Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава одиннадцатая, в которой можно узнать о том, что растет в саду способностей, о том, какие бывают одаренности, и о том, кто из великих был двоечником

Поиск

Почти всякий человек подобен сосуду с кранами,
наполненному живительною влагою производящих сил.
Козьма Прутков

Динг, а вслед за ним и Рефлексия, выскочили в сад. Типа в кепке нигде не было видно. Сад, в котором они оказались, представлял из себя чрезвычайно живописный уголок: буйная растительность заполняла здесь, казалось, каждый квадратный сантиметр; кусты, трава, деревья — все было совершенно незнакомо Дингу.

Диковинные разноцветные стволы деревьев и неожиданной формы листья, необычные сказочные цветы — все привлекало внимание и поражало.

Единственная узенькая тропинка вела через непроходимые заросли, и на этой тропинке стоял высокий крепкий старик в потрепанной кожаной куртке, холщовых штанах, в шляпе с обвисшими полями. В руках он держал лопату.

— Вы кого-то ищете? — скрипучим голосом спросил он.

Динг не успел ответить, его опередила Рефлексия:

— Да! Сюда только что вбежал такой противный Эгоизм.

— Так это был мой Эгоизм? — в очередной раз (в который уже?) удивился Динг.

— Видал, а как же, — сказал старик. — Только он теперь уже далеко — у Скалы Самооценки. Он всегда там прячется, на самой вершине.

— Не мог же он так быстро отсюда убежать? — засомневался Динг.

— Аморальные Чувства передвигаются очень быстро, — с досадой произнесла Рефлексия.

— Я могу помочь вам. Если хотите, я провожу вас туда через мой сад.

— Спасибо, Трудолюбие, вы оказали бы нам большую услугу, — обрадованно проговорила Рефлексия и кратко рассказала ему о появлении во Внутреннем Мире его Носителя — Динга и об украденном Самоактуализаторе.

— Очень рад познакомиться, — улыбнулся старик, пожимая Дингу руку своей большой мозолистой рукой. — Меня зовут Трудолюбие, я работаю садовником в этом Саду Способностей.

— Значит, здесь растут мои Способности? — спросил Динг, с еще большим интересом озираясь вокруг. Он подошел к невысокой оградке Сада Способностей и резко отпрянул назад, обнаружив, что сразу за границей Сада начинается... пустота. Осторожно он подошел еще ближе к краю. Далеко внизу сквозь туман он с трудом различил фигурки каких-то существ. Что они там делали — понять было невозможно.

— Наш Садик находится на крыше Главной Сокровищницы, — медленным, скрипучим голосом пояснил Садовник. — Там, под нашими ногами, самая питательная среда для Способностей — Знания. Это, дружок, лучше всяких удобрений.

— Давайте быстрее в погоню! — вдруг спохватился Динг.

— А торопиться некуда, — невозмутимо сказал Садовник. — Никуда этот Эгоизм не денется. Другой дороги здесь нет. Если он вздумает спуститься со Скалы Самооценки и вернуться, то встречи с нами ему не миновать. Но, скорее всего, он там притаился и будет отсиживаться. Трусливое создание... Однако пойдем.

Садовник положил лопату на плечо и неторопливо зашагал по дорожке. Динг и Рефлексия гуськом последовали за ним.

— Значит, Способности питаются Знаниями. Тогда получается, чем больше Знаний, тем лучше развиваются Способности? — через несколько минут спросил Динг, вспомнив слова Трудолюбия.

Садовник приостановился и с хитрецой взглянул на Динга.

— Так-то оно так, да не совсем, — сказал он. — А почему не совсем так — это разговор длинный. Начнем с того, что разберемся, а что вообще за штука такая — Способность?

Они двинулись дальше.

Подумав, Динг сказал:

— Наверное, если человек много знает, хорошо запоминает новый материал, понимает его, тогда и говорят, что он — способный?

— А точнее, Способности — это такие особенности личности, которые позволяют ей быстрее и легче овладевать знаниями и умениями, важными для какой-то определенной деятельности.

Способности можно обнаружить в ДИНАМИКЕ приобретения этих знаний и умений. Вот, скажем, твоя Способность к рисованию. — Садовник остановился у небольшого розового дерева и указал на него Дингу.

— Когда ты учился рисовать, ты очень легко освоил умение пользоваться карандашом и кисточкой, ты быстро приобрел навык перенесения реальных объектов на бумагу и в этом обогнал многих своих сверстников. Видишь, как быстро растет деревце этой твоей Способности. До профессионала-художника тебе еще далеко, но чем больше ты будешь рисовать, тем активней будет развиваться твоя Способность к рисованию.

— Да, я где-то читал, что все люди с детства в одинаковой степени обладают способностями — самыми разнообразными, но по разным причинам не все могут их развивать. Поэтому главное, чтобы взрослые не задавили эти способности.

— Очень распространенное заблуждение! — строго сказал Садовник. — К сожалению, не все дети поголовно способны абсолютно ко всему. От природы ни у кого нет вообще никаких способностей!

— Вот те здрасьте! — вырвалось у Динга.

Садовник схватил озадаченного Динга и с неожиданной резвостью потащил его куда-то в сторону от тропинки.

Рефлексия молча последовала за ними.

— Вот, полюбуйся! — Садовник описал рукой полукруг, указывая Дингу на три совершенно разных участка земли. Один был абсолютно пустой, без единой травинки, второй участок оказался занятым мелкой порослью, а на третьем подымалось молодое дерево с пышной голубой кроной, окруженное фиолетовыми кустами.

Динг полюбовался, но ничего не понял.

— От природы в людях заложены только задатки — предпосылки развития Способностей, связанные с особенностями строения мозга, органов чувств и движения.

Например, у обладателя длинных пальцев выше потенциальная возможность научиться играть на гитаре и фортепиано, особенно если анатомическое строение слухового аппарата обеспечивает наличие музыкального слуха.

Врожденным задатком может быть повышенная чувствительность вкусового анализатора. Такому человеку легче развивать способности дегустатора.

Задатки — это зерна, брошенные природой в почву нашего Сада Способностей. Чтобы зерно проросло и стало Способностью, надо создать благоприятные условия: питательную почву, подходящую температуру, своевременный полив и — главное — обучение соответствующей Деятельности.

— А причем здесь эти участки? — недоумевал Динг.

— Тут, — Садовник указал на голую почву, — должна была вырасти Музыкальная Способность. Но даже зерен-задатков здесь не оказалось. Вот тут, где едва проклюнулась низкорослая травка, — Способность к профессии шофера, а вот это сильное дерево — Литературная Способность.

— Да, насчет Музыкальных Способностей — это верно, — вздохнул Динг. — Если я вслух запою, в комнате все мухи передохнут. И к автомобилям особых пристрастий нет. А вот Литературная Способность... Это деревце бы нашей классной даме показать — ее бы инфаркт хватил. У меня — и вдруг такое растение! Неужели и вправду Способность есть?

— Есть, — подтвердил Садовник.

Они вернулись на тропинку и продолжили свой путь.

Дингу все было интересно, и через несколько минут он снова начал расспрашивать Трудолюбие.

— Так значит, определенные задатки полностью предопределяют какие-то Способности?

— Нет. На основе одних и тех же задатков могут развиться разные Способности. Это зависит от того, в какой Деятельности используются задатки. Между прочим, в Саду Способностей часто бывает много народу: гуляют Мотивы, суетятся Потребности, любезничают или скандалят Эмоции и Чувства. Некоторые иногда помогают мне. И знаешь, Динг, что я заметил? Если за Способностями ухаживают Положительные Эмоции, поливают их, окапывают, то Способности растут значительно быстрее... Я тебе еще кое-что покажу, — Садовник загадочно улыбнулся и нетерпеливо зашагал вперед.

Тропинка была настолько узкой, что сам Динг без Трудолюбия вряд ли отыскал бы ее в таких зарослях.

Садовник же отлично ориентировался в своих владениях. На ходу он объяснял Дингу:

— Как правило, один отдельный задаток, даже явно выраженный, не определяет полностью Способность. Она является объединением целого ряда личностных особенностей и качеств, которые диктуются профессиональной Деятельностью.

Например, чтобы быть хорошим репортером, необходимы не только литературные способности, но и хорошая память, общительность, энергичность и многое другое. Такие специальные способности образуются на базе общих способностей, то есть тех, которые отвечают требованиям многих видов деятельности. На основе этих общих способностей великий физиолог Павлов производил деление людей на три типа: художественный — первосигнальный, мыслительный — второсигнальный и промежуточный.

Заметив, что Динг притомился, продираясь через заросли собственных Способностей, а Рефлексия уже до того устала, что за все время пути, вопреки обыкновению, не произнесла ни слова, Садовник Трудолюбие предложил им передохнуть на оказавшейся поблизости скамейке.

Переводя дыхание, Динг спросил:

— Это верно, что у художественного типа лучше развито правое полушарие мозга, а у мыслительного — левое? Я что-то слышал об этом.

Садовник снова улыбнулся в усы.

— Так, да не совсем так. Исследования подтвердили наличие некоторой специализации у полушарий головного мозга. Работа правого полушария связана в основном с художественными образами, а левого — с логическими операциями. Естественно было предположить, что люди, обладающие большей активностью левого полушария, будут способными шахматистами, математиками, физиками — как бы там ни работало правое. Ан нет, не тут-то было! Наблюдения показали, что если у того же математика нанесена травма правому полушарию, которое отвечает за образное восприятие, он теряет способность находить оригинальные решения, хотя полностью сохраняет умение мыслить логически.

Оказалось, что мозг такого человека без художественных образов перестает мыслить творчески. Он может решать только самые простые, тривиальные задачи. Более того, исследователи наблюдали и другой факт: в случае повреждения левого полушария у таких людей, вопреки предположениям, не только не исчезали творческие способности, но иногда даже повышались. Образное мышление словно освобождалось от гнета стереотипов стандартной логики. Богатство воображения правого полушария прекрасно замещало ее отсутствие и помогало совершать открытия. Вот вам и прямая зависимость «физики» от «лирики».

После короткого отдыха Трудолюбие, Динг и Рефлексия снова двинулись в путь.

— Долго ли нам еще идти? — поинтересовался Динг.

— Нет. Мы уже почти у цели. Дойдем до Дерева Одаренности, а там и рукой подать.

— Дерева чего? — переспросил Динг.

— Одаренности. Ты что, не знаешь, что такое Одаренность? Впрочем, действительно, кто может сказать, что это такое? — глубокомысленно изрек Садовник.

— Это-то, пожалуй, я могу сказать, — несколько самоуверенно заявил Динг. — У кого Одаренность — так это у нашего Котелка. Круглый, как блин, отличник, схватывает все на лету, книги любого объема глотает за один день. Это настоящая ходячая энциклопедия. Как компьютер, может мгновенно выдавать информацию по любому вопросу.

Садовник опять странно усмехнулся и произнес свою любимую поговорку:

— Так-то так, да не совсем так. Конечно, школьник, обладающий теми достоинствами, что ты перечислил, — человек одаренный. Но ведь ты не подумал о том, что бывают и иначе, ПО-ДРУГОМУ одаренные люди. Существуют разные виды Одаренности: умственная, практическая, социальная, моторная.

Могут быть:

одаренный физик и одаренный футболист,

одаренный организатор и одаренный художник,

одаренный политик и одаренный повар.

Но дело даже не в этом.

Существует два принципиально разных типа одаренности: усваивающая и творческая.

Ученый-энциклопедист, блистательно владеющий десятком языков, свободно ориентирующийся в материале нескольких наук, может и не быть творческим человеком. Ему этого и не надо. Привнесение своего, личного, открытие нового только мешают его основной задаче — усвоению знаний. Он, усваивающе одаренный, как правило, ориентируется на результаты своей работы.

Не таков представитель второго типа одаренности — творческого. Он может отнюдь не блистать разносторонними познаниями, хотя, разумеется, достаточно высокий, выше среднего, умственный уровень ему необходим. Он может не вписаться в рамки стандартного портрета одаренности. Он может быть неконтактным, конфликтным, все делающим по-своему. Его главная черта — наличие необычных, порой кажущихся глупыми, идей. Он все преломляет через собственную личность, собственное миросозерцание. Он черпает удовольствие в процессе решения творческих задач и ориентируется не на результат, а на сам процесс решения.

Садовник Трудолюбие говорил увлеченно, вдохновенно, от избытка чувств размахивая лопатой. Динг с опаской на него поглядывал. Вдруг Садовник остановился.

— Вот и оно. Дерево Одаренности, — с чувством профессиональной гордости произнес он.

Динг поднял голову и чуть было не ахнул: совсем недалеко от них стояло огромное дерево в несколько обхватов шириной, вознесшее свою оранжевую крону значительно выше других деревьев, тоже отнюдь не маленьких, окружавших этого исполина словно низкорослая свита.

— И это — моя Одаренность? — изумленно спросил Динг. — Но я что-то не помню, чтобы где-нибудь проявил ее!

— Не проявил — верно. Но она уже распустилась в тебе, и теперь дело времени, когда она выкажет полностью свою силу во Внешнем Мире. У многих очень одаренных людей их способности проявились спустя годы. В посредственном ученике Альберте Эйнштейне вряд ли кто мог разглядеть будущего гениального физика. Лобачевский в школьные годы порой получал «двойки» по математике.

Легенда говорит, что маленького Менделеева товарищи дразнили «великим химиком» из-за его неуспехов по этому предмету. Но, безусловно, чем раньше раскроются в человеке его потенциальные способности, чем быстрее он поймет свое предназначение, тем больше он сумеет сделать, тем более полной будет его самореализация... Возьми вот это, — Садовник протянул Дингу белый цилиндрик, казавшийся совсем маленьким на его огромной ладони. — Быть может, эти советы помогут тебе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.229 (0.009 с.)