Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Ритуальное Очищение человека, исцелившегося от заразной кожной болезни (14:1-32)

Поиск

После того, как человек, изолированный как нечистый за пределами израильского общества, выздоравливал (естественным ли путем, или в ответ на молитву; сравните Чис. 12:13), он вновь мог быть допущен в среду святого народа и вновь получал право приближаться к святому Богу, чтобы поклоняться Ему в скинии собрания.

Возобновление упомянутого права и ритуал очищения проходили через две стадии: а) ритуал с участием двух птиц, вне стана (Лев. 14:3-7) и последующее церемониальное омовение; б) восемь дней спустя - серия жертвоприношений в святилище (стихи 10-20); ритуал, совершавшийся в подобных случаях над бедным человеком, описывается в стихах 21-32.

Лев. 14:1-2. В этом введении Моисей предстает как посредник при получении законов церемониального очищения.

Лев. 14:3-7. Ритуал с участием двух птиц, вне стана (сравните стихи 49-53, где описывается совершение такого же ритуала для "очищения" дома), напоминает ритуал с участием двух козлов в День очищения (сравните 16:7-9,15-19). По мнению исследователя Венхэма, две птицы живые представляли выздоровевшего израильтянина; доказательство этому он видит в том, что исцеленного кропили кровью одной из птиц. Убитая птица, очевидно, символизировала смерть, которой он избежал, а птица, отпущенная на свободу, символически уносила прочь его заразную болезнь.

Она могла также олицетворять жизнь сообщества, в которое вновь допускался человек. Значение кедрового дерева, червленой нити и иссопа (14:4,6), хотя и не объясняется, но они ассоциируются с актом очищения и в других местах Ветхого Завета (например, Чис. 19:6; Пс. 50:9); их, вместе с живой птицей, следовало омочить в крови птицы, заколотой над живою водою (Лев. 14:6; под "живою" понималась проточная вода), которой затем священник кропил человека, чтобы очистить его. После провозглашения его чистым живую птицу отпускали в поле.

Лев. 14:8а. В знак своего очищения от заразы человек омывал затем свои одежды, состригал и сбривал с себя все волосы и мылся сам (сравните стих 9).

Лев. 14:8б-9. После этого очищенный проводил семь дней на полукарантинном положении: в стане, но вне шатра своего. На седьмой день он повторял процедуру омовения и бритья (обривал голову, сбривал бороду и брови!).

Лев. 14:10-11. Ритуалы жертвоприношений с целью искупления и очищения начинались на восьмой день, когда священник ставил исцеленного и очистившегося человека с его приношением пред Господом. При исполнении этого особого ритуала приносились все четыре вида обязательных жертв (повинности, за грех, всесожжение и хлебное; более подробные объяснения на этот счет найдете в комментариях на главы 1-7).

Масштабы всех этих приношений, а также использование крови и елея, более напоминают ритуал посвящения Аарона и его сыновей (глава 8), чем какой-либо иной.

Лев. 14:12-18. В жертву повинности приносился овен. Обычно жертву повинности приносил человек, присвоивший, отнявший то, что принадлежало Богу или другому человеку (сравните Лев. 5:14 - 6:7). В этой связи представляется, что человек, изолированный вне стана и, следовательно, не поклонявшийся Богу, мог рассматриваться как лишивший Бога положенного Ему поклонения и служения со своей стороны. Или, может быть, его подозревали в том, что болезнь была ему послана в наказание за какой-то совершенный им грех, и, если так, то он должен был принести жертву повинности.

Необычным в этом жертвоприношении повинности было то, что священник "возлагал" кровь жертвы на край правого уха очищаемого и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его (14:14; сравните 8:23-24), а затем кропил елеем… пред Господом семь раз, и какую-то часть елея "возлагал" поверх крови на правое ухо человека, на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его; оставшийся же елей возлагал… на голову очищаемого.

Пройдя через всю эту серию ритуалов, человек получал от священника очищение пред Господом.

Лев. 14:19-20. Процедура жертвоприношений завершалась принесением за грех однолетней овцы (стих 10) и принесением жертвы всесожжения (стих 19: второго овна, упомянутого в стихе 10), вместе с хлебным приношением (стих 20).

Лев. 14:21-32. Как уступка для бедных был предусмотрен и альтернативный жертвенный ритуал. Он, собственно, был таким же, как только что описанный (стихи 10-20), но в жертву за грех и во всесожжение, вместо овнов, приносились два молодых голубя или две горлицы (стих 22); таким образом сокращалось и количество муки, потребной для хлебного приношения, которое обычно предлагалось вместе с птицами - за грех и во всесожжение.

г. Обнаружение "язвы" в жилищах; поведение в таких случаях и очищение жилища (14:33-53)

Лев. 14:33-53. Этот раздел в сущности дополняет закон об одежде и личных вещах (сравните 13:47-59); сюда, по-видимому, включался и материал, из которого изготовлялись шатры. Однако "продолжение", изложенное в этих стихах, касается домов из камня и глины (14:42); следовательно, эта часть закона должна была вступить в силу после того, как израильтяне войдут в землю Ханаанскую (стих 34). Сама процедура опознания зараженности, поведение в этих случаях и процедура очищения постоянного жилища схожи с таковыми в отношении людей или одежды (включая установление карантинного периода, стих 38).

Для предотвращения распространения заразы пораженные ею части дома (т. е. отдельные камни) выламывались и заменялись другими; затем дом скоблили и обмазывали заново (стихи 39-42). Если "плесень" (грибок, язва) возобновлялась, весь дом следовало сломать (стихи 43-45). Но если принятые меры предосторожности приносили благие результаты, дом подвергался церемониальному очищению - посредством ритуала с принесением двух птиц. т. е. такого же, какой совершался при очищении выздоровевшего человека (стихи 48-53; сравните стихи 3-7).

д. Заключение (14:54-56)

Лев. 14:54-56. В этих стихах подводится итог правилам в отношении инфекционного кожного заболевания и всякой язвы проказы и… паршивости (сравните с введением к главам 13-14).

ЗАКОН О НЕЧИСТОТЕ, СВЯЗАННОЙ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ВЫДЕЛЕНИЯМИ (ГЛ. 15)

В этой главе определяются четыре случая церемониального осквернения: хронического и не являющегося таковым - у мужчин; хронического и не являющегося таковым - у женщин. Все четыре случая, по-видимому, относятся к выделениям из половых органов (хотя некоторые интерпретаторы полагают, что в стихах 2-12 речь идет о геморроидальных выделениях). Толкование на 12:1-5, где высказаны соображения, почему подобные выделения могли считаться оскверняющими.

Глава 15

а Очищение при хроническом "истечении" у мужчин (15:1-15)

Лев. 15:1. Формула Божественного откровения вновь обращена здесь как к Моисею так и к Аарону (сравните 11:1; 13:1; 14:33).

Лев. 15:2-12. Хронические или продолжительные истечения (выделения) у мужчин, о которых читаем в этом разделе, вероятно, вызывались гонорреей. Причину главной озабоченности видим тут в церемониальной нечистоте такого мужчины и ее последствиях, потому что от соприкосновения с ним другие люди или предметы, помимо того, что тоже становились церемониально нечисты, делались и вторичным источником распространения, этой нечистоты, к примеру, его постель (стихи 4-5), то, на чем он сидел (стих 6), он сам (стих 7), его плевки (стих 8), его повозка (стих 9) и все, что находилось под ним (т. е. всякий предмет, на который попадали его выделения, стих 10).

В этом смысле его нечистота считалась более "заразной", чем при кожном заболевании (главы 13-14) или от прикосновения к нечистым животным (глава 11), при каковых только прямой контакт рассматривался как источник нечистоты. Однако, судя по тому, что человек с хроническими выделениями не изолировался за пределами стана (сравните 13:45-46), его нечистота, видимо, считалась менее серьезной (хотя ритуально более "заразной"), чем та, которая ассоциировалась с кожными заболеваниями. Вывод, напрашивающийся в связи с этим: законы о нечистоте преследовали цели в первую очередь религиозные и богословские, а не гигиенические.

Лев. 15:13-15. Ритуальное очищение по прекращении выделений было следующим: период семидневного выжидания, по прошествии которого человек мылся проточной водой и мыл одежды свои. На восьмой день он получал очищение, представив в скинию самое недорогое приношение - двух горлиц или двух молодых голубей… одну птицу - в жертву за грех, а другую - во всесожжение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.106 (0.007 с.)