод. В ВКЛ- Брест(1390), Гродно(1391), Слуцк, Минск(14-?99).

 

А. Этнические процессы на белорусских землях во второй половине XIII – первой половине XVI в. Образование белорусской народности.

Территория современной Беларуси входила в две диалектно-этнографические зоны общеславянской этнической общности - полесскую, подвинско-днепровскую – «Полесье» и «Белая Русь». К середине ХVΙ в. в результате сплочения этих двух регионов, консолидации с западнославянскими, балтскими и тюркскими группами населения сформировался новый комплекс культуры и языка, этнической территории, за которой закрепилось название «Белая Русь».

В ХШ-ХVΙ в.в. ускорился процесс этнической консолидации, создания предпосылки для возникновения белорусской народности. Начало ему было положено еще в период существования союзов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и других княжеств. Однако при натуральном характере производства и слабости политического объединения население отдельных территорий на долгое время сохранило ряд особенностей в языке, обрядах, культуре и хозяйственном укладе.

Возникшая угроза со стороны крестоносцев и монголо-татар, дальнейшее социально-экономическое развитие ускорили процессы централизации и обусловили вхождение белорусских земель в состав ВКЛ, в рамках которого в ХVΙ в. завершилось формирование белорусской народности.

В образовании народности важную роль сыграл социально-экономический фактор: развитие товарно-денежных отношений, укрепление экономических связей единого внутреннего рынка. Начавшееся экономическое оживление способствовало преодолению локальной замкнутости отдельных территорий, вело к тому, что вокруг городов создавались своеобразные хозяйственные центры. С предоставлением городам Магдебургского права повысилась их роль как важнейших центров политической и культурной жизни народа. Дальнейшее развитие феодальных отношений, утверждение крепостничества содействовали консолидации многочисленных категорий населения в сословия с общими правами и обязанностями для каждого из них. Ведущая роль принадлежала шляхетскому сословию. Особым сословием было духовенство. Формируется сословие крестьян и мещан (жителей городов и местечек). Этот процесс содействовал установлению более широких связей в рамках каждого сословия и между ними. В образовании белорусской народности определенную этноконсолидирующую роль сыграл конфессионный фактор. Религиозные противоречия активизировали укрепление разных форм самосознания населения. Признак веры становился своеобразным признаком народа. Большинство населения Беларуси придерживалось православия. Борьба между католиками и православными за равные права участвовать в решении государственных дел, ущемление православного духовенства – все это являлось частью борьбы за самобытность белорусского народа. Формировался менталитет белоруса, для которого были характерными религиозная и национальная толерантность. Развитие этнического самосознания привело в тому, что в ХVΙ в. за белорусскими землями, расположенными в бассейне Западной Двины и Днепра, закрепилось название «Белая Русь».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.006 с.)