Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природные ресурсы и их вовлечение в сферу интересов общества

Поиск

Человек, будучи представителем высшей ступени эволюции живых организмов отличается от них прежде всего своим разумом, речью и способностью к труду. Вследствие этого он оказывает на свое местообитание влияние гораздо большее, чем другие животные, вплоть до его разрушения, причем результат своей деятельности он ощущает и понимает как правило позже. С самого начала своей истории человек столкнулся с законами природного равновесия.

Длительная история развития человечества - это, прежде всего, история природопользования, развития производительных сил, познания человеком законов природы и общества, смена на этой основе, общественно-экономических формаций. Поэтому, вполне естественно, что взаимоотношение человека с природой и ее ресурсами подчиняется, с одной стороны - характеру ресурсов в самом широком понимании этого слова, начиная с размеров самой территории и кончая залегающими в недрах земли полезными ископаемыми и, с другой, состоянием производительных сил. В том числе - уровнем развития науки, техники и теми производственными отношениями, которые складываются в конкретном обществе на протяжении его истории. Hаскальные рисунки первобытного человека, изображающие сценки охоты или собирания плодов, свидетельствуют о том времени, когда человек, производное от природы, приступил к осмысленному использованию наиболее доступных и, одновременно, необходимых биологических ее ресурсов, приступил к “покорению” природы.

Все компоненты природы, которые объективно существуют, вне зависимости от того, использовались ли они человеком когда либо, используются они или не используются обществом в настоящем, определяются как природные блага. Это понятие охватывает все, без исключения, природные ландшафты, почвенный и растительный покров, водные объекты и полезные ископаемые, представителей растительного и животного мира. H.Реймерс определяет:

Природные блага, есть совокупность природных ресурсов и природных условий жизни общества, которые используются в настоящее время или могут быть использованы в обозримом будущем.

Однако надобно отметить, что природные блага - объективно существующие компоненты природы, и они не зависят от того предполагается ли их использовать и будут ли они использованы когда ни будь человеком или не будут.

В отличие от природных благ, природные ресурсы - есть компоненты природы (природные объекты и явления), используемые в прошлом и (или) настоящем, и оцененные в отношении возможности их использования в будущем.

Например, само по себе наличие в тайге зверя (например, соболя) есть природное благо, которое может перейти в состояние ресурса, если будет показано, что соболя есть смысл добывать для обеспечения занятости и материального благосостояния местного населения. Изучив популяцию соболя и оценив возможности их воспроизводства можно определить их количество, которые могут быть добыты без ущерба для популяции, то есть определены их запасы или природно-ресурсный потенциал популяции. Соответственно, та часть природных ресурсов Земли и ближнего космоса, которая может быть реально вовлечена в хозяйственную деятельность при данных энергетических, технических и социально-экономических возможностях общества, без ущерба для возможности последующего устойчивого его развития может быть определена как природно-ресурсный потенциал.

В определении природно-ресурсного потенциала есть важнейшая мысль об ограничении использования природных ресурсов необходимостью сохранения возможности устойчивого развития общества. Следовательно, использование природных ресурсов подразумевает либо количественные ограничения этому, либо требует каких то дополнительных мероприятий по восстановлению природной среды. С этих позиций и целесообразно рассмотреть классификацию природных ресурсов.

При обсуждении проблемы природных ресурсов, с учетом определения, которое приведено выше, возникают некоторые соображения, до последнего времени не учитывавшиеся, но которые в современную пору информационной революции не учитываться уже не могут. Речь идет о таких видах ресурсов, как здоровье общества, его генетический фонд, интеллект, знания (информация) и умения. Hасколько правомерно или неправомерно отнести указанные категории к природным ресурсам? Попробуем рассмотреть этот вопрос с нескольких позиций:

1) человек есть производное от социума, но одновременно - часть природы, живого вещества ее биосферы;

2) интеллект человека - его ум, способность к познанию, мышлению есть производное человеческого опыта и образования. Он развивается от поколения к поколению, определяя, в конечном итоге, научно-технический потенциал общества, условия и последствия его взаимодействия с природной средой;

3) взаимодействие с природной средой опирается, помимо энергетических и технологических оснований на знание законов социума (экономики), с одной стороны, и законов природы - с другой. В свою очередь понимание этих законов зиждется на накопленном тысячелетнем опыте многих поколений людей, их знаниях и представлениях, информации об этом мире. Правомерно, ли сравнить интеллект, знания и уменья, как современные духовные ресурсы, накопленные поколениями людей в процессе труда и развития, например, с органическим горизонтом почвы, накопленным за многие тысячелетия “трудом” почвенных организмов. Представляется, что правомерно. И хотя сравнение не есть доказательство, оно все таки говорит в пользу отнесения интеллекта, знаний и умений людей к особой, духовной категории природных ресурсов.

Поэтому все природные ресурсы правомерно подразделить на 2 категории: ресурсы материальные и ресурсы людские. Отталкиваясь от сказанного попробуем рассмотреть те и другие и определиться с некоторыми направлениями рационализации их использования.

В последующем курсе предстоит рассмотреть, в самом общем виде, покомпонентное использование природных ресурсов Земли, его последствия и типичные частные мероприятия, направленные к рационализации использования того или иного вида природных ресурсов, подчеркнув далеко не всеобъемлющий характер рассмотренных далее мероприятий, направленных к снижению ущербов, наносимых природе. А прежде – предлагаемую ниже классификацию природных ресурсов Земли, предлагаемую авторами настоящего курса (табл. 2.1).

До последнего времени к невозобновимым геологическим ресурсам относили исключительно полезные ископаемые, сосредоточенные в соответствующих месторождениях. Hыне правомерно, наряду с ними, к невозобновимым геологическим ресурсам отнести также подземное пространство, которое используется все шире, поскольку, по мере развития техники, многие инженерные системы уходят в глубь Земли, освобождая ее поверхность исключительно для жилищного строительства и использования земель в целях воспроизводства биоресурсов.

Таблица 2.1.

Классификация природных ресурсов Земли

Материальные
Невозобновимые Геологические
Ограниченно возобновимые Минеральные воды и грязи Почвенные Рекреационные Комплексные (ландшафтные) Подземное пространство
Возобновимые Водные Биологические Климатические Генетические (генофонд)
Социальные
Ограниченно возобновимые Здоровье Интеллект Знания

Отнесение водных и биологических ресурсов к возобновимым в определенной мере условно. Действительно, в количественном отношении, кругооборотом воды в природе водные ресурсы возобновляются, однако при этом может не происходить возобновление их качества и временного режима. То же можно сказать и в отношении биологических компонентов природы. Известно, что многие организмы, существовавшие в прошлом, ныне исчезли с поверхности Земли, а их экологические ниши заняли другие виды. Таким образом, можно говорить о возобновлении (воспроизводстве) органического вещества Земли в целом, однако при этом может происходить снижение биологического разнообразия. Потому не случайно, сохранив биологические ресурсы в категории возобновимых, генетический фонд, относящийся уже к отдельным популяциям организмов, показан, как ресурс ограничено возобновимый.

Взаимодействие человека и природы, общества и природы имеет два диалектически взаимосвязанных начала: материально-практическое и духовное. Каждый из рассмотренных выше этапов в истории этого взаимодействия означал не только освоение человеком новых пространств планеты и вовлечение все новых и новых природных ресурсов в процесс общественного производства, но также изменение мировоззренческой картины природы и общественного сознания. Духовное освоение природы определялось не только постоянным ростом знаний о природных закономерностях, но и изменением существующих культурных координат той или иной эпохи. Именно культура вырабатывает, хранит и транслирует социально принятые ценностные установки, определяющие цели человеческой деятельности. Потому и видение природы происходит через призму этих ценностей и нормативов. Казалось бы, что все воздействия человека на природу связаны с необходимостью обеспечения материальных компонентов жизни людей. Однако они, эти воздействия, оказываются органически связаны с укоренившимися традициями отношения к бесконечности природных ресурсов, следовательно, возможностей их эксплуатации и получения адекватных жизненных благ. Быстрый рост экономических и научно-технических возможностей получения продукции на основе использования природных ресурсов, а иных источников, позволил экономически и технологически развитым странам мира выработать высокий стандарт потребительских благ. При этом, резко сократилась доля продуктов, направленных на удовлетворение биологических потребностей - питания и одежды и многократно возросла доля сервиса, непосредственно не создающего материальные блага, гипертрофировалась доля военно-промышленного комплекса, направленность которого объективно ориентирована исключительно на разрушение природных объектов и социальных структур общества.

Обладание определенным уровнем потребительских ценностей, постепенно формирует “псевдоавторитет”, некую систему личных установок, эталон благополучия или неблагополучия самого человека, его семьи, общества в котором он вращается. Эту идеологию завистнического и ничем не сдерживаемого накопительства постоянно возбуждают средства массовой информации и, в случае продолжения подобной ориентации, несовместимой с необходимыми ограничениями использования природных ресурсов, она будет способствовать движению к экологической катастрофе.

Периоды природопользования

Появление человека в истории биосферы занимает такое же место, как крупные катаклизмы в масштабах геологического времени, во время которого коренным образом изменяется животный и растительный мир планеты. Этот короткий период деятельности человека выделяется геологами в антропоген, чем подчеркивается та особенность, что человек стал ведущим фактором, воздействующим на природу Земли и радикально изменяющим лик планеты.

Анализируя результаты, масштаб и последствия использования природных ресурсов, правомерно наметить четыре периода взаимодействия человека с природой.

1. охватывает эру примитивной культуры и первобытно-общинного уклада жизни до начала землепользования;

2. соответствует времени от начала землепользования (примерно VIII-VII вв. до н.э.) до становления промышленного производства (XIX в.);

3. связан с изобретением парового двигателя и развитием промышленного производства (XIX-ХХ вв.);

4. только начинается и связан со становлением информационных технологий (конец ХХ века).

Первый период природопользования. Итак, первый период взаимодействия человека с природой отвечает наиболее примитивной культуре каменного века и первобытнообщинного уклада жизни, когда человеческие племена были сравнительно малочисленны и рассеяны по поверхности Земли.

Первые люди жили за счет сбора плодов, съедобных растений и тех животных, которых они могли ловить. Изобретение орудий позволило заниматься охотой и рыбной ловлей практически на все виды животных, деятельность человека становилась более хищнической. На этой стадии человек неотделим от окружающей среды и полностью от него зависит. Изменения в среде, которые определяют количество необходимой пищи, заставляют его приспосабливаться к данным условиям или искать другие местообитания. Хищническая деятельность должна была ограничиваться саморегулированием, подобным тому, которое существует в мире животных между хищником и добычей.

Представления о людях тех времен дают раскопки палеолитических стоянок и петроглифы, украшавшие стены пещер - жилищ древнего человека или скалистые уступы, которые по каким-то причинам привлекали внимание древних художников и “летописцев”. Однако, уже в эту пору использование природных ресурсов было достаточно многообразным и не ограничивалось лишь дикими животными, мясо которых употреблялось в пищу, а шкуры и сухожилия - для шитья одежды и “монтажа” примитивных орудий труда. Определенное значение имела рыба, корни и побеги растений, также пригодных в пищу. И, конечно, определенные виды горных пород, позволявшие производить из них различные каменные орудия.

Казалось бы, подобные ограниченные потребности в природных ресурсах и возможности воздействия на природу немногим отличали человека от иных обитателей лесов и степей. Однако нахождение в захоронениях севера и востока Сибири совместно костей мамонтов, шерстистых носорогов и некоторых других крупных животных, обитавших на широких пространствах северных равнин, указывает, что и там люди активно на них охотились и могли способствовать вымиранию этих животных.

Мощные обширные захоронения костных останков лошадей были обнаружены во Франции, в провинции Бургундия. Встреченные там же остроконечные кремневые орудия не оставляли сомнения в антропогенной природе этого захоронения. Знаток ледникового периода американский геолог Р.Флинт также полагал, что вымирание многих животных как в Европе, так и в Северной Америке были результатом активной охоты первобытного человека, поскольку нет фактов, свидетельствующих о климатических или топографических причинах их вымирания.

Cтановление и развитие человека происходило и было возможно благодаря совершенствованию орудий труда, пусть поначалу каменных и весьма примитивных. Известны находки таких “производственных мастерских”, где изготовлялись кремневые орудия или добывались кремни для их производства. Одна из таких древнейших “мастерских” с валунами-наковальнями, носящими следы ударов, обнаружена археологами Якутии в урочище Диринг-Юрях на правом берегу Средней Лены. В Hидерландах есть местность, где насчитывается более 5000 шахт глубиной до 15 метров, из которых добывался кремень. Там же обнаружено множество каменных рубил, молотков и отходов обработанного камня. Видимо, это одна из наиболее ранних “свалок” отходов производства. Этот “горнодобывающий центр” действовал 3150-3050 лет до нашей эры.

Еще более древние разработки кремней известны на левом берегу р.Hил. Судя по результатам радиоуглеродного анализа кусочков угля, шахтеры работали в этих копях при свете факелов 33 тысячи лет тому назад. Первобытный человек, обладая огнем - орудием огромной силы, мог изменить естественное равновесие на обширных пространствах. Известны наблюдения за некоторыми племенами в Австралии и Африке, находящимися на первобытной стадии развития. Они поджигали леса, саванны, чтобы облегчить себе охоту и при этом уничтожали растительность на территории в десятки и сотни квадратных километров.

Особенно пагубны пожары могли быть в районах Крайнего Севера, где восстановление лесного растительного покрова затруднено, и уничтожение лесов приводит либо к остепнению и опустыниванию территории, либо смене лесных ландшафтов тундровыми с развитыми на них вторичными мерзлотными и термокарстовыми процессами, приводящими к полной переработке первичных ландшафтов и гибели населяющих их обитателей.

Для североамериканских индейцев излюбленной дичью был бизон. Они, зная все повадки этого животного умышленно поджигали леса освобождая место травянистым сообществам. Действительно, распространение североамериканских прерий никак нельзя отнести за счет климатических и других природных условий.

Полная зависимость жизни общины или племени от наличия определенных видов природных ресурсов требовала не только эмпирических знаний природы и важнейших природных взаимосвязей, но также подводила к необходимости сохранения надлежащей части этих ресурсов для их естественного воспроизводства. Истощение какого-либо природного ресурса, игравшего важную роль в жизни общины, заставляло принимать меры по его сохранению. Когда ведущей сферой хозяйства была охота и от ее успеха зависела жизнь не только самого охотника, но часто и всего его рода, сокращение численности добываемого зверя заставляло расширять границы охотничьих угодий, а затем объявлять отдельные урочища, например где происходил отел животных, заповедными. Hа охоту в их пределах накладывали запрет.

Обычаи этих очень далеких времен сохранялись и позднее у многих охотничьих племен, проявляясь в существовании священных, закрытых для охоты угодий, в распределении охотничьих участков в охране священных - тотемных животных (медведя, тигра - у тунгусских народностей). Охотничьи обычаи в таком виде дошли местами и до наших времен. Они были не только рациональны, но и высоконравственны.

Охотничья угодья были распределены между группами охотников, которые заботились о продуктивности своих угодий, не допускали чрезмерной добычи, чувствовали ответственность за все живое, находившееся на их территории. Появившуюся во время промысла дичь никогда не было принято бить без остатка. Били преимущественно самцов и старых особей. Убивать без надобности самок осуждалось. Без вынужденных обстоятельств рука охотников не поднималось на самок с детенышами. Если последние были малы, трогать их кормилицу считалось святотатством. Hедопустимым для охоты считалось использовать время гона и тока. Якуты в прошлом не стреляли танцующих журавлей, стерхов и лебедей. Молодняк до подрастания был священ. Запрещалось брать яйца из гнезд. Требовалось обязательно оставлять “материнскую долю”. Во избежание запаха, отпугивающего птицу, запрещалось касаться руками остающихся яиц и гнезда. Уходя на продолжительный отдых или навсегда оставляя местность, каждый охотник обязан был убрать все самоловные снасти, обезопасить ловчие ямы, загонные изгороди, скатные ловушки. Промышлять разрешалось только то количество дичи, которое использовалось. Строго запрещалось убивать любую живность без надобности, разрушать гнезда, нарушать покой дичи с малыми детенышами.

Охота и кочевой образ жизни вырабатывали у людей свою систему ценностей, мировоззрение, основанное на чувстве единения с природой. Жизнь в суровых условиях подразумевала необходимость знаний о природных закономерностях и большого искусства изготовления орудий охоты и предметов одежды и быта. Видимо, уже в те времена, люди имели некоторые представления о законах механики, необходимые для изготовления самострелов, луков и других предметов.

Обширность осваиваемых ими территорий требовала не малого объема и содержания географических и топографических представлений, их отражение запечатлено на древнейших картах-петроглифах. Местность, по которой охотник прошел хоть раз, запечатлевалась в его памяти в виде рисунка речных систем с расстояниями, измеряемыми количеством дневных переходов. Охота также требовала знания повадок, характера и анатомии животных. Существенное значение должно было иметь знание примет погодных условий. Рост численности народов, населяющих Землю, расширения “пирогенных”, возникших после пожаров, степных и полупустынных ландшафтов, пришедших на смену лесам, и сокращения численности диких животных в результате постоянной на них охоты, привели неолитического человека к необходимости освоить скотоводство и земледелие.

Второй период природопользования. Второй период природопользования относится ко времени от начала земледелия и скотоводства до становления развитого промышленного производства в XIX в. Этот период в социально-экономическом отношении характеризуется постепенным развитием государственности, переходом примитивных, родовых и общинных общественных отношений к рабовладельческим и феодальным государствам, возникновением городов-государств.

Все домашние животные, кроме ламы и альпаки, родом из Старого Света. Одомашнивание животных произошло на Ближнем Востоке примерно восемь тысяч лет назад. Воздействие скотовода на внешнюю среду несравненно более глубокое, чем воздействие охотника. Перекидывающийся огонь - самое могучее средство преобразования внешней среды, которым скотоводы пользовались для увеличения открытых пространств. Ландшафт оказывался полностью трансформированным: начинались явления эрозии, изменения водного режима и, соответственно, климата регионов. Пятнадцать тысяч лет тому назад на Земле не было пустынь. Имеется образное выражение, что кочевник является не столько сыном пустыни, сколько ее родителем. Сегодня трудно поверить, что песчаная ныне Сирия когда-то снабжала Египет лесом, что слонов для своей армии Ганнибал отлавливал в обширных лесах Северной Африки, где сейчас лишь песчаные барханы пустыни.

Практически исчезли дикие виды, от которых произошли домашние животные и в этом решающую роль сыграла их конкуренция.

Скот, который уже являлся не только источником пищи, но и признаком богатства и могущества его владельца, также мог иметь религиозное значение, например, священные коровы Индии. Увеличение поголовья стада приводит к нарушению естественного равновесия почв и всей экосистемы.

Точное время отсчета начала земледелия определить очень трудно, так как оно различно для разных регионов Земли. Так, возраст ранних земледельческих культур Таиланда простирается в 10-е тысячелетие до нашей эры, Передней Азии и Средиземноморья - 8 - 6, Индокитая - 7 - 6, Ирана и Средней Азии - 6 - 5, в долине реки Нила - 5 - 4, на Американском континенте 4 - 1 тысячелетие. Этот длительный период в социально-экономическом отношении характеризуется постепенным развитием государственности, переходом общественных отношений от общин к рабовладельческим и феодальным государствам, возникновением городов-государств.

В экологическом отношении это период активного вовлечения в сферу использования все новых земель, сокращения лесных массивов, интенсивного использования ирригации и поливного земледелия. Именно тогда были созданы предпосылки к глобальным преобразованиям ландшафтов, преимущественно в аридной и семиаридной зонах Земли, где климатические условия жизни и возделывание почвы наиболее благоприятны, а экологические последствия земледелия - наиболее ощутимы.

Первобытное земледелие основывалось на подсечно-огневой системе. При этом почва быстро истощается буквально за пару лет и земля становится непродуктивной, поэтому люди были вынуждены забрасывать эти участки и переселяться. В результате шел процесс сокращения лесов и природное равновесие изменялось в пользу солнцелюбивых и более устойчивых к огню видов.

Широкое освоение новых земель в аридных и семиаридных районах мира осуществлялось на основе высокой культуры ирригационных работ. Существенный интерес представляют, в частности, древние ирригационные системы в бассейне р.Амударьи и на смежных территориях, создание которых специалисты относят ко второму тысячелетию до нашей эры. Изучение этих ирригационных систем древности, ставшее возможным благодаря современной технике космических съемок и дешифрирования космических снимков, показало, что они охватывали площадь, достигавшую 19 млн. га. Плотность населения на орошаемых землях Туркмении в позднем неолите, т.е. во 2-1 тысячелетии до нашей эры, достигала 80-90 человек на квадратный километр, что свидетельствует о высочайшей продуктивности массивов орошаемых земель прошлого.

Кроме поверхностных вод, в описываемый период началась активное использование вод подземных, причем не только источников, выходящих на поверхность, но и относительно глубоко залегающих водоносных горизонтов. К древнейшим сооружениям, извлекающим подземные воды, уже за пять веков до нашей эры, относятся кяризы - дренажные галереи, перехватывающие поток воды в предгорьях хребтов Средней Азии, Ирана, Армении, Азербайджана, глубокие колодцы на такырах - ровных, плосковогнутых понижениях, лишенных растительности. Колодцы, заложенные на такырах, собирали дождевую воду, стекающую по глинистой их поверхности к центральному понижению, где и закладывался колодец, в результате чего под такыром накапливалась линзовидная залежь пресных вод, на обычных соленых или солоноватых водах, характерных для гидрогеологических условий пустынных и полупустынных ландшафтов. Вода в такой линзе сохраняется в продолжении всего жаркого периода, не испаряется и не загрязняется.

Колодцы на такырах - первые инфильтрационные, т.е. поглощающие поверхностную воду водозаборы, широко применяются ныне, в частности, в Израиле, во многих городах прибалтийских стран и в России. Современная техника водопользования привнесла сравнительно мало нового по отношению к тому, что было достигнуто пастухами и “ирригаторами” далеких прошлых веков.

Значительно возросло и инженерно оформилось водоснабжение городов, свидетельством чему является каптаж источников и строительство древних водопроводов Рима и Карфагена. Сложные инженерные сооружения - акведуки Вечного Города требовали для поддержания их работы специальных знаний и достаточно сложных гидравлических расчетов. Водопроводную службу по “штатному расписанию” возглавлял один из римских патрициев, которому было придано 200 рабов, должных расширять и поддерживать в порядке акведуки и водопроводы, регулировать подачу воды в жилые дома и общественные здания, в том числе - в знаменитые римские бани.

Конечно, под антропогенным прессом находилась не вся поверхность Земли и до эпохи великих открытий значительная часть земного шара практически оставалась не затронутой деятельностью человека. Сокращение лесных массивов, неизбежное при освобождении земель, потребных земледельцам, усиливалось также и тем, что древесина в ту пору была единственным источником обогрева жилищ, широко использовалась для строительствa флотов, бурное развитие которых началось еще задолго до наступления нашей эры и продолжалось до тех пор, пока деревянные суда не уступили место металлическим. Например, для строительства только одного парусного судна "непобедимой" испанской армады требовалось до 400 вековых дубов, таким образом только во имя морского владычества испанских королей было срублено более полумиллиона таких деревьев, что в свою очередь активизировало эрозионные процессы на склонах гор и привела к необратимым изменениям природных ландшафтов страны.

Древесным углем пользовались люди и при плавке металла. Известны тексты на глиняных табличках, относящихся к 1728-1688 гг. До нашей эры, в которых вавилонский правитель требовал срубить 7200 деревьев и сделать это побыстрее, потому, что литейщики остались без работы. Впоследствии лес стал необходим в промышленности для первых кузниц.

В дальнейшем, использование каменного угля в качестве топлива, при отсутствии очистных или дымоулавливающих конструкций на дымовых трубах, очистных сооружений на выпусках сточных вод хозбытового и промышленного загрязнения, привели к быстрому, хотя еще локальному, загрязнению атмосферного воздуха, возникновению в городах ядовитых смогов, загрязнению речных вод и сокращению в реках рыбных ресурсов, деградации растительного покрова. Эти пагубные явления охватили, в первую очередь, горнопромышленные районы Великобритании и Центральной Европы, а затем некоторые районы США.

Вот что писал о Лондоне английский натуралист Дж.Эльвин в середине ХVI века: “...тогда как во всех других местах воздух чист и прозрачен, здесь его затмевает такая пелена сернистого газа, что даже солнце едва может пробиться сквозь эту завесу и рассеять ее: уже на расстоянии нескольких миль... утомленный путник узнает по запаху город, в который держит путь”.

Все это свидетельствует о возрастании нагрузки на природную среду и естественные ресурсы, как в абсолютном выражении, так и в отношении многообразия этих воздействий. Тем не менее, общая направленность этих воздействий остается ориентированной на расширение культурных ландшафтов - земель, использующихся в качестве пашни и пастбищ. Это усиление нагрузки на природные ландшафты в аридных и семиаридных условиях нередко приводило к возникновению и развитию процессов опустынивания: засолонению земель и эрозии почв, вплоть до образования подвижных песков. Наскальные рисунки, обнаруженные в центральной части пустыни мира - Сахары, на которых изображены сценки охоты за дикими животными, живущими в лесостепной зоне, указывают, что процессы опустынивания произошли здесь уже на памяти и, вероятно, под влиянием человека. История знает множество примеров варварского разрушения ирригационных систем, приводивших к миграции и вымиранию этносов, разрушению культурных ландшафтов и накопленных ценностей культуры и науки, наступлению пустынь на некогда цветущие оазисы жизни, практически не поддающиеся восстановлению. Такова судьба многих ирригационных систем Средней и Малой Азии.

Таким образом, в деградации и изменении обширнейших районов мира, и главным образом районов Средиземноморья, Юго-Восточной Азии и Нового Света, которое произошло задолго до наступления промышленной цивилизации, повинны скотоводы и земледельцы.

Практический опыт людей и его результаты требовали осмысления, меняли отношение человека к природе и к своему месту в ней. Hа ранних этапах исторического развития формировалось антропоморфное мировосприятие. Человек еще не мог в полной мере осознать свое отличие от остальных обитателей лесов и степей и переносил известные ему отношения родовой общины на природные процессы и явления. Подобные суждения дошли практически до нашего времени - вспомните отношение представителя малочисленного дальневосточного народа гольдов - Дерсу-Узала ко всем животным, которых он почитал за людей и разговаривал с ними, будучи уверен в том, что они его слушают и понимают.

Антропоморфизм в сознании первобытного человека проявляется еще и в идее, что природа и люди имеют общее происхождение. В древнеиндийских сказаниях говорится о том, что лошади и гимны, коровы и напевы, Солнце и жертвенные формулы, небо и Земля и даже боги Индра и Агни произошли от единого начала - бого-человека Пуруши. Он него же произошли и люди разных варн. И поскольку человек - часть живой природы, возможно переселение души человека из одного человеческого тела в другое, а также в любое другое живое существо Земли, растение или животное.

Hа ранних этапах исторического развития первобытный человек не осознавал свое качественное отличие от всех остальных обитателей лесов, степей и тундры. Hебо и Земля, Солнце и Луна, животные и растения представлялись ему одушевленными существами, связанными между собой родственными отношениями. И потому - нет ничего такого, что ставило бы его в особое положение по отношению к остальной природе.

Зависимость человека от природных сил приводит к разделению последних на добрые и злые, вовлечение природы в сферу морального регулирования. В древнеегипетсклой Книге Мертвых, где собраны заклинания грешных душ на суде Бога Осириса есть такие слова: “...Я не истреблял животных на их пастбищах, я не ловил сонной рыбы, я не сгонял животных с божьих земель”. Сонная рыба - это рыба идущая на нерест, а божьи земли это места, где животные производят свое потомство. Значит не только живые, но и после своей смерти, люди несут ответственность за вред, учиненной природе и ее обитателям.

В процессе развития первобытного сознания происходит постепенный переход от безличного одушевления всей природы к представлениям о душе тех или иных природных объектов, формируются представления о духах Земли, рек, гор, лесов, воды и воздуха. Возник и развился тотемизм - признание группой людей, родовой общиной или племенем их естественным родоначальником какого то зверя или птицы. Обычай этот до сего времени сохранился у индейцев Аляски и Канады, некоторых других народов мира. С почитанием своего тотема связан целый комплекс ритуальных обрядов и обычаев, а сами почитаемые животные или птицы бывают запечатлены в стеллах, памятниках, медальонах и других многообразных произведениях прикладного искусства.

В развитых мифологиях силы природы обожествлялись. Так у древних греков Землю олицетворяла богиня Гея (вспомним - география, геология!), мировой океан - Посейдон, плодородие богиня Деметера, плодоносящие силы Земли, виноградарство и виноделие - Дионис или Вакх. Характерные для ранних этапах взаимодействия общества и природы антропоморфное мировосприятие служит предпосылкой формирования важнейшей экологической идеи современности - идеи единства и связи человека и природы, которые ныне доказываются открытиями естественных наук.

Однако, наряду с образным и художественным осмыслением устройства мира, шел непрерывный процесс накопления эмпирических знаний о конкретных предметах, явлениях и процессах природы. Овладение земледелием и освоение ремесел означало, одновременно переход к развитию классового общества, отделению умственного труда от физического, возможность появления ученых-философов, призванных осмыслить и обобщить накопленный эмпирический опыт. И, тем не менее, еще долгое время мифологические представления давлеют и в размышлениях ученых.

Даже душа человека мыслится родственной всей остальной живой природе и может переселяться после смерти в тела животных и растений. Природа души тождественна природе космоса: у Гераклита она огненна, у Пифагора представляет собой отрывок эфира, у Демокрита состоит из особых атомов. Один то тот же божественный Логос правит всем миром и питает все человеческие законы...

Однако наряду с подобными подходами всеобщего равенства и единства уже в античной философии возникают идеи об особом положении человека в мире. Согласно Аристотелю “...растения существуют ради живых существ, животные - ради человека, домашние животные служат человеку, как для потребностей домашнего обихода, так и для пищи и других надобностей, чтобы получать от них одежду и другие необходимые предметы. Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать, что создает все упомянутое ради людей...”

Окончательно господство человека над природой было освящено христианством. И не просто освящено. Вспомним самое начало человечества: создав мужчину и женщину - “И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, над птицами небесными и всякими животными, пресмыкающимися на земле” (Ветхий завет, 1.28). Господство над природой - вот предназначение человека. Эти основы Ветхого Завета были показаны настоятелем собора в Кронштадте о. Иоаном Кронштадтским в его записях следующим образом. “Для тебя, человек, небо и земля.....для тебя рай, для тебя сады вожделенные, для тебя стихии, то есть преимущественно для тебя,- хотя и животные пользуются ими, которые тоже, в свою очередь, сотворены для тебя, для тебя солнце, луна, звезды, для тебя все разнообразие плодов древесных, кустарниковых, колосковых, злаки и прочее, для тебя претворение стихий, как это было при Моисее, для тебя бесчисленное множество чудес в Ветхом и Hовом Завете...” Вспомним, однако, что благословением Господа плодиться и размножаться экологические посылки библии не кончаю



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.7 (0.039 с.)