ТОП 10:

Ответственность отдельной личности



Во многих обществах, а за годы тоталитарного режима и у граждан в государствах бывшего СССР, сформировалось представление о существенном разделении ответственности за события, происходящие в поселке, городе, стране и даже между государствами. По формальным признакам, исходя из персональной ответственности за выполняемую работу, казалось бы, что это действительно так. Однако, вспомним усилия академика Андрея Дмитриевича Сахарова по освобождению страны от тоталитарного прошлого. Усилий, стоивших ему ссылки и многолетнего домашнего ареста, откровенного очернительства на заседаниях Верховного Совета СССР и, в конечном итоге, преждевременной смерти между его заседаниями. Но сколько им сделано для блага граждан России, для освобождения от внутреннего рабства каждого из нас.

Последующие события в СССР подтвердили огромность коллективного воздействия на ситуацию, когда каждый человек не по принуждению, а по зову сердца принимает решение и до конца стоит за его реализацию. Так было в Вильнюсе, когда многие сотни безоруженных литовцев отстаивали и отстояли, свою свободу против автоматов и танков спецназа ценой пролитой крови. Так было возле Белого Дома в Москве в памятный август 1991 года.

В таких событиях ответственность каждого, с какой бы стороны от баррикад он не находился, выступает в обнаженной яркости, потому, что за политическими амбициями и реалиями в этих противостояниях оказывается здоровье и жизнь людей - самое ценное, что отпущено каждому из нас. И каждый распоряжается не только своей, но и чужими жизнями.

Однако личная ответственность человека за духовно-нравственный климат семьи, социума, государства и всего человечества обнаруживается не только в подобных экстремальных ситуациях, примеры которых приведены выше. Она возникает, прежде всего, от личных установок, волевых усилий, обращенных к себе самому, к воспитанию в себе духовно-нравственных качеств и актуальных способностей, от реализации их в практической жизни. И как круги расходятся по тихой воде от брошенного в пруд камня, так от духовно-нравственной личности распространяются благотворные влияние на всех окружающих.

14.7. Экологическое образование и воспитание, как духовно-нравственная альтернатива

Из анализа динамики состоянии окружающей природной среды в России и за ее рубежами становится очевидным, что экологическая ситуация на планете Земля продолжает ухудшаться. Это обстоятельство вызвано многими и очень разными причинами, анализ которых может составить отдельное самостоятельное исследование. Однако одну из них нельзя не отметить - это видимое неприятие экологических реалий многими руководителями производств, общественными и государственными деятелями, преобладающей частью населения развивающихся стран. Оно вызвано, с одной стороны, отсутствием экономических и технических возможностей, а с другой - должного понимания степени нарастающей экологической опасности и путей ее пpеодоления. Сложившуюся обстановку можно объяснить лишь отсутствием экологического мышления и адекватного восприятия окружающей действительности вследствие недостаточного экологического образования и воспитания. Его надо начинать очень, очень рано - экологическое воспитание малыша, приобщение его к природе, обучение бережному обращению с нашими меньшими братьями еще одно важнейшее направление формирования духовно-нравственного человека. Здесь нет мелочей. Более того, любая мелочь может послужить иллюстрацией того, что можно и чего нельзя делать. Вот картинка из жизни, которую довелось наблюдать в С.-Петербурге.

Малыш с мамой гуляет в садике. Топ, топ, топ - топают по дорожке сада маленькие ножки в ярких красненьких башмачках. И вдруг ножки остановились. Дорожку переползал жук. Маленький зелененький жучек с длинными усиками-антенками. Малыш подождал, пока жучек подполз совсем близко, поднял ножку и сильно топнул, стараясь жучка раздавить. Но промахнулся. Жучек от колебания почвы видимо испугался и замер на месте. Мама, которая видела эту сценку, окликнула малыша: "Вовочка, ну зачем ты хотел раздавить этого жучка. Он ведь такой маленький и беззащитный, а ты - большой и сильный мальчик. Представь себе, что этот жучек спешил домой, к своим совсем крошечным детям - жучатам. Они бы никогда не дождались своего папы и им было бы очень плохо..." Мальчик внимательно все выслушал, наклонился аккуратно двумя пальчиками поднял жучка, отнес его к газону и отпустил на траву. Жучек на мгновение зацепился за вершину травинки, благодарно помахал мальчику своими усиками-антенками и исчез. А мальчик широко улыбнувшись маме пошагал дальше... Кто знает, может быть, этот ее урок окажется началом осмысления ее сыном необходимости щадящего отношения к природе и меньшим нашим братьям.

Понятно, что такого рода действиями не исчерпывается воспитание любви к природе и формирование экологического мышления. Оно требует постоянного внимания и реализуется через рассказы и комментарии во время прогулок, просмотров детских фильмов, иллюстрированных изданий. Большие возможности в этом отношении имеют сельские детишки, которые с самого раннего возраста общаются с природой, домашней птицей и животными. Сложнее приобщить к природе городского ребенка, особенно если родители не имеют возможности вывезти его на лето за город. Понятно, что воспитание любви к природе должно происходить на фоне и в системе формирования таких способностей, как единство, доброта, аккуратность и чистоплотность. Приобщение к экологическим проблемам означает, что помимо общих и конкретных знаний, определяющихся потребным уровнем образования и спецификой деятельности человека, необходимо снова и снова возвращаться к переосмыслению предназначения и места человека и человеческих обществ в новых условиях существования на планете Земля, в условиях наступления эры информационной цивилизации, в условиях, когда "огромные научные и технические достижения приносят все новые виды зависимости, стесняют жизнь человека, создают новые опасности..." [Новые, 1992 с. 77], закрепляют дифференциацию изобилия и бедности, неоправданного интенсивного использования природных ресурсов, противостояния человека и природы. Проникаясь в предназначение и сущность Человека нельзя не видеть трагического тупика в направлении его нынешнего движения по избранному пути развития цивилизации, в котором техника и технология заместили собой духовность и культуру, погребли в свалках производственных и бытовых отходов экологические традиции прошлых этнотронных цивилизаций.

Мы забыли, что:

Все мы дети пpиpоды, ее малые части,
От ее основанья мы все поднялись,
Без живительных ветpов не ведать нам счастья
И без солнечных циклов закончится жизнь.
Hас влекут бесконечно таежные дали,
Облака над гоpами, течения pек,
В каждой ветке цветка видны наши печали,
В каждой клетке живого сокpыт человек.
Ты подумай об этом в свободное вpемя
И о том, что ты сделал за множеством слов?
Hа пpиpоду взвалив непосильное бpемя,
Разpушаешь, что создано ходом веков.
Разpывая пpиpодные сложные связи,
Ты не свой pазоpяешь, Божественный дом
И тем самым, быть может не вдpуг, и не сpазу,
Ты лишаешь себя пpебывания в нем.

Потому, что Природа, как и Бог - сущности, равно непознаваемые до конца. И самый воинственный атеист, не принимающий Бога и Божественное начало всего сущего, не может не принять природы, ее непознаваемого космизма и развития, приведшего, к образованию человеческого разума и, вместе с ним, человеческой души. Потому приобщение к природе через:

  • изучение ее законов,
  • наблюдение природных процессов,
  • любование совершенством форм и соотношений природных объектов,
  • сохранение всего того, что природа доверила человеку,
  • восстановление ландшафтов, разрушенных антропогенными или природными катаклизмами - правомерно рассматривать, как одну из форм проявления духовности, которая может стать ведущим стимулом и мерилом жизненных ценностей и устремлений.

Нам всем необходимо подготовиться к осознанным ограничениям в нашей жизни и деятельности, которые вытекают из предела емкости биосферы и конечности pесуpсов Земли, нашедших отpажение в pешениях Конфеpенции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-Де-Жанейpо. Они сфоpмулиpованы, как условия пеpехода к обществу устойчивого pазвития.

Hеобходимо охватить экологическим образованием всех граждан, значит экологическое образование и воспитание должно вестись, во всех учебных заведениях. Представляется полезным включить в программы комплексный курс экологии человека поскольку здоровье, состояние и pазвитие человека во многом определяются именно экологической обстановкой в шиpоком смысле этого понятия, включая здоровый образ жизни, рациональное питание, экологические тpадиции семьи и народов, населяющих территорию России и мира. Отсюда следуют известные и не в полной мере учитывающиеся до сего времени требования к экологическому образованию и воспитанию, которые, можно определить как всеобщность, непрерывность, комплексность, специализацию, региональную приуроченность, пpактическую напpавленность и междисциплинарность.

Очевидно, что такое образование и воспитание может быть реализовано лишь на основе системного подхода, который позволил бы учесть все лучшие приемы и достижения в этой области, уже достигнутые в других местах, позволил бы использовать опыт передовых педагогов, школ, кафедр вузов. Очевидно также, что экологическое образование должно иметь надежную организационную и научно-методическую базу, нормативно-правовое и материальное обеспечение.

Необходимо понять, что сейчас, в складывающейся экологической ситуации, с учетом экологических прогнозов, высшим гражданским долгом каждого человека, действительно желающего блага своей Малой Родине, России и планете Земля является не борьба за военное превосходство, а труд во имя сохранения природы, как основания всего живого, включая самого человека. На разрушенной природе все остальные победы будут бессмысленны. А единственной основой такого подхода может стать только экологическое образование и воспитание, ведь именно они могут способствовать пониманию проблемы, путей и средств ее решения.

В составе экологического образования должно быть резко усилено направление, относящееся к морально-нравственному, психическому и физическому здоровью населения, как следствию и, одновременно, причине экологического состояния, образа жизни, сложившейся социальной обстановки. Это направление может быть основано на верованиях, традициях, культуре, экологическом и духовном наследии всех регионов и жителей многонациональной России.


Глава 15. Мы решили завести ребенка!

"В системе мира нам дан короткий срок пребывания - жизнь.
Дар этот высок и прекрасен. Бодрствование, чувствование,
мышление - высшие блага, исполненные наслаждения...
Мышление - доблестнейшее занятия человека, верх
блаженства и радости в жизни".Аристотель


Творцом, так же как и интеллектуалом не рождаются.
Все зависит от того, какие возможности предоставит
окружение для реализации того потенциала, который
в различной степени и в той или иной форме присущ
каждому из нас. Ж.Годфруа.

О чем разговор?

В газетах, на радио и телеэкране все чаще рассказывается о детях, сбежавших из дома, совершивших антиобщественные проступки, а то и преступления. Наряду с ребятами из явно неблагополучных, а попросту - пьющих семей или квартир, в их числе попадают ребятишки, которые по всем данным должны были бы находиться дома, в семье. Нередко, работая с казалось бы уже взрослыми молодыми людьми - школьниками старших классов и даже студентами, удивляешься их совершенному равнодушию к учебе, к познанию чего-то нового, даже если они понимают, что оно необходимо для будущей жизни и работы. Леность мысли, полнейшая неспособность сосредоточиться на предмете или даже теме разговора, инфантильность по отношению к самому себе, своему будущему - свидетельствуют о промахах в воспитании и формировании интеллекта.

В нашем обществе довольно долго внедрялось и прочно утвердилось мнение, что учить и воспитывать наших будущих граждан должны детские учреждения: сначала ясли и детский сад, потом, школа, а далее - среднее специальное или высшее учебное заведение. Родительское дело - работать на благо отечества, и между делом - родить, одеть, обуть, накормить, обеспечить ребенка сначала - памперсами, потом - книгами и в конце концов всем остальным необходимым для самостоятельной жизни. А между тем...

Однако, прежде надо спросить самих себя, каких именно результатов мы хотим достичь воспитывая сына или дочь. Каким мы хотим видеть нашего ребенка малышом, школьником, студентом, взрослым человеком. Надо представлять конечную цель, потому, что она во многом определит средства и усилия к ее достижению. Мне вспоминается радостный возглас отца - "Вот молодец, ну весь в папку!", наблюдавшего как его пятилетний сын, зажав одну ноздрю мастерски сморкнулся на пол коридора коммунальной квартиры. Так вот, дальнейшие размышления не для таких родителей. А для тех, кто хочет видеть своих детей людьми внутренне интересными и интересующимися событиями, происходящими в этом мире. Людьми, способными анализировать складывающиеся жизненные ситуации и адекватно на них реагировать, умеющими работать и получать от этого максимум удовлетворения. Людьми неравнодушными, добрыми и умеющими сопереживать несчастьям других. Если эти размышления о воспитании и формировании интеллекта, хоть чуть-чуть приблизят вашу цель, я буду считать свою миссию выполненной.

И еще одно. Ниже разговор пойдет о домашнем воспитании, имеющем свою специфику, поскольку происходит в семейных рамках или в системе ребенок – взрослые родные и близкие люди. Иные возможности и приемы могут быть использованы в яслях и детском саду, где воспитательную акцию, вольно или невольно, осуществляет, помимо воспитателя, также и детски коллектив.

Знакомство с медицинской литературой, многолетние жизненные наблюдения за ростом и развитием детей, включая четырех своих, позволяют вычленить несколько периодов в жизни ребенка, каждый из которых требует особых раздумий и подходов к процессу воспитания. Процессу непрерывному, требующему от родителей много терпения, знаний, доброты, настойчивости, такта и, не побоюсь этого слова, трудолюбия. Да, да. Воспитание даже одного собственного ребенка - это труд. Формирование Человека - труд вдвойне.

Однако, о каких временных сроках идет речь? Специалисты имеют разные точки зрения по этому поводу, в зависимости от подходов к развитию ребенка в самом раннем возрасте. Л.Г.Татарникова с коллегами (1997), ссылаясь на разработки американского психолога Вернона Вульфа приводит следующие шесть уровней развития сознания или "Шесть дверей зепечатлевания" (фиксирования), которые отражают глубокий, скрытый и в то же время, проявляющийся в последующей жизни стереотип поведения.

Первый уровень - от рождения до 2-х лет - уровень физического благосостояния. Для ребенка в этот период очень важны пища, комфорт, радость, уют, положительные эмоции и немного (для развития) отрицательных. При соблюдении этих условий обретается чувство защищенности, безопасности, радости бытия, полноты физических сил. И самое главное - формируется воля к жизни.

Второй уровень (3-4 года) – определяется как уровень личного благосостояния. Выбор делает ребенок: раскрывает свой творческий потенциал, чувствует свою индивидуальность или остается в себе. Ребенок фиксируется на своем "Я - есмь", - я вот такой, единственный и неповторимый в мире, через себя открываю мир, познаю себя в нем.

Но если ребенок растет в жестких и неблагоприятных условиях, где ему постоянно говорят "нет", "нельзя", ограничивают, ругают, наказывают, говорят о том, что он недостаточно хорош, у ребенка развиваются негативизм, как форма защиты своего "Я", отрицание себя и других, затем страх, гнев и неуверенность, и как следствие - пораженчество. Таким образом на самом раннем этапе воспитания личности закладывается основа для ее последующего распада.

Третий уровень - от 4 до 5 лет. Это уровень идеальных взаимоотношений с родными и близкими. Ребенок осознает уже потребность в дружбе и любви. Он говорит маме, папе, бабушке: я хочу тебя любить. Я буду всегда тебя любить. Я согласен с тобой. Я делюсь с тобой. У ребенка появляются уважение и более высокие чувства.

Это очень важный возраст в жизни ребенка. Он определяет его дальнейшее отношение к людям. Он формирует будущего мужа и отца, мать и жену. Истинное чувство любви формируется только в семье. Не сложилось, и в будущем Человек отрешается от себя и мира, в котором он живет.

Но у жизни есть свои законы – и в соответствии с ними, каждому предстоит вступать во взаимодействие с другими людьми. Ребенок учится такому взаимодействию в семье. Хорошо, если это взаимодействие равных, может быть точнее – равно заинтересованных в общем успехе взаимодействия. А если нет? Тогда ребенок вынужден манипулировать, как-то приспосабливаться для достижения своей цели. Так формируется притворство, которое легко переходит в угодничество. Но если цель не достигнута, начинается "самосожжение".

Четвертый уровень (5-7 лет). Это уровень идеальных взаимоотношений с обществом. Перед ребенком стоит выбор: действовать или бездействовать. Происходит осознание: труд необходим для жизни, он есть проявление самой жизни. Формируется воля к действию и труду. Во внутреннем, духовном плане пробуждается совесть, в какой-то мере, как реакция ответственности за свои действия. Ранее этого возраста говорить о совести бессмысленно. Но если правильный выбор не состоялся, возможными действиями ребенка станут соглашательство, услужливость, требование за нее мзды.

Пятый уровень (7 - 10 лет). Это - уровень утверждения принципов. Ребенок осуществляет нравственный выбор: быть гармоничной, цельной или асоциальной личностью. Это время душевного становления ребенка понимание того, что добро к добру. Идет развитие целостного восприятия:


® окружающий мир;
РЕБЕНОК ® природа;
® гармония (постижение).

Формируются высшие нравственные ценности: справедливость, соучастие понимание высшей ценности Человека и его жизни, почитание собственной жизни!

В это время закладывается благоговение перед жизнью. На всю жизнь ребенок получает дар общения, дар сотрудничества. А в последующем, в личной жизни - дар супружества. И таким образом исчезает соперничество, возникает ощущение единства. Если же этого не произошло, то издержки невосполнимы: потеря открытости, умствование, притворство, неразборчивость, аморальность в и окончательный распад принципов. Зерна зла забрасываются именно в этом возрасте.

Шестой уровень (10 – 12 лет) - уровень универсального благосостояния. Ребенок делает выбор: быть ему настроенным на дальнейшее расширение познания, сознания, или остановиться в своем развитии на достигнутом. Если ситуация предоставляет условия для расширения сознания, то формируется стремление к творчеству, закладывается нравственный потенциал, идет настроенность на чувство безусловной любви. Ребенок способен на подвижничество, он раскрывает свои сердечные центры, ощущает себя единым с мирозданием. А мы, педагоги и родители присутствуем при рождении состоявшейся ЛИЧНОСТИ.

Если акцентировать внимание на развитии актуальных способностей малыша, его интеллекта, правомерно время до поступления ребенка в школу разделить на три этапа: внутриутробный (пренатальный), первый и второй дошкольный. На них и придется сконцентрировать ваше внимание.

Внутриутробный период воспитания начинается с момента зачатия и заканчивается рождением ребенка. Следующий, первый дошкольный период начинается с момента рождения и продолжается до тех пор, пока ребенок не освоит речь, то есть до 2х -3х лет. Второй дошкольный период начинается, соответственно с 2-3х лет и заканчивается приходом ребенка в школу в 6 - 7 лет. Учеба в школе, продолжающаяся 10-11 лет тоже делится на периоды, ориентировочно до 12-13 лет и до окончания школы, в 17-18, однако это время формирования ребенка требует особого рассмотрения. И потому мы попробуем пройти по дошкольной детской жизни в качестве родителей и воспитателей, членов семьи - элементарной социальной ячейки общества.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.182.81 (0.008 с.)