Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Несколько советов Для женщинСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Каждое новое знакомство, с одной стороны, сковано условностями, с другой — дает простор полету фантазии, побуждает к игре. Нехватка первого компонента приводит к быстрой разрядке, второго — к исчезновению интереса. Но в комплексе эти два фактора прекрасно работают. Мужчинам нравятся женщины, которые возводят мосты, а не стены. Если вы готовы отдать все, чтобы завтра быть со своим любимым, поставьте крест на послезавтрашнем дне. Умейте сказать «нет», даже если каждая клеточка вашего тела кричит «да». Как это ни парадоксально, но мужчинам нравятся женщины, которые не боятся говорить «нет», когда речь заходит о сексуальной близости. В то же время уверенная в себе женщина УМЕЕТ произнести «нет» так, чтобы в нем не слышалось «никогда». Она может сказать: «Я пока не готова». Она может сказать: «Еще не время». Она может сказать: «Нам нужно прежде поговорить». Она может сказать: «Мне бы хотелось узнать вас получше». Она может сказать: «Мне хочется, чтобы вы лучше узнали меня». Главное же, что необходимо понять каждой: мужчинам нравятся женщины, не набивающиеся к ним в жены. Значит, не стоит слишком спешить и чересчур напрягаться, стремясь прибрать мужчину к рукам. Даже самая невинная фраза, если она преждевременна, может быть истолкована не в вашу пользу. Многих, очень многих мужчин страшит стремительность натиска со стороны женщины. Ваша неожиданная пылкость кажется им сомнительной. Это вовсе не означает, что ваши прекрасные намерения плохи. Это означает, что ваши прекрасные намерения вполне могут осуществиться, но в более подходящее для этого время. Это означает, что вам следует продвигаться вперед медленно, даже если кто-то пытается подстегнуть или поторопить вас. Чем сильнее вам хочется рвануться вперед, тем медленнее вам следует двигаться. Несмотря на то, что многие мужчины вполне готовы к тому, чтобы сделаться пылкими возлюбленными, прекрасными супругами и любящими отцами, в душе почти всем им угодно считать себя заботящимися о собственной судьбе. Что мужчины весьма пугливы — факт. Женщины отмахиваются от таких утверждений и не всегда доверяют им. И совершенно напрасно. Даже малейшее давление на мужчину повергает его в ужас. Мужчинам нравятся женщины, не пытающиеся завладеть ими. Если женщина слишком активна — мужчины ведут себя приблизительно так: - одни смущаются; - другие пугаются; - третьи начинают капризничать; - четвертые просто бегут. Кроме того, мужчина, как правило, уверен в своей уникальности и любит ту женщину, которая это признает (или, что еще лучше, делает вид, что признает). Мужчина также часто испытывает чувство неполноценности и имеет привычку сравнивать себя с другими мужчинами (по уму, внешности, сексуальной силе, по успехам в карьере и пр.). Некоторые психологи отмечают, что течение духовной жизни женщины определяется совершенно другими принципами и признаками, чем у мужчин: нежелание выносить окончательное суждение о поступках других людей; непостоянность, переменчивость, текучесть суждений; для женщин характерна ситуативная и эмоциональная обусловленность их действий. Значит, женщине никогда не надо полностью раскрывать свой замысел, даже если это касается банального желания купить себе новое платье к празднику. Правильней это простое желание хитро завуалировать. Ведь мужчины так наивны и простодушны. Лучше всего сказать: «Давай присмотрим тебе что-либо красивое, может, и мне что подберем». Большую ошибку совершают те девушки, которые не умеют хитрить и говорят, что думают. Вроде того: «Вася, приходи ко мне послушать записи, родители на все праздники уехали на дачу, и мы будем совершенно одни». Вася, если и не испугается такой прямоты, то подумает о вас такое, что потом уже будет страшно вам. Лучше сказать: «Вася, ты у нас великий мастер, у тебя золотые руки, а у меня сломался магнитофон, а я так хотела послушать новые записи». После этого нужно слегка испортить магнитофон, чтобы Вася смог сам подсоединить оторванный проводок. Мужчину надо искушать постепенно. Эта игра называется флиртом. «Флирт» в переводе с английского означает игру в любовь, кокетничанье, «уха- живание». А кокетничать — это уже французское понятие и означает: стараться понравиться кому-либо. Кокетство считается главным оружием женщин в их отношениях с мужчинами. Известный режиссер Филипп Кауфман считает, что кокетство — это «поведение, которое должно дать понять мужчине, что сексуальное сближение с ним возможно. Однако возможность эта считается негарантированной и чисто теоретической». Получается, что, с одной стороны, женщине следует быть загадочной, таинственной, свободной, смело проявлять инициативу, избегая какой-либо ясности, законченности, очевидности, постоянно что-то выдумывать и менять ориентиры в ходе «процесса» любовной игры, а с другой — не отталкивать мужчину завышенностью своих требований или полной неопределенностью ситуации, ее бесконтрольностью. Женщины обладают резко выраженной потребностью нравиться, причем не кому-то одному, а всем. Дело в том, что стремление привлечь к себе внимание, используя стимулы сексуального характера, — это специфически женская черта. Первые признаки этого «вечно женского» проявляются у девочек довольно рано. По сути своей это первое проявление полубессознательного стремления привлечь к себе внимание именно как к представительнице женского пола (здесь не скажешь — к женщине), и оно естественно, ибо других способов она просто не знает. Это, равно как и характерное даже для маленьких девочек кокетство, закономерно обусловлено самой спецификой половой роли женщины и ее отличиями от роли мужчины. «Наши бабушки, — пишет М. Вислоцкая в своей книге "Искусство любви", — не уставали повторять, что лукавое словечко, льстивое замечание, мужчине или неожиданный каприз — это грозное и действенное оружие в руках неглупой женщины. Флирт интригует, возбуждает интерес, попеременно будит и гасит надежды. Едва реакция ослабевает, как флиртующий отыскивает новые комплименты, усилия натиск, — и вот уже перед ним открываются новые заманчивые перспективы. И главное — неустанно пробуждать к себе интерес, показывая все грани своего красноречия и обаяния. Демонстрируя то расположение, то неудовольствие во время флирта, вы оказываете такое же воздействие на сексуальные центры, как ритмическая музыка или осязательные ласки. Любой ритмический раздражитель возбуждает и усиливает сексуальную заинтересованность. У женщины при этом усиливаются сердцебиение и кровообращение, ее глаза начинают блестеть, губы краснеют и становятся влажными, кожа розовеет, а в движениях появляются грациозная плавность и красота. Не всегда все получается так, как задумано, но, флиртуя, женщина должна показать в выигрышном свете все свои лучшие женские качества, не забывая, разумеется, воздать должное мужественности и одаренности партнера. Флирт в таком ключе может до такой степени вскружить голову партнеру, что он делается беспомощным. Но только не перебарщивайте! Вибрируйте! И вот вы уже холодны, во взгляде строгость, близкая к безразличию, — короче говоря, вы всецело погружены в собственные дела, чуть-чуть замкнулись в себе и не реагируете на ухаживание. Маленький холодный душ. Однако, применяя подобную тактику, нельзя допустить, чтобы партнер потерял вся- кую надежду вернуть ваше расположение. Как только попавший «в немилость» кавалер начинает испытывать душевное беспокойство, проявляя при этом повышенные знаки внимания, вы снова моментально меняете курс на сто восемьдесят градусов — и вновь наступают удивительные солнечные дни, в голосе звучит нескрываемое восхищение партнером, и вы продолжаете быть нежной, приветливой и максимально внимательной к его особе». Но такой флирт — это игра юных девушек. Женщины постарше играют, например, в «соблазнительницу». Эта игра часто проходит «под вывеской»: «Я слабая, беззащитная женщина, я очень нуждаюсь в сильном и умном мужчине, который сможет помочь мне». В содержание этой игры входят многочисленные манипуляции, широко используется эмпатия (способность чувствовать переживания партнера на несловесном уровне), утонченные комплименты, умение угадывать скрываемые желания. Соблазнительница добивается своей цели, используя сексуальную упаковку, прибегая к флирту, хитростям, иногда имитации скромности, лести. Женщины исходят при этом из положения, что с мужчинами нельзя вести себя открыто, прямо и честно. Они считают, что мужчины «по своей природе» падки на лесть и комплименты, тщеславны и, учитывая эти качества, следует максимально играть на них. Таким образом, в игре основная ставка делается на использование слабых и отрицательных черт партнера. Любовь — это зависимость от определенного человека и невозможность жить без него. Как будто мы половину души отдали ему, и теперь, когда он уходит, мы не можем жить с оставшейся половинкой, истекающей кровью. Прежде всего надо восстановить цельность своей личности, свою самодостаточность. Есть женщины, которые обладают поразительной способностью растворяться в любимом человеке. Само по себе такое растворение, может быть, и не так страшно, но иногда это может помешать даже при самих благоприятных обстоятельствах: далеко не каждому мужчине нравится жить с женщиной, которая без него и вздохнуть не может, не говоря уже о разрыве отношений. Женщинам хочется посоветовать: будьте независимы и мужчины сами потянутся к вам. Не подпускайте их слишком близко, держите дистанцию. Оставайтесь вечной загадкой, тайной, которую он будет разгадывать всю свою жизнь. Не позволяйте забрать у вас чувство свободы и независимости. Но при всем этом постарайтесь быть нежной и ласковой. И не забывайте: «Мужчина голова, а женщина — шея». Это можно проиллюстрировать рассуждениями одной молодой женщины: «Как известно, первые ощущения и впечатления всегда самые яркие. И буквально после первой встречи с молодым человеком девушке, не лишенной воображения, не составит труда тут же составить портрет этого мужчины с качествами, которые она успела заметить в нем и которые хотелось бы видеть. Соответственно этому образу она и выбирает себе роль, которую сыграет в этой пьесе. Например, встречаются и знакомятся молодые люди. Мужчина преданно смотрит в глаза, следит за каждым твоим движением, стараясь не упустить ни единого слова. Казалось бы, что в этом плохого? Ты чувствуешь, что он, как мягкий пластилин, гнется во все стороны. Может быть, даже, сама того не за- мечая, ты берешь роль лидера. Приходится самой принимать решения, диктовать условия. В итоге на все твои желания изменить что-то в отношениях слышишь такие фразы: «Тебе решать», «Все в твоих руках». Начинают подкрадываться мысли: «Да почему я должна решать за нас двоих?» Постепенно убеждаешься в том, что в более сложной жизненной ситуации он не сможет принять решения, найти выход, и тебе снова придется все делать самой. А ведь хотелось совсем не этого! Или другой случай, прямо противоположный предыдущему, когда инициативу полностью берет в свои руки мужчина, не оставляя тебе ни кусочка. Поначалу не покидает ощущение: вот это то, что ты искала. Наконец тебе представился случай побыть женщиной, слабой, беззащитной. Есть хорошая возможность покапризничать и избавиться от проблем, с которыми он успешно справляется сам. Все бы хорошо, да ведь начинает раздражать, когда он берет билеты на концерт, не посоветовавшись с тобой, ставит перед фактом, что «мы идем сегодня на вечеринку». Недолго счастье длилось. И ты понимаешь, что ты никакая не женщина, а марионетка, за ниточки которой дергает твой дорогой, когда ему это угодно. Но ведь долго так продолжаться не может! Проанализировав эти ситуации, я четко выявила для себя схему, по которой развивались отношения, то, что объединяет эти два разных случая. Она выглядит примерно так: Знакомство — иллюзии — разочарование = разрыв отношений. Я очень долго думала, почему при знакомстве с этими молодыми людьми меня не покидала уверенность в том, что разлука неминуема. А ответ очень прост. Нужно прислушаться к себе. И прежде, чем полюбить кого-то, надо снять маску и полюбить себя такой, какая есть на самом деле, со всеми своими слабостями и недостатками. Мало того, что в этой игре я исполняла чужую роль, я была еще режиссером всего этого. Я любила или, скорее, пыталась любить (уж очень хотелось) не самого человека, а те качества, которые хотела в нем видеть. И тем самым, независимо от его достоинств и недостатков, я двигала течение наших отношений в нужное мне русло, то есть обрекала их на гибель. Я сделала для себя вывод, что человека нужно принимать и любить таким, каков он есть на самого деле, научиться любить безусловно, а не за что-то. А это и есть шаг к единству с собой, с миром. Ведь каждый из нас мечтает о той самой чистой любви и гармонии в жизни». Как шутят психологи, «любовь — это встреча двух неврозов...» Может быть, и в этой шутке есть доля истины. Истина заключается в том, что только люди определенного склада способны уживаться друг с другом. То есть человек, обремененный психологическими установками, комплексами или просто странностями, может прощать, игнорировать или мириться с соответствующими пороками партнера. Такие люди находят друг друга как элементы одной мозаики Если один деспот, а другой привык раболепствовать, то пара может просуществовать довольно долго, они будут чувствовать себя в таком союзе комфортно. Это не они выбрали друг друга, а их подсознания, отягощенные неврозами. Кстати, можно взглянуть на эту проблему в мистическом аспекте. Многие религии утверждают, что человек приходит в этот мир для того, чтобы совершенствоваться и избавляться от пороков, и наши души попадают на эту землю, неся в себе проблемы, с которыми нам придется бороться, внутренне обновляясь и проходя через страдания. Возможно, мужчины и женщины посланы в этот мир, чтобы помочь пройти друг другу эти испытания. Видение отражения своих недостатков в партнере, как в зеркале, позволяет быстрее справиться с проблемами и увидеть их в истинном свете. Может быть, смысл любовной «слепоты» и заключается в том, чтобы помочь подходящим натурам сойтись и изживать недостатки вместе. Поэтому, что бы ни говорили вокруг, влюбленный никогда не откажется от партнера, потому что интуитивно чувствует, что только с этим человеком может успешнее преодолеть препятствия на жизненном пути и свои недостатки превратить в достоинства. Некоторые девушки при любом удобном случае подчеркивают недостатки своего избранника, снижая тем самым его самооценку и провоцируя его комплексы. Но это в большинстве случаев очень опасная игра: рано или поздно нормальному человеку надоест бесконечная критика и он просто сбежит. Тем более не следует ставить условия: изменись и тогда мы будем счастливы. Ваш избранник быстренько сбежит туда, где ему будут рады такому, какой он есть. «Полюбите нас черненькими, беленькими-то нас всякий полюбит». Изменить взрослого человека вряд ли возможно. Можно только принимать или не принимать его привычки и взгляды на жизнь, и если понятия двоих о «нормальной» жизни не совпадают, то, на мой взгляд, сколько ты не требуй от него самых простых и естественных (на твой взгляд) вещей, он все равно будет воспринимать это в качестве придирок. А кому хочется их терпеть? Итак, мужчина всегда отрицательно относится к любой инициативе, исходящей от женщины. Нужно понять, что дело не в том, что женщине трудно сделать свой выбор (или первый шаг навстречу), а в том, что мужчине намного сложнее принять этот шаг и правильно оценить его. Каждая женщина интуитивно чувствует, как опасно на предложение мужчины выйти за него замуж немедленно давать согласие, даже если она только об этом и мечтает. Необходимо искусственно создавать интригу, ситуацию неопределенности, тайну... Не говорить ни да, ни нет. Намекать на необходимость проверить свои чувства. Если же любящая женщина всем своим видом показывает, что она заранее на все согласна, то у мужчины сразу пропадает к ней интерес. Даже если она ему сильно нравится, он думает про себя: «Ну, с этой все ясно, она никуда не денется. Ну неужели это все? Да, она добрая, красивая и честная, но бывают, наверное, и получше. Дай-ка я вначале заверну за угол и посмотрю, что там». А за углом уже стоит — и не такая добрая, и не такая красивая, а то и просто глупая, но очень-очень недоступная. Вот интрига, вот азарт борьбы, преодоление сопротивления, борьба с трудностями или с соперниками! «Или я не первый парень на деревне? Неужели я не смогу всех разогнать и себя показать?» Наконец, всех победил, Красавицу (которая вовсе не красавица) отвоевал; но была ли нужна ему эта победа? С другой стороны, если женщина переоценивает себя и изображает уж слишком неприступную красавицу, то иной мужчина задирает голову, смотрит в сияющую высь, чешет в затылке и отходит в сторону: «Слишком высоко, можно шею сломать». Умная женщина всегда чувствует меру и, возводя препятствия, придумывая сложности, сама подсказывает, как их преодолеть, какими тайными тропами выйти в нужное место («А если не догонишь, так я буду вон за тем сараем»). Глава 6. Знакомство Знакомство — это закономерность или случайность? На первый взгляд кажется — случайность. Как иногда бывает: едет в автобусе молодой человек, входит девушка, кошелек забыла дома, он заплатил за билет, вышли вместе, познакомились, поженились. Или другой пример — идет с друзьями в баню, распарился, устал, уснул, попал в другой город, проснулся в чужой квартире, увидел хозяйку, познакомились, поженились. Цепь случайностей... Но это только на первый взгляд. Можно ехать в автобусе, случайно встретить безбилетную пассажирку, но... она брюнетка, а свою будущую жену вы представляете только блондинкой. Знакомство не состоялось. Можно пойти в баню, расслабиться, случайно оказаться в чужой квартире, увидеть хозяйку — очаровательную блондинку, познакомиться, разговориться и узнать, что она принципиально против того, чтобы ее будущий муж ходил в баню. Пусть дома, в ванной моется. Свадьбы не будет — нет взаимопонимания. Какая таинственная сила толкает нас в объятия одного человека, отталкивая от другого, который со стороны кажется куда более подходящим? Среди многочисленных факторов, влияющих на наше представление об идеальном партнере, к числу наиболее значимых, по мнению профессора психологии Джона Мони, относится то, что называется «картой любви», — группа сигналов, закодированных в нашем мозгу, которая характеризует наши симпатии и антипатии. Она показывает, каким волосам, цвету глаз, голосу, телосложению и запахам мы отдаем предпочтение. Она также фиксирует характер, который нас привлекает: открытый и дружелюбный или сильный и замкнутый и так далее. Короче говоря, мы влюбляемся и стремимся к тем людям, которые наиболее точно соответствуют нашей карте любви. А карта эта в основном формируется в детстве. К восьмилетнему возрасту образ идеальной второй половины уже зарождается в нашем сознании. Любопытно, что и у животных ранний период развития определяет дальнейший стиль и ход жизни, характер предпочтений. Это можно подтвердить следующим интересным примером. Ученые провели такой опыт: только что родившихся обезьянок отделили от матерей и других обезьян и вместо мамы поставили им грубо сделанную куклу с бутылочкой молока на груди. Когда эти обезьянки выросли, они не смогли общаться с другими обезьянами, боялись их и убегали. Это говорит о том, что общение с себе подобными в самом раннем возрасте закладывает в каждом индивидууме определенные привычки. Большинство детей испытывают романтическую любовь к своим мамам и папам. Может быть, кому-нибудь из вас мама рассказывала о том, как года в три вы собирались на ней жениться. Значит, уже в раннем возрасте, сами того не подозревая, мы начали создавать свой идеал, к которому впоследствии стремимся. И в этом заслуга наших мам и пап. Если попросить мужчин описать их матерей, а женщин — описать отцов, то между идеальными партнерами и родителями оказалось бы много сходства. Да, родители — первая настоящая любовь в нашей жизни — наложили неизгладимый отпечаток на нашу карту любви. Пока мальчик маленький, мать — центр его мира. Ее характерные черты оставляют незабываемое впечатление, и мужчину всю жизнь будет тянуть к женщинам с ее чертами лица, ее фигурой, характером, даже чувством юмора. Если мама была добрая и уступчивая, то, став взрослыми, мы склонны тянуться к людям с такими же чертами характера. Если у матери был сильный и ровный характер, то и в партнере нас будут привлекать сила и справедливость. На сыновей мать имеет двойное влияние: она не только определяет, что будет их привлекать в избранницах, но от нее также зависит, как они будут относиться к женщинам в целом. Так, если мать мягкая и добрая, ее сыновья будут считать, что эти качества характерны для женщин. Скорее всего, они станут заботливыми и нежными мужчинами, чуткими любовниками, и будут помогать женам по дому. И наоборот, авторитарная мать, которая подавляла сына в детстве и была то открытой, то холодной и суровой, может вырастить человека, который станет впоследствии «ускользающим любовником». Он боится полюбить, боится обязательств и может из-за этого отдалиться от подруги. Если мать в основном определяет те качества, которые привлекают сыновей в избраннице, то отец — первый мужчина в жизни девочек — влияет на их отношение к противоположному полу. Отцы оказывают огромное воздействие на формирование личности детей и их шансы стать счастливыми в браке. Как матери формируют мнение сыновей о женщинах в целом, так отцы закладывают отношение дочерей к мужчинам. Если отец щедр на похвалы дочери и своим обращением с ней показывает, что она стоящий человек, она будет чувствовать себя уверенной в отношениях с мужчинам. Но если отец холоден, критичен или постоянно отсутствует, дочь будет чувствовать себя недостаточно привлекательной, самооценка у нее будет заниженной. Конечно, из наличия у нас сложившейся модели «суженого» не следует, что каждому подходит один-единственный человек. Например, одна моя одноклассница, когда выходила замуж, сказала: «Вот я живу в маленьком городке. Полюбила парня, выхожу замуж. А жила бы я в Москве, я бы полюбила другого, а о существовании первого далее не подозревала бы. Так где же мой «единственный»?» На это я ей ответил так: «Представь себе огромную пирамиду из детских кубиков. Пусть каждый кубик — это наша встреча с человеком другого пола. Нижние ряды — это все люди, которых мы встретили в жизни и из которых мы выбираем спутника. На вершине пирамиды всего один кубик — один человек. Его модель настолько разработана, так выкристаллизовалась, что даже маленькие отклонения от идеала исключаются. Большинство из нас находятся где-то посередине этой пирамиды, кто-то — ближе к вершине, а кто-то — наоборот. Чем человек сложнее духовно, тем сложнее его модель. Чем уже его выбор, тем ближе к вершине пирамиды его слой кубиков. И наоборот». Еще раз о красоте Очевидно, что на свете не бывает людей, которые бы всем казались некрасивыми. Ведь если в основе образа нашего любимого лежит образ реального человека, то это значит, что любой человек кому-нибудь да нравится. Например, для ребенка его мама самая красивая, самая умная и вообще самая лучшая, но ведь это ему так кажется. Просто такой тип ему нравится. Другому нравится другой тип. Типов внешности, которые бы не нравились никому, не существует. Есть такое явление — дисморфофобия, особенно характерная для подростков. Подростки очень болезненно переносят свои физические недостатки, вернее, то, что они сами считают недостатками. Девушки страдают от того, что у них нет тонкой талии или длинных ног, от того, что они слишком высокие или же слишком маленькие. Но ведь дело в том, что у многих модель любимой девушки включает высокий рост или не исключает крепеньких, чуточку коротковатых ног. В одной притче друзья недоуменно спрашивают у влюбленного: «Ну что ты в ней нашел? Красивая она? Нет! Умная? Нет! Хоть богатая? И опять нет! Зачем она тебе?» «А вы возьмите мои глаза и увидите», — ответил юноша. Друзья не понимают его выбора, потому что их модели другие. В конечном счете женщина выглядит так, как ее оценивают окружающие, и в первую очередь — любящие мужчины. Есть такой старый анекдот про двух англичан, которые в поисках жен плавали по морям, оказались на острове, встретили племя дикарей. «Все, — сказал один, — я остаюсь, хочу жениться на дочери вождя». «Безумец, — ответил другой, — она же некрасивая! К тому же отец потребует за нее выкуп — шесть коров». Англичанин привел девять телок, чем растрогал вождя до слез: «Моя дочь и на шесть не тянет». Сыграли свадьбу. Через год второй англичанин решил навестить своего друга на острове. И был поражен красотой его жены. Может, «любовь — она и есть только то, что кажется»? Надо думать, что человек сам создает свой объект любви (мысленно), и немалую роль в таком формировании играют жизненные условия, и окружение, и воспитание. А затем (примерно начиная с переходного возраста) ищет соответствия своей модели в лицах противоположного пола. Как говорится: «Я тебя слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила». Ну, на уровне житейского смысла мы, кажется, разобрались. Посмотрим, что по этому поводу говорит наука. Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, что служит эталоном выбора и критерием оценки. В социальной психологии по этому поводу есть три гипотезы: 1. Идеальный образ любимого предшествует выбору реального объекта, побуждая человека искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. 2. Идеализация предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле. Как писал М. Пришвин, «тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби меня, и я постараюсь быть лучше себя». 3. Не идеальные образы определяют выбор любимого, а свойства реального, уже выбранного объекта обусловливают содержание идеала. Все три гипотезы имеют под собой известные основания. В одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других — имеет место идеализация, в третьих — идеал подгоняется, переделывается под реального человека. Так, в ответ на вопрос «За что люди нравятся друг другу?» скорее всего можно услышать перечисление положительных качеств человека, таких, как смелость, доброта и пр. Однако в многочисленных экспериментах было продемонстрировано, что зависимость между наличием у человека положительно оцениваемых свойств, с одной стороны и отношением к нему — с другой, значительно сложнее, чем это принято считать. Например, в определенной ситуации красивые девушки нравятся испытуемым мужчинам меньше, чем некрасивые; красота девушки вызывает у мужчины опасения, что она слишком хороша для него, и иногда он даже начинает чувствовать к ней неприязнь («зелен виноград»). Разумеется, это не распространяется на всех мужчин. На тех, кто считает себя неотразимым, не распространяется. Таниы, танцы... Почему молодые люди любят ходить на танцы? Когда задаешь этот вопрос в лоб, редко слышишь прямой ответ. Говорят, что хочется отдохнуть, повеселиться, послушать музыку, подвигаться и так далее. Хорошенький отдых — в душном зале, где не протолкнешься, с оглушительной музыкой, где вообще все в каком-то зыбком мареве от большого скопления людей и плохого освещения. Однако приходят, толкаются, терпят и все чего-то ждут, кого-то высматривают. Терпят, потому что танцы в практике межличностных отношений играют роль предварительной формы полового общения. Танцы будто специально придуманы, чтобы предельно упростить и облегчить процедуру первого знакомства представителей разного пола. Кроме того, танцы не только дают возможность для достаточно свободного общения между мужчинами и женщинами. Важной чертой танцев как специфического ритуала является их относительная психологическая безопасность — прямое и резкое отвержение партнера в этой ситуации не принято. Это дает партнерам возможность психологической тренировки в сфере полового общения. Представьте себе, что молодого человека послали в командировку в какой-нибудь небольшой город. Остановившись в гостинице и узнав, что в районный дворец культуры приходит много симпатичных девушек, а милиция обеспечивает порядок, наш герой решает вечером пойти на танцы. Войдя в зал, он становится в углу за колонной и начинает внимательно обшаривать зал глазами — слева направо, потом справа налево. Кого высматривает он в зале, где заведомо никого не знает? Можно ли сказать, что он ищет девушку, соответствующую имеющемуся у него идеальному образу? Да, он пытается ее найти, хотя это и маловероятно. Дело в том, что идеальный образ включает в себя практически все, что молодой человек хочет увидеть в своей избраннице: внешность, характер, моральный облик, интересы, хозяйственные способности, интеллект, финансовые возможности родственников и многое другое. Причем внешняя сторона идеального образа закладывается, как мы уже выяснили, на бессознательном уровне, что делает саму влюбленность независимой от контроля рассудка. С помощью психоанализа можно даже выяснить, почему мужчине нравятся женщины только определенного типа, почему этот тип с завидным постоянством воспроизводится при новой влюбленности, равно как и почему жен- щине нравится определенный тип мужчин. Из воспоминаний человека, уходящих в раннее детство, вычленяется первичный случай сцепления переживания «восхищение идеалом» с каким-либо объектом и характер этого сцепления, который (поскольку не осознан) постоянно воспроизводится. Но можно ли очень сложный идеальный образ идентифицировать с реальным человеком в примитивной обстановке танцплощадки? Конечно, нельзя! Информации не хватает. Чтобы образ работал, необходимо его упростить до примитивного шаблона, включающего в себя главным образом внешние признаки. Этот шаблон наш герой мысленно накладывает на одну, на вторую, на третью... мелковата, толстовата, длинновата... наконец, вот она! Молодой человек бросается к ней через весь зал, обмирая от страха, что следом бросятся все и уж точно отобьют. Но на избранницу нашего героя никто больше не обращает внимания — ее тут очень хорошо все знают, и не с лучшей стороны знают. Какие же стороны идеального образа могут быть обнаружены при подобном знакомстве на танцах? Во-первых, необходимо отметить, что само это узнавание требуемых от другого индивидуума качеств, черт, признаков, составляющих в своей совокупности имеющийся у зрелой личности «идеальный образ любимого», происходит не на уровне разума или рассудка, а в форме непосредственного пристрастного переживания (т. е. на уровне эмоций). Известно, что одна из главных функций эмоций состоит в том, что они помогают сориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности. Это своего рода предынформационная роль эмо- ций. Очевидно, что в условиях информационного вакуума (отсутствия знаний о конкретном человеке, невозможности правильно оценить сложившуюся ситуацию) сильное и эмоционально окрашенное желание с кем-нибудь познакомиться может сыграть с человеком злую шутку. «Кто ищет, тот всегда найдет». Можно ли найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет? Можно, если очень сильно этого захотеть. Именно в этом и заключается психологическое содержание пословицы «Любовь зла — полюбишь и козла». Полюбили козла потому, что приняли за красавца, а приняли его потому, что очень сильно хотелось с красавцем познакомиться... Во-вторых, в данном случае необходимо разбираться в таких психологических явлениях, как «эффект ореола» и «эффект новизны». В основе эффекта ореола лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации, подсознательное заполнение «дырок» в образе на свой вкус либо в соответствии со стандартом. О том, что для использования «идеального образа любимого» при знакомстве на танцах необходимо его упрощение до примитивного шаблона, мы написали. Что касается эффекта новизны, то он срабатывает при оценке восприятия людьми друг друга и заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, самая свежая информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая (или первичная) информация. Наконец, чтобы понять, что именно так сильно может поразить человека (вызвать у него восхищение) при первом знакомстве с другим лицом и при отсутствии какой-либо значимой информации о нем, необходимо учитывать специфику самого восприя- тия. Восприятие — это целостное отражение предметов, людей, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Обратите внимание — целостное. Как же происходит достраивание, когда полученной информации недостаточно для правильных выводов? Допустим, вам показывают обрывок какой-то фотографии и говорят: «Посмотрим, сможете ли вы по этой маленькой части фотографии определить, что на ней изображено?» Вы внимательно изучаете обрывок: на нем половина какого-то большого колеса, рядом два камешка, зеленая травка и больше ничего. Так, понятно. Что может делать половина колеса на травке; фотография большая, значит, колесо целое и не одно, есть, очевидно ось и другое колесо, мост и задние колеса, кузов, кабина. Ага! Это тяжелый грузовик; качество фотографии хорошее — значит, не наш. После такого достраивания вы уверенно отвечаете: «Это тяжелый грузовик, очевидно фирмы «Мерседес». Нет, это отечественный «КамАЗ», но логика и направление вашего достраивания были правильными. По тому же принципу действовал и французский естествоиспытатель Жорж Кювье, живший двести лет назад. Он мог по маленькой косточке реконструировать (достроить) скелет, скажем, шерстистого носорога или диплодока, или другого давно вымершего животного, в то время неизвестных науке. Когда через сто лет находили полный скелет этого носорога, оказывалось, что реконструкция Кювье была очень точной. Что же давало возможность Кювье реконструировать по отдельным частям скелетов облик доисторических животных? Ученый установил, что в каждом организме между органами име- ются определенные соотношения («корреляция частей организма») и изменение одной части влечет за собой соответствующие изменения другой части организма (принцип соподчинения органов и функций). Можно ли выявить подобную корреляцию и сопод-чиненность при познании другого человека в процессе его восприятия? В принципе можно, и даже существует такая наука — физиогномика, которая, впрочем, до сих пор не получила прав гражданства. Основателем физиогномики был пастор Иоганн Гас-пар Лафатер. Он жил, как и Кювье, в XVIII веке. Этот пастор уверовал в свою способность определять по внешности ум, характер, а главное, моральный облик человека. Он был убежден в соответствии формы носа, ушей, глаз и губ с чертами характера, умом и нравственным обликом человека. А стало быть, по внешности не только можно, но и имеет смысл достраивать все остальные характеристики личности. Очевидно, Лафатер был наделен божественным чутьем, потому что такое достраивание ему почти всегда удавалось. А правильность прогноза через определенное время подтверждалась на практике. Но мы совсем забыли о нашем герое. Мы оставили его в момент стреми
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.90 (0.016 с.) |