А. Законы о жертвоприношениях (главы 1-7) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Законы о жертвоприношениях (главы 1-7)



Книга Левит

Введение

Книга Левит была первой книгой, которая изучалась еврейскими детьми. Но зачастую она оказывается в числе книг, которые христианами изучаются в последнюю очередь. Между тем, на нее имеется около 40 ссылок в Новом Завете, и книга такого рода должна почитаться важной и значительной.

Не говоря уже о значении, какое имеют для нас описанные в ней жертвоприношения, как прообразы, книга Левит содержит немало откровений относительно характера Бога, Его святости и милости. Кроме того, эта книга богата уроками святой жизни, такой, какую Бог хочет видеть в Своем народе. Многие тексты из Нового Завета, в том числе и некоторые стихи, имеющие ключевое значение для понимания Послания к евреям, не могут быть правильно оценены без ясного постижения соответствующих мест из книги Левит.

Название книги происходит от греческого "Леуитикон", которое было использовано переводчиками Септуагинты в качестве заглавия этой книги, потому что в ней идет речь о священнических церемониях и установлениях. Это может показаться несколько странным, потому что о самих левитах в книге упоминается лишь однажды (25:32).

Но поскольку священники по линии Аарона происходили из колена Левиина, и о системе жертвоприношений, осуществлявшейся ими, говорят обычно как о "левитской", то и соответствующее название книги представляется оправданным. Оно взято из так называемого Latin Vulgate, т. е. общепринятого латинского текста Библии. Еврейский же заголовок книги звучит просто "И воззвал Господь" (с этих слов книга начинается).

Автор

Хотя из текста книги сделать уверенный вывод о том, кто был ее автором, нельзя, им явно является Моисей по нескольким причинам: 1) Поскольку то, о чем говорится в книге, было открыто Моисею на Синае (7:37-38; 26:46; 27:34) и до сведения народа доведено через него (1:1; 4:1; 6:1,8,19,24; 7:22,8:1 и т. д.), представляется наиболее вероятным, что он же был и тем человеком, который записал эти Божественные откровения. 2) Книга Левит является логическим продолжением Исхода (комментарий на Лев. 1:1), в отношении которого авторство Моисея утверждается вполне определенно (Исх. 17:14; 24:4,7; 34:27-28; сравните Втор. 31:9,24). 3) То, что именно Моисей был автором Левит, подтверждается Господом Иисусом, когда Он ссылается на закон очищения от проказы (Матф. 8:4; Мар. 1:44; сравните Лев. 14:2-32). Очевидно, эта книга была написана Моисеем вскоре после написания Исхода, во 2-ой половине 15-го века до Р. Х.

В историческом плане Левит является продолжением Исхода, потому что система жертвоприношений, осуществлявшаяся левитами, возникла в результате Божественного откровения, данного Израилю через Моисея, и соответствовала части того круга обязанностей, которые налагались на евреев Синайским заветом.

Книга начинается словами: "И воззвал Господь к Моисею, и сказал ему из скинии собрания". Таким образом, законы, содержащиеся в книге Левит, исторически следуют за повествованием о возведении скинии (Исх. 25-40) и предшествуют следующему значительному в историческом плане рассказу - об исчислении племен израильских, которое было проведено перед уходом их из Синая (Чис. 1-4). Отступлениями и вставками являются рассказ о рукоположении священников (Лев. 8-10) и короткий эпизод, излагаемый в 24:10-13.

В богословском плане левитская система жертвоприношений была учреждена для народа, искупленного из Египта и вступившего со своим Богом в особые отношения на основании завета. Таким образом жертвоприношения, совершавшиеся в Израиле, не были некоей человеческой попыткой обрести милость у враждебно настроенного Божества, но представляли собой ответ тому Господу, Который по Своей инициативе предложил Израилю вступить с Ним в завет.

Однако, когда бы ни нарушалось это общение с Господом, одним человеком или народом в целом, по причине греха или осквернения, этического или церемониального, - возобновлялось общение всегда на основании завета посредством жертвоприношения. Причем характер жертвы каждый раз в точности зависел от обстоятельств и характера нарушения.

Этот принцип приближения к Богу через принесение Ему жертвы не исключал, конечно, и так называемых жертвоприношений посвящения со стороны общества в целом, не связанных с тем или иным согрешением. Однако, жертвоприношения посвящения были, по-видимому, исключением из правил.

Книга, кроме того, включает множество правил и установлений относительно повседневной жизни и соблюдения святости, как этической, так и церемониальной.

Левит - это книга святости ("отделенности"; сравните 20:26). При том, что значительное ударение делается на соблюдении церемониальной святости, во имя которой люди, животные или предметы "отделяются", обособляются для Бога, чтобы не служить мирским целям и не подвергаться культовому осквернению. Святость такого рода в конечном счете лишь символизирует этическую святость и служит ее основой (11:44; 19:2). Бог Сам отделен от всего, что греховно, от всего мирского (т. е. свят моральной святостью) и возвышается над всем Своим творением (т. е. Он свят в плане Его величия). И вот, войдя в среду Своего народа, Израиля (26:11-12), Он потребовал, чтобы и они были святы (20:22-26).

Структура книги соответствует ее теме. В главах 1-16 речь идет в основном о поклонении святому Богу, тогда как в главах 17-27 в первую очередь трактуется повседневное "хождение" в святости перед лицом Бога и перед окружающими.

Значение ветхозаветной жертвы. Согласно закону, жертвоприношение было единственным исчерпывающим средством, данным Богом евреям, которое позволяло им поддерживать с Ним гармонические отношения. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что откровению относительно системы жертвоприношений, данному через Моисея, не сопутствовало откровение о каком-либо символическом значении жертвы. В нем, однако, четко излагался принцип очищения посредством заместительной жертвы (комментарий на 1:4; 17:11).

Другим важным фактором является различение между двумя типами взаимоотношений, которые израильтянин имел или мог иметь с Богом: а) он мог поддерживать отношения с Ним как лицо, принадлежавшее к теократическому народу (сравните Исх. 19-20) и б) он имел (или мог иметь) отношения с Богом как переживший личное возрождение и получивший оправдание по вере.

Хотя в идеале эти два типа взаимоотношений должны были сопутствовать друг другу, на деле в израильском народе на протяжении всей его истории (за исключением разве короткого времени непосредственно после исхода из Египта) было немного истинных верующих; значительная же часть народа соблюдало лишь формальное почитание Господа, не питая настоящей веры в Него.

Придерживаясь традиционного взгляда, что жертвы только "покрывали" грех, нельзя должным образом оценить подлинность прощения, которое Богом было даровано (Лев. 4:20,26,31,35; 5:10, 13, 16, 18; 6:7). Такое искупление через жертвоприношение, которое просто "покрывало" грех, как бы не удаляя его, не находит подтверждения и в этимологии слова "искупление", как оно звучит по-еврейски (комментарий на 1:4). Скорее искупление через жертвоприношение подразумевало действительное удаление вины и освобождение от наказания за конкретный грех или грехи.

Масштабы жертвоприношений в День искупления (комментарий главы 16) раздвигали рамки действия этого принципа (принципа заместительной жертвы) до включения в них "всего народа" (стих 33) и "всех беззаконий их" (стих 22), то есть происходило "очищение сынов Израилевых от всех грехов их" (стих 34). Полное прощение израильтянам их беззаконий, совершенных в прошедшем году, описывается как очищение от греха (стих 30).

Тем не менее, левитские жертвы (так же, как и жертвы, приносившиеся от чистого сердца в до-левитские времена) обусловливались целым рядом ограничений.

Во-первых, они были ограничены с точки зрения их моральной эффективности. Поскольку формальные обряды ни в какие времена не могли удовлетворить Бога, желавший принести жертву, действительно угодную Ему, должен был принести ее побуждаемый искренней верой и в послушании открытой ему Божьей воле (26:14-45; обратите особое внимание на стих 31; Пс. 39:6-8; 50:16-17; Прит. 21:27; Ам. 5:21-24; Евр. 10:5-10; 11:4,6).

Жертвы, которые не приносились с верою, возможно, бывали время от времени оправданы с точки зрения обрядового очищения и гражданских требований (к примеру, с точки зрения понятия возмещения, которое связывалось с жертвой умилостивления), но Богу они не могли быть угодны, потому что сводились к простой формальности.

Следует заметить, что объект веры не связывался ни с символическим значением приносимых жертв, ни с мыслями о грядущем Искупителе. Этим объектом был Сам Бог. Конечно, вера возрастала и углублялась по мере все более раскрывавшихся ветхозаветных откровений относительно грядущего Агнца Божия как последней "Жертвы умилостивления" (Ис. 53:10).

Во-вторых, не считая, возможно, ритуала, совершавшегося в День искупления, приносимые жертвы соответствовали лишь определенным видам и случаям личных согрешений. В богословском, библейском, смысле они не освобождали от природы греха или от греха, вмененного Адаму. Они не спасали и от последствий умышленно греховных действий, которые совершались в знак демонстративного неповиновения Богу (сравните Чис. 15:30-31 и толкование на Лев. 4:1-2). Таким образом левитская жертва не являлась неким полным и окончательным средством очищения от всех видов греха.

Она, главным образом, снимала прегрешения, совершенные по незнанию, случайно, по небрежности и оплошности; кроме того, она очищала в случаях обрядовых нарушений мелких преступлений против собственности. Грехами, которые не снимались индивидуальным жертвоприношением, были поступки, выражавшие демонстративное неповиновение Господу и Его повелениям, то есть сознательные нарушения Десяти заповедей (исключения составляли незначительные нарушения 8 и 9 заповедей), сознательное пренебрежение обрядовыми установлениями и другие нарушения завета между Израилем и Господом. Грехи такого рода могли быть немедленно отпущены на основании милости, не ставящей никаких условий, - в ответ на веру и искреннее раскаяние (сравните Пс. 31; 50). Альтернативой этому было ожидание согрешившими ежегодного Дня искупления.

В-третьих, единственной целью жертвоприношений было сохранение завета с искупленным народом, как бы возобновление завета вновь и вновь. Левитские жертвоприношения были неотъемлемой частью Богопоклонения искупленного народа, связанного отношениями завета со своим Богом.

Когда в Египте убивали пасхальных агнцев и мазали их кровью косяки дверей, то как для общества в целом, так и для большей части личностей, составлявших его, это было внешним средством выражения присущей им веры; это внешнее проявление "сигнализировало" таким образом о возрождении каждого из израильтян в отдельности и об их оправдании. Возникшая на этой основе система жертвоприношений теоретически была связана с особым характером Богопочитания у евреев и с обновлением отношений завета, которые связывали их с Богом, - а не со спасением, предусмотренным от начала мира.

Другими словами, она сопоставима с переживаниями и опытом новозаветного верующего, как об этом говорится в 1-Иоан. 1:9, и не сопоставима с тем, о чем читаем в Иоан. 3:16. Тем не менее, очевидно, что по мере того, как новое поколение израильтян достигало того возраста, когда молодежь подлежала исчислению, для них возникала необходимость как-то выразить свою веру - чтобы достичь возрождения и получить оправдание; без этого они не могли поклоняться Богу так, как это было бы приемлемо для Него, и поддерживать с Ним соответствующие отношения.

Такая возможность и представлялась им в целом ряде случаев, включая ежегодные празднования Пасхи, на которых воспоминаниям о ней сопутствовали традиционные объяснения. Могло это происходить и тогда, когда молодые израильтяне приносили свои первые жертвы за грех, если они правильно понимали, что делали, и действительно веровали в своего прощающего Бога.

В-четвертых, если не считать ритуала, совершавшегося в День искупления, то каждая из приносимых жертв снимала только один грех.

Даровавшееся прощение было вполне реальным, хотя и временным (в том смысле, что за каждый вновь совершенный грех требовалось принести новую жертву). Таким образом, хотя Бог принимал жертвы для снятия вины в каждом отдельном случае согрешения, временная приостановка Его гнева не приводила к постоянному очищению человеческой совести (Евр. 10:2).

В-пятых, эффективность жертвы не вытекала из какого-либо свойства жертвенного животного или из чего-то присущего ритуалу жертвоприношения. Бог гарантировал искупление через принесение в будущем "вседостаточной" (исчерпывающей) жертвы посредством крестного страдания Иисуса Христа. Смерть Христа и была "жертвой искупления", ею Бог полностью оплатил прощение, действие которого простиралось и на те грехи, которые были совершены до креста (Рим. 3:25).

Другими словами, левитские жертвы как бы обретали юридическую силу в очах Божиих лишь на основании смерти Христа. Единственной действительно достаточной Жертвой за весь грех мира был Агнец Божий, закланный от основания мира (Откр. 13:8; сравните 1-Пет. 1:19-20). Действенность левитских жертв представляется таким образом производной.

Именно в этом смысле автор Послания к евреям и утверждает: "Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (10:4). Тем не менее, польза, которую получали от левитских жертвоприношений ветхозаветные верующие, была не менее реальной, чем та одежда, которую носит владелец кредитной карты, наш современник, полностью за эту одежду еще не расплатившийся.

Подводя итог, повторим, что левитские жертвы были действенны как в смысле восстановления взаимоотношений евреев с Богом на основе завета, так и (когда жертва приносилась с верой) в смысле действительного прощения тех или иных частных согрешений. Однако, действенность эта носила производный характер и нуждалась в обретении юридической силы через одно всеобъемлющее жертвоприношение, какое совершил Христос на кресте.

Хотя жертвоприношения были ограничены определенными рамками как в масштабах своего действия, так и в своей цели, их духовная ценность определялась, в частности, их нравоучительным характером. Через них Израиль получал уроки правильного приближения к святому Богу.

"Прежде всего, дело приходилось иметь со грехом; надо было совершить соответствующее приношение (за грех или вину). Это было тесно связано со всесожжением, которое следовало непосредственно за приношенем; всесожжению сопутствовали хлебные приношения (как это зафиксировано во многих случаях), и таким образом проситель (просители) выполняли взятое на себя обязательство (2-Пар. 29:31), обретая тем самым право на участие в последнем акте литургии.

В завершающей фазе приносились всесожжения (дополнительные) и мирные жертвы, причем всесожжения включали как добровольные дары отдельных людей, так и приношения, соответствовавшие временам года, которые символизировали неизменное и преданное служение Богу со стороны народа в целом; оно происходило на основании общинного опыта, в рамках которого Господь, священник и рядовой израильтянин, обращавшийся к Богу… все получали свою долю" (из статьи "Жертва", написанной А. Ф. Рейни)

Излагая вкратце смысл ритуального акта с богословской точки зрения (по этому поводу комментарии на различные виды приношений в Лев. 1-7), можно заметить следующее: когда поклонявшийся Богу израильтянин возлагал руку на жертвенное животное, он отождествлял себя с ним, делал его своей заменой. Если это совершалось с верой, происходила символическая передача греха, имел место оправданный с точки зрения закона перенос человеческой вины на жертвенное животное.

Затем Бог принимал заклание этого животного (что символизировалось сожжением его на жертвеннике) как выкуп за конкретный грех (или за грехи прошедшего года, если церемония Происходила в День искупления). Как результат этого, отвращая Свой гнев от грешника и, в конечном счете, обращая его на Христа, распятого на кресте. Таким образом Бог даровал истинное прощение грешнику, который приносил Ему жертву с верой.

План книги:

I. Приближение к Богу посредством жертвоприношения (главы 1-16)

А. Законы о жертвоприношениях (главы 1-7)

1. Общие правила жертвоприношений для народа (1:1 - 6:7)

2. Дополнительные правила жертвоприношений для священников (6:8 - 7:38)

Б. Учреждение священства и системы жертвоприношений (главы 8-10)

1. Посвящение Аарона и его сыновей (глава 8)

2. Начало общественной системы жертвоприношений (глава 9)

3. Последствия отступления от священнического церемониала (глава 10)

В. Законы относительно нечистоты (главы 11-15)

1. Законы о пище, о чистых и нечистых животных (глава 11)

2. Закон о роженицах (глава 12)

3. Законы о больных кожными болезнями и о "язвах" (главы 13-14)

4. Закон о нечистоте, связанной с человеческими выделениями (глава 15)

Г. Закон о Дне очищения (глава 16)

1. Вступление (16:1-2)

2. Подготовка первосвященника к церемониям; подготовка к ним животных (16:3-5)

3. Краткое описание церемоний (16:6-10)

4. Подробное описание церемоний (16:11-28)

5. Учреждение Дня искупления (очищения) как ежегодной церемонии (16:29-34)

II. Соблюдение святости перед Богом посредством "отделения" (главы 17-27) А. Законы о принесении жертвы и употреблении жертвенного мяса в пищу (глава 17)

1. Вступление (17:1-2)

2. Требование закалывать домашних животных у скинии (17:3-7)

3. Требование приносить жертвы у входа в скинию (17:8-9)

4. Запрещение употреблять в пищу кровь (17:10-12)

5. Применение вышеуказанных правил к дичи (17:13-16)

Б. Законы о моральном поведении на основании завета и об отвержении языческой практики (главы 18-20)

1. Ограничения в области отношений между полами (глава 18)

2. Законы, предусматривавшие святость на деле, перед Богом и людьми (глава 19)

3. Законы о смертной казни (глава 20)

В. Законы о святости священников и жервоприношений (главы 21-22)

1. Ограничения личного порядка, налагавшиеся на священников их служением (глава 21)

2. Правила относительно священных приношений (глава 22)

Г. Законы о священных праздниках Господних (глава 23)

1. Вводное повеление (23:1-4)

2. Весенние праздники (23:5-22) 3. Осенние праздники (23:23-43)

4. Подведение итога (23:44) Д. Уставы церемониальные и моральные (глава 24)

1. Ежедневные и еженедельные служения в скинии собрания (24:1-9)

2. Случай богохульства и Божий закон, данный в связи с этим (24:10-23)

Е. Законы об особых годах (глава 25)

1. Субботний год (25:1-7)

2. Юбилейный год (25:8-55)

Ж. Благословения за послушание и наказания за непослушание в рамках завета (глава 26)

1. Краткое введение со ссылкой на основные положения закона (26:1-2)

2. Благословения за послушание (26:3-13)

3. Наказания за непослушание (26:14-45)

4. Заключительный вывод (26:46)

З. Закон об обетах, дарах и десятинах (глава 27)

1. Обеты относительно людей и животных (27:1-13)

2. Посвящение домов и земель (27:14-25)

3. Другие правила и дары (27:26-33)

4. Заключение (27:34)

 

Глава 1

Книга Левит выражает желание Бога, чтобы святость, присущая Ему, отражалась в жизни Его народа - Израиля, с которым Он связан узами завета. "Отражалась в жизни народа" - это значит, отражалась бы в двух основных сферах ее: в периодическом поклонении Ему, совершаемом евреями, и в их повседневном поведении. И хотя по существу эти две сферы в значительной мере проникают одна в другую, в книге они находят отражение в двух главных ее разделах: а) "Приближение к Богу посредством жертвоприношения" (главы 1-16) и б) "Хождение" перед Богом в святости посредством "отделения" (главы 17-27).

I. Приближение к Богу посредством жертвоприношения (главы 1-16)

Этот первый раздел как бы представляет собой справочник - как для народа, так и для священников - по жертвоприношениям (главы 1-7); в нем зафиксировано совершение знаменательных ритуальных действий, которые положили торжественное начало и Ааронову священству, и системе жертвоприношений (главы 8-10); в нем подробно разработаны как правила потребления пищи, так и правила на случай болезни - чтобы потенциальные почитатели Бога не оказались нечистыми с обрядовой точки зрения (главы 11-15); говорится в этом разделе и о великом Дне искупления, в который священству и народу будет даваться возможность восстанавливать и поддерживать близкие отношения со святым Богом и продолжать поклоняться Ему в Его невидимом присутствии - в святом месте (глава 16).

Глава 2

Лев. 2:1. Основное хлебное приношение должно было состоять из пшеничной муки, смешанной с елеем и благовонием (добавлением последнего единственно и отличалось приготовление зерна для приношения от того, как готовили его в пищу).

Лев. 2:2. Священник брал хлебное приношение у предлагавшего его и отделял горсть муки с елеем и со всем Ливаном (благовонием) и сжигал это на жертвеннике как некую часть в память - в знак того, что все отдается Богу. Когда хлебное приношение предлагалось священником, оно полностью подлежало сожжению на жертвеннике (6:22-23). Хлебное приношение описано в тех же терминах, что и всесожжение (сравните с 1:9,13,17 "это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу").

Лев. 2:3. В отличие от жертвы всесожжения, которая полностью сжигалась на жертвеннике (сравните 1:9), остатки от приношения хлебного отдавались священникам в пищу (либо когда хлебное приношение сопутствовало мирной жертве, священнику отдавалось "что-нибудь" - 7:12-14, остальное же шло в пищу поклоняющемуся Богу и его семье - сравните 7:15-27).

То, что оставлялось священнику, называлось самой святой частью приношения ("великой святыней" - стих 3). В применении к левитской жертве - это своего рода технический термин для обозначения тех частей приношения (будь то мирного, за грех или за вину), которые должны были служить пищей лишь представителям священства.

2) Хлебное приношение печеное (2:4-10).

Лев. 2:4-7. Пользуясь обычными методами приготовления пищи и обычной кухонной утварью (не считая того, что в часть приношения, подлежавшую сожжению на жертвеннике, добавлялось благовоние; сравните стих 2), жертвователь либо выпекал в печке лепешки, смешанные с маслом или помазанные им (стих 4), либо жарил на сковороде что-то вроде оладий, смешанных с маслом и помазанных им (стихи 5-6), либо делал своего рода масляную кашу (стих 7).

Предложение на выбор трех видов кухонной утвари (печка, сковорода, горшок) и четырех типов хлебного приношения, очевидно, имело своей целью облегчить приходящим к Богу, каково бы ни было их материальное положение, принесение хлебного дара.

Лев. 2:8-10. Характер ритуала при принесении печеного хлеба был тем же самым, что и в отношении непеченого (хотя о благовонии здесь не упоминается). Священник сжигал часть в память… на жертвеннике, а остальное откладывал в пищу жервователю (за теми исключениями, о которых читаем в стихе 3).

3) Дополнительные инструкции относительно хлебного приношения (2:11-16).

Лев. 2:11-13. Закваска и мед объявлялись несовместимыми с любым из хлебных приношений. Они разрешались при принесении первых плодов (23:16-17), но это, как уже говорилось, хлебным приношением не было, ибо им считалось лишь приносившееся на жертвенник, в приятное благоухание.

Однако все приношения на жертвенник должны были включать и соль, видимо, символизировавшую отношения Израиля с Богом на основе Завета (соль завета Бога твоего), на каковых отношениях и зиждилась вся левитская система. Поскольку на Ближнем Востоке считалось в древности, что соль не может быть уничтожена огнем, словосочетание "соли завета", по-видимому, выражает вечность Завета (Чис. 18:19; 2-Пар. 13:5).

Лев. 2:14-16. Необходимы особые пояснения в отношении приношения хлебного из первых плодов, предлагавшегося в дни сбора урожая. Оно состояло из первых плодов… из колосьев, растолченных и высушенных на огне, с добавлением елея… и Ливана; часть, предназначенная в память, сжигалась на жертвеннике, а остальное шло в пищу священнику.

Особенностью хлебного приношения являлось то, что оно не было связано с ритуалом пролития крови, хотя это приношение и сопутствовало обычно приношениям всесожжения или мирным, предполагавшим пролитие крови. Поскольку хлебное приношение соответствовало обычной пище израильтян и приготовлялось теми же методами, оно, возможно, символизировало посвященность повседневной жизни народа Богу, и, может быть, также осознание евреями Его забот об их насущных нуждах и благодарность за это. В ритуале принесения первых плодов особенно заметны признательность Богу за Его милости на основании Завета и подтверждение народом его лояльности по отношению к Господу завета, Который привел Израиль в его землю (Втор. 26:9-10).

Хлебное приношение символизирует личность Христа и подчеркивает заместительный характер Его смерти на кресте. Это видно из обычного соединения хлебного приношения с приношением всесожжения и мирным. Возможно, мука тонкого помола говорила о его совершенной человеческой природе; елей символизировал Духа Святого, Который защищал Господа во время Его пребывания в теле; благовоние указывало на нравственный аромат, который источала Его личность, отсутствие закваски - на Его отделенность от греха. Любопытно, кроме того, отметить, что самый образ зерна, падающего в землю и "умирающего", чтобы дать новый плод, был использован Иисусом как иллюстрация Его смерти (Иоан. 12:23-24).

Глава 3

1) Мирная жертва из крупного скота (3:1-5).

Лев. 3:1. В отличие от жертвы всесожжения, животное из крупного скота, приносимое в качестве мирной жертвы, могло быть мужеского или женского пола (т. е. и тельцом, и коровой). Животное это должно было быть без порока (сравните 1:3; 22:17-25).

Лев. 3:2. Ритуал принесения мирной жертвы по характеру своему совпадал с таковым при принесении всесожжения, и совпадение это наблюдается вплоть до момента распределения частей рассеченной туши. Идентичных действий и в том и в другом случаях было четыре: а) приведение животного тем, кто пришел поклониться Богу; б) возложение им руки на животное; в) заклание им животного у дверей скинии собрания, т. е. в передней части двора, примыкавшей к северной стороне жертвенника для всесожжении, и г) священнодействие с кровью, совершавшееся священником, который кропил ею жертвенник со всех сторон.

В случае принесения мирной жертвы возложение руки, вероятно, сопровождалось объяснением, которое давал пришедший поклониться Богу, по какой причине приносит он эту жертву, - в знак ли признательности и хвалы за полученное им по молитве, или во свидетельство исполнения им того или иного обета, либо как добровольное приношение благодарения по случаю сбора урожая и т. д.

Лев. 3:3-4. Процедура подготовки богопочитателем мирной жертвы (снятие шкуры, рассечение туши, омовение ее) была, по-видимому, такой же, как при принесении жертвы всесожжения; однако существовало и различие между этими двумя ритуалами - в том, какие части жертвенного животного сжигались священником на алтаре.

В случае мирной жертвы это был лишь тук (жир), покрывавший внутренности животного, обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени; только они сжигались на жертвеннике. Поскольку тук в представлении древних был, по-видимому, синонимом всего самого лучшего (сравните Быт. 4:4; 45:18), ритуал, возможно, символизировал глубочайшие чувства человека по отношению к Богу, его готовность отдать Ему лучшее из того, что имеет.

Лев. 3:5. Этот жир мирной жертвы сжигался священником на жертвеннике вместе со всесожжением, то есть на пепле всесожжения, оставшемся от утренней жертвы, либо, может быть, на тлеющих отстатках всесожжения, которое тот же человек принес перед тем, как принести мирную жертву. Жир этот, как и все приношение всесожжения (сравните 1:9,13,17), как и часть, предназначенная "в память" от хлебного приношения (сравните 2:2,9), был благоуханием, приятным Господу, и служил символом того, что Бог принимает жертву.

2) Мирная жертва из мелкого скота (3:6-16).

Лев. 3:6-11. Приносивший из овец (стих 7) опять-таки не был стеснен ограничительными рамками, и это видно из того, что от него принимались животные мужеского или женского пола… - без порока (стих 6). Ритуал совершался такой же, как при принесении тельца или коровы, - с той разницей, что вместе с жиром на жертвеннике сжигался весь курдюк (стих 9). Наиболее распространенной породой овец из разводившихся в Палестине была так называемая восточная курдючная овца, у которой в хвостовой части имеется несколько лишних позвонков - для поддержания жира, отлагающегося в этой части; у взрослых особей жира накапливается от 22 до 33 кг.

Указание в стихе 11 (а также в стихе 16), что жир мирной жертвы сжигался на жертвеннике как пища огня, не следует понимать по-язычески примитивно, что, мол, приносившие жертвы делили пищу с Господом (сравните Пс. 49:12-13). Когда Господь получал жир на алтаре при принесении жертвы за грех (Лев. 4:8-10,19,26,31,35) и за вину (7:4-5), никакого разделения пищи между членами общества не происходило.

Лев. 3:12-16. Когда мирная жертва приносилась из коз, тоже не составляло разницы мужского или женского пола животное; следовала такая же процедура; различие обусловливалось лишь тем, что у коз нет курдюка.

3) Запрет, выраженный в итоге.

Лев. 3:17. Своей высшей смысловой точки стих 16 достигает в словах: весь тук Господу; в них же выражено и некое важное правило, ставшее основой постановления вечного для всех израильтян: никакого тука и никакой крови не ешьте (стих 17). Это постановление подтверждено в 7:23-27, где оно рассматривается подробнее, с указанием на неизбежность наказания свыше, которое постигнет нарушившего его.

Отличительная особенность мирного приношения состояла в том, что его следовало употреблять в пищу - перед лицом Господа - как предлагавшему его, так и членам его семьи (сравните 7:15). Мирное приношение было добровольным актом, в процессе которого поклонявшийся Богу принимал мясо от Него - в знак Божией верности заключенному завету; кроме того, этот акт давал человеку возможность выразить Богу признательность или хвалу благодарности за Его благословения в прошлом - будь то в ответ на молитву или как неожиданный дар, либо как привычные благословения, позволившие людям собрать хороший урожай.

Мирное жертвоприношение символизировало мирное братское общение, которое в будущем установится у новозаветного верующего с Богом и с другими верующими благодаря смерти Христа на кресте (1-Иоан. 1:3). Оно было прообразом первой фазы Христова "умиротворения посредством крови креста Своего" (Кол. 1:20). Он, в самом деле, "есть мир наш" (Евр. 2:14).

Глава 4

Лев. 4:1-2. Это введение, оно предваряется формулой Божественного откровения - И сказал Господь Моисею, каковую мы не встретим более до 5:14 (что свидетельствует о единстве темы в 4:1 - 5:13); в введении устанавливается, когда надлежит приносить жертву за грех: если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать.

За словом "если", которым передается стоящее в оригинале слово ки (более близкое по значению к "когда") следует пространное заявление, в котором рассматриваются различные случаи согрешений; требования, предъявляемые к тому, кто совершил грех, менялись в зависимости от теократического статуса грешника (4:3,13,22,27).

В целом акт согрешения, который требовал жертвоприношения за грех, имел две определяющие характеристики: согрешение совершалось ненамеренно ("по ошибке") и - оно было совершено "против каких-либо заповедей Господних" (это могла быть оплошность, мог быть и проступок; сравните Чис. 15:22-23). О каких бы специфических деяниях ни шла здесь речь и какими бы примерами они ни иллюстрировались, очевидно, что за грех, совершенный намеренно (Чис. 15:30 - буквально: "сделает что дерзкою рукою"), т. е. за умышленное неповиновение Богу, - согрешивший лишался права приносить жертву (сравните, однако, с толкование на Лев. 16, относительно ритуалов на День искупления). Таким образом Давиду, к примеру, совершившему грех с Вирсавией, который он сам признал "беззаконием" и мятежом против Бога, не оставалось ничего иного, как отдаться на милость Божию (Пс. 50:2-3,16-17).

Итак, в порядке уточнения повторим, что приношение за грех предлагалось за такие грехи, которые совершались "ненамеренно" (бисгагах - "по неведению"). Хотя чаще термин этот употреблялся по отношению к грехам, явно совершенным в неведении или по оплошности (в русском тексте - "по ошибке"; Лев. 4:2,22,27), употребим он был и применительно к убийству, если оно совершилось без умысла. Противопоставление в Чис. 15:22-31 является лишь противопоставлением между грехами, соделанными в дерзком неповиновении Богу и Его закону, и такими, которые не были продиктованы намеренным непослушанием.

Таким образом границы термина бисгагах оказываются широко раздвинутыми - до включения в них всех грехов, были ли они совершены по неведению (Лев. 4), без умысла (Лев. 5) или сознательно, однако, не в порядке мятежа против Господа и условий Его завета (Чис. 1:22-29). Во очищение от них и предписывалось принесение жертвы за грех.

Структурно закон о приношении за грех (т. е. основная ритуальная часть его, Лев. 4; сравните 6:24-30) подразделялся соответственно статусу жертвователя (священник, член совета старейшин, вождь или обычный человек). Приемлемые жертвы перечислены в нисходящем по их ценности порядке: телец для священника (4:3) или за народ в целом (стих 14), козел - для племенного вождя (в русском тексте - "начальник"; стихи 22-23); обычному человеку разрешалось принести козу (стих 28) или овцу (стих 32), а бедному члену общества - двух птиц (5:7); даже хлебное приношение допускалось для очень бедного человека (5:11-13). Разница в приносимых жертвах зависела не от характера греха, но - от социального и / или материального положения согрешившего.

Дополнительная информация в главе 5 касается конкретных прегрешений, во искупление которых требовалось совершить приношение за грех (5:1-6), а также уступок для бедных (5:7-13).

2) Приношение за грех полагавшееся священнику (4:3-12).

Лев. 4:3. Священник помазанный был фактически первосвященником, единственным, кому возливали елей на голову, чтобы помазать его (8:12). Если он, представитель народа перед Богом, совершал грех, то его грех делался виной всего народа. И в таком случае ему предписывалось представить из крупного скота тельца, без порока… в жертву о грехе. Любопытно отметить, что еврейское слово хаттат означает как "грех", так и "жертвоприношение за грех".

Лев. 4:4. Следовавший затем ритуал был в целом таким же, как ритуалы при других жертвоприношениях, но в деталях его прослеживаются и явные отличительные особенности; они касались священнодействия с кровью, а также того, как поступали с различными частями туши.

Итак, жертвенное животное приводилось к дверям скинии собрания, и после возложения на него рук подлежало закланию пред Господа, несомненно на северной стороне жертвенника (сравните со стихом 33 "на том месте, где закапают жертву всесожжения").

Лев. 4:5-7. В зависимости от теократического статуса жертвователя, с кровью - при совершении ритуала жертвоприношения за грех - производилась одна из трех главных процедур. Процедура, установленная для первосвященника (стихи 5-7) или израильского общества в целом (стихи 16-18), была более сложной, чем вторая, упрощенная, процедура, установленная для вождя племени ("начальника", стих 25) или простого члена общества (стих

30). Самой сложной была третья процедура, которой следовали при совершении особого ритуала в День искупления (16:6-19). В поразительном контрасте с ними находилась простая процедура, установленная для бедного человека, приносившего в жертву за грех птиц (5:9).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.078 с.)