Тесная зависимость от контекста, ситуации характерна для 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесная зависимость от контекста, ситуации характерна для



всех типов неполных предложений, является их важнейшим

признаком; зависимость же от жанра, прикрепленность к опреде-

ленному типу текстовой ситуации12 может рассматриваться как

особый случай подобной зависимости, сближающий «односо-

ставные детерминантные» предложения с неполными, хотя и не

превращающий первые во вторые. Коммуникативная классификация неполных предложе-

Ний

Помимо структурной классификации, неполные предложения

поддаются и собственно коммуникативной классификации. В са-

мом общем виде ее можно представить следующим образом:

I. Рематические НП представлены одной ремой. Рема может

быть:

а) п р о с т о й (однословной):

Н и л. Поля пришла?

Т е т е р е в. Пришла (М. Горький. Мещане);

Е л е н а А н д р е е в н а (с досадой). Оставьте меня. Это, наконец,

обидно. (Уходит)

В о й н и ц к и й. Ушла… (А. П. Чехов. Дядя Ваня);

б) о с л о ж н е н н о й (состоящей из нескольких компонентов):

Т а т ь я н а. А Нил где?

П е т р. Ушел с Шишкиным на репетицию.

Б е с с е м е н о в. Где это они играть хотят?

П е т р. В Манеже. Спектакль для солдат (М. Горький. Мещане)

Следует подчеркнуть, что НП рематического типа могут

оформлять целые диалогические фрагменты. Вот, например, как

представлена у А. П. Чехова в «Трех сестрах» встреча Тригорина с

обитателями имения Сорина, в том числе и с Машей Шамраевой:

Т р и г о р и н (увидев Машу, радостно). Марья Ильинична!

М а ш а. Узнали? (Жмет ему руку)

Т р и г о р и н. Замужем?

М а ш а. Давно.

Т р и г о р и н. Счастливы? (Раскланивается с Дорном и с Медве-

денком, потом нерешительно подходит к Треплеву) Ирина Николаев-

на говорила, что вы уже забыли старое и перестали гневаться. (Треп-

лев протягивает ему руку)

Итак, если диалог Тригорина с Машей целиком представлен

рематическими НП, то, обращаясь к Треплеву, напряженные от-

ношения с которым исключают всякую фамильярность (прово цирующую НП), Тригорин перестраивает свою речь, делая ее

синтагматически развернутой, т. е. ориентируясь на полное пред-

ложение.

Наибольшая распространенность НП рематического типа

объясняется еще и тем, что присутствие реального денотата, ста-

новящегося предметом речи, позволяет опускать тему в ее рече-

вой реализации; это весьма характерно для ситуативных диало-

гов, где слова и вещи отнюдь не соперничают друг с другом, а

образуют особого вида коммуникативное содружество:

[Варвара сидела на тахте, с тревогой следила за Бузыкиным. Он

черкал и правил ее работу. ]

В а р в а р а. Очень плохо, да?

Б у з ы к и н. Да нет, не очень.

В а р в а р а. Но ты же все вычеркиваешь?

Б у з ы к и н. Не все. Но какие-то вещи я не могу оставить. Ну, вот:

«Коза кричала нечеловеческим голосом».

В а р в а р а. А каким?

Б у з ы к и н. А никаким. Просто кричала.

В а р в а р а. Андрей, скажи честно, может быть, я просто бездар-

на, а?

Б у з ы к и н. Почему бездарна? Просто на этот раз не очень полу-

чилось. Со мной, думаешь, не бывает? (А. Володин. Осенний марафон)

II. Тема-рематические НП чаще всего используются в таких

диалогических единствах, где:

а) наблюдаются параллели между вопросительной и ответной

репликами (соотношение «импульс — реакция»):

Е л е н а А н д р е е в н а. Где доктор?

В о й н и ц к и й. Он там… У меня ночует. (А. П. Чехов. Дядя Ваня)

б) наблюдается параллель между первой и второй репликами,

причем в этом случае логически выделена тема (чаще всего это и

субъект), а рема может заменяться незнаменательным словом,

вполне справляющимся с указанием на тот же смысл, что и в ре-

ме первой реплики:

С а ф о н о в. Я тебя очень хочу живой видеть.

В а л я. Я тоже (К. Симонов. Русские люди);

в) в ответной реплике, также логически выделяющей тему, в

качестве сказуемого использован переходный глагол, обязатель-

ное дополнение при котором отсутствует; такой коммуникатив-

ный «рисунок» поддерживает логическое выделение темы наряду

с ремой:

И р и н а. Что? Говорите скорей: что? Бога ради! (Плачет.)

Ч е б у т ы к и н. Сейчас на дуэли убит барон…

И р и н а (тихо плачет). Я знала, я знала… (А. П. Чехов. Три сестры)

III. Тематические НП могут быть представлены:

а) темой в полном ее виде:

Х о р о ш и х (появляется в буфете). Илья, а дочь твоя где же? Где

проживает?

Е р е м е е в. Дочь? В Ленинграде была. Не знаю, где… (А. Вампи-

лов. Прошлым летом в Чулимске)

Повтор-переспрос «Дочь?» ориентирован на тему. Причины появления повторов-переспросов могут быть различными, но почти всегда они мотивированы психологически, как и в данном случае. Вопрос о дочери для Еремеева совсем не прост: надо пе-

ревести дух. Повтор темы и позволяет сделать это;

б) отдельным компонентом темы:

Ш а м а н о в. Зина, что ты от меня хочешь?

К а ш к и н а. Я?

Ш а м а н о в. Да, ты. Что ты от меня хочешь?

К а ш к и н а. А как ты думаешь? (тема для ожидаемого ответа. - С. И.)

Ш а м а н о в. Чтоб я на тебе женился.

К а ш к и н а. Возможно… Но главное не в этом. (А. Вампилов.

Прошлым летом в Чулимске).

 

Понятия вопросительного, побудительного и повествовательного предложения.

 

Типы предложений по цели высказывания

(вопросит., побудит., повествоват. предложения)

семантика, структура, функции (первич., вторич.), типы.

Повествовательное предложение – констатация. Мне приходит охота помучить студента (Чехов). невосклиц., повеств., односостав., полное, распр., ничем не осложнено.

Вопросительное предложение – поиск информации. Кого ж любить? Кому же верить? Скажи-ка дядя, ведь недаром..?

Побудительное предложение побуждение. Не печалься, не сердись. Трубите сбор!

Вопросительные предложения (Ильенко «Коммуникативно-структурный синтакис»). По вопросу существует огромная научная литература. Валимова «Функциональные типы вопросительных предложений», Бернева «Коммуникативные типы… предложений», Жинкин «Вопрос и вопросительное предложение» (Вопросы языкознания, 2003 г*.№3).

Вопрос – движущая сила развития культуры, общества, личности = цивилизации. Зачем нужно изображать уже изображенное? (Мираб Мамардашвилли «Эстетика мышления»).

Узнать и удостовериться – разные функции (Жинкин). Если нет ожидания ответа, нет настроя на поиск информации, то даже если стоит вопросительный знак, ТО ЭТО НЕ ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ: (Чехов) Ах, ты так? Значит, ты драться? Таак, Марш, жучка, или как тебя? (Лермонтов) Что ж?Ввеселитесь. (бросить вызов).

Типы вопросительных предложений

· общевопросительные

· частновопросительные

Общевопросительные – о ситуации в целом, даже если другое начало. почему в сердце смута, веселье и страх и кровавые мальчики в теле в глазах? (Вознесенский) Что Липранди? Мне брюхом хочется видеть его. (Пушкин)

Частновопросительные – элементы ситуации: время, место, количество. Каких был лет царевич убиенный?

И его мучили вопросы: как он встретится с ней <…>?(Чехов)

Альтернативные – необходимость альтернативного выбора групп одной из двух взаимосключающих возможностей.

Когда вопросительное предложение выполняет ф.поиска информации – первичная функция.

В значении повеств., побудит – вторичная функция.

Первичные функции

собственно-вопросительные: Почему вы, мой друг, похудели?

предположительно-вопросительные: Неужели так трудно слагать за строфою строфу?

констатирующе-вопросительные: (Мнишек в Борисе Годунове) Но думал ли, признайся, Вишневецкий, что дочь моя царицей будет?

Вторичные функции

в значении побудительных:

Где твой кинжал? (Борис Годунов. Пушкин) значение: ну, хочешь, ну, убей.

Вы не знаете, который час? (косвенный речевой акт)

Вы не придете? (мы вас вообще-то ждем

в значении повествовательных:

риторический вопрос: (риторическая фигура, ф. – актуализация, создание контакта, возможно, провокация, ответ не ожидается). Кому не было 18 лет? Кто не ошибался?

Женщина разве бывает без подлости? (Достоевский)

Куда вы денете протест моей личности в вашей казарме?(Достоевский)

Как мог он на Руси сохранить свою веселость? (Пушкин)

Наряду с риторическим вопросом существует медитативный вопрос.

Зачем я не птица? Почему люди не летают?

Функционирование вопросительных высказываний, функциональный потенциал очень разнообразный. Этот потенциал сейчас имеет особый интерес, изучается прагматически. (Максимов «Искусство брать интервью», прием на работу, в риториках описаны методики: А.К.Михальская «Основа риторики» - опираясь на деловую риторику дает эскиз беседы, когда мы приходим в организацию).

Структура вопросительных предложений:

1.интонация. Она способна превратить повествовательное предложение в вопросительное. Брат придет?

2.порядок слов. Инверсия. (сначала рема (новое), потом тема) Придет ли час моей свободы? И что любовь?

3.специализированные лексико-грамматические средства: разве, неужели, ли, или. Что сердце, сердце – воск. где?куда?когда?откуда? по какой причине?и т.д.

 

Побудительные предложения

Семантика побуждения может быть дифференцированной. (Довлатов) Вспомните лица членов политбюро! (И.Ильф) Перестаньте влачить жалкое существование, надоело!

Не убейся, подлая! Не подскользнись! (предостережение)

Желание действия со стороны 3ьего лица, лицо здесь понимается довольно широко: Пусть сильнее грянет буря! (Горький) Здесь лицо все равно воздействует на адресата, желание адресата. Продлись, продлись очарованье!

побуждение, предостережение, желание, приказ, просьба, мольба, команда.

Команда пора ехать

совет учись, мой сын!

Предприми постоянный труд!(Пушкин)

просьба

мольба Позвольте я у ваших ног в покое о предстоящем счастье соберу!

согласие, разрешение Сложи свою жизнь так, как тебе хочется(Пастернак «Доктор Живаго»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.021 с.)