Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава десятая, в которой Динг присутствует на балу Эмоциональной Сферы

Поиск

Страсти! Это — ветры, надувающие паруса корабля,
они его иногда топят, но без них он не может плавать.
Вольтер

— Как же среди такой толпы найти вора, укравшего Самоактуализатор? — спросил Динг, пожав плечами. — Тут и придворных и нечисти всякой как собак нерезаных.

— Это еще не все, кто приглашен на Бал, — сказала Рефлексия. — Давай пройдем к месту их появления.

Динг послушно проследовал за Рефлексией в другой конец зала. Вопреки ожиданиям, никакого входа в зал там не оказалось.

На наклоненной стене зала было закреплено несколько мишеней. Шагах в двадцати от них стояли мушкетеры — Осознанные Мотивы с арбалетами в руках.

Маленькие, похожие на щепки Потребности, проворно семеня тонкими ножками, подносили мушкетерам длинные стрелы.

Осознанные Мотивы по очереди пускали стрелы в цель. С негромким стуком стрелы вонзались в мишень. И тут происходили удивительные вещи: от вонзенной стрелы подымался легкий дымок, и возле мишени буквально из пустоты появлялись либо сверкающая драгоценными камнями придворная дама, либо блистательный кавалер.

В зависимости от того, попала стрела в центр мишени или ближе к краю либо совсем не попала на отведенное поле, Потребности соответственно прыгали от восторга, хватались за голову и за сердце или бросались на пол в отчаянии и слезах.

— Так появляются Чувства — переживаемые отношения человека к тому, что происходит в его жизни, — пояснила Рефлексия. — Они — показатель того, как происходит удовлетворение его Потребностей. Видишь, Динг, если Потребность не удовлетворена или не совсем удовлетворена, появляются Грусть, Страдание, Стыд, Вина. Если же процесс удовлетворения Потребностей протекает благоприятно, рождаются Восторг, Удовольствие, Радость и другие положительные Эмоции.

— Все это хорошо, но как мне все-таки узнать вора? — спросил Динг.

— Прислушайся к тому, что тебе подскажет твоя интуиция, — пожав плечами, посоветовала Рефлексия.

Динг прислушался.

— Пока молчит. Рефлексия, но я же их никого не знаю, как же я определю того, кто нам нужен?

Они вернулись в гущу гостей и заняли удобную наблюдательную позицию.

— Давай я буду тебе рассказывать, кто есть кто, — предложила Рефлексия. — Может быть, тогда у тебя родится подозрение.

— Давай, — согласился Динг.

— Вот смотри на ту группу придворных дам и кавалеров. Это Эмоции — непосредственные временные переживания какого-то более постоянного Чувства.

Динг обратил внимание на то, что часть дам вела себя не совсем по-светски: они громко переругивались, активно жестикулировали, а некоторые даже воинственно размахивали веерами.

— Это Злость, Возмущение, Ревность, — комментировала Рефлексия. — Довольно действенные Эмоции. Вообще, Эмоции бывают стенические (от слова «sthena» — сила) — такие, как эти, которые побуждают человека к активным действиям, поступкам, будят в нем силы, порой безрассудные. А есть астенические Эмоции — взгляни на тех дам, что постоянно падают в обморок, и на тех кавалеров, у которых от смущения дрожат руки, подкашиваются ноги и парализуется язык... А вот и сам синьор Аффект.

Динг взглянул в указанном направлении.

Высокого роста человек с черной бородой, непослушными черными кудрями, со сверкающими глазами быстро шагал сквозь толпу. Кто-то из кавалеров случайно толкнул его.

Безумная ярость исказила лицо Аффекта, — казалось, из глаз посыпались искры, как из проводов при коротком замыкании. Он закричал диким голосом и выхватил шпагу. Не помня себя, он кинулся на обидчика, который, оказавшись ловким типом, сумел увернуться от удара. Шпага Аффекта разлетелась на куски, сломавшись о мраморную стену. Не переставая безумно кричать, Аффект отшвырнул бесполезный обломок шпаги, театрально рванул на груди куртку, а затем... вдруг обессиленный, опустился на пол, прислонившись к стене, закрыв лицо руками, громко всхлипнул и затих.

— И в этом он весь! — с легкой иронией в голосе сказала Рефлексия. — Короткая, но очень сильная вспышка, буря, шквал, нарушение контроля над своими действиями, утрата самообладания, а потом упадок сил, разбитость, безразличие ко всему, порой и сонливость.

— Нет, наверное, не он, — вздохнул Динг, и взгляд его случайно скользнул вверх. Неожиданно он обнаружил, что вокруг люстр летает странный юноша в длинном белом балахоне с белоснежными крыльями за плечами. Этот крылатый юноша порой испускал из ладоней разноцветные лучи, которые безболезненно, по-видимому, проникали в головы не замечавших этого гостей.

— А это что за террорист? — удивился Динг. — Кто-нибудь из банды амурчиков?

— Это Настроение. Здесь на Балу оно выполняет поручение Короля Сознания и старается создать хороший эмоциональный тонус хотя бы у тех гостей, у кого это возможно. Вообще-то, Настроение — субъект очень тонкой организации, очень щепетильный, управлять им не так-то просто, но возможно — было бы желание.

— Ты считаешь, что можно приказать настроению быть хорошим или плохим? — усомнился Динг. — Я, бывает, встану не с той ноги — и поехало! Пересобачусь со всеми подряд. Какой уж тут эмоциональный тонус! Хотя и причин-то особых вроде бы нет, а настроение — препоганое.

— Главное, стараться не портить настроение другим — больше шансов, что и твое не испортится. Видишь, какой на нем белоснежный костюм: если он начнет кидаться грязью в других, то и сам перемажется.

Учти, что беспричинного хорошего или плохого настроения не бывает.

Если тебе грустно, тоскливо, что-то гнетет, подумай и устрани причины, лежащие в основе этого состояния.

Может быть, это — какое-то забытое невыполненное дело, которое, оказавшись «задвинутым» в подсознание, невидимым грузом давит тебе на плечи? Не отдал вовремя долг, забыл прийти на назначенную встречу, не отправил письмо, а может, невзначай обидел кого-то и не извинился?

Между прочим, такое затянувшееся плохое настроение иногда порождает Стресс — вот такой, например.

Рефлексия указала Дингу на необычное существо, напоминавшее осьминога, которое испуганно прижалось к стене. Некоторые его щупальца совершали нервные бессистемные движения, а остальные безжизненно висели.

В огромных глазах «осьминога» отражались страх и смущение, тоска и нерешительность.

— Этот бедолага впервые на Балу, он никого не знает, очень боится, растерян, чувствует себя крайне неуютно, — пояснила Рефлексия. — А именно в таких ситуациях — опасности, обиды, угрозы, стыда — и возникает Эмоциональный Стресс.

Иногда — это беспорядочная активность, нервозность, а иногда — безразличная внешняя пассивность как раз в тот момент, когда нужно что-то быстро предпринять.

— Да, но на вора он мало похож, — заметил Динг.

Оркестр грянул вальс, и пары танцующих грациозно закружились по залу. Какая-то юная очаровательная Эмоция, вынырнув из толпы гостей, потянула Динга за руку, приглашая танцевать, но он, смутившись, отказался. Вдвоем с Рефлексией они укрылись за колонной. В центре зала Динг увидел знакомую массивную фигуру в фельдмаршальском мундире. Перехватив его взгляд, Рефлексия сказала:

— То, что Воля присутствует на Балу Эмоций, — вполне естественно. Воля и Чувства связаны прочными родственными узами. Фельдмаршал здесь один из самых почетных гостей. Между прочим, всю эту аристократическую, элитарную часть королевского двора часто называют Эмоционально-Волевой Сферой. Меня удивляет не присутствие здесь Воли, а отсутствие леди Фрустрации — фаворитки Короля в последнее время.

Рефлексия остановила проходившую мимо даму Эмоцию и вежливо поинтересовалась:

— Скажите, пожалуйста, а что, леди Фрустрация еще не появлялась?

— Вы разве не знаете, что Фрустрация — эта гадкая, злобная герцогиня — наконец-то утратила свое влияние на Короля?! — изумленно воскликнула Эмоция. — Ведь именно по этому поводу сегодняшний Бал!

И она упорхнула.

— Очень приятная новость. Я рада за тебя, Динг, — весело сказала Рефлексия.

Но Динг был серьезен и собран.

— На Балу полным-полно всяких гостей. Но ведь должны быть и хозяева — те, самые главные Эмоции, которые и дают этот Бал, верно? — спросил Динг, внимательно всматриваясь в мелькающие лица.

— Конечно! Их называют Фундаментальными Эмоциями.

Их — всего девять:

Гнев,
Интерес,
Презрение,
Отвращение,
Радость,
Страдание,
Страх,
Стыд и
Удивление.

Обрати внимание, Динг, шесть из них имеют отрицательный характер. Может быть, потому, что наиболее тонкие человеческие переживания связаны с разнообразием именно отрицательных Эмоций?

Ведь для человека Потребность в Эмоциях — даже в отрицательных — огромна. Он без них перестал бы быть человеком. Об этом, кстати, хорошо сказал Иван Аксаков:

Пошли мне бури и ненастья,
Даруй мучительные дни —
Но от преступного бесстрастья,
Но от покоя сохрани!

— Не увлекайся, ты не на лекции, — одернул ее Динг. — Не забывай, для чего мы сюда пришли.

— Я для того все это тебе и рассказываю, потому что помню — нам надо найти вора, — немного обиженно сказала Рефлексия и, тотчас же забыв обиду, с прежним пафосом продолжила. — Какой тусклой оказалась бы жизнь человека, если бы хоть изредка все его существо не захватывало «половодье чувств», которое называют Страстями! Посмотри-ка на эту живописную группу!

Динг взглянул в указанном направлении.

Взъерошенный человек, не замечавший никого вокруг, страшно возбужденный, чертил угольком прямо на белоснежной стене какие-то сложные графики и загадочные формулы.

Рядом бородатый субъект в огромном красном берете и голубой жилетке, с ног до головы перепачканный красками, наносил яростные удары кистью по стоявшему перед ним мольберту.

Возле них лохматый тип в черном дирижерском фраке бегал туда-сюда, что-то мыча себе под нос и размахивая нотной тетрадью.

Последний член этой компании с пафосом декламировал бесконечную любовную поэму, устремив вдохновенный взор на портрет какой-то дамы.

— Каждый из них увлечен своей страстью. И им можно только позавидовать, — немного грустно сказала Рефлексия.

— Но вряд ли кто-нибудь из них мог стащить у меня Самоактуализатор. Им явно не до того, — сказал Динг.

Через несколько минут он спросил:

— Я не совсем разобрался, чем отличаются Эмоции от Чувств? Или это — одно и то же?

— Не совсем. Дело в том, что слово «чувство» применяют в узком и широком смысле. В узком смысле Чувства сходны с Эмоциями, но если Эмоции немного ветрены, легкомысленны, непостоянны, то Чувства отражают устойчивость отношения человека к предметам, явлениям, людям и значительно протяженнее во времени.

Рефлексия взглядом указала Дингу на группу очень серьезных и солидных придворных. Разговор между ними происходил, по-видимому, патетический.

— Это — Нравственные, или Моральные, Чувства, — сказала Рефлексия. — Патриотизм, Преданность, Гуманность, Сострадание, Доброжелательность и Любовь. А вон с противоположной стороны зала хитро перешептываются (наверное, строят какие-нибудь козни) Аморальные Чувства — Надменность, Эгоизм, Жадность, Жестокость, Злорадство. Эти две компании друг друга совершенно не переваривают. Я думаю, что нам стоит понаблюдать за Аморальными поближе — наверняка вор среди них.

Рефлексия и Динг через гущу гостей стали пробираться к Аморальным Чувствам. Дорогу им преградила группа, состоящая из оживленных субъектов, облаченных в академические мантии и четырехугольные шапочки. В руках они держали огромные циркули, трубы телескопов, толстенные манускрипты, колбы и реторты. Слышались возбужденные голоса:

— Что вы говорите?!

— Вот это да!

— Потрясающее открытие!

— Как интересно!

— А каковы результаты повторных экспериментов?

Обойдя ученых стороной. Рефлексия на ходу пояснила:

— Это Интеллектуальные Чувства — Любознательность, Ощущение Тайны, Удивление, Сомнение, Радость Открытия, Интерес. Если бы человек мыслил, познавал мир, занимался наукой без Чувств, то он был бы роботом, компьютером, но не человеком. Симпатичные Чувства, правда? А вон там беседуют Эстетические Чувства. Председательствует у них Эстетическое Наслаждение, а секретарем — Чувство Юмора. О! Это — большие ценители прекрасного, знатоки изящного и пошлого, трагического и комического. Гурманы художественного вкуса!

Они подошли к группе Аморальных Чувств почти вплотную.

«До чего противные физиономии!» — подумал Динг.

Особенно неприятен был низкорослый, вертлявый субъект, сидевший в кресле. На его голове была большая безобразная кепка, надвинутая на злые, холодные глаза. Он что-то показывал своим собеседникам. Динг зашел сбоку и ясно увидел в руках субъекта знакомую зеленоватую коробочку Самоактуализатора.

— Вот он, вор! — громко воскликнул Динг.

Неприятный субъект резко оглянулся, увидел Динга, поспешно вскочил и нырнул в толпу. Остальные Аморальные Чувства бросились врассыпную. Динг кинулся за типом в кепке, который, по-заячьи петляя, быстро пробежал через зал и выскочил на террасу, выходящую в сад.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.56 (0.009 с.)