Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.2 Защита трудовых прав. Надзор и контроль

Поиск

Над наблюдением трудового законодательства

Студент должен

знать:

 структуру профсоюзов, их полномочия и гарантии;

 способы защиты трудовых прав работодателя.

уметь:

 составлять необходимые документы для защиты трудовых прав работников, определять сроки ограничения, порядок обращения за защитой трудовых прав.

Профсоюзы: права, учет мнения, гарантии, ответственность. Самозащита работников нарушенного права.

 

Задание 1. Изучить функции органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

Задание 2. Изучить Устав профсоюзной организации.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы формы защиты трудовых прав работника?

2. Укажите принципы и задачи деятельности федеральной инспекции труда.

3. Охарактеризуйте правовой статус органов федеральной инспекции труда.

4. Каков порядок защиты трудовых прав работников профессиональными союзами?

5. Что такое самозащита работниками трудовых прав?

 

 

Индивидуальные трудовые споры

Студент должен

Знать:

 индивидуальные трудовые споры их виды;

 порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров;

 органы рассматривающие трудовые споры.

Уметь:

 Определять подведомственность трудового спора.

 -формировать КТС

Понятие и причины возникновения трудового спора в РФ.

Источники правового регулирования трудового спора. Подведомственность трудового спора. Индивидуальные трудовые споры. Порядок их рассмотрения. Орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. КТС, суды общей юрисдикции, вышестоящие органы. Сроки обращения при трудовых индивидуальных спорах.

Задание 1. Определить и выписать возникновения трудового индивидуального спора. Предмет иска. значение КТС. Досудебное и судебное рассмотрение.

Задание 2. Составить исковое заявление (о восстановление на работе) предмет основания на усмотрение: увольнение за прогул, несоответствие занимаемой должности, незаконный перевод, не выплата заработной платы со всеми прилагающими документами применением норм законодательства и применением ГПК РФ. (гражданско- процессуального кодекса)

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каков порядок рассмотрения трудовых споров комиссиями по трудовым спорам?

2. Как происходит рассмотрение и разрешение индивидуальных споров в суде?

 

Тема 3.4. Коллективные трудовые споры.

 

Студент должен:

иметь представление о реализации прав работников на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров;

знать:

- виды трудовых споров;

- порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров;

- общую характеристику Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» гл. 58–62 Трудового кодекса РФ;

уметь применять трудовое законодательство при разрешении трудовых споров.

 

Методические указания

 

Изучение данной темы следует начать с раскрытия сущности права на защиту трудовых и иных социальных прав и правового механизма их реализации. Необходимо вспомнить, что согласно ст. 2 Конституции РФ «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». В соответствии с Конституцией РФ Трудовой Кодекс РФ устанавливает основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав
(ст. 352 ТК РФ).

Важно отметить, что защита трудовых прав осуществляется в предусмотренных законом формах защиты, которая определяет применяемые средства и способы защиты. Студентам необходимо отличать юрисдикционную и неюрисдикционную формы защиты прав и свобод. В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют судебную, административную (досудебную) форму защиты. Следует обратить внимание, что судебная форма защиты является универсальной и может быть применена во всех случаях. Средством судебной защиты является иск.

Административная форма защиты применяется в случаях, строго установленных законом. Средством административной защиты является жалоба. Эта форма применяется путем обращения с жалобой в органы федеральной инспекции труда, в федеральные надзорные органы, в том числе в органы прокуратуры, органы государственной власти и местного самоуправления. В административном порядке помимо государственных органов индивидуальные трудовые споры рассматривают комиссии по трудовым спорам, а коллективные – примирительные комиссии, посредник, трудовой арбитраж.

Неюрисдикционная форма защиты применяется в случаях самозащиты либо защиты трудовых прав работников профессиональными союзами (гл. 59, 58 ТК РФ).

Уяснив способы и формы защиты трудовых прав, следует остановиться на понятии трудового спора.

Под трудовыми спорами понимают неурегулированные при непосредственных переговорах разногласия между работниками и работодателем по поводу применения норм трудового законодательства, установления или изменения условий труда, закрепленных в правовых актах, соглашениях, о которых заявлено в соответствующий юрисдикционный орган.

Таким образом, трудовые споры возникают в результате каких-либо действий в процессе применения норм трудового права либо в силу бездействия (неисполнения условий, установленных нормативными правовыми актами).

В разрешении разногласий между сторонами спора различаются две стадии: непосредственные переговоры сторон по возникшим разногласиям и разрешение спора юрисдикционным органом.

Причинами возникновения трудовых споров, как правило, являются правонарушения в сфере труда как действительные, так и мнимые. Следует обратить внимание на то, что в некоторых случаях трудовые споры могут возникнуть при отсутствии правонарушения (заблуждение работника, предъявление необоснованных требований). Зачастую споры возникают по совокупности причин экономического, правового, социального характера.

Изучив понятие трудовых споров и выяснив причины их возникновения, следует остановиться на классификации: по субъектному составу (индивидуальные либо коллективные), по предмету спора (о правах и об интересах), по содержанию требований (искового либо неискового характера), по органам, их рассматривающим (для индивидуальных споров – КТС и суд, для коллективных трудовых споров – примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж). Знание классификации трудовых споров имеет важное практическое значение для определения вида трудового спора и порядка его разрешения. Особое внимание необходимо обратить на отличия индивидуального трудового спора от коллективного.

Студентам необходимо заметить, что индивидуальные трудовые споры могут быть рассмотрены либо общим порядком: сначала его досудебное рассмотрение в КТС, а затем судом; либо судебным порядком, когда рассмотрение спора начинается в суде.

Наибольшую сложность представляет досудебное рассмотрение трудового спора в КТС. Порядок образования КТС устанавливается ТК РФ
(ст. 384). Комиссия может быть создана по инициативе любой из сторон трудовых отношений, но на практике она образуется по предложению профсоюзного органа, действующего в организации, а если профсоюзный орган не создан, с предложением может выступить собрание трудового коллектива, созванное инициативной группой работников.

Компетенция КТС определена ст. 385 ТК РФ. КТС рассматривает все категории трудовых споров, кроме тех, которые относятся к исключительной подведомственности судов (мирового судьи), а также кроме споров государственных служащих и других категорий работников, трудовые споры которых разрешаются в особом порядке.

При изучении вопроса о разрешении индивидуальных трудовых споров следует внимательно отнестись срокам, установленным для споров этого вида. Для быстрого разрешения трудовых дел ТК РФ устанавливает более короткие сроки, чем предусмотрены ГПК РФ для подачи заявления, иска, процессуальных и исполнительных действий.

Уяснив вопрос об индивидуальных трудовых спорах, следует перейти к изучению вопроса о коллективных трудовых спорах.

Студентам необходимо понять, что является предметом коллективного трудового спора и кто входит в его субъектный состав.

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях (ст. 398 ТК РФ, ст. 2 Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»).

Сторонами коллективного трудового спора выступают работники и работодатели в лице их представителей. Предметом спора являются законные интересы и права работников организации, по поводу которых возникли разногласия – установление или изменение условий труда и его оплаты или предоставления социальных льгот, а также разногласия, возникающие при заключении или изменении коллективных договоров либо иных актов социального партнерства.

Особое внимание необходимо обратить на то, что для разрешения однородных по содержанию требований работников применяются нормы, устанавливающие порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, например, при нарушении сроков и объема выплаты заработной платы. Для определения вида трудового спора необходимо уяснить, что понимается под социально-экономическими условиями труда, в связи с установлением или изменением которых могут возникнуть коллективные трудовые споры. Это может быть установление или изменение норм труда, систем и размеров заработной платы, режима и продолжительности рабочего времени для отдельных групп работников, порядок суммирования продолжительности ежегодных оплачиваемых основных и дополнительных отпусков и т.п.

Далее следует перейти к порядку рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.

Коллективные трудовые споры разрешаются в особых процессуальных формах с применением примирительных процедур.

Примирительные процедуры – рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Следует уяснить порядок формирования органов по разрешению коллективных трудовых споров и последовательность их разрешения.

Если стороны в ходе примирительных процедур не пришли к согласию, либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, допускается проведение забастовки (ст. 409 ТК РФ).

Студентам необходимо изучить нормы ТК РФ, устанавливающие порядок объявления и проведения забастовки. В ряде случаев забастовка признается незаконной и не допускается (ст. 413 ТК РФ). При нарушении сроков процедур и требований, предусмотренных ТК РФ, по заявлению работодателя или прокурора забастовка может быть признана незаконной решением Верховного суда субъекта РФ.

При проведении забастовки работодатель обязан руководствоваться ст. 414 ТК РФ, устанавливающей гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. Участие в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, а к работникам не могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. Закон запрещает локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке. Следует знать, что эти правила действуют до тех пор, пока судом забастовка не будет признана незаконной.

За работниками сохраняется их место работы и должность. Но при этом работодатель вправе не выплачивать им заработную плату за время участия в забастовке, за исключением случаев, когда работники выполняют необходимый минимум работ. При этом коллективным договором, соглашениями для работников могут быть предусмотрены компенсационные выплаты. Если работник не участвовал в проведении забастовки, но в связи с ее проведением не мог выполнять свою работу и заявил в письменной форме о начале простоя, то ему оплачивается время простоя не по вине работника.

При подготовке темы студентам следует изучить вопрос о видах ответственности работодателей и работников за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.

Задание 1. Составить конспект. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора, нормы устанавливающие процедуру рассмотрения коллективного трудового спора.

Задание 2. Составить протокол разногласий.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какие органы осуществляют государственный надзор за соблюдением трудового законодательства?

2. Какими правами обладают профсоюзы по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства?

3. Что признается индивидуальным трудовым спором? В чем его отличие от коллективного?

4. Какие индивидуальные трудовые споры могут быть рассмотрены только в судах?

5. Каковы процессуальные особенности рассмотрения индивидуального трудового спора в суде?

6. Каков порядок разрешения трудового спора в КТС?

7. Что такое коллективный трудовой спор?

8. Кто представляет интересы работников и работодателей в коллективном трудовом споре?

9. Что представляют собой примирительные процедуры?

10. Кто вправе участвовать в забастовке?

11. В каких случаях не допускается проведение забастовки?

12. В каких случаях и каким органом забастовка может быть признана незаконной?

13. Какими правами обладают работники в ходе забастовки?

14. Какие виды ответственности предусмотрены за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.68 (0.008 с.)