Если рассматривать данную коллективную языковую личность с психолингвистической точки зрения, то можно отметить неоднородность ее поведения. Некоторые студенты задают вопросы, вызывающие смену темы разговора.
На основании изучаемого материала с позиции социолингвистики данную коллективную языковую личность можно охарактеризовать по некоторым индикаторам:
Принадлежность к одной социальной группе. Об этом свидетельствуют схожие реакции и наличие семантически неполных фраз, что указывает на наличие общего знания пресуппозиций и импликатур для всех присутствующих членов данной социальной группы.
Данная коллективная языковая личность в данной ситуации демонстрирует владение, как минимум на общем уровне, английским языком (преподаватель сказал фразу на английском языке, и у студентов не возникло проблем с её восприятием). Статус студента и знание общей структуры института и соблюдение узуса поведения объясняет определенный уровень дисциплинированности, наличие необходимых атрибутов (ручка и тетрадь), скудную жестикуляцию (что также может говорить о нахождении в формальной ситуации или нервозности), а также внешний вид (одежда в сдержанном стиле, близком к деловому).
Однако с точки зрения этикета учебного заведения – нарушено правило невербальной коммуникации: при входе в аудиторию преподавателя студенты не встают. Пропуск данного акта обусловлен сложившейся нормой общения на факультете.
Но некая форма вежливости все же присутствует (студенты приветствуют и прощаются с педагогом).
Возрастной статус: если судить по внешнему виду и манере поведения, то коллективная личность относится к 20-24-летней возрастной группе.
Из вышесказанного следует, что в целом рассмотренная нами группа является достаточно однородной коллективной языковой личностью, так как все внимание направлено на один объект и студенты имеют одинаковые реакции на поведение преподавателя.
К пространственной организации коллективной языковой личности мы можем отнести то, что у каждого студента есть зафиксированное за ним место.
Можно так же отметить ассиметричный характер данной коммуникации на вербальном уровне, о чём свидетельствует меньшее количество слов со стороны студентов (общее количество слов – 348, из них 83 сказано студентами), обусловленное отсутствием необходимости воздействовать на коммуниканта. На вербальном же уровне коммуникация симметрична.
На основании проведенного анализа структуры речевого действия можно судить о степени эффективности коммуникации. Наталия Евгеньевна играет ведущую роль в процессе коммуникации и по сравнению со студентами ее речь более коммуникативно ориентирована. Студенты представляют собой ведомый тип коммуниканта и сообщают меньше информации.
Несмотря на в целом эффективную коммуникацию, среди произведенных Наталией Евгеньевной коммуникативных актов немалую долю занимают коммуникативные акты с препятствиями. Основой для вербальных препятствий служит смешение стилей и незнание отдаленной семантики. Основой для невербальных препятствий служит переход Наталии Евгеньевны в закрытую позу и её жесты, неприемлемые для преподавателя высшей школы.
Несомненно, поведение студентов влияет на эффективность коммуникации. Пассивность, ведомость данной языковой личности заметны при анализе реакций студентов на высказывания преподавателя. Невербальными препятствиями со стороны студентов является неправильное обращение к процедуре при приветствии и прощании с преподавателем, а также закрытые позы на протяжении коммуникации.
Подводя итоги описания языковой личности Н.Е. Синичкиной, можно сказать, что большинство коммуникативных действий Н.Е. подчинены одной цели – демонстрация своего социального статуса и укрепление своей позиции. При более глубоком анализе становится ясно, что Наталия Евгеньевна мастерски использует арсенал средств как лингвистических, так и экстралингвистических, способствующих достижению данной цели, что характеризует Н.Е. как умелого коммуникатора с богатым опытом.
Можно так же отметить ассиметричный характер данной коммуникации на вербальном уровне, о чём свидетельствует меньшее количество слов со стороны студентов, обусловленное отсутствием необходимости воздействовать на коммуниканта. На вербальном же уровне коммуникация симметрична.
№ КА (общий)
| № КА (Н.Е.)
| хронометраж (мин:с:мс)
| события
| кинесика
| локуция (Н.Е)
| локуция (студенты и С.В.)
| перформатив
| комментарий
| коммуникативные неудачи
| семантика
|
|
| 00.000-00.800
| За дверью.
|
| Без улыбки, правая рука опущена, в ней - сумка, левая рука согнута в локте, пальцы собраны, потирает пальцами о кольцо.
|
|
| Репре-зентатив
|
| Невербальное препятствие (при входе в аудиторию «надевает маску»)
|
|
|
| 00:00:800 - 00:02.390
| С.В. открывает дверь, пропускает Н.Е вперёд. Она входит в аудиторию.
|
| Одновременно со словами: появляется улыбка продолжает идти, правая рука опущена, в ней - сумка, левая рука согнута в локте, пальцы собраны, потирает пальцами о кольцо.
| Здравствуйте!
|
| Контак-тив / Декла-ратив
| Привлечение внимания, речевой этикет. Заявление статуса.
|
| Хочет казаться доброжелательной и расположить к себе студентов.
|
|
| Переступив порог, смотрит на Пашу (замечает, что он записывает), переводит быстро взгляд на студентов, здоровается. Аккуратно огибает парту, проходя вперед.
| Идёт нерешительным шагом, опасливо.
| Улыбка (6 сек.), правая рука опущена, в ней - сумка, левая рука согнута в локте, пальцы собраны, потирает пальцами о кольцо, смотрит прямо, бросает быстрый взгляд на студентов (1 сек), продолжает идти, смотрит под ноги (2 сек).
|
|
| Декла-ратив
| Заявление гендерной роли, статусной доминанты.
|
| Собранность, скованность и напряжение. Демонстрация своего статуса положением тела, пластикой и мимикой. Особое преподнесение себя.
|
|
| 00:02.390 -00:03.100
|
|
| Паша и др.: Здравствуйте!
| Контак-тив
| Речевой этикет, "я вас заметил и реагирую".
| Невербальное препятствие (студенты приветствуют преподавателя словестно, но не встают согласно этикету учебного заведения)
|
|
| 00:03.100 - 00:06.050
| Бросает второй взгляд на студентов, затем смотрит на расположение стульев, их количество, смотрит на стол, подходит к нему.
|
|
| Декла-ратив
| Занятие места преподавателя в пространстве.
|
|
|
| Ставит сумку на стул, поправляет сумку, чтобы она не упала, перебирает пальцами.
| Возможно, поправляя кольцо, возможно, демонстрируя свой маникюр.
| У стола губы слегка дрогнули, бросает взгляд на стул (1 сек.), левой рукой берется за спинку стула, правой рукой ставит сумку, бросает взгляд на сумку (2 сек), левой рукой придерживает её за ручки.
|
|
| Декла-ратив
| Заявление, сохране-ние статуса.
|
|
|
| Выходит из-за стола, скрещивает пальцы, замыкает их в «замок».
|
| Поворачивает голову к С.В., смотрит на него.
|
|
| Экс-прессив
| Выраже-ние внимания.
|
|
| 00:06.050 -00:17.300
| Стоит, слушая С.В., при этом переминается с ноги на ногу, перебирает пальцами.
| Нервни-чает.
| Голова повернута к С.В., продолжает смотреть на него, складывает руки перед собой в замок, перебирает пальцами, слушает с серьезным и внимательным выражением лица (7 сек.)
|
| С.В.: я хочу представить вам Наталию Евгеньевну, которая будет ээ участвовать в проведе.. В осуществ-лении нашего курса в отноше-нии социолинг-вистики.
| Декла-ратив
|
| Скрытое невербальное препятствие (переход в закрытую позу)
|
|
| И вот она несколько слов нам скажет.
| Дирек-тив (косв.)
| "Скажите нам что-нибудь".
|
|
|
| 00:17.810 - 00:18.800
| Кивает С.В., поворачивается лицом к студентам.
| Выра-жает благо-дар-ность С.В.
| Одновременно со словами: лёгкая улыбка, кивок С.В.
| Спасибо, Сергей Викторов-ич.
|
| Контак-тив
| Речевой этикет, "я осознаю, что вы закончили свою речь".
|
|
|
|
| 00:18.800 - 00:23.110
| Начинает говорить, попеременно поворачивается к говорящим, активно жестикулирует.
| Жестикуляция выражает скованность и сдержанность.
| До слов: поворачивается к студентам, переводит взгляд на студентов. Одновременно со словами: расцепляет и разводит руки. После слов: сцепляет руки в замок перед собой, приоткрывает рот, несколько раз моргает, облизывает губы.
| Ещё раз здравствуй-те, ребята.
|
| Контак-тив
| Речевой этикет, повторное привлечение внимания.
| Стилистическое препятствие («ребята») + скрытое невербальное препятствие (облизывает губы) + Скрытое невербальное препятствие (переход в закрытую позу, повтор №2).
| Переключение внимание с С.В. на себя.
|
|
| 00:23.110 -00:26.300
| Выходит глубже в аудиторию.
| Продолжает жестикулировать, начинает больше двигаться, переминается с ноги на ногу.
| Одновременно со словами: разводит руки. После слов: поворачивает голову к левой части аудитории, стоит с разведенными руками (3 сек.)
| Может, вы хотите мне какой-то вопрос задать?
|
| Интер-рога-тив, директив (косв.)
| Прагматический маркер неуверенности ("может"). Призыв к вступлению в коммуникацию.
|
| Переклады-вание инициативы на студентов.
|
|
| 00:26.310 - 00:27.790
| Услышав вопрос, поворачивает голову и корпус к Паше. Затем сразу же чуть поворачивает корпус в обратном направлении. Медленно сцепляет руки в замок (1 сек.), слегка улыбается.
|
| Паша: А что это за эксперимент такой? Ха-ха!
| Рогатив
| Вопрос.
| Семантическое препятствие (неуместное употребление слова "эксперимент") + Скрытое невербальное препятствие (переход в закрытую позу, повтор №3).
| Н.Е. слегка улыбается, желает выразить доброжелательность и заинтересованность.
|
| 00:27.790 - 00:29.100
|
|
| Все: Ха-ха-ха!
| Экс-прессив
| Выраже-ние эмоции.
|
| Смущение Н.Е. из-за камеры. Или реакция телом на смех в аудитории.
|
| 00:29.100 –30:610
| Руки сцеплены в замок, приоткрывает рот, несколько раз моргает.
|
| Паша: Расска-жите об этом!
| Дирек-тивный перфор-матив прось-бы
| Перекла-дывание инициа-тивы.
|
|
|
16, 17
|
| Паша: нам.
| Репре-зента-тив + экпрес-сив (Н.Е.)
| Указание адресата сообщения, "мы заинтересованы в коммуникации".
|
|
|
|
| 30:610 - 00:32.510
| До слов: открывает рот, делает глубокий вдох, удивленно расширяет глаза, несколько раз моргает Одновременно со словами: улыбка, начинает разводить руки в замке.
| Какой именно экспери-мент?
|
| Рогатив
| Вопрос - уточнение.
| Семантическое препятствие (повтор за Пашей, см. выше)
| Снова перекладывание инициативы на студентов. Желание Н.Е. заставить студентов работать на себя.
|
| 00:34.100 - 00:35.100
| Улыбка становится то больше, то меньше, то совсем пропадает.
|
| Паша: Вот с записыванием всего этого.
| Репре-зента-тив
| Ответ - пояснение.
|
| Внутреннее напряже-ние и неуверен-ность.
|
|
| 00:35.100 - 00:36.800
| Одновременно со словами: наклоняет голову вперед, руки сцеплены в замок.
| А вам не объяснили?
|
| Рогатив
| Вопрос – удивле-ние.
| Скрытое невербальное препятствие (переход в закрытую позу, повтор №4).
| Удивление и непонимание. Перебрасывание дискомфорта ситуации на студентов.
|
| 00:36.800 - 00:38.200
| Моргает, сжимает губы.
|
| Паша: Эээ... мест... так, чуть-чуть.
| Репре-зента-тив
| Ответ.
| Скрытое невербальное препятствие
|
|
| 00:38.200 - 00:41.400
| Одновременно со словами: указывает кивком на Пашу, запрокинув голову, руки сцеплены в замок. После слов: натянуто улыбается (1,5 сек.).
| А как вы понимаете?
|
| Рогатив с дирек-тивной окрас-кой
| "Я хочу узнать, как вы сами это понимаете", перекладывание инициативы.
|
|
|
| 00:41.400 - 00:42.340
| Сжимает губы.
|
| Паша: Хм, ну как вы понимаете?
| Рогатив
| "Я не буду отвечать на вопрос", перекладывание инициативы.
|
Скрытое невербальное препятствие
(недовольство тем, что Паша берет на себя ее роль преподавателя, задавая ее вопрос студентам, повтор №2)
| Понимает, что собеседник не сможет дать удовлетворительного ответа, поэтому, не дожидаясь ответа, переключает внимание на студентов.
|
24, 25
| 13, 14
| 00:42.340 - 00:47.310
| До слов: разворачивает голову и корпус к студентам, улыбается. Одновременно со словами: руки разведены ладонями вверх (4 сек.). После слов: сцепляет руки в замок, поворачивает голову налево, обводит взглядом студентов.
| Как вы понимаете, о чем пойдет речь в этом эксперименте?
|
| Рогатив + экспрес-сив
| "Всё-таки ответьте", перекладывание инициативы + выражение внимания.
| Семантическое препятствие (повтор №2) + Скрытое невербальное препятствие (переход в закрытую позу, повтор №5).
| Вновь перекладывание инициативы. Желание показаться доброжелательной, чтобы студенты не стеснялись и не боялись отвечать на вопрос. Подхватывает неуместное в данной ситуации использование термина "эксперимент", придавая ему неправильную семантическую нагрузку. Либо не догадывается об этом, либо знает, но не считает нужным на это указывать.
|
| 00:47.310 - 00:48.990
| Поворачивается и смотрит на Олю (2 сек.).
|
| Оля: Абсо-лютно без понятия.
| Репре-зента-тив
| Ответ.
|
|
|
|
| 00:48.990 - 00:51.860
| До слов: поворачивается к студентам. Одновременно со словами: хмурит брови, разводит руки. После слов: шаг к студентам.
| Ээ..собственно какой предмет вы изучаете сейчас?
|
| Рогатив
| Вопрос, переход к новой теме.
| Скрытое невербальное препятствие
| Снова принуждение студентов работать на себя. Подчеркивание своего статуса и подкрепление доминирование над студентами.
|
| 00:51.860- 00:53.200
| Моргает, обводит взглядом студентов, руки разведены (3 сек.).
|
| Все: Прагмалинг-висти-ку.
| Репре-зента-тив
| Ответ.
|
|
|
| 00:54.000 - 00:56.300
| Одновременно со словами: кивает в такт словам, руки разведены ладонями вверх (4 сек.).
| Предмет прагмалингвистики в чем заключается?
|
| Рогатив
| Вопрос.
|
|
|
| 00:56.300 - 00:59.140
| Делает шаг навстречу аудитории, сцепляет руки в замок, облизывает губы.
| (пауза)
|
| Окуле-сичес-кий перфор-матив
| Ожидание ответа, отмена предшествующего акта.
| Осечка (студенты не отвечают на вопрос) + Скрытое невербальное препятствие (переход в закрытую позу, повтор №6) + скрытое невербальное препятствие (повтор №2).
| Давление на студентов.
|
|
| 00:59.140 - 01:01.400
| Одновременно со словами: перекрещивает и разводит руки в стороны на уровне груди ладонями к студентам (2 сек.). После слов: дотрагивается левой рукой до правой (возможно, ей хотелось вернуть кисти в привычный замок, но, разведя руки достаточно широко, просто трудно быстро вернуть их в такое положение)
| Хорошо, уйдем от этого.
|
| Дирек-тив + конста-тив
| "Я вижу, что вы не можете ответить", смена темы.
|
| Выход из тупика. Желание "отыграть назад".
|
|
| 01:01.400 - 01:12.800
| Одновременно со словами: разворачивает корпус и голову к С.В., указывает на С.В. параллельным движением обеих рук (3 сек.).
| Сергей Викторович сказал, что
|
| Репре-зента-тив – рефе-ренция
| Несовпадение семантики предложений и иллокутивных интенций, заключающихся в намерении представиться, рассказать, что она преподаватель, специалист в определённой области, и, видимо, будет преподавать здесь, причем больше у младших курсов (кусочек лекций).
|
| Принуждение косвенно работать на себя. Желание заручиться поддерж-кой.
|
|
| Одновременно со словами: разворачивается к студентам, кивает, складывает руки в замок, паралельные движения сложенными руками.
| в рамках курса прагмалингвистики будет небольшой кусочек лекций, посвященный социолингвистике. И вот в этот момент мы как раз с вами и встретимся.
|
| Декла-ратив
| Осечка (т.к. далее буден задан вопрос «Кем вы работаете?») + Скрытое невербальное препятствие (переход в закрытую позу, повтор №7).
|
|
|
| 01:13.400 - 01:19.200
| Одновременно со словами: наклоняется к студентам, руки в замке, кивает.
| Социолингвистика. Есть ли у вас предположения, о чем мы будем с вами говорить, чему будем учиться?
|
| Интер-рогатив
|
|
| Переклады-вание инициативы на студентов.
|
|
| 01:19.200 - 01:23.210
| Обводит глазами студентов слева направо, поворачивает голову направо.
|
|
| Окулесический перформатив с директивной окраской
| Прагматический маркер - установление ролей, действие окончено.
|
| Находясь в выигрышной позиции, кокетничает. Заставляет студентов работать, но теперь менее жестко. В конце имеет намерение завершить паузу и начать говорить.
|
|
| Смотрит на правую часть аудитории, руки в замке, бросает взгляд на левую часть аудитории, улыбается, в конце на мгновение перестает улыбаться.
|
|
| Окуле-сичес-кий перфор-матив
|
| Предвидится коммуникативная неудача (студенты не идут на контакт).
|
37, 38
|
| 01:23.210 - 01:26.900
| Поворачивает голову к Паше, смотрит на него, слегка улыбается.
|
| Паша: Видимо тому, как ведет и говорит человек в социуме что-то.
| Репре-зента-тив + экспрес-сив (Н.Е.)
| Пауза уже неприлична, ответ по принуждению.
| Всё-таки осуществляется КА. Препятствие (Паша разрушает план Н.Е., большой перформативный эффект).
| Кокетство Н.Е. Желание выразить доброжелательность.
|
|
| 01:26.900 - 01:27.200
| Моргает.
|
|
| Окуле-сичес-кий перфор-матив
| Несовпадение импликатур (ответ на языке здравого смысла, конфликт дискурсов обескураживает).
|
| Неудовлетворенность ответом. Обескураженность из-за несовпадения дискурсов.
|
40, 41
| 26, 27
| 01:27.200 –01:30:800
| Указывает правой рукой на Сашу, дотрагивается левой рукой до правой, кивает.
|
| Саша: Разных социальных групп особенности, может быть.
| Репре-зента-тив + экспрес-сив (Н.Е.)
|
|
| Подчеркивание с помощью кинесики своего статуса доминирующего преподавателя. Ощущает себя учителем в школе.
|
|
| 01:30:800 - 01:32.030
| Одновременно со словами: кивает.
| Угу.
|
| Репре-зента-тив
| Принима-ет ответ.
| Препят-ствие (стилис-тическая неумест-ность)
|
|
|
| 01:32.030 - 01:33.000
| Одновременно со словами: разворачивает голову направо, смотрит на студентов, дотрагивается левой рукой до правой на уровне груди.
| Ещё какие мнения?
|
| Интер-рогатив
|
|
| Принуждение студентов работать на себя. Переход в закрытую позу.
|
|
| 01:33.000 - 01:37.100
| Замирает.
|
|
| Окуле-сичес-кий перфор-матив / прескри-птив
|
|
| Давление на студентов.
|
|
| 01:37.400 - - 01:40.200
| До слов: делает глубокий вдох. Одновременно со словами: разводит руки.
| А смысл?
|
| Интер-рогатив
|
|
| Продолжа-ет эксплуати-ровать студентов.
|
|
| Одновременно со словами: указывает на студентов в левой части аудитории, наклоняется вперед, хмурится, руки разведены.
| Вот вам как…
|
| Несосто-явшийся рогатив
|
| Скрытое невербальное препятствие (повтор №2)
|
|
|
| 01:40.200 - 01:41.950
| Одновременно со словами: наклоняет голову вперед, сцепляет руки в замок. делает шаг вперед, наклоняется всем корпусом.
| Кстати, кто вы по специальности?
|
| Рогатив
| Прагмати-ческий переключатель "кстати".
| Скрытое невербальное препятствие (переход в закрытую позу, повтор №8).
| Ей не знакома структура ИМБК. Или действительно не знает, какая у студентов специальность. Либо это некое разыгрывание, чтобы таким образом покрасоваться, подчеркнуть свой статус.
|
| 01:41.950 - 01:43.000
| Поворачивает голову направо, улыбается.
|
| Света: Лингвисты.
| Репре-зента-тив / деклара-тив
|
|
|
|
|
| 01:43.000 - 01:49.400
| Одновременно со словами: наклоняется всем корпусом, руки сложены в замок, хмурится. После слов: делает шаг вперед.
| Лингвисты.
|
| Декла-ратив
|
| Скрытое невербальное препятствие (повтор №3).
|
|
|
| Одновременно со словами: разводит руки, улыбается.
| Очень широко.
|
| Репре-зентатив
|
|
|
|
51, 52
| 36, 37
| Одновременно со словами: улыбается, разводит руки (2 сек.).
| А вам-то зачем это нужно знать?
|
| Рогатив + окулесичес-кий перфор-матив
|
|
| Неявный указ на то, что, согласно её педагогической концепции, высшее образование должно быть узко специализированным, а следовательно, изучение её предмета для лингвистов не является необходимым.
|
|
| 01:49.400 - 01:51.900
| Улыбается, моргает.
|
| Света: Ну как же, нам нужно знать всё, что связано с языком.
| Репре-зентатив
|
|
|
|
| 01:51:740 - 01:53.700
| Одновременно со словами: круговое движение руками. После слов: сцепляет их в замок.
| Всё-всё-всё.
|
| Репре-зентатив
| Ирония.
| Скрытое невербальное препятствие (переход в закрытую позу, повтор №9).
| Выражение скепсиса и нежелание продолжать разговор на эту тему.
|
|
| 01:53.700 - 01:56.900
| С.В. просит написать на доске.
| До слов: вздыхает. Одновременно со словами: смотрит на студентов в левой части аудитории.
| Ээ..кто-то запомнил как меня зовут?
|
| Интер-рогатив
| Смена темы, вопрос. Прагматический переключатель.
|
| Выход из тупика - резкая смена темы. Снова желание активизировать студентов, заставив их работать на себя.
|
| 01:56.900 –01:59.160
| Поворачивает голову к С.В., смотрит на доску, улыбается.
|
| С.В.: Вы напишите нам пожалуйста.
| Дирек-тив
|
|
|
|
| 01:59.160 –02:00:800
| Одновременно со словами: улыбается, наклоняется к студентам.
| Кто-нибудь услышал, как меня зовут?
|
| Интер-рогатив
| Вопрос-уточнение, т.к. ответа не поступило.
|
|
|
| 02:00:610 –02:01:600
| Поворачивается к доске, берет мел.
| Не замечает протянутого мела.
| Улыбается, разворачивается к столу, наклоняется, берет мел.
|
| С.В.: Напишите нам, пожалуйста.
| Дирек-тив
|
|
|
|
| 02:01:600 -02:02.400
|
| Студенты: Наталия Евгень-евна.
| Репре-зентатив
| Ответ.
|
|
|
|
| 02:02.400 - 02:14.840
| Подошла к доске, начала писать. Пишет своё имя и отчество.
| При этом она двигается равномерно при написании, но резко останавливается на середине доски. (Там находится не ее «территория»). На первом этапе работы с доской усиливается напряжение, ощущается дискомфорт (позиция «спиной к аудитории» наиболее незащищённая).
| Разворачивается к доске, пишет резкими движениями, правая рука согнута на уровне груди, левая рука согнута на уровне пояса.
| Меня зовут Наталия Евгеньевна.
|
| Репре-зентатив
| Написание имени и отчества на доске – особый вид кинесики, который сопровождает локуцию
|
|
|
|
| 02:14.840 - 02:17.540
| Поворачивается к студентам.
|
| Корпус развернут вправо вполоборота к студентам; улыбается (3 сек.), замирает (3 сек. после вопроса)
| Что вы еще хотите обо мне узнать?
|
| Рогатив
|
|
| Легкое смущение и оживление от того, что говорят про неё.
|
|
| 02:17.540 - 02:19.500
| Корпус развернут вправо, вполоборота к студентам; улыбается 2 сек. (во время вопроса Паши),разводит руки, ладони направлены вверх; рот приоткрыт, корпус развернут вполоборота к студентам, поворачивает голову в сторону С.В., переводит взгляд со студентов на С.В., смеется 3 сек. (после вопроса Паши).
|
| Паша: Кем вы работае-те?
| Рогатив
|
| Препятствие (задается вопрос, неуместный в данной коммуникативной ситуации).
| Аппелирование к С.В. Растерянность. Удивление и оторопь из-за несоответствия пресуппозиций её и студентов.
|
63, 64
| 02:19.500 - 02:21.300
| Ха-ха-ха!
| Ваня: Вашу фами-лию.
| Рогатив + экспрессив (Н.Е.)
|
|
|
|
| 02:21.300 - 02:23.040
| Руки разведены, ладони направлены вверх; корпус развернут вполоборота к студентам, взгляд направлен на С.В., улыбка 2 сек. (одновременно со своими словами).
| Кем я работаю…
|
| Репре-зентатив
| Повторяет себе вопрос.
|
|
|
| 02:23.040 - 02:28.440
| Руки разведены, ладони направлены вверх, слегка двигает руками вверх-вниз; корпус, шея, голова развернуты к студентам в правой части аудитории, взгляд направлен на них, улыбка2 сек., кивки головой, поворот корпуса, шеи, головы к студентам в левой части аудитории, перевод взгляда со студентов в правой части аудитории на студентов в левой (2 сек.); руки разведены, ладони направлены вверх, улыбается3 сек., облизывает губы 1 сек. (одновременно со своими словами).
| Угадайте с трех раз, кем я работаю, если я буду читать у вас курс социолингвистики!
|
| Интер-рогатив / дирек-тив
|
| Скрытое невербальное препятствие (повтор №3).
| Перекладывает растерянность на студентов вместо формального ответа.
|
| 02:28.440 - 02:29.290
| Часто моргает (одновременно со словами студентов) 2 сек.
|
| Студенты: Препо-давателем, может быть.
| Репре-зентатив
|
|
|
|
|
| 02:29.290 - 02:30.300
| Разворачивает корпус от студентов к доске, кивает, правая рука расположена на уровне груди перед доской, левая – согнута в локте, расположена на уровне поясницы (одновременно со своими словами).
| Преподава-телем.
|
| Репре-зентатив
|
|
|
|
|
| 02:30.300 - 02:35.800
| Поворачивается обратно к доске. Пишет свою фамилию.
| Момент «передышки», сбор сил перед «атакой» и переходом в позицию доминирования.
| Стоит спиной к студентам, лицом к доске; держит в правой руке мел, пишет мелом на доске, правая рука расположена на уровне груди, левая согнута в локте, расположена на уровне поясницы 5 сек.; при записи фамилии слегка наклоняется вперед и вправо (одновременно со своими словами).
| Моя фамилия: Синичкина.
|
| Репре-зентатив
| Написание фамилии на доске – особый вид кинесики, который сопровождает локуцию.
|
|
|
|
| 02:35.800 - 02:45.300
| Поворачивается лицом к студентам, смотрит на студентов в правой части аудитории, левая рука сжата в кулак, правой рукой держит мел 2 сек. (одновременно со своими словами).
| Еще что вы хотите обо мне узнать?
|
| Интер-рогатив
|
| Скрытое невербальное препятствие (сжатая в кулак рука).
| Оживилась от того, что говорят про неё.
|
71, 72
| 49, 50
|
| Правой рукой держит мел и проводит в воздухе рукой полукруг, похожий на циферблат, 2 сек (одновременно со своими словами), слегка поворачивается влево и смотрит на студентов в левой части аудитории, улыбается. Снова смотрит на студентов в правой части аудитории 4 сек., слегка сжимает губы 1 сек., слегка поворачивает голову влево, обводит взглядом студентов в левой части аудитории. улыбается3 сек.(после своих слов).
| У меня осталось буквально 20 секунд.
|
| Декларатив + окулесический перформатив с экспрессивной окраской
| Имита-ционный ход.
| Скрытое невербальное препятствие (повтор №3).
| Попытка ещё больше вызвать оживление студентов.
|
| 02:45.300 - 02:46.400
| Отходит от доски, выходит ближе к студентам, встает сбоку от стола.
| Слегка поворачивает голову вправо, поворачивается прямо к студентам, руки согнуты в локтях на уровне поясницы, левая рука слегка сжата в кулак,2 сек. Улыбается 2 сек. (до вопроса),взгляд устремлен на Свету, замирает на 3 сек. (во время вопроса Светы).
|
| Света: Почему вы улыбае-тесь?
| Интер-рогатив
| Рука сжата в кулак – жест закрытости: не может сцепить руки в замок, так как в правой руке держит мел.
| Препятствие (задается вопрос, неуместный в данной коммуникативной ситуации - неправильное обращение к процедуре) + скрытое невербальное препятствие (повтор №2)
| Смущение.
|
| 02:46.400 - 02:47.490
|
| Все: Ха-ха-ха! (смех)
| Экспрессив
|
|
|
|
|
| 02:47.490 - 02:52.000
| После активного выхода по направлению к студентам продолжает говорить, активно жестикулируя и переступая с ноги на ногу.
| Атака после «передышки», показывает свою неосведомленность в происходящем. Показывает, что С.В. не предупредил её о содержании опыта.
| Слегка поворачивается вправо, смотрит на студентов в правой части аудитории, поворачивается влево, смотрит на студентов в левой части аудитории, руки согнуты в локтях, разводит руками, улыбается4 сек. (одновременно со своими словами).
| Потому что, также как и вы, я не понимаю цели этого эксперимента… Открою вам небольшую тайну.
|
| Репрезентатив
| Предпочитает сохранить коммуникацию, а не статус. Прагматический переключатель.
| Стилистическое препятствие (неуместное употребление слова "эксперимент"- повтор №3).
| Выход из длительного стресса после получения личного вопроса в официальной ситуации. Это порождает бурную спонтанную реакцию.
|
|
| 02:52.000 - 02:59.900
| Делает несколько довольно больших шагов от студентов.
| Н.Е. как бы извиняется перед Сергеем Викторовичем за «атаку».
| Слегка поворачивает голову вверх и немного влево, смотрит на потолок 1 сек., руки согнуты в локтях, разводит руки, отходит на шаг назад, поворачивается прямо к студентам, смотрит на нее2 сек., затем бросает взгляд на студентов в левой части аудитории, моргает 1 сек., поджимает губы 1 сек., смотрит на студентов в правой части аудитории, разводит руками 3 сек. (одновременно со своими словами).
| Поэтому вот, я вот, пытаюсь что-то здесь сделать, для того, чтобы вы по букв…как можно больше получили материала, с которым можно будет работать.
|
| Комис-сив + репре-зентатив
|
|
|
|
| 02:59.900 - 03:10:700
| Продолжает говорить, активно жестикулируя.
| Продолжает держать мел в руке.
| Поворачивается влево, смотрит на студентов в левой части аудитории, руки согнуты в локтях, слегка сводит руки (одновременно со своими словами) 3 сек.
| Но для того, чтобы вы обрабатывали этот материал более системно, я добавлю,
|
| Репре-зентатив
| Немотивированный переход к регалиям, оправдываемый рационалистическим подходом (рационализация в понимании психоаналитиков).
|
| Обеспечение связности текста с использованием целой фразы в качестве прагматического маркера.
|
|
| Слегка приподнимает руки, ладони направлены перпендикулярно полу. Смотрит то на студентов в левой части аудитории, то на студентов в правой, слегка поворачивая корпус то в одну, то в другую сторону 5 сек. (одновременно со своими словами).
| что я кандидат филологических наук, я руссист, синтаксист. Я доктор педагогических наук, профе..профессор.
|
| Декла-ратив
| Частичное несовпадение семантики предложений и иллокутивных интенций, заключающихся в желании укрепить свой статус и обратиться к нему в стрессовой ситуации.
| Скрытое препятст-вие (см. семанти-ку).
| Происходит запинка, т.к. С. является профессором по должности, а не по званию, что вынуждает её остановиться и интонационно иначе оформить слово "профессор".
|
|
| 03:10:700 - 03:15.600
|