Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органичность корпоративной стратегии

Поиск

Между корпоративной стратегией и ее оперативно-тактическим воплощением должен существовать эффективный органичный переход. Корпоративная стратегия как «разработка» обязана представлять собой органическую проектную целостность; а как долгосрочная программа конкретных действий она такую целостность и органичность должна являть миру практически; и т.д.

Понятие стратегического набора

Для решения проблемы переходов жизненных циклов товаров и услуг применяется стратегический набор продуктов, сдвинутых относительно фаз жизненных циклов. На практике это означает, что на этапе развивающегося спроса на первый продукт или услугу фирма должна начинать поиск возможностей предложения другого продукта на базе исследования потребностей и потребительских предпочтений в занимаемых сегментах рынка.

Политика стратегических наборов может применяться и для обеспечения сочетания преимуществ краткосрочных и долгосрочных бизнес-проектов. В этом случае стратегический набор состоит из краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ.

Применение стратегических наборов для сглаживания сезонных колебаний предполагает подбор таких услуг или продуктов, которые имеют противоположный характер сезонных изменений.

Требования к стратегическому набору

1.Ориентация на достижение реальных взаимосвязанных целей.

2.ясность содержания и понимания необходимости использования определенного набора или системы набора.

3.иерархический характер.

4.отображение хозяйственных процессов совокупности и взаимосвязи.

5.гибкость и динамичность набора.

6.баланс между стратегиями прибыльности и затрат.

Стратегический разрыв

Это интервалы между теми возможностями, которые обусловлены имеющимися тенденциями роста предприятия и ориентирами достижения, которые необходимы для решения проблем роста и объединения благоприятного в долгосрочных перспективах. В целом стратегический разрыв – это поле стратегического решения.

GAP-анализ

С его помощью можно организовать по­иск шагов для достижения заданной цели.
Очень часто при постановке стратегических целей людей смуща­ет серьезный разрыв между тем, что они «намечтали», и тем, что есть на самом деле. Слишком серьезное восприятие такого разры­ва приводит к ''приземленности'' при выборе целей и к неуверен ности при их достижении. С помощью анализа разрывов можно найти путь от текущего состояния к желаемому.Одним из наиболее эффективных методов стратегич анализа является GAP-анализ или анализ разрывов.

Шаги по произведению этого анализа следующие:

1)Определение текущего значения, т.е. прогноз состояния на будущий период.

2)Определение max доступного значения в процессе оценки разрыва, прежде всего выясняется, преодолим ли он вообще.

3)Выбор критерия, по которому будет происходить рассмотрение, т.е. разбить общий разрыв на составляющие в ходе которых выявляются и формируются основные категории, которые оказывают влияние на преодоление разрывов.

4)Набор набора планов или инициатив по достижению.

Шаги по проведению анализа разрывов.

1)Определение текущего значения, т.е. прогноз состояния на будущий период. На данном этапе собирается исходная доступная информация о имеющихся проблемах для последующего анализа

2)Определение max доступного значения в процессе оценки разрыва, прежде всего выясняется, преодолим ли он вообще. Утверждения, формулируемые в установках, должны быть максимально детальны и конкретны с одной стороны и с другой — соответствовать глобальным целям, глобальному видению.

3)Выбор критерия, по которому будет происходить рассмотрение, т.е. разбить общий разрыв на составляющие в ходе которых выявляются и формируются основные категории, которые оказывают влияние на преодоление разрывов.

4)Набор набора планов или инициатив по достижению. На этапе планирования подробно описывается комплекс мероприятий и инициатив по ликвидации избранных разрывов.

76. Понятие портфеля бизнесов.

Анализ портфеля бизнесов представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления. Он дает наглядное представление о том, что отдельные части бизнеса очень взаимосвязаны и что портфель как целое существенно отличается от простой суммы его частей и гораздо важнее для фирмы, чем состояние ее отдельных частей. Портфельный анализ – инструмент с помощью которого предприятие оценивает свою хоз.деятельность, с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления, сокращения или прекращения инвестиций в неэффективные проекты. Основной прием портфельного анализа – это построение двумерных матриц с помощью которых бизнес-единицы или продукты сравниваются между собой по различным критериям (темпы роста, стадии жизненного цикла, доля рынка).Как правило по одной оси фиксируются внутренние возможности фирмы, по другой –внешние.

Портфельный анализ состоит из след. шагов:

1.Установление сегментов рынка (имеющихся и потенциальных)

2.Оценка событий, которые происходили в прошлом на анализируемых сегментах рынка

3. Оценка тенденций развития рынка и разработка вариантов прогноза

В стратегическом управлении с сегментацией рынка связаны направления деятельности предприятий и содержания продуктово-маркетинговые стратегии.

Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ)

В рыночной экономике уровень специализации фирм определяется числом обслуживаемых сегментов. Монопродуктовая специализация предприятия действуют на одном сегменте, который определяется как стратегическая зона хозяйствования (СЗХ). СЗХ – это отдельный сегмент рынка, на котором предприятие действует или на который хочет найти выход. К основным характеристикам СЗХ относятся: емкость СЗХ, определяемая текущим спросом, динамические хар-ки спроса, конкурентная позиция предприятия в сегменте, ожидаемый объем продаж, фактические и прогнозируемые пок-ли(прибыль, рентабельность). По рез-ам анализа для каждой СХЗ можно сформировать отдельные стратегии. Для монопродуктовых фирм общая стратегия и стратегия СЗХ это одно и тоже. Для полипродуктовых или диверсифицированных компаний общая стратегия является системной стратегией СХЗ и определяется как портфель предприятия.

Для ранжирования СХЗ по степени их преимуществ принятия решений принимаются т.н. портфельный анализ – инструмент с помощью которого предприятие оценивает свою хоз.деятельность, с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления, сокращения или прекращения инвестиций в неэффективные проекты. Основной прием портфельного анализа – это построение двумерных матриц с помощью которых бизнес-единицы или продукты сравниваются между собой по различным критериям (темпы роста, стадии жизненного цикла, доля рынка).Как правило по одной оси фиксируются внутренние возможности фирмы, по другой –внешние.

Портфельный анализ

Портфельный анализ – инструмент с помощью которого предприятие оценивает свою хоз.деятельность, с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления, сокращения или прекращения инвестиций в неэффективные проекты. Основной прием портфельного анализа – это построение двумерных матриц с помощью которых бизнес-единицы или продукты сравниваются между собой по различным критериям (темпы роста, стадии жизненного цикла, доля рынка).Как правило по одной оси фиксируются внутренние возможности фирмы, по другой –внешние.

Этапы портфельного анализа:1)Все виды дея-ти предприятия разбиваются на стратегические бизнес единицы (СБС) – внутрифирменная организационная единица, которая отвечает за разработку стратегий в одном или нескольких сегментов рынка.2)Определение относительной конкурентоспособности и перспективы развития соответствующих рынков.3) разрабатывается стратегия бизнес-единиц.4)Дается сравнительный анализ бизнес-стратегий с выявлением потребности в ресурсах и формируется единая стратегия фирм.

Модель БКГ

Первой моделью корпоративного стратегического планирования принято считать так называемую модель "роста-доли", которая больше известна как модель БКГ (BCG). Эта модель представляет из себя своеобразное отображение позиций конкретного вида бизнеса в стратегическом пространстве, определяемом двумя координатными осями, одна из которых используется для измерения темпов роста рынка соответствующего продукта, а другая - для измерения относительной доли продукции организации на рынке рассматриваемого продукта. В основе матрицы БКГ лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-"трудные дети"), рост (товар-"звезда"), зрелость (товар-"дойная корова") и спад (товар-"собака").

В модели БКГ основными коммерческими целями организации предполагаются рост нормы и массы прибыли. При этом набор допустимых стратегических решений относительно того, как можно достичь эти цели, ограничивается четырьмя вариантами:

-Увеличение доли бизнеса организации на рынке.

-Борьба за сохранение доли бизнеса организации на рынке.

-Максимальное использование положения бизнеса организации на рынке.

-Освобождение от данного вида бизнеса.

Решения, которые предполагает модель БКГ, зависят от положения конкретного вида бизнеса организации в стратегическом пространстве, образуемом двумя координатными осями.

Модель Мак-Кинси

Модель Мак-Кинси представляет из себя матрицу, состоящую из 9 ячеек для отображения сравнительного анализа стратегических позиций, направлений хозяйственной деятельности организации. По осям Y и X определяются интегральные оценки привлекательности рынка (или отрасли рынка) и относительные конкурентные преимущества организации на рынке. Главная особенность этой модели – это то что в ней впервые стали рассматриваться не только так называемые физические факторы (прибыль, объем продаж), но и субъективные характеристики бизнеса, такие как изменчивость доли рынка, технология, кадровое обеспечение и т.д. В качестве главных достоинств матрицы Мак - Кинси является то, что различным факторам (оси Y и X) могут даваться различные весовые коэффициенты в зависимости от их относительной важности для того или иного бизнеса в той или иной организации, что делает оценку более точной. Главный недостаток данной матрицы заключается в том, что она не дает возможности ответить на вопрос о том, как именно надо перестроить структуру бизнес - портфеля.

МодельADL/LC

Модель основана на концепции жизненного цикла отрасли, которая проходит в своем развитии 4 стадии: рождения, развития, зрелости и спада. Основное теоретическое положение данной модели состоит в том, что и отдельно взятый вид бизнеса любой организации может находиться в одной из жизненных стадий и следовательно должен анализироваться в соответствии с этой стадией. Помимо стадии жизненного цикла, может меняться и конкурентное положение, где бизнес может занимать одну из 5 позиций:

1.доминирующая;

2.сильная;

3.благоприятная;

4.прочная;

5.слабая.

Модель Shell/DPM

Внешне похожа на матрицу Мак-Кинси и является дальнейшим развитием идеи стратегического позиционирования бизнеса, который заложен в основу модели БКГ. Имеются принципиальные различия. В модели Shell по сравнению с моделью Мак – Кинси, создан еще больше упор на количественные параметры, если в БКГ – это денежные средства, то в Мак-Кинси – отдача инвестиций, то модель Shell – это одновременно и то и другое. Вторая особенность, это то, что в ней рассматриваются бизнесы на разных стадиях жизненного цикла. Однако несмотря на видимые преимущества и популярность, оказалась ограниченной рамками рядом капиталоемких отраслей промышленности.

Матрица Ансоффа

Предназначена для выявления возможных стратегий предприятия в условиях растущего рынка, где учитываются 2 важных фактора: товар и рынок. На пересечении старый рынок – старый продукт: стратегия проникновения на рынок; старый рынок – новый продукт: стратегия создания нового продукта; новый рынок – старый продукт: стратегия поиска нового рынка; новый рынок – новый продукт: стратегия диверсификации. «+» данной матрицы: наглядность, простота. «-» данной матрицы: односторонняя ориентация в разрезе 2-х характеристик.

Модель PIMS

Данная модель стратегич.анализа – это американс.проект «влияния рыночной стратегии на прибыль». Реализована амер.институтом стратег.планирования на базе обработки стратегических данных по многофакторной регрессионной модели. В проекте используется опыт функционирования более 3000 фирм по 100 стратегичес.факторам. Первоначально модель строилась на информации компании General Electric. Затем в дополнение к этой информации были добавлены данные многих других корпораций.

85. Характеристика стратегического планирования(СП)

Цель СП - установление определенного порядка действий для подготовки эффективного функционирования конкурентоспособного предприятия. Реализация цели стратегического планирования возможна, если оно отвечает следующим принципам: 1. целеустановление и целереализация; 2. многовариантность, альтернативность; 3. глобальность, системность, комплексность и сбалансированность ориен тация на охват отдельными стратегиями всех аспектов деятельности объекта и взаимосвязь между ними; 4. наследственность; 5. непрерывность; 6. научная и методическая обоснованность; 7. реалистичность; 8. гибкость, динамичность, реакция на ситуацию; 9. эффективность и социальная ориентированность; 10 количественная и качественная определенность; 11. долгосрочностъ мероприятий; Период (временные характеристики) СП зависит от специфики предприятия, его отраслевой принадлежности, уровня неопределенности и динамичности среды. Определяя периоды, на которые разрабатываются стратегические планы, обычно учитывают, через какие промежутки времени осуществляется смена технологических процессов и обновление продукции. Основными преимуществами СП являются:1. связь текущих решений с будущими результатами, организованное осмысление решений (в противовес спонтанному принятию) с прогнозированием их последствий; 2. ориентация на поиск альтернативных вариантов достижения целей; 3. определение возможностей и угроз, сильных и слабых сторон деятельности предприятия, учет их при установлении целей и формулировании стратегии для обеспечения влияния на эти аспекты уже сегодня;4. сознательная подготовка будущего и к будущему; 5. распределение ответственности не только между направлениями деятельности, но и между текущей и будущей деятельностью. «Ловушками» СП являются: подмена содержания стратегической деятельности формой, забюрократизированность процедур разработки стратегий и планов; сверхзатраты времени для разработки стратегических планов, проявляющиеся в задержке реакции на изменения в среде; разрыв между стратегической и текущей деятельностью; надежды на то, что наличие стратегии уже обеспечивает ее существование; завышение ожиданий, разработка нереалистичных планов, не учитывающих специфики объекта планирования и возможностей осуществления изменений; надежды на нахождение «панацеи» от всех бед и направление на нее всех ресурсов, а не применение системного подхода для реализации стратегической деятельности.

86.Недостатки стратегического планирования (СП)

Основные недостатки практического применения системы СП: 1. отсутствие информации, необходимой для принятия стратегических решений; как следствие, наблюдается низкий уровень обоснованности плановых решений; 2. недостаточное использование научно-методического арсенала планирования - сценариев и методов ситуационного планирования и т. д. 3. слабо развитая система текущего анализа, контроля и корректировки стратегических планов; 4. преувеличение значения цифровых показателей; 5. несовершенная система стимулирования работников, принимающих участие в разработке и выполнении стратегических мероприятий; 6. недостаточный уровень организационного, социально-психологического и финансового обеспечения стратегического планирования.

87.Барьеры стратегического планирования

Существует много объективных и субъективных факторов, которые не дают возможность широко использовать систему стратегического планирования, достигать высокого уровня обоснованности планов и обеспечивать необходимый уровень их исполнения. Эти факторы можно сгруппировать следующим образом:

*неразвитость теоретических и методических основ разработки взаимосвязанной системы планов;

*неспособность производственно-управленческой системы воспринимать требования внешней и внутренней среды и адекватно реагировать на них, применяя систему стратегического управления;

*низкая квалификация руководителей и персонала плановых служб, которые не знают современных методов планирования или не умеют их применять.

Кроме того, существуют некоторые другие негативные факторы, т.е. барьеры стратегического планирования, которые не дают возможности применять систему стратегического планирования в полном объеме без внедрения необходимых мероприятий.

88.Модели стратегического планирования

Существует несколько наиболее распространенных моделей к организации процесса стратегического планирования.

1)Модель стратегического планирования на основе стратегического разрыва.

Стратегический разрыв - это поле стратегических решений, которые должны принять руководители предприятия для того, чтобы переориентировать имеющиеся тенденции в нужном направлении с целью достижения необходимых параметров развития предприятия.

Поле стратегических решений может охватывать широкий спектр предложений по освоению новых рынков, продуктов, дополнительных услуг, а также содействию развитию сильных и смягчению (устранению) слабых сторон деятельности предприятия. Для этого, в первую очередь, разрабатываются новые продуктово-товарные стратегии.

В условиях нестабильной внешней среды приходится проводить работу в разных направлениях. Минусы этой модели стратегического планирования в том что тратится много времени и денег на разработку вариантов заполнения стратегического разрыва, большинство из которых остается невостребованными.

Предприятия используют этот подход тогда, когда освоенные направления деятельности не имеют потенциала для обеспечения дальнейшего развития.

2)Модель, базирующаяся на учете рыночных преимуществ.

Эта модель тесно связана с использованием результатов SWOT-анализа. Основное внимание уделяется учету интересов акционеров (внешних и внутренних), которые принимают участие в принятии решений относительно мер, обеспечивающих долгосрочное развитие предприятия. Использование этого подхода ограничено из-за сложности в выявлении и балансировании интересов большого количества акционеров, особенно, когда отсутствуют сконцентрированные пакеты акций. Рыночные преимущества трактуются разными группами акционеров по-разному, что обусловливает сложности вразработке стратегических и тактических планов, контроле за их выполнением, интерпретации полученных результатов.

3)Модель, ориентированная на создание и поддержаниеконкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность - сложный многоплановый процесс, который касается разных сторон деятельности предприятия и требует решения специфических для каждой фирмы задач, что может достигаться разными способами. Так, некоторые из решений касаются лишь факторов производственно-технологической сферы (внутренней среды) и могут быть осуществлены без учета влияния факторов внешней среды. Другие касаются не только внутренних, но и внешних связей предприятия (например, реструктуризация), требуют значительных преобразований в содержании и направлениях деятельности, составе и количестве подразделений, их взаимосвязях и функциях и т. д. Целевая направленность на долгосрочную конкурентоспособность означает более широкий спектр стратегических мер в сравнении с моделью, ориентированной на заполнение стратегического разрыва, где иногда достаточно проводить исследования и разрабатывать стратегии, не выходя за рамки системы продукт-рынок. Тут неотложной проблемой является определение ключевых факторов успеха, и разработка соответствующих мер по их реализации.

4)Модели, учитывающие размеры предприятий.

Крупная фирма, имеющая развитый аппарат управления, достаточное количество финансовых и интеллектуальных ресурсов, использует планирование в полном объеме, с прохождением необходимых этапов, подэтапов, процедур и операций создания системы планов, проектов и программ. Необходимость всестороннего обоснования планов вызвана высокой ценой ошибок, которые могут привести к убыткам и даже к банкротству.

Для небольшой фирмы малого бизнеса используется упрощенный вариант стратегического планирования, поскольку объемы информации, используемой при формировании планов, невелики, большая часть принимаемых решений касается незначительного числа лиц и очень часто не оформляется в виде сложной системы плановых документов.

89. Структура стратегического плана

Общая структура стратегического плана отражает стратегический набор предприятия и может содержать следующие разделы:

1.Общий стратегический план развития предприятия (основные стратегические направления и ориентиры).

2.Стратегический план (СтП) развития конкурентных преимуществ и отдельных СЗХ.

2.1.СтП исследований, в том числе:

-фундаментальные исследования;

-разработки новой продукции;

-изучение рынка;

-финансирование НИР;

-рационализация управления;

2.2.СтП диверсификации;

2.3.СтП поглощения и слияния;

2.4.СтП ликвидации;

2.5.СтП по персоналу (2.1. -2.10);

2.6.СтП по информационному обеспечению (2.1. - 2.10);

2.7.СтП развития производства (2.1., 2.2., 2.4., 2.5.ип.п);

2.8.СтП маркетинга;

2.9.СтП по финансам;

2.10.СтП развития системы управления;

5. Планы текущей деятельности.

4.Планы выполнения СтП (планов, проектов, программ).

5.Планы-графики стратегического учета, контроля, анализа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.93 (0.011 с.)