ТОП 10:

Творчество, интеллект, характер



Высшей формой проявления человеческой деятельности, требующей предельного напряжения сил для создания духовных или материальных ценностей, дающая максимальное удовлетворение по достижении желаемых результатов труда является творчество.

Творчество - деятельность, порождающей нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, технической или эстетической полезностью.

Творчество специфично только для человека и, соответственно, эта способность может быть отнесена к первичным, базовым. Однако, в зависимости от воспитания, обучения и социального окружения, творческие возможности человека могут быть развиты, а могут быть подавлены или не развиты. Потому, как и религию оно может быть отнесено также и ко вторичным актуальным способностям.

Творческие возможности человека предопределяются уровнем его интеллекта.

Под интеллектом человека понимается ум, рассудок, его способность мышления, рационального познания.

По мнению многих исследователей, интеллигентный человек способен правильно, рационально судить о происходящих событиях, понимать и размышлять, и на этой основе - адаптироваться к окружающей среде и успешно справляться с меняющимися жизненными обстоятельствами. Одним из косвенных показателей уровня интеллекта является скорость мышления и принятия решений. Уровень интеллекта также может быть оценен по совокупности семи таких показателей, как:

  • Счетная способность, способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
  • Вербальную, словесную гибкость, легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
  • Вербальное восприятие, способность понимать устную и письменную речь;
  • Пространственную ориентацию, или способность представить себе различные предметы и формы в пространстве;
  • Память;
  • Способность к рассуждению, анализу происходящих событий;
  • Быстроту восприятия сходства или различий между предметами или их изображениями.

Анализ перечисленных компонентов уровня интеллекта позволяет видеть, что они не могут оставаться постоянными для человека. Безусловно то, что с годами ослабевает память, замедляется реакция устного счета, а порой и пространственная ориентация. Однако эти изменения, оставаясь в каких то допустимых пределах, еще не могут служить показателем деградации интеллекта. Хорошо известно также, что наряду с людьми в равной мере показывающими высокий уровень интеллекта по всем названным показателям, есть люди, показывающие уникальные способности лишь в какой-то их части. Можно блестяще владеть словом, однако затрудняться в выполнении арифметических действий и наоборот.

Интеллект во многом связан со стилем мышления, под которым подразумевается открытая система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (ценностей, мотивации, интеллектуальных, профессиональных и характерологических свойств).

В практике выделяют пять стилей мышления и интеллекта. Синтетический стиль мышления создает качественно новое и оригинальное суждение. Обладателем синтетического стиля являются чрезвычайно чувствительные и противоречивые в рассуждениях люди. Излюбленным методом синтезаторов является спекулятивное теоретизирующее мышление, стремление совместить несовместимое, действуя по формуле "тезис — антитезис — синтез". Без надуманных теорий синтезаторы чувствуют себя неуютно. Нередко они усложняют жизнь себе и другим надуманными проблемами.

Основными стратегиями синтетического стиля мышления являются:

  • установить разногласия, чтобы потом разрешать их с субъективных позиций своего постулата: конфликт — это источник развития;
  • применение стратегии "инкубация противоречии", суть которой состоит в способности удерживать в сознании две противоположные идеи, ничуть этим не смущаясь;
  • сползание на позиции фантазирующей стратегии по принципу маниловщины - "что если";
  • ведение диалога с пересекающимися ошеломляющими вопросами, сбивающими оппонента с толку;
  • использование позиции третьей силы, когда ход мыслей и действий синтезатора контролируется серией вопросов к себе (что здесь происходит, какую роль я играю в этом и др.).

Как добиться пользы от синтезатора? Бросить ему вызов и заманить "джинна в бутылку"; постоянно добиваться осуществления принципа обеспечения дополнительности информации по обсуждаемой проблеме; научиться вести с ним "потешные бои" в обмене колкостями и шуточками; избегать бюрократии в генерировании новых идей и их обсуждении; постоянно опираться на процедурную справедливость.

Идеалистический стиль характеризуется широким взглядом на жизнь, глобальными оценками без детального анализа проблем и опоры на формальную логику, ее законы. Они, как и синтезаторы, не расположены концентрироваться на точных цифрах и фактах. Но в то же время они имеют повышенный интерес к целям, потребностям, мотивам и ценностям человека. Идеалисты в отличие от синтезаторов склонны считать, что все разногласия и споры можно уладить, сглаживая различия и акцентируя сходство. Идеалисты с синтезаторами в одной компании оказываются не на высоте.

Основными стратегиями идеалистического стиля мышления являются:

  • негативный анализ — самая полезная и ценная стратегия;
  • открытость и дружелюбие в вербальных и невербальных каналах;
  • интерес к проблеме в целом;
  • дальний прицел в убеждениях, чтобы избежать конфликта в диалоге и полилоге;
  • определение четких целей и критериев в разговоре;
  • поиск средств для достижения согласия обеих сторон собеседования;
  • апология (защита) гуманности для идеалистов является правильной стратегией и нравственным императивом, поэтому они находятся в ладу со своей совестью почти всегда.

Как не отпугнуть идеалиста? Необходимо найти и оценить благородные намерения и цели его возвышенных идеалов, апеллировать к ним и просить помощи в решении актуальных задач, научиться поддерживать постоянную связь в диалоге; помочь ему быть приятным во всех отношениях, избегать конфликтов в общении с ним.

Прагматический стиль действует на основе девиза "Годится все, что работает". Прагматики выделяются склонностью к поиску новых способов удовлетворения своих и чужих потребностей, используя при этом только те материалы, которые лежат у них под рукой. В раскрытии истины они склонны к использованию кусочечного подхода, так как им чужда широкая картина анализа и обобщения. В то время как аналитик верит в интуицию, предсказуемость, идеалист — в благородное намерение, истинный прагматик не верит "в эту чепуху". По его убеждению, мир как целое непредсказуем, практически не поддается пониманию, а еще меньше — управлению. Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру и обладают способностью чутко улавливать спрос и предложение в самом широком смысле этих слов. К решению проблем они подходят с позитивной, оптимистической установкой, стремлением обернуть в свою пользу сложившиеся обстоятельства. Прагматики гибкие и адаптивные в мышлении, поведении и общении.

Основными стратегиями прагматического стиля мышления являются:

  • постепенное, пошаговое восхождение к цели;
  • постоянное экспериментирование и инновации при толерантности (терпимости) к неопределенности;
  • постоянный поиск богатой отдачи от инноваций; пожалуй, эта стратегия — одна из самых полезных в наше переходное время, так как, по мнению прагматиков, нет другого способа адаптации к быстрым и неожиданным изменениям, как только догнать и обогнать их в своих действиях;
  • маркетинговый (рыночный) подход к исследованиям, чтобы увидеть проблему в ином, новом свете. Впрочем, для всех остальных стилей (аналитиков, синтезаторов, идеалистов и реалистов) этот подход не будет лишним;
  • планирование возможностей при благоприятных обстоятельствах.

Как прагматика заинтересовать? Создать для него возможность контролировать ситуацию; научить его равноправному обмену мыслями; не мешать понравиться другим людям; овладеть искусством читать его мысли между строк; не хвалить себя; добиться сложения сил для успешного решения проблемы.

Аналитический стиль мышления отличает логическая, методическая, тщательная, детальная и осторожная манера решения проблем; на основе подробного плана, всесторонней информации они находят наилучшие пути ее решения. Если подход прагматика кусочечный и экспериментальный, то подход аналитика базируется на подробном, увязанном во всех деталях плане и на поиске поддающегося рациональному обоснованию наилучшего пути.

Основными стратегиями аналитического стиля мышления являются:

  • систематический анализ вариантов решения проблемы (научных, технических, управленческих и культурно-бытовых);
  • постоянный запрос дополнительных данных с целью затормозить и предотвратить быстрое и опасное движение к цели, чтобы оно не оказалось гибельным в итоге;
  • консервативное фокусирование гипотезы для решения проблемы;
  • метод картирования ситуации как эффективный способ структурирования проблемной ситуации, который позволяет сделать все ее компоненты зримыми и устойчивыми, такой систематический анализ создает благоприятные условия для объективного решения проблемы;
  • конструктивное внимание к деталям, чтобы все усилия не пошли насмарку из-за какого-то мелкого и досадного упущения, т. к. нередко мелочи создают непреодолимые барьеры на пути реализации тщательно разработанных планов;
  • информации на основе учета ее структуры и содержания.

Как пробить броню аналитика? Для этого необходимо освоить его язык мышления; установить с ним контакт, научиться говорить "со стенкой"; тщательно готовить материал для беседы; научиться терпеливо слушать; вовремя "переводить стрелку" разговора в свою сторону, фактами и аргументами быстро и точно нащупать его теорию, извлечь ее на поверхность, чтобы конкретно повлиять и воздействовать на аналитика в нужном для Вас направлении.

Реалистический стиль мышления строится на основе девиза "Факты есть факты", т. е. они не теоретики, а прежде всего эмпирики. Реалисты считают, что любые два интеллигентных человека могут сразу прийти к согласию по поводу совместно наблюдаемых фактов. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на управление и коррекцию ситуации в целях достижения определенного результата. Реалист ближе всего к аналитику, его раздражают дедуктивные, формально-логические процедуры и стремление к постоянному сбору дополнительной информации. Реалист и синтезатор находятся на разных полюсах стиля мышления. Реалисты испытывают потребность контролировать ресурсы, людей, их результаты деятельности, а синтезаторы — потребность контролировать процесс, понимать и держаться впереди определенного решения, конфликта или просто аргументации.

Основные стратегии реалистического стиля мышления:

  • использование шестерки вопросов (что, где, когда, как, зачем, почему) помогает реалистам организовать и направить на достижение конкретных целей как свои действия, так и действия других людей;
  • постоянная инвентаризация и оценка соотношения и использования собственных ресурсов и резервов жизнедеятельности;
  • стремление к позитивным практическим результатам;
  • упрощение — сведение проблемы к ее простейшей форме (но здесь есть и плюсы, и минусы);
  • с помощью упрощения нередко удается привлечь внимание к неотложной текущей работе и забыть о полезной стратегии;
  • опора на мнение специалистов и организация действий на основе следующего принципа. "Пока я понимаю поступающие ко мне факты, я контролирую ход событий. Как только я перестаю понимать то, что я вижу и слышу, я рискую потерять контроль над ситуацией. Следовательно, лучше побыстрее найти того, кто мне объяснит, что все это значит";
  • острая коррекция — это стратегия хирургического вмешательства, при адекватном ее применении она является самой мощной из стратегического арсенала реалиста.

Как завоевать внимание реалиста? Необходимо заставить его уделить для Вас необходимое время; в беседе брать инициативу разговора в свои руки; научиться быть кратким; проявлять вежливую твердость; поощрять присвоение идей; создавать возможность для контроля ситуации с обеих сторон.

Возможности и успех в творчестве, помимо трудолюбия, во многом определяются характером мышления творческой личности. Если исключить музыцирование и художественные способности, определяются особенностями мышления творческой личности. Исследователи выделяют два типа мышления - конвергентное и дивергентное. При конвергентном мышлении все усилия направляются на поиски единственно верного решения, даже в том случае, когда реально могли бы прорабатываться и другие, не менее эффективные варианты. В отличие от конвергентного, носители дивергентного мышления стараются рассмотреть как можно больше вариантов и на этой основе выискать наиболее предпочтительный. Именно дивергентное мышление дает творческим личностям возможность из имеющейся в их распоряжении информации, путем ее анализа и сопоставления получать новые, иногда принципиально оригинальные решения.

Интерес, в психологическом плане определяет отношение человека к предмету, событию или ситуации, привлекающему его внимание какими-то свойствами или динамикой развития. Интересы связаны с мотивами действия и потребностями человека. Интересы могут быть охарактеризованы их содержанием, широтой, глубиной, устойчивостью и действенностью. Целенаправленное формирование интересов достигается процессом воспитания и обучения. В более узком плане интерес может рассматриваться как причина, побуждающая к определенным действиям.

Коснемся теперь стиля поведения личности, во многом определяющегося ее характером, темпераментом.

Характер- это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, проявляющееся в привычных формах поведения человека, его поступках.

Физиологическая основа характера - сплав определенного типа нервной системы и сложных устойчивых временных связей, выработанных в процессе и в результате индивидуального жизненного опыта и воспитания. Одним из свойств характера является темперамент - индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

Темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, в поступках человека. Есть различные подходы к оценке темперамента. В соответствии с идеями И.П.Павлова, различают четыре типа темпераментов.

1 - сильный, уравновешенный, подвижный - ("живой", по И.П.Павлову) - сангвинический тип, свойственный людям деятельным, жизненно активным в пределах разумного.

2 - сильный, уравновешенный инертный - ("спокойный" по И.П.Павлову) - флегматичный тип, свойственный людям мало активным, подчас равнодушным.

3 - сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения ("безудержный" по И.П.Павлову) - холерический тип, свойственный людям эмоциональным, нередко задумывающимся над своими поступками после их совершения.

4 - слабый ("слабый" по И.П.Павлову) - меланхолический тип, проявляющийся в равнодушии, социальной инфантильности, лености.

Важно знать черты своего характера, его темперамент, чтобы в конкретных жизненных ситуациях контролировать свое поведение. Корректировать в возможных пределах нежелательные черты своего характера. Эти же знания необходимы для анализа и понимания поступков других людей, с которыми приходится иметь дело.

Большое значение имеют такие свойства характера или человеческой души, как благородство, откровенность, сдержанность, гордость.

Благородство по В.Далю – качество человека, "поступки, поведение, понятия и чувства […которого] согласные с истиною честью и нравственностью". Отсюда, благородство самым непосредственным образом бывает связано с бескорыстием. Порой благородство проявляется в тайном самопожертвовании, не думающем заявлять громко о своем подвиге и не требующем ответной благодарности. В другом случае благородство принимает форму повышенного внимания к чужому несчастью, к инвалидам и лицам, отверженным обществом. Оно же побуждает прощать нанесенные обиды, не отвечать злом на зло и отказываться в пользу других от своих прав. Благородный, порядочный человек не будет злословить, сплетничать, говорить о людях за глаза то, чего нельзя сказать им прямо в лицо. Он верен данному слову, никогда не позволит себе грубого обращения с людьми, даже с теми, с которыми ему пришлось разойтись вследствие несовпадения идейных убеждении или жизненных интересов. Он деликатно оберегает самолюбие даже своих врагов и удерживается от причинения им вреда и неприятностей. Наконец, все то же чувство благородства удерживает, его в границах умеренности в минуты наслаждения. Самым великодушным человеком следует признать того, кто, несмотря на веские основания быть недовольным своими ближними, все-таки остается расположенным к ним и даже жертвует собой во имя их блага.

Благородство всегда сочетается с откровенностью, в свою очередь являющееся следствием чистоты человеческой души, не боящейся обнаружить свои качества, или следствием твердости характера человека, уверенного в правоте своих взглядов и потому мало заботящегося о том, что о нем будут думать и говорить другие. К сожалению, доброжелательность к людям ныне столь мало заметна, что откровенность зачастую является опасным качеством для тех, кто ею обладает.

Природа в достаточной мере наделила большинство людей готовностью считать себя выше других. Как сказал поэт, Мы почитаем всех нулями, А единицами себя…

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на многих своих знакомых и близких: мы непременно увидим, что многие из них ценят себя выше того, что стоят в действительности. Это непременно приводит к мысли о том, что мы сами тоже не свободны от этого недостатка.

Если считать прямым следствием слишком высокого мнения о себе гордость, а по В.Далю "гордый – надменный, высокомерный, кичливий; надутый, … кто ставит себя самого выше прочих", то найдется нимало знакомых вам людей, кто не был бы заражен ею. Каждый из нас непременно смотрит на себя как на замечательного в каком-то смысле человека. При этом предмет собственного почитания могут составлять как черты своего характера, поведения, образа жизни, профессиональные качества, которые отличают или выделяют нас из нашего окружения. И как бы много ни было на свете людей ничтожных или глупых, ни один из них наверняка добровольно не поставит себя в этот ряд. Заносчивый часто отличается от скромного только тем, что говорит громко то, что тот думает, и выставляет напоказ то, что скромный скрывает.

Есть вид гордости, которой дают название благородной. Гордые в этом смысле люди ставят выше всяких похвал собственное внутреннее сознание исполненного долга. Тогда, как люди пустые гоняются за похвалами окружающих и признанием их заслуг в форме наград, похвальных листов, грамот и льгот.

Горд не тот, кто хочет казаться таковым: последний, пожалуй, может достичь своей цели, но он скоро собьется с этой роли. Ибо лишь прочное, внутреннее, неколебимое убеждение в своих превосходных качествах и своей особенной ценности делает человека действительно гордым. Даже если убеждение это ошибочно и основано на чисто внешних и условных преимуществах — это не вредит гордости, если только она существует в дей-ствительности и серьезно.

Злейшим врагом гордости служит тщеславие, которому сначала нужно добиться одобрения других, чтобы основать на нем собственное высокое мнение о себе; между тем как гордость предполагает, что такое мнение уже вполне прочно в нас утвердилось. Гордость часто вызывает против себя осуждение, исходящее от тех, у кого нет ничего, чем бы он мог гордиться.

Человек, обладающий отличительными достоинствами, поступает правильно, сохраняя их у себя на виду, чтобы не давать им прийти в полное забвение. Ибо тот, кто игнорирует свои достоинства, рискует получить аналогичное же отношение к себе самому со стороны окружающих. Нужно помнить слова Горация: "Являй гордость, заслуженно добытую".

Самолюбие принадлежит к числу тех черт нашего характера, которые нуждаются лишь в хорошем направлении, но отнюдь не в искоренении. Думать о себе и о своих делах больше, чем они этого заслуживают, полезно в том смысле, что тем самым поддерживается энергия к деятельности и стремление к достижению цели. Всякий новый вид деятельности вызывается, как правило, горячей верой в то, что будет получено нечто лучшее в сравнении с существующим. Твердая уверенность в своих силах служит вернейшим залогом успеха в каждом новом начинании. Вера в себя особенно похвальна в юности. "Если успеха могли добиться другие, то почему этого не могу сделать Я ?"- таково правило, которого следует придерживаться каждому.

Самолюбие и уверенность могут быть залогом многого хорошего, если только эти качества не перерастают тех достоинств, которыми человек обладает в действительности. В противном случае они способны сделать его только смешным в глазах окружающих. Человек, считающий себя выше того, что он заслуживает в действительности и потому ожидающий от других гораздо большей благодарности и больших знаков уважения, чем их получает, проводит всю свою жизнь среди терзаний и беспокойств. Противоречия и неудачи мучают его гораздо сильнее, чем обычного человека, поскольку каждая допущенная в отношении него несправедливость кажется ему имеющей гораздо большее значение. Напротив, скромность нас успокаивает, смягчает неудачи и увеличивает значение радостей.

Понятие личности системно. Психологи выделяют три подсистемы, составляющие структуру личности, назовем эту личность базовой:

  • первая подсистема охватывает свойства базовой личности, как таковые. В основном они рассмотрены выше и характеризуют внутрииндивидную подсистему личности. Однако психологические особенности базовой личности не может быть полностью раскрыты без анализа ее отношения к другим людям, к другим индивидуальностям.
  • вторую подсистему базовой личности образуют ее отношения, с другими людьми.
  • третья индивидная подсистема анализируется через "вклад" базовой личности в сознание и деятельность других людей, который вольно или невольно производит базовая личность в процессе своей деятельности.

Речь идет об активном процессе продолжения себя в другом или других индивидуумах, не в прямом наследственном, а в широком пространственном и временном понимании далеко за пределами сиюминутного фактического воздействия. Этот процесс продолжения себя в других индивидах, обеспечение своей идеальной представленности в других личностях за счет произведенного "вклада" называется персонализацией. Классические примеры тому дают основоположники религиозных систем, философских и социальных теорий, охватывающих своим влиянием массы людей и надолго определяющих их нравственные основания, социально-экономические и политические структуры общества.

Обсудив некоторые личностные характеристики человека, перейдем к рассмотрению его взаимодействия с производственной, социальной, информационной и коротко – духовной сферами, имея ввиду, что основные вопросы взаимодействия с природной средой были уже рассмотрены ранее.

Производственная сфера

Для удовлетворения своих разносторонних потребностей люди вынуждены вступать в производственные отношения и на протяжении многих лет жизни быть связанными с теми или иными видами производственной деятельности. Основное ее назначение конечно же состоит в обеспечении материального благополучия работающего и членов его семьи. То есть, в первую очередь - обеспечение его биологических потребностей. Однако, в отличие от муравьев, пчел и других социальных животных, труд дает возможность удовлетворения духовных и социальных потребностей человека. Вот что пишет о труде в стихотворении "Не позволяй душе лениться" поэт Николай Заболоцкий (1958 г), более 6 лет трудившийся в лагерях Магадана и Алтая и знавший, что такое труд не понаслышке.

Не позволяй душе лениться!


Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты ее хватай за плечи,
Учи и мучай до темна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!

По существу, производство начинается со школьной скамьи, когда человека готовят к будущей работе и заканчивается оно формально пенсией по старости, когда производственная деятельность человека проявляется лишь дома, опосредовано, через воспитание внуков и помощь работающим членам семьи. Разрабатывая технологии производственных процессов, человек способен воздействовать на производство и, в то же время, характер производства воздействует на человека, меняя в каких-то пределах некоторые черты его характера, манеру поведения, реакцию на внешние возбудители, а по большому счету - также и состояние здоровья. С другой стороны и характер производства требует от человека определенных наклонностей, особенно в условиях современных роботизированных систем и на конвейерах. Не случайно в выборе специальности или в подборе кадров все чаще обращаются к социологам и психологам, используя тесты оценки природных наклонностей, предрасположение человека к той или иной деятельности.

Надобно заметить, что в искусстве, особенно - музыке, изобразительном искусстве, где наклонности человека достаточно очевидны и легко просматриваются, давно существует система конкурсов, позволяющая оценить действительные способности человека и его творческие возможности. Великолепные специалисты, известные во всех, без исключения видах человеческой деятельности, свидетельствуют, что наклонности, способности могут проявляться во всяком деле, если оно, по душе, если выполненная работа вызывает чувство удовлетворения.

Наиболее сложны вопросы экологии человека в производствах, вредных для здоровья вообще или для определенной категории людей, например детей, женщин, лиц, склонных к аллергическим реакциям или имеющим иные ограничения по здоровью. Вопросы техники безопасности и производственной гигиены решаются (должны решаться) индивидуально. Однако, массовое применение женского труда, например, в строительстве и ремонтных работах пути, свидетельствует о том, что до учета экологического благополучия народонаселения в производственной сфере еще далеко.

В условиях интенсификации производства, развития процессов урбанизации, все более обостряется взаимосвязь здоровья человека с состоянием экологии рабочей и селитебной зон, которые нередко объединяются в единые территории. С интенсификацией производства расширяется комплекс факторов, влияющих на здоровье человека. Помимо традиционных нагрузок на организм, вызванных загрязнением или запылением воздуха, температурным режимом, шумом, вибрацией появились производства с ультрафиолетовым или рентгеновским излучением, повышенной радиацией, мощными магнитными, электрическими или высокочастотными полями. Совершенно новые физиологические и психические нагрузки возникают в компьютеризированных системах производства в системах человек-машина, на транспорте до и после рабочего дня.

Темп реакции человека в таких условиях, характер его реакций задается техническими средствами, вне зависимости от настроения или состояния работающего, требует от него повышенных адаптационных возможностей, обеспечивающих (или необеспечивающих) уровень производительности труда и при этом - сохранение здоровья и работоспособности на длительное время.

Осложнение условий труда в современном производстве сочетаются с резким ухудшением общей экологической ситуации в мире, и в особенности - городах, пригородах, районах интенсивного сельского хозяйства. Все это делает необходимым решение еще одной проблемы - проблемы состояния окружающей человека природной среды.

Социальная сфера

В чем суть социальных потребностей человека, откуда начинаются эти потребности? Почему даже при, казалось бы, полном материальном благосостоянии человек может быть не удовлетворен своим существованием. И наоборот, житейская мудрость гласит: "С милым и в шалаше рай!" Интересные мысли по этому поводу обнаруживаются в работах Блеза Паскаля (1623-1662) "Чем бы человек не обладал на Земле: прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, он все-таки недоволен если не пользуется почетом у людей... Имея все возможные преимущества, он не чувствует себя удовлетворенным, если не занимает выгодного места в умах... Ничего не может отвлечь его от этой цели... Даже презирающие род людской, третирующие людей, как скотов, и те хотят, чтобы люди преклонялись и верили им".

В узком смысле слова социальные потребности - это необходимость принадлежать к какой-то социальной группе, занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием и привязанностью окружающих, быть объектом их уважения и любви. Соответственно, социальная группа - это человеческая общность, выделяемая на основе какого-то признака: родственных отношений, наличия и характера совместной деятельности, "по интересам". Наименьшей социальной группой является семья, даже если в ее составе только двое. Наиболее распространенной и нередко сложно построенной - трудовой коллектив. Еще большую по численности общность представляют формальные или неформальные ассоциации коллективов, связанных едиными профессиональными интересами, например, все шахтеры г.Воркуты или Донбасса, объединяющиеся для отстаивания своих социальных и экономических интересов в стачкомы или неформальные профсоюзные объединения.

Отношения между людьми в коллективах очень не просты и определяются как внешними причинами, так и внутренними свойствами личности, ее характером, склонностями, способностями. У одних людей возникает устойчивая потребность лидерства. У других - не менее четкая потребность быть ведомым. Особенно ярко и непосредственно эти потребности наблюдаются у подростков и вызывают беспокойство, если лидером группы оказывается подросток или взрослый человек, с криминогенными или иными нежелательными для общества и воспитания молодежи наклонностями.

Лидерство - непременный атрибут трудового коллектива, который в силу организационной структуры всегда иерархичен и предполагает непременно наличие руководителей разных уровней и, соответственно, подчиненных или ведомых ими работников.

В случае, когда обличенный властью руководитель действительно является лидером, т.е. обладает необходимыми знаниями существа дела, умением общения с людьми, умением убеждения, гуманностью, сочетающейся с требовательностью к коллегам и к себе, в коллективе, как правило, создается нормальный климат, не возникают или быстро и безболезненно ликвидируются назревающие конфликты.

Однако нередки случаи, когда во главе коллектива оказывается человек не обладающий нужными качествами лидера, а лишь желанием быть им, руководить людьми. Не чувствуя опоры в знаниях, он неизбежно становится на путь диктата, убеждение заменяет принуждением, сознательную дисциплину, проявляющуюся прежде всего в результатах труда, подменяет формальным "присутствием". Обычный для таких руководителей случай - неприятие талантливых, самостоятельно мыслящих личностей, классных специалистов, которые "могут дискредитировать начальство". Возникают или искусственно создаются конфликтные ситуации, приводящие либо к уходу этих личностей, либо потере ими индивидуальности и творческого подхода в работе. Вокруг такого "лидера" постепенно формируется новая социальная среда (группа) людей с совершенно иными нравственными и жизненными устоями, творческие возможности которых подменяются славословием, а практическая деятельность - показухой и обманом.

Принадлежность к любой социальной группе, начиная от семьи, предполагает права и обязанности всех ее членов. Двойственность этих сложных взаимосвязей выступает, ощущается, оценивается и функционирует, как потребность в справедливости. Эта потребность справедливости, представление о том, что есть справедливо по отношению к себе самому и по отношению к другому - всегда индивидуальны. Неудовлетворение часто возникает именно из-за недооценки того, что действительно справедливо или не справедливо, между правами и обязанностями. Потому что в их основе лежит потребность иметь "для себя" и дать для " других".

Соблюдение норм в этом соотношении базируется на присущей всем членам общества социальной потребности следовать поведенческим, нравственным, эстетическим и другим общественно принятым эталонам. Надобно заметить, что эти эталоны общечеловеческой нравственности гуманности достаточно стабильны во времени, однако в отдельных общественных образованиях и на определенных этапах развития обществ приобретают те или иные особенности, отклонения от общепринятых традиций.

Глубочайшие деформации нравственности произошли в бывшем СССР, стране, зачатой в насилии, развивавшейся в насилии, лжи и полнейшим небрежении к человеческой личности, а ныне происходят в России, принявшей на себя основной груз прошлых ошибок. Уничтожение и изгнание цвета российской интеллигенции, разрушение религиозно-нравственных основ общественной морали, деградация политизированной литературы, культуры, искажение принципов межнационального общения привели, в конечном итоге, нашу страну к тому политическому, экономическому и экологическому и межнациональному кризисам, вся глубина которых полностью не проявлена и не осознана до конца.

Неудовлетворенность социальным положением, равно, как и материальным, во многом определяется личными качествами человека, его потребностями и в соответствии с чертами характера и личностными качествами, приводит к совершенно различным реакциям. В одних случаях это может быть осмысление сложившейся ситуации, изменение своего поведения и, тем самым, отношения со стороны оппонирующей социальной группы. В другом - попытка сменить социальную группу, уйти в другой коллектив с иными традициями и отношением между людьми. В третьих, в знак протеста против явной или кажущейся несправедливости, могут быть совершенны какие-то антисоциальные проступки.

В качестве коллективных протестов против социальной несправедливости широко используются забастовки, нередко лишь усугубляющие развивающуюся неблагоприятную экономическую и социальную ситуацию в обществе, в том числе и в семьях бастующих. Как индивидуальный протест последнее время стала применяться голодовка - ее использовал в своей практике борьбы за свои идеи и принципы крупнейший ученый и гуманист нашего века академик А.Д.Сахаров. Крайним случаем индивидуального протеста следует признать суицид.

Одним из способов изучения нравственной обстановки, предпринимаемом в целях предупреждения общественных взрывов и протестов, все шире применяется социальное прогнозирование, основывающееся на опросах определенных групп населения или членов коллектива. В этих опросах обычно участвуют социологи и психологи. Социологические лаборатории и службы нередко создаются в крупных промышленных предприятиях и являются обычным атрибутом зарубежных компаний.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.75.196 (0.018 с.)