Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава первая, в которой выясняется, чем грозит погружение в поле чистого сознания

Поиск

ВО ВНУТРЕННЕМ МИРЕ,

или
ПСИХОЛОГИЯ
для СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Мы предлагаем вашему вниманию книгу (дополненный и переработанный вариант), которая в 2002 году выходит в издательстве «Ось-89» (Москва).

Эта книга-сказка — о Внутреннем Мире человека. Вместе с ее героем Дингом читатель попадет в Королевство Волшебницы Психики, станет соучастником удивительных событий, которые помогут ему понять себя, научиться управлять своим поведением, эмоциями, овладеть приемами саморазвития. Книга адресована подросткам, а также студентам первых курсов факультетов педагогики и психологии, преподавателям и ученикам школ и гимназий гуманитарного профиля.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМ ВООБРАЖЕНИЕМ

1. Воображение — сильное оружие против многих собственных проблем. Но этим оружием можно и самому пораниться.

2. Чтобы избавиться от навязчивого образа, порожденного нашей фантазией или всплывающего в нашей памяти, не нужно пытаться подавить его, а нужно вытеснить его из памяти, заменив другим. Ведь запрещать себе не думать о чем-то неприятном — все равно что тушить костер керосином.

3. Избегай давать воображению полную свободу. Не приучайся СЛЕДОВАТЬ за своим воображением, а учись УПРАВЛЯТЬ им.

4. Тренируй способность целенаправленно вызывать четкий зрительный образ, например, так: посмотри на стакан с водой, закрой глаза и воспроизведи как можно точнее этот образ, снова открой глаза, корректируй образ вплоть до совпадения с конкретным восприятием.

5. Богатое, яркое, сочное воображение нам необходимо в жизни. Бывая на природе, у речки, в лесу, запоминай, какое наслаждение ты испытываешь от обстановки. Дома, когда устанешь, сядь в кресло на несколько минут, закрой глаза и попытайся вызвать эти образы — речки, леса, чтобы вновь пережить тот покой и то блаженство. И ты отлично отдохнешь.

 

КАК ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Взявшись за дело, прежде всего четко сформулируй, что хочешь сделать (цель предстоящей деятельности).

2. Постарайся хорошенько понять, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.

3. Отыскав один путь к цели, попытайся найти и другие: далеко не всегда самый очевидный вариант оказывается самым лучшим.

4. Сравни все варианты и, взвесив достоинства и недостатки каждого из них, выбери наилучший.

5. Раздели предстоящую работу на этапы, наметив промежуточные цели, при этом желательно хотя бы примерно определить длительность каждого этапа.

6. Старайся действовать строго по плану, постоянно сверяя свои действия с ним. Корректировать нужно с учетом получаемых результатов, то есть используя обратную связь.

7. По окончании работы осмысли ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их впредь.

— Если все понял — тогда стреляй, и не промажешь! — скомандовала Потребность.

Динг быстро взял в руки лук и стрелу, натянул тетиву и прицелился в центр мишени. «Все равно промажу, у меня вечно неудачи», — подумал Динг, и в ту самую секунду, когда он уже готов был спустить тетиву, от резкого удара лук вылетел из его рук и сам он едва удержался на ногах. Осознанный Мотив тщетно пытался выхватить шпагу, но четверо черных гвардейцев крепко держали его. Динг начал было сопротивляться, но, поняв бессмысленность этого, сдался. Потребность-в-Спасении быстро уменьшилась до своих прежних размеров, отчаянно взвизгнула, едва увернувшись от огромного каблука одного из гвардейцев, и куда-то поспешно юркнула. Динг под конвоем полудюжины Неосознанных Мотивов был препровожден во Дворец Ужаса.

 

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ВОЛЮ

1. Понаблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это — твоя Цель.

2. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.

3. Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовься к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: «Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе».

4. Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого — «человека привычки», от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он — это не ты!

5. Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.

6. Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.

 

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ В ОБЩЕНИИ УСТАНОВОК

1. Избегай поспешных да еще окончательных выводов по первому впечатлению, особенно если оно — негативное.

2. Помни: все мы — разные, каждый из нас уникален и неповторим. Поэтому не стоит навешивать на людей ярлыки, обрекая себя на узкое восприятие того или иного человека.

3. Мы часто обижаемся на людей или недовольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы их желаем видеть.

4. Помни: любой человек способен изменять себя (иногда — «выдавливая из себя по капле раба»).

5. Старайся каждый раз разбираться, поступает человек ли по обстоятельствам или им вопреки (есть у него выбор или нет; если есть, то выбор может быть или неудачным, хотя и по совести, или преднамеренным, но не по совести).

6. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.

7. Научись принимать любого человека таким, каков он есть — со всеми его достоинствами и недостатками. Тогда сможешь разумно, осмысленно выстраивать отношения с разными людьми.

8. Если захочется переделывать людей, начни с себя — это и полезней, и безопасней (трудно не согласиться со словами Дейла Карнеги).

 

ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ МНЕМОЗИНЫ

1. Внимание — резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше запоминается.

2. Приступая к запоминанию, поставь перед собой цель — запомнить надолго, лучше — навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания.

3. Откажись от зубрежки в пользу осмысленного запоминания/запоминания по смыслу. А для этого нужно:

1) понять; 2) установить логику изложения или логику следования излагаемых событий; 3) соответственно разбить материал на логические куски и найти в каждом из них «ключевую фразу», или «опорный момент».

4. Воспользуйся эффектом Зейгарник: запоминается лучше та задача, решение которой не удалось довести до конца, чем та, которую благополучно решили.

5. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.

6. Начинай повторять материал по «горячим следам», лучше перед сном и с утра.

7. Учитывай «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».

8. Настоящая мать учения не повторение, а применение.

9. Иногда используй мнемотехнику — искусственные приемы запоминания. Например, бессмысленные слоги «ри-ка-ку-по-лу-ша» можно запомнить, связав их в искусственное предложение «Присказку послушай».

 

КАК РАЗВИВАТЬ СВОЙ УМ

1. Помни: ум нельзя свести к размеру памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум — это и ответственность за свои решения и поступки. Мыслит не мозг, а человек — посредством мозга.

2. Немногие умы гибнут от перегрузки, больше умов ржавеет от невостребованности. Пользуйся любой возможностью, чтобы пошевелить извилинами.

3. Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. Низкий уровень интеллекта — это не клеймо на человеке.

4. Анализируй — себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? как? а могло быть иначе? в чем причины? каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.

5. Будь самокритичнее к своим умственным возможностям и доброжелательнее к таковым у других. Очерти границы своих знаний, своей компетентности, но и не превозноси, и не принижай своих возможностей.

6. Одно из самых главных достоинств ума — способность к сосредоточению внимания. Учись концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно!

7. «Не позволяй твоему языку опережать твою мысль», — советовал древнегреческий философ Хилон. А Шекспир говорил: «Где мало слов, там вес они имеют».

 

Заключение

Шторы на окнах чуть колыхались от ветерка из приоткрытой форточки. На кухне пикало радио. С улицы был слышен грохот трамваев. Динг тряхнул головой, прогоняя наваждение, но вид его уютной комнаты, диванчика, на котором он сидел, не исчезал. Динг посмотрел на свои руки. В одной из них он обнаружил фонарик, в другой — запечатанный конверт и янтарную коробочку. Что-то в фонарике привлекло его внимание. Он направил его на себя и увидел, что вместо стекла и лампы в него вделано зеркальце — самое обычное круглое карманное зеркальце. В нем он увидел свое лицо со свежей царапиной на щеке (наверное, поранился во время погони за Забыванием), взлохмаченные волосы, радостную улыбку. Отложив фонарик и Самоактуализатор в сторону, Динг взялся за конверт: вскрыл его, извлек оттуда плотный лист бумаги и, развернув, прочел:

 

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Главное, что ты должен запомнить, закончив это путешествие: на самом деле не существует отдельно взятых Темперамента или Характера, Ощущения или Памяти. Эмоции или Мышления. Все это едино в бурном потоке психической жизни и разделяется только для удобства изучения.

Никогда нельзя забывать о неразрывном единстве Внутреннего Мира.

Тебе удалось лишь чуть-чуть приоткрыть волшебный занавес и бросить беглый взгляд на карту бесконечного, безграничного Внутреннего Мира. Ты только едва прикоснулся к покрывалу самой загадочной тайны на Земле — человеческой психики. Ты получил отдельные Единицы Знания — некоторые общие советы-рекомендации по саморазвитию. Учти, что это только ничтожная часть нужного для тебя. Эти рекомендации даны без комментариев и сжаты до предела — они не могут охватить все стороны многогранной работы над собой. Но не забудь главное правило: нет универсальных правил человеческой деятельности! Нет готовых рецептов, как надо жить. Эти советы могут только подсказать тебе одно из возможных направлений.

Я надеюсь, мой друг, что твои приключения пробудили в тебе жажду знаний и желание глубже и лучше разобраться в себе, в своих особенностях, в своей Личности. А потому вот названия и авторы научно-популярных книг по психологии, материал которых был использован и которые я очень рекомендую тебе прочитать:

1. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. — М., 1990.
2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. — М., 1985.
3. Вучков Ю. Искусство жить. — М., 1989.
4. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. — М., 1987.
5. Григорьев Г.М., Мархасев Л.С. Как стать умным? — Л., 1973.
6. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников // Новое в жизни, науке и технике: Педагогика и психология. — 1988. — № 6.
7. Дусавицкий А.К. Формула интереса. — М., 1989.
8. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. — М.,1991.
9. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. — М., 1990.
10. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. — М., 1988.
11. Зощенко М.М. Повесть о разуме. — М., 1990.
12. Иванов С. Абсолютное зеркало. — М., 1986.
13. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. — М., 1984.
14. Клюев Е.В. Между двух стульев. — М., 1989.
15. Коломинский Я.Л. Человек: Психология. — М., 1986.
16. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. — М., 1989.
17. Леви В. Искусство быть другим. — М., 1980.
18. Леви В. Искусство быть собой. — М., 1977.
19. Леви В. Нестандартный ребенок. — М., 1989.
20. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.
21. Пекелис В. Твои возможности, человек! — М., 1984.
22. Петровский А.В. Быть личностью. — М., 1990.
23. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? — М., 1988.
24. Платонов К.К. Занимательная психология. — М., 1986.
25. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. — М., 1986.
26. Сергеев Б. Стать гением. — Л., 1991.
27. Симеонова Л. Человек рядом... — М., 1989.
28. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М., 1988.
29. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. — М., 1988.
30. Чурбанов В.Б. В чьих ранцах маршальские жезлы, или Несколько правил развития способностей. — М., 1980.
31. Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: Дар или Испытание // Новое в жизни, науке и технике: Педагогика и психология. — 1990. — № 12.

С уважением
Волшебница Психика

 

ВО ВНУТРЕННЕМ МИРЕ,

или
ПСИХОЛОГИЯ
для СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Мы предлагаем вашему вниманию книгу (дополненный и переработанный вариант), которая в 2002 году выходит в издательстве «Ось-89» (Москва).

Эта книга-сказка — о Внутреннем Мире человека. Вместе с ее героем Дингом читатель попадет в Королевство Волшебницы Психики, станет соучастником удивительных событий, которые помогут ему понять себя, научиться управлять своим поведением, эмоциями, овладеть приемами саморазвития. Книга адресована подросткам, а также студентам первых курсов факультетов педагогики и психологии, преподавателям и ученикам школ и гимназий гуманитарного профиля.

ГЛАВА ПЕРВАЯ, в которой выясняется, чем грозит погружение в Поле Чистого Сознания

— Вот это упала, так упала! — подумала Алиса.
— Упасть с лестницы теперь для меня пара пустяков.
Л. Кэрролл

Письмо, которое ты, уважаемый читатель, прочтешь ниже, было написано за несколько минут до того, как началась описываемая здесь история. Это письмо проливает свет на некоторые последующие события. Стоит добавить, что отправить его своему приятелю в тот день Динг не успел, а на следующий — не захотел.

Динг — это человек отроческого возраста, стандартной внешности, с далеко не полным средним образованием и всего лишь одной «тройкой» за четверть. Почему такое странное имя — Динг? У великого немецкого философа Иммануила Канта есть такое понятие «вещь в себе» (по-немецки Ding an sich). Кант, правда, вкладывал в это понятие несколько иной смысл, чем тот, который вкладывается в указанное словосочетание в этой книжке.

Какой же именно — здесь? Об этом — позже.

А пока поддадимся очарованию красивого звучания слова «Динг» и подарим его в качестве имени нашему главному герою.

Однако вернемся к письму. Стилистику его сохраняем полностью и просим извинения у слишком разборчивого читателя за резкость выражений, встречающуюся в этом тексте (увы, его автор не особенно силен в эпистолярном жанре).

Привет, Котелок!

Сижу над посылкой от тебя — сплошь методики по медитации да куча книг по психологии. Я, конечно, тебе премного благодарен, но ты, видно, меня не понял. Я ведь тебя просил дать совет, как мне справиться с моими проблемами. А то, что в посылке, — одна макулатура: можно ли доверять бреду чокнутых академиков, которые в реальной жизни ни черта не смыслят. Я знаю 3 людей, которые и слова такого «психология» сроду не слыхивали, а проблемы свои решают — и ничего.

Мне твои книжки — что кобыле дифференциальные уравнения. Я их, честно говоря, и в руки-то не возьму.

Настроение у меня сейчас — от противного до препротивного.

Предки аж «кажный» вечер пилят меня — опилки так и сыплются. Во мне затухают последние позывы к чему бы то ни было.

А вчера наша «классная» оставила меня после уроков и проникновенно просеивала мои мозги через мелкое ситечко. Несмотря на все старания, не удалось ей обнаружить ни одной хотя бы малюсенькой золотой песчинки, и она, извергая потоки слез и воплей, в конце концов выскочила из класса и ударом двери прихлопнула в себе последнюю надежду относительно моей скромной персоны.

Все это — ерунда. Мерзко то, что я сейчас один, как блоха на лысине. Ни одной жилетки в ближайшем окружении, куда бы слезу сточить. Да и видеть никого не хочу. Не знаю, что со мной происходит. Хамлю каждому первому. Лежу на диване под заплеванным потолком и делаю вид, что живу. Ты пишешь, что изобрел какие-то уникальные упражнения по особой форме медитации, мол, только они помогут пробудить во мне того, чье имя звучит гордо. Ты — котелок, я знаю, но веры в эти твои упражнения у меня маловато. Ладно, сейчас закончу письмо и попробую помедитировать.

Жму лапу.

Остаюсь — твой друг Динг.

...Вокруг Динга зияла пустота.

Это была

пустота Беззвучного Спокойствия,

пустота Полного Отсутствия Всего,

пустота Растворения в Эфире.

Нигде вокруг не было ни одного предмета.

Собственно, и самого Динга тоже не было, и поэтому так же одиноко, как подрагивания кишечной палочки в капле дистиллированной воды, пульсировала Мысль Динга. В этой мысли не было ни страха, ни отчаяния, ни радости, ни даже равнодушия. Она была идеально спокойной.

МЫСЛЬ: «В начале сотворил Бог...»

После этих слов Мысль резко останавливалась и начиналась сначала.

Трудно сказать, сколько произошло повторений этой изумительной фразы, пока, наконец, не родилась в этой абсолютной пустоте Вторая Мысль Динга.

Смысл этой Второй Мысли был тот, что Первая Мысль, как и Вторая, есть мысли Динга.

Третья Мысль не замедлила явиться по пути, проложенному первыми двумя: «Абсолютной Пустоты уже нет, поскольку есть уже три мысли».

Тут будто лед взломало, и мысли сначала поплыли, как льдины на ранневесенней реке, медленно поворачиваясь, сталкиваясь, скрежеща друг о друга, затем этот мыслительный поток набрал скорость, забурлил, увлекая за собой тяжеловесные камни первых умозаключений, и, наконец, запрыгал, с веселым ревом и стремительностью горной речки.

Поля Чистого Сознания больше не было, и Динг уже ощущал первые импульсы вновь обретаемого тела, первые сигналы оживающих пальцев, рук, ног. Мысли, еще не способные к построению в сложные системы, искрились, беззаботно играя друг с другом. Динг почувствовал себя уже не парящим, а падающим с огромной высоты. Открывать глаза не хотелось, но это новое ощущение требовало своего объяснения, и Динг медленно, чтобы не ускорять искусственно завершение сеанса, поднял веки.

Медитация закончилась. А может быть, и нет. Динг не понял.

Когда он открыл глаза, ему страшно захотелось закрыть их снова. Проделав эту операцию, он убедился, что не помогает: кувыркаясь, он медленно падал в каком-то странном тумане, как в сгущенном какао.

Вокруг ничего не было видно, и совершенно не было ясно, долго ли еще ему лететь. Оказалось — не очень.

Шлепнувшись на мягкую почву всеми четырьмя конечностями, он убедился, что летел недолго, но гораздо медленней, чем полагалось бы согласно закону земного тяготения. Благодаря этому обстоятельству Динг не получил никаких повреждений. Он огляделся, мысленно поздравив себя с мягкой посадкой.

У поверхности туман был гораздо реже, чем наверху. Со всех сторон, насколько позволяла неважная видимость, его окружала равнина, изрезанная множеством неглубоких оврагов, таких частых и затейливо вьющихся, что казалось, нигде не остается ни одной мало-мальски ровной площадки.

Местность была такой необычной, что самым правдоподобным предположением являлась бы мысль о другой планете. Впрочем, Дингу эта мысль не понравилась. «Браво, Котелок! — подумал он, — твоими стараниями я либо совсем рехнулся, либо...»

Он не додумал, поскольку его внимание было отвлечено появлением на горизонте светлого облака, которое быстро приближалось к месту, где сидел Динг.

«Ну вот, долгожданная встреча с Неземным Разумом. Под бурные аплодисменты собравшихся инопланетяне занимают ложу для почетных гостей... Хотя гость-то, наверное, я», — мелькнуло в голове Динга.

Тем временем облако приближалось, и его уже можно было рассмотреть.

Пораженный, Динг открыл рот. В прозрачной струящейся дымке перед ним стояла юная девушка в необыкновенном сверкающем платье. Девушка то таяла, то снова появлялась в меняющей цвет дымке. Весь контур фигуры был очень расплывчат, изменчив, отсутствовала точная линия деталей. Она тоже с интересом рассматривала Динга, но ее удивление не выражалось столь откровенно.

В мозгу Динга, как на экране дисплея, с огромной скоростью вспыхивали гипотезы: «Привидение? Мираж? Галлюцинация? Голограмма?»

— Привет! — сказало облако приятным голосом, не дождавшись начала разговора от своего более материального собеседника. — У нас нет времени почтительно таращиться друг на друга. С минуты на минуту здесь будут люди Черного Кардинала... Сегодня я не хотела бы с ними встречаться. И никакая я не голограмма, не обзывайся, пожалуйста.

Динг не сразу сообразил, что в последней фразе прозвучал ответ девушки-облака на его мысли.

— Раз уж ты здесь оказался, — продолжала незнакомка, — так и быть, я помогу его Величеству. Вот Самоактуализатор.

Она сунула Дингу небольшую — чуть больше спичечной — прямоугольную коробку из какого-то необычного полупрозрачного материала, похожего на янтарь, но темно-зеленого цвета. Одна из граней коробки была испещрена маленькими ячейками, большая часть которых оказалась пустой, а в отдельные были вложены цилиндрики со странными значками на белых шляпках. Очевидно, сочтя свою задачу выполненной, привидение повернулось и собралось уходить.

— Эй, постой, — опомнился Динг, — а что это за штуковина?

Девушка оглянулась.

— Ты не знаешь, что такое Самоактуализатор? — удивилась она. — Ты откуда свалился?

Динг с удовольствием объяснил бы, откуда он свалился, если бы сам имел об этом хоть малейшее представление.

— Впрочем, ты очень многого здесь не знаешь, — с легкой иронией заметила незнакомка и скороговоркой объяснила:

— С помощью Самоактуализатора можно открыть Дверь в Самосознание и там узнать Великую Тайну Личного Бессмертия — самую большую загадку Внутреннего Мира. Там решаются многие сложные вопросы. Но для этого надо сначала найти некоторые единицы знания, заполнить ими ячейки Самоактуализатора, и тогда он подойдет к замку и откроет заветную Дверь... А теперь прощай!

Прежде чем Динг успел выплеснуть на нее всю ту массу вопросов, которая скопилась в нем за эти несколько минут, удивительная незнакомка быстро растаяла у него на глазах.

Почти в ту же секунду Динг почувствовал у своего горла холодную сталь и грубый голос рявкнул над его ухом: «Встать!»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.89 (0.012 с.)