Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава шестая, в которой Динг попадает в главную сокровищницу Короля, знакомится с видами памяти и узнает о девяти заповедях мнемозиныСодержание книги
Поиск на нашем сайте
У многих людей память похожа Динг огляделся. Он так увлекся разговором со всезнайкой Рефлексией, что не заметил, как они оказались в каком-то необычном городе. Похоже, что они действительно ОКАЗАЛИСЬ в нем, ведь по мере постепенного приближения трудно было бы не заметить эти огромные небоскребы из стекла и бетона, которые сейчас со всех сторон окружали путешественников. Но как бы там ни было, Динг и Рефлексия находились одни на пустынной улице и, задрав головы, рассматривали многоэтажные здания. — Мы уже недалеко от резиденции Его Величества Сознания, — сказала Рефлексия. — Здесь начинаются Главные Сокровищницы Короля. — Что? В этих зданиях? — удивился Динг. Он подошел к одному из небоскребов. На распахнутых дверях не было и намека на замок, ни на одном из окон не видно было какой-нибудь даже символической решетки, в дополнение к этому полностью отсутствовала охрана. Вход к сокровищам был совершенно свободным. — Коммунизм! — поразился Динг. — Каждому — по потребностям! Кто бы мог подумать, что я внутренне так готов к светлому будущему? Рефлексия даже фыркнула от негодования: — До чего же ты бестолковый! Здесь же хранятся не золото, не серебро, не драгоценные камни, а сокровища совсем другого рода, обладающие самым удивительным свойством: их можно черпать отсюда сколько угодно, а они не убывают. — Опять мистика, — вздохнул Динг, продолжая мыслить как материалист несмотря на все увиденные им чудеса. — Значит, нарушение закона сохранения количества вещества? — И какого вещества! — с гордостью воскликнула Рефлексия. — В этих зданиях хранятся самые дорогие богатства на свете — Знания, в соседних — Умения, а вон в тех, что в тени, в полумраке, Навыки. Но Сокровищница навыков принадлежит Черному Кардиналу, ведь Навыки не требуют непосредственного контроля со стороны Сознания (раз выбор того или иного пути к цели уже предопределен, а путь уже давным-давно проторен). Она решительно вошла в стеклянные двери ближайшего небоскреба. Динг, слегка заинтригованный, шагнул за ней. Откуда-то сверху доносился неясный шум. Сами собой раздвинулись створки лифта напротив входа. Динг вслед за Рефлексией зашел в кабину лифта и не обнаружил в ней привычной панели с кнопками этажей. Двери захлопнулись, и лифт плавно поехал вверх. Через несколько секунд он остановился и выпустил Динга и Рефлексию в просторное помещение, где шум был сильнее. Перед ними предстало любопытное зрелище: прямо из стены выходила огромная труба («Вот где конец Информопровода!» — сообразил Динг), из жерла которой, как из рога изобилия, потоком извергались... книги. Но книги не падали, не рвались, а спрыгивали на пол и сами собой разбегались по помещению. Шелестя и мелькая страницами, они быстро вскарабкивались по высоченным стеллажам, стоявшим вдоль стен, и занимали места в рядах книг, примостившихся ранее. Но и здесь книги не успокаивались. Из них вылетали страницы и, словно подхваченные сквозняком, планировали через распахнутые двери в соседние залы. Порой страницы забирались внутрь книг, стоявших рядом, или менялись друг с другом местами. Движение ни на секунду не прекращалось. Но казавшийся поначалу беспорядочным процесс подчинялся определенной закономерности. Это Динг понял, обратив внимание на незамеченную прежде женскую фигуру в углу. Женщина сидела вполоборота к пришедшим, наклонившись над пультом со множеством клавиш разнообразных размеров и конфигураций, и внимательно наблюдала за работой Информопровода. Женщина, повернув голову, увидела гостей, нажала на какую-то кнопку, встала и подошла к ним. Высокая, стройная, она была удивительно красива. Белоснежная хламида была закреплена на ней золотой пряжкой. — Приветствуем тебя, Мнемозина! — сказала Рефлексия, всем своим видом выражая огромное уважение. — Богиня Памяти у древних греков, мать девяти муз, — пробормотал Динг, обнаружив, что в Главной Сокровищнице Знаний его Память работает недурно. — Да, другое мое имя — Память, — нежным и глубоким голосом произнесла Мнемозина. — Нам нужна твоя помощь, — сказала Рефлексия. — Необходимо узнать, каким способом Динг сможет выбраться снова во Внешний Мир. — Хорошо, я попробую помочь вам, но надо подумать, где же искать нужную информацию. — Мнемозина подошла к жерлу Информопровода, рассуждая вслух. — Память состоит из трех основных процессов: запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации. Здесь, в этом зале, происходит запоминание. Но тут действует только Кратковременная Память. Вряд ли нужные нам сведения можно найти в этом зале, ведь информация здесь долго не задерживается — она либо сразу используется Сознанием, либо отправляется в соседний зал Долговременной Памяти, либо ее проглатывает ненасытное Забывание. Мнемозина указала гостям на широкий люк в полу, в который периодически по одной или целыми группами прыгали книги с полок и стеллажей. Порой книги летели туда прямо из Информопровода. Из люка слышался рев вечно голодного Забывания. — То, что сожрало это чудовище, уже никогда не вспомнится? — спросил Динг, с опаской заглядывая в люк. — Почему же? Забывание — зверь, принадлежащий Черному Кардиналу Подсознанию, у него-то и хранится вся информация, проглоченная Забыванием. Иногда она выбрасывается обратно, через этот люк, хотя трудно определить, когда и почему это происходит. Мнемозина, Рефлексия и Динг прошли в соседний зал Долговременной Памяти. Здесь уже не было такой суеты и шума, как в предыдущем зале. Книги стояли на полках поспокойнее, хотя и тут страницы летали с места на место, а некоторые возвращались в зал Кратковременной Памяти. — Здесь и в тысячах других таких же залов происходит сохранение человеческого опыта. Видишь, Динг, сколько свободных ячеек Памяти? Люди часто боятся перегрузить свою Память лишними знаниями. А ведь не так давно крупнейший современный кибернетик фон Нейман сообщил, что, по его расчетам, человеческий мозг может вместить примерно десять в двадцатой степени единиц информации. Получается, что каждый человек может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Библиотеки имени Ленина (правда, скорость потока поступающей информации ограничивается пропускной способностью органов чувств как приемников информации, а чтобы ее увеличить, придется перейти в царство Разума). Моя задача в этих кладовых — как можно лучше сохранять имеющиеся знания и опыт. Ведь со временем воспоминания портятся, тускнеют, бледнеют краски, разрушается цельность впечатления. Но даже если мне удастся сохранить информацию, что в ней толку, если страдает другой процесс Памяти — Воспроизведение... Мнемозина жестом пригласила Динга и Рефлексию в другой зал, где одну из стен занимал огромный экран. На нем с невероятной скоростью сменялись разнообразные картины: какие-то пейзажи, лица, страницы книг, звучали обрывки фраз, разговоров, какие-то цифры, даты, изречения, инструкции по пользованию электроприборами и последние сообщения телевизионных дикторов, строение рибосом живой клетки и правила игры в волейбол, мотив популярного шлягера из видеоканала и формулировки законов физики, стук трамвая, крики чаек над морем и многое другое. — Во всем огромном количестве информации, которая хранится в моих Сокровищницах, — продолжила свой рассказ Мнемозина, — бывает очень трудно найти то, что необходимо именно сейчас, в данную минуту. Случается, человек очень долго вспоминает нужное слово, или имя, или адрес, а через какое-то время ставшая уже ненужной информация как бы сама собой всплывает в памяти. Но, как говорится, дорога ложка к обеду. Поэтому если мы говорим о хорошей Памяти, то подразумеваем не только ее способность быстро и много запоминать, долго и прочно хранить, но главное — точно и вовремя воспроизводить. Динг обратил внимание на нескольких женщин в таких же хламидах, как Мнемозина, сидящих за приборами, похожими на компьютеры. Все эти приборы с дисплеями и панелями располагались вдоль стен зала. Богиня Памяти сделала знак четырем очаровательным женщинам, и те с почтением приблизились к ней. Мнемозина повернулась к Дингу: — Скажи, мой друг, какой вид Памяти может хранить нужную тебе информацию? Какую из моих помощниц я должна подключить к поискам? Динг растерялся: говоря откровенно, он и понятия не имел о том, какие виды Памяти вообще бывают. Мнемозина поняла его смятение. — Ну что же, познакомься с ними. Это — Двигательная Память. Она отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. А вот — Эмоциональная Память, или память на чувства. Прошу особое внимание обратить на обаятельную Образную Память. Она включает в себя Зрительную, Осязательную, Обонятельную, Вкусовую, Слуховую и Музыкальную Память. И наконец, Словесно-Логическая Память — очень серьезная дама. Усвоение материала различных текстов, сложных понятий, наших мыслей, которые обычно облечены в словесную форму, — все это происходит чаще всего именно с помощью Словесно-Логической Памяти. Динг познакомился таким образом со всеми видами Памяти, но ясности это ему не прибавило, и он попросил Мнемозину подключить к поиску всех своих помощниц. Пока женщины работали, Динг решил использовать это время для беседы с Мнемозиной с целью прояснения некоторых вопросов. — Ты говорила, Мнемозина, что человеческая память может сохранять без потерь потрясающе огромное количество информации, — сказал Динг. — Да, ресурсы человеческого мозга используются на десять—пятнадцать процентов — не больше. — Интересно, а были люди, которые могли все-таки на полную катушку использовать свою память? — Такие люди и были, и есть. Великолепную зрительную память имели многие художники, писатели, полководцы. Покопаемся еще глубже в истории и обнаружим, что, по свидетельству современников, Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до тридцати тысяч человек. Великий азиатский врач, философ, математик Авиценна (Ибн Сина) семнадцатилетним юношей оказался в Бухаре и провел там несколько лет, читая книги из огромной библиотеки бухарского правителя. Через несколько лет во время войны библиотека сгорела. Авиценна удрученно повторял, что он, к несчастью, успел прочесть только десять тысяч книг и только их сможет восстановить по памяти. В Хорезме Авиценна, получив от шаха сорок писцов, посадил их в одном зале и каждому стал диктовать одну из погибших книг. Так были восстановлены все десять тысяч рукописей. Обратимся к современности. Академик Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Потрясающей кратковременной, точнее, оперативной памятью обладают некоторые люди, которых называют чудо-счетчиками. Таков, например, Игорь Шелушков — инженер из Нижнего Новгорода. Он может, прослушав стихотворение, назвать в нем число букв, производит в течение нескольких секунд головокружительные операции с огромными числами. А в соревновании между ним и компьютером третьего поколения, устроенном несколько лет назад, он сумел обогнать компьютер в скорости вычисления корней больших степеней и в других операциях. — Что и требовалось доказать! — с горечью воскликнул Динг, услышав все это. — Все талантливые люди наделены от природы изумительной памятью. А на моей персоне, действительно, можно поставить жирный крест. Гения из меня не выйдет, поскольку памяти у меня ни на полтинник. Значит, правы предки и классная дама? Не выйдет из меня ничего путного? — Ну, во-первых, и среди великих встречались люди со слабой памятью. Например, Фарадей не мог обойтись без всевозможных записей и заметок. Среди пожилых ученых часто можно встретить людей, отличающихся так называемой академической рассеянностью. Они забывают порой о многих элементарных вещах: свой домашний адрес, имя знакомого. Впрочем, это объясняется их высокой сосредоточенностью на научных проблемах. А во-вторых, память можно развивать, тренировать. Для этого надо учесть некоторые мои советы. И Мнемозина подарила Дингу белый цилиндр — Единицу Знания, и Динг открыл для себя:
ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ МНЕМОЗИНЫ 1. Внимание — резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше запоминается. 2. Приступая к запоминанию, поставь перед собой цель — запомнить надолго, лучше — навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания. 3. Откажись от зубрежки в пользу осмысленного запоминания/запоминания по смыслу. А для этого нужно: 1) понять; 2) установить логику изложения или логику следования излагаемых событий; 3) соответственно разбить материал на логические куски и найти в каждом из них «ключевую фразу», или «опорный момент». 4. Воспользуйся эффектом Зейгарник: запоминается лучше та задача, решение которой не удалось довести до конца, чем та, которую благополучно решили. 5. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения. 6. Начинай повторять материал по «горячим следам», лучше перед сном и с утра. 7. Учитывай «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает». 8. Настоящая мать учения не повторение, а применение. 9. Иногда используй мнемотехнику — искусственные приемы запоминания. Например, бессмысленные слоги «ри-ка-ку-по-лу-ша» можно запомнить, связав их в искусственное предложение «Присказку послушай».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.79.214 (0.011 с.) |